Образ чацкого в комедии горе от ума. Образ Чацкого ("Горе от ума")

Тема:Образ Чацкого в системе образов комедии «Горе от ума»

Цели урока:

  • продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
  • развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
  • воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.

II. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

III. Беседа по ранее изученному материалу

Вопросы:

  1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
  2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
  3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
  4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
  5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?

IV. Изучение новой темы

1/Характеристика главного героя по плану

  1. Личная драма Чацкого.
  2. Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
  3. Одинок ли Чацкий?
  4. Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
  5. Значение образа Чацкого.

1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

1 Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.

Что вызывает гнев Чацкого?

Что провозглашает Чацкий?

Крепостное право; жестокость помещиков.

Гуманность, уважение к простому русскому человеку.

Карьеризм, чинопочитание.

Службу делу, а не лицам.

Невежество.

просвещение

Рабская мораль, безгласие.

Свободу мысли и высказываний.

Пренебрежение к национальной культуре

Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры.

  1. Чацкий в борьбе со старым миром.

: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.

  1. Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.Слайд 7
  2. Слово учителя о значении образа Чацкого.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

  1. Одинок ли Чацкий?

С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

  1. Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

4. Работа класса с таблицей.

Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).

Сопоставительные признаки

Происхождение

Воспитание, образование

Свободное, в доме Фамусова

Жизненные ценности

“ И награжденья брать и весело пожить”

Отношение к Софье

“ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

Отношение к фамусовскому обществу

Не приемлет мораль фамусовского общества

Физминутка (проводит учитель).

5. Обобщение по всей теме

Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

V. Итоги урока.

Вопросы:

  • Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
  • Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
  • Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
  • Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
  • Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

VI. Домашнее задание:

  1. анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно.характеристика образа Чацкого на основе монологов
  2. статья уч.с.152-157

VII.Выставление мотивированных оценок учащимся за урок.


Меню статьи:

Образ Александра Чацкого удачно совместил в себе черты байронического героя и лишнего человека. Он – глашатай новых порядков, человек, опережающий свое время. Именно потому его личность ярко противопоставляется в комедии всем остальным персонажам, а он является, по сути, одиноким и непонятым своим обществом.

Семья, детство и юношество героя

Александр Андреевич Чацкий – потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был вхож в так желаемый многими мир высшего общества. Родители Чацкого рано умерли, оставив своему сыну в наследство значительное поместье.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой фамусовского общества в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Братьев и сестер у Александра Андреевича нет – он единственный ребенок в семье. Скорее всего, других родственников (даже дальних) у Чацкого не было, так как после смерти его родителей, Чацкого на воспитание берет друг его отца – Павел Фамусов – чиновник и знатный человек в кругах аристократии и Московских кругах в частности.

Чацкий живет в доме Павла Афанасьевича некоторое время. Повзрослев же, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был неплохим воспитателем, так как у Чацкого о нем остались приятные воспоминания. Александр Андреевич приезжает в дом Фамусова полный позитивных мыслей и с дружелюбными намерениями.

Чацкий входит в состав Английского клуба – клуба джентльменов для аристократов. Английский клуб предусматривал разнообразное изъявление социальной и политической жизни. Однако же, в целом он сводился к карточным играм и обедам. Судя по всему, Александр Андреевич не был частым его гостем. Вначале это было связанно с его возрастом, в дальнейшем, Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба. По истечению трехгодичного срока Чацкий возвращается на Родину, где и происходят основные события комедии Грибоедова.

За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений людей, их социальной и общественной позиции.

Характеристика личности

Как и любой другой аристократ, Чацкий получил основное образование, которое включало базовое понятие об обустройстве мира и экономике, был обучен иностранным языкам (в частности французскому, как самому распространенному из всех иностранных языков).Кроме этого, Александр Андреевич был обучен танцам и музыке – это было обыденностью для аристократии. На этом образование Чацкого не закончилось, но перешло в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно познает мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории. Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили накопить Чацкому значительный багаж знаний, благодаря которому он стал философом не достигнув седин.

Чацкий ранее состоял на военной службе, но вскоре он разочаровался в военной карьере и подал в отставку. На гражданскую службу Александр Андреевич не приступил. Она его мало интересовала.

Свою дальнейшую жизнь он планирует посветить делам своего поместья. Однако же в глазах общественности такой поступок выглядит немыслимым действием – окружающие считают, что адекватный человек не может так поступить, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заслужить авторитет в обществе – другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали не принимаются окружающими и считаются абсурдными.

Чацкий не считает недостатком высказывания свободно своей позиции – он думает, что это должно быть нормой в воспитанном обществе.

Речь его часто носит саркастический и иронический характер. Судя по всему, это связанно с его откровенной оппозицией по отношению к другим представителям социума. Он искренний человек, Чацкий считает, что необходимо говорить людям правду – он не принимает лукавства и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.

Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим образованием и развитием, вызывают у Чацкого отвращение.

Он искренне любит свою Родину и переполнен стремления улучшить жизнь своего народа, не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.

Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом

Чацкий активно противостоит так званому фамусовскому обществу – группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника – Павла Афанасьевича Фамусова. Фактически на основе этой группы аристократов показана типичная ситуация в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества. А их позиция не является исключительно их, а обыденным явлением.

На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с образом Фамусова в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”.

В первую очередь отличие Чацкого и его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению дел и особенностях продвижения по карьерной лестнице – в мире аристократии все решают взятки и круговая порука – честь и гордость давно забыты высшем обществом. Они готовы восхищаться людьми, которые прислуживаются и всячески готовы угождать своему начальнику – никто не ценит людей, хорошо выполняющих свою работу, профессионалов своего дела и это очень огорчает молодого человека. К особому изумлению Александра Андреевича, берут взятки не только свои люди, но и иностранцы, для которых это неприемлемое дело.

Следующим камнем преткновения стало отношение к видам деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная – остальные виды деятельности они считают второсортными и позорными для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы. Такая позиция заключена, в первую очередь, в абсолютном пренебрежении образованием. Почти все представители фамусовского общества думают, что наука и образование не приносит никакой пользы, а только отбирает силы и время у людей. Приблизительно такого же мнения они и по поводу искусства. Людей же, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и всячески готовы высмеивать.


Неудовлетворительную характеристику Чацкий дает и помещикам, проанализировав их отношение к крепостным – очень часто для дворян крепостные никто – они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это касается не только недобросовестно выполнявших свои обязанности людей, но и прилежно служащих своему помещику. Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. В целом, Грибоедов ни сам лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право в целом, как, впрочем, и не являлся его сторонником. Его критика обрушена не на само построение взаимоотношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.

Чацкий и Соня Фамусова

Александр Чацкий и Соня Фамусова были давними знакомыми – они знали друг друга с детства. После смерти родителей Чацкого девушка фактически заменила ему сестру – их отношения всегда были дружескими и носили позитивный характер. По мере взросления они начали меняться, и на смену детской привязанности и дружбе пришла влюбленность. Однако полноценно развиться роману помешала поездка Чацкого и то, что он уехал от Фамусова, что Соня восприняла не как обыденность, связанную с достижением Чацкого нового этапа в жизни – самостоятельного становления, а как разочарование. По ее мнению, Чацкий покинул их дом, потому что там ему наскучила жизнь.

В свою поездку Чацкий увез не только теплые воспоминания о своем воспитателе, но и влюбленность в его дочку – Соню. По возвращению домой он надеялся возобновить их отношения и развить их. Александр Андреевич видел в образе Сони свою будущую жену. Однако сразу же после приезда он был резко осажен в своих намерениях жениться на девушке ее отцом, который считал, что на должность его зятя может претендовать исключительно богатый человек, готовый заниматься своей карьерой. Чацкий не подходил под критерии – он был обеспеченный, но недостаточно богат, а от карьеры совсем отказался, что крайне негативно воспринялось Фамусовым. С этой поры детское восхищение Фамусовым постепенно начало таять.


Александр Андреевич надеется, что чувства девушки, по отношению к нему искренни, и они смогут убедить отца в необходимости свадьбы. Соня отвечает Чацкому взаимностью, однако, со временем оказывается, что его возлюбленная ничем не лучше своего отца. Ее признательность и взаимность – это всего лишь игра на публику, на самом же деле девушка любит другого человека, а Чацкого всего лишь дурачила.

Раздосадованный Чацкий обличает девушку в недостойном поведении и искренне радуется, что не стал ее мужем, ибо это было бы сущим наказанием.

Таким образом, Александр Чацкий образ в целом гуманный и полный стремления изменить жизнь окружающих его людей к лучшему. Он искренне верит в пользу науки и искусства, а люди, уделяющие внимание своему развитию, вызывают у него интерес и восхищение. По мнению Чацкого ложь и корысть должна отойти на второй план, а ее место должно занять добро и гуманность. Люди, в его понимании, должны жить, руководствуясь законами морали, а не личной выгодой.

О жанре пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума» существуют разные высказывания. Её называют и комедией, и драмой.
Вначале приведём аргументы в пользу комедии. Действительно, в пьесе главный приём, используемый автором – это комические несоответствия. Так, например, Фамусов, управляющий в казённом месте, так говорит о своём отношении к делам: «Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой». Комические несоответствия встречаем в речи и поведении героев. Фамусов перед Софьей проповедует свою скромность: «Монашеским известен поведеньем» , и одновременно мы видим его заигрывания с Лизой: «Ой! зелье, баловница…». Первая ремарка пьесы уже несёт следы комического несоответствия: под звуки флейты и фортепьяно, которые слышатся из спальни Софьи, «Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел». Для создания комических ситуаций используется приём «разговор глухих»: монолог Чацкого в III действии, разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским. Язык пьесы – это язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, богатый афоризмами). Кроме того, в пьесе сохранены традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый любовник, Молчалин – удачливый любовник и хитрец, Фамусов – отец, которого все обманывают, Лиза – проницательная, ловкая служанка. Всё это позволяет с полным правом отнести пьесу «Горе от ума» к комедии.
Но в основе комедии лежит драматический конфликт героя и общества, и решается он не в комедийном плане. Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, глубокого в своём критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе, он полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? /Чтоб умный, бодрый наш народ / Хотя по языку нас не считал за немцев ». В обществе, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком».
Вторым аргументом в пользу драмы является и личная трагедия Чацкого, крушение его надежд в отношениях с Софьей. Чацкий не может понять, как может Софья любить ничтожного Молчалина: «Вот я пожертвован кому!» Но последним ударом для Чацкого является известие о том, что Софья «сама его безумным назвала». Ничтожество не терпит в своей среде высокого, которое смущает, дразнит людей низких. И оно объявляет благородство безумием. Чацкий – герой трагический, попавший в комическую ситуацию.
Сочетание в пьесе Грибоедова комедийного и драматического органично. Обе стороны жизни – драматическая и комедийная – в пьесе рассматриваются в тесном соединении друг с другом.


Чацкий, как представитель нового поколения дворян, отвергает присущее фамусовскому обществу и "веку минувшему" преклонение перед всем европейским; он патриот и испытывает уважение к национальным традициям. Эти его качества и проявляются в приведённом отрывке.

Александр Андреевич негодует на то, что Россию не отличить от Франции - "ни звука русского, ни русского лица", и что сами русские преклоняются перед Францией. Это подражание французскому Чацкий называет "пустым, рабским, слепым", потому что оно приводит к забвению всего русского, родного - "нравов, языка, старины святой". По мнению Чацкого, культивируемые западные обычаи не несут в себе ничего исключительно хорошего, наоборот - он говорит о том, что европейская одежда - "по шутовскому образцу" и высмеивает западную моду, ставя русские традиции в преимущество перед европейскими.

Всё вышеперечисленное показывает, что Чацкий - патриот России и сторонник того, что Россия должна идти своим путём и отказаться от слепого копирования.

_______________________

Персонаж Чацкого относиться к литературному типу "лишнего человека" Поскольку Чацкий не может найти кого-то, кто разделял бы его взгляды, мировоззрение героя может выразиться только в монологах.

Чацкий является двигателем как социально-нравственного, так и любовного конфликта в комедии, и его монологи раскрывают сущность обоих конфликтов.

Образ Александра Андреевича как дворянина нового типа, осуждающего чинопочитательство и прислуживание, рождается, в первую очередь, в монологе о "веке нынешнем и веке минувшем". Чацкий называет век Фамусова "веком покорности и страха", в котором славились только те, "чья чаще гнулась шея". Он осуждает лицемерие и притворство, которые ценились в "век минувший", и говорит о том, что теперь всё по иному.

Собственно, этот монолог и намечает конфликт Чацкого и фамусовского общества, а также даёт читателю или зрителю понять, в чём сущность этого конфликта.

Дальнейшее развитие антитеза Чацкого как представителя нового поколения дворянства и фамусовского общества как представителей уходящей эпохи происходит в монологе Чацкого, произнесённого при Фамусове и Скалозубе. "А судьи кто?" - вопрошает Чацкий, указывая, что в "веке минувшем" нет людей, которые были бы достойным примером для подражания. Здесь читатель или зритель ещё больше понимает, каких смелых и прогрессивных взглядов придерживается Чацкий, который, помимо прочего, косвенно осудил крепостное право, вспомнив помещика, для крестьянского театра купившего маленьких детей отдельно от родителей и навсегда таким образом разлучившего семьи крепостных.

Многие из монологов Чацкого обращены к Софье Фамусовой. Таков, например, монолог о "французике из Бордо", где Чацкий предстаёт как патриот и противник моды на всё иностранное. Герой Грибоедова произносит эту речь в ответ на вопрос Софьи о том, что его так гневит, радуясь возможности высказать любимой девушке всё, что его тревожит.

Несмотря на то, что этот монолог обращён к Софье, он скорее относится к конфликту убеждений, чем к любовному конфликту, однако любовная драма Чацкого тоже раскрывается через монологи этого персонажа. Например, расспрашивая Софью о Молчалине, Чацкий говорит о пылкости своих чувств, о том, что каждое мгновение его сердце стремиться к Софье.

Из монологов Чацкого мы узнаём, что Александр Андреевич вернулся в Москву ради Софьи, что он безумно жаждал встречи с ней, а затем - о его разочаровании и горечи. Благодаря этому читатель или зритель получает возможность понять чувства Чацкого и поставить себя на его место.

Таким образом, монологи Чацкого раскрывают его образ и участие в двух конфликтах пьесы, отражают его отношение к фамусовскому обществу и Софье.

Обновлено: 2018-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Чацкий - первый в русской литературе образ положительного героя своего времени, воплотивший типичные черты поколения передовой дворянской молодежи. Образы свободолюбивых героев, борцов за всеобщее благо и личную независимость создавали ранее декабристы, Пушкин в «Кавказском пленнике», но они были абстрактными, лишенными живой плоти романтическими символами. Образ Чацкого, печального, одинокого в своей иронии, мечтательного, был создан на закате царствования Александра Первого, накануне восстания. Это человек, который завершает эпоху Петра Первого «и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю».

Как же удалось автору соединить в одном герое черты целого поколения и создать неповторимую индивидуальность? Чацкий - рупор передовых идей, и в то же время личность его передана психологически точно, во всей сложности. Еще современники Грибоедова отыскивали прототип главного персонажа комедии среди реальных людей. Наиболее популярной была версия, что автор воплотил в образе Чацкого черты своего друга Чаадаева - выдающегося русского философа, человека блестящего ума и твердого характера. Даже внешний облик героя напоминает Чаадаева, и даже Пушкин интересовался, на самом ли деле Грибоедов списал образ с их общего знакомого.

Безусловно, духовный облик Чаадаева частично отразился в образе главного героя. Но все же нельзя сказать, что в комедии выведен именно он. Эта сильная, неординарная личность оказала влияние на мировоззрение многих современников, в том числе и Пушкина. Его биография подобна драме Чацкого. Чаадаев отказался от блестящей государственной карьеры, создал оригинальное философско-политическое произведение, где очень глубоко, исторически и психологически аргументированно определил место России в мировом процессе. Его самобытные суждения и подчеркнутая оппозиционность вывели из себя царя, и сам Николай Первый объявил Чаадаева сумасшедшим. Травля мыслителя была массовой, а слухи распространялись столь же легко и охотно, как и о Чацком: толпа не любит личностей, опередивших время и не нуждающихся в ее одобрении.

Однако в Чацком также запечатлены черты другого выдающегося современника - поэта, критика, литературоведа, декабриста Вильгельма Кюхельбекера. Беспредельно честный, бескорыстный служитель искусства, страстный и пылкий защитник свободы, демократических ценностей, Кюхельбекер всегда отстаивал свои взгляды, не глядя на неблагосклонность и неприятие аудитории. Его романтическое вольнолюбие, восторженность, доброе и доверчивое отношение к людям, максимализм в отстаивании своих взглядов, несомненно, помогли автору в создании образа Чацкого.

Автобиографический элемент также присутствует в облике главного героя. Грибоедов отразил в комедии и свои идеи и особенности характера: абсолютную независимость от общественного мнения и полную свободу самовыражения. Возможно, конфликт комедии автор почерпнул из своего жизненного опыта. Один из знакомых драматурга, университетский профессор Фома Яковлевич Эванс вспоминал, что однажды по Москве разнесся слух, будто Грибоедов сошел с ума. Сам он взволнованно рассказал профессору, что «два дня перед тем был на вечере, где его сильно возмутили дикие выходки тогдашнего общества, раболепное подражание всему иностранному и, наконец, подобострастное внимание, которым окружали какого-то француза, пустого болтуна». Взбешенный писатель разразился гневной тирадой, порицающей отсутствие национальной гордости и незаслуженное почтение к иностранцам. Светская толпа тут же объявила Грибоедова сумасшедшим, а он поклялся отразить это событие в своей комедии. «Французик из Бордо» и глупое поклонение ему фамусовского общества вызвали возмущение Чацкого: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хоть по языку нас не считал за немцев». Дружное признание Чацкого безумным, легко возникающие самые невероятные причины его душевного нездоровья - все это очень напоминает случай из жизни Грибоедова.

И все же, несмотря на сходство героя с реальными лицами, образ Чацкого - художественный, собирательный. Драма Чацкого типична для того периода русской жизни, который начался с национально-патриотического подъема 1812-1815-хгодов и закончился полным крушением демократических иллюзий и усилением реакции в начале 1820-х годов. Декабристы воспринимали образ Чацкого как творческое отражение собственных идей и чувств, неукротимого стремления к обновлению общества, поисков, надежд.

Мировоззрение Чацкого сформировалось в период подъема. Воспитывающийся в барском доме Фамусова мальчик рос любознательным, общительным, впечатлительным. Однообразие устоявшегося быта, духовная ограниченность московского дворянства, дух

«века минувшего» вызывали в нем скуку и отвращение. Национально-патриотическое воодушевление после великой победы, вольнолюбивые настроения усиливали резкое неприятие консерватизма. Высокие идеи, стремление к преобразованиям охватили пылкого героя, и «уж у нас ему казалось скучно, он редко посещал наш дом», - вспоминала Софья. Несмотря на искреннее чувство к Софье, юный Чацкий оставляет ее и уезжает путешествовать, чтобы узнать жизнь, обогатить свой ум. Чацкому не составило бы труда сделать карьеру и устроить личную жизнь. Софья, очевидно, была влюблена в него, но не могла оценить по достоинству, в ее системе ценностей не укладывалось, как можно рисковать личным счастьем ради абстрактного всеобщего благоденствия. Ограниченность мировоззрения не позволяет ей объективно воспринимать выходящий за рамки романтических книжных героев образ Чацкого:

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот о себе задумал он высоко...

Охота странствовать напала на него.

Ах! Если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далеко?

Чацкий же вовсе не отвергал любовь Софьи, и дело не в том, что он предпочел ей путешествия. Просто его душевные запросы шире личного благополучия. Чацкий не мог быть счастливым, не реализовав себя как гражданин, не мог ограничиться счастливым браком. Но он живой человек, пылкий, доверчивый, страстный. Любовь Чацкого к Софье не угасла в разлуке, пламя ее разгорелось еще сильнее. Он возвращается в Москву полный надежд и мечтаний и рассчитывает на взаимность. Но время изменило чувства девушки. Умная, чувствительная, утонченная, начитавшись сентиментальных романов, она столь же искренне ищет настоящей любви, как и Чацкий. Софья так же объективно оценивает пустоту и ограниченность Скалозуба («Куда как мил! И весело мне страх выслушивать о фрунте и рядах. Он слова умного не выговорил сроду,.,»). Молчалин же в ее глазах - герой любимых сентиментальных романов. Он кажется робким, мечтательным, скромным и нежным, и полюбить его для Софьи значит выразить пассивный протест миру тщеславия и трезвого расчета. Найдя в избраннике свойственные своему идеалу черты, полюбив его, Софья уже не может оценивать Молчалина объективно. И точная характеристика его в устах Чацкого звучит для нее как злая сатира.

А Чацкий мучается сомнениями, страдает от неопределенности, пытаясь узнать подлинные чувства Софьи: «Судьба любви - играть ей в жмурки, а мне...». Острый ум героя, его блестящие критические характеристики окружающих воспринимаются Софьей как «град колкостей и шуток», «презренье к людям». Ее оценка Молчалина («Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит...») вначале обнадеживает Чацкого: «Она не ставит в грош его... Шалит, она его не любит». Герой убежден, что такая девушка не может полюбить столь серое, безликое создание. Тем сильнее его потрясение, причина которого даже не уязвленное самолюбие отвергнутого возлюбленного, а оскорбленная гордость возвышенной, благородной личности. Софья разрушила их трепетные дружеские отношения, возвышенное представление о ней, забыв «и женский страх и стыд». Чацкий унижен и растоптан выбором Софьи: «Молчалины блаженствуют на свете». Он не может простить, что его, человека незаурядного, поставили на одну доску с Молчалиным, человеком с рабской моралью и низкой душой, и сделала это именно Софья:

Пред кем я давеча так страстно и так низко

Был расточитель нежных слов!

А вы! О боже мой! Кого себе избрали?

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Личная драма героя усугубилась общественной: просветительские идеи, романтическое воодушевление и вольнолюбивые надежды столкнулись с решительным сопротивлением барской Москвы. Чацкий - максималист и в личной жизни, и в общественной. Он беспощадно срывает маски с представителей «века минувшего», погрязшего в корыстолюбии, пошлых светских развлечениях, интригах, сплетнях:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом;

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Чацкий убежден, что «век покорности и страха» кончился, что передовая, образованная дворянская молодежь не собирается обманом добывать чины, а будет «служить делу, а не лицам». Он клеймит позором светскую толпу, погрязшую «в пирах и мотовстве».

Полное бесправие крестьян, узаконенное рабство тем более унизительны, что «умный, бодрый наш народ» отстоял независимость отечества и вправе был рассчитывать на улучшение своего положения. Чацкий, который «именьем управлял оплошно», то есть освободил крестьян от барщины, резко критикует ненавистный ему крепостнический строй, искренне надеясь, что сила разума способна изменить психологию людей. В силе идейного воздействия он видит двигатель прогресса. Чацкий - гуманист, он верит, что людям свойственно стремиться к лучшему. Герой убежден, что таких энтузиастов, поставивших целью жизни демократическое преобразование общества, много, что это - вся современная молодежь, что скоро устаревшая система самовластия и крепостничества рухнет. Но старый мир крепко держится за свои привилегии. Объявляя Чацкого сумасшедшим, общество защищает сферу своих жизненных интересов. Герой терпит поражение, но не моральное, качественное, а количественное, формальное: традиции фамусовского общества оказались сильнее блестящего, но одинокого ума.

И все же образ Чацкого, несмотря на драматизм, воспринимается оптимистично, «Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым». Он символ вечного обновления жизни, вестник перемен.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook