О чем говорится в главе максим максимыч. Анализ главы “Максим Максимыч”

Максим Максимыч – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Полное имя

Не упоминается. Сам Максим Максимыч просил называть его именно так:

зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма?

Возраст

Он казался лет пятидесяти

Отношение к Печорину

По началу отеческое:

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

– Что ты? что ты? Печорин?.. Ах, Боже мой!.. да не служил ли он на Кавказе?.. – воскликнул Максим Максимыч, дернув меня за рукав. У него в глазах сверкала радость.

Ведь сейчас прибежит!.. – сказал мне Максим Максимыч с торжествующим видом, – пойду за ворота его дожидаться…

таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован…

его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.

Но после встречи в главе «Максим Максимыч» разочарованное и обиженное:

Старик нахмурил брови… он был печален и сердит, хотя старался скрыть это.
– Забыть! – проворчал он, – я-то не забыл ничего… Ну, да бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться…

Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, – конечно, мы были приятели, – ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне?

Внешность Максима Максимыча

За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

Социальный статус

Штабс-капитан, давно служащий на Кавказе.

На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка

Да, я уж здесь служил при Алексее Петровиче, – отвечал он

Теперь считаюсь в третьем линейном батальоне.

Дальнейшая судьба

Вероятно продолжил службу. Иного в романе не указано.

Личность Максима Максимыча

Максим Максимыч — очень положительный персонаж. Он по-отцовски относится к молодым, пытается научить их чему-нибудь.

Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, (про Печорина)

«Эй, Азамат, не сносить тебе головы, – говорил я ему, яман будет твоя башка!»

Послушай, Григорий Александрович, признайся, что нехорошо … что ты увез Бэлу… .

Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила.

Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью, – походит, да и придет; а если ты будешь грустить, то скорей ему наскучишь.

О себе

не пью. … Я дал себе заклятье.

Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке

Да, признаюсь, – сказал он потом, теребя усы, – мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила. (о любви Бэлы к Печерону)

Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, – так теперь уж, знаете, и не к лицу

Максим Максимыч часто рассуждает о жизни

Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!

– Конечно, по-ихнему, – сказал штабс-капитан, – он был совершенно прав. (о мести )

Да-с, и к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца.

Плохое дело в чужом пиру похмелье

Повесть «Максим Максимыч» по своей роли в структуре романа выполняет связующую функцию: она соединяет повесть «Бэла» и «Журнал Печорина» как в сюжетном, так и в идейном плане. Печорин, расставшись с Максимом Максимычем в предыдущей повести, вскоре встречает его во Владикавказе, где и разворачивается короткое действие главы-связки. Там он получает от штабс-капитана тетради с записками Печорина, которые легли в основу «Журнала Печорина».

Меняется стилевая атмосфера повествования: если в «Бэле» события описываются на традиционно романтическом фоне при сохранении реалистической трезвости в описании характеров и событий, то повесть «Максим Максимыч» реалистична и по стилю, и по предмету изображения. В ней показана встреча странствующего литератора, слушателя истории о Печорине и Бэле. Максима Максимыча и самого Печорина. Эта встреча знаменательна и тем, что в ней по воле автора сошлись вместе все три повествователя в романе, то есть как бы пересеклись три взгляда на мир, три ракурса.

Идейная сторона романа подчёркнута странностью в поведении Печорина. Во-первых, читателя неприятно удивляет, что Печорин не спешит увидеть Максима Максимыча. Вторая странность проявляется в безразличии, отчуждённости Печорина от происходящего, а также в настойчивом упоминании о Персии, куда направляется герой. И наконец, третья странность заключается в той лёгкости, с которой Печорин отказывается от своих записок, столь откровенно раскрывающих интимные стороны его души.

Между тем все странности имеют объяснение. Прежде всего Печорин бессознательно уклоняется от встречи с Максимом Максимычем, потому что не хочет напоминаний о трагической истории своей любви, к тому же он явно испытывает острое чувство вины. Вспомним текст:

Едва Максим Максимыч освоился, он сразу задал Печорину болезненный для того вопрос:

- А помните наше житьё-бытьё в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.

— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув...

Выбор Персии для путешествия тоже не случаен. Название страны звучит трижды, автор подчёркивает недоумение Максима Максимыча по этому поводу. Дело в том, что для культурного русского читателя того времени любое упоминание Персии несло трагический оттенок, вызывая в памяти гибель Грибоедова. Таким образом, Лермонтов включает Печорина в драматический ряд русских дворян-интеллигентов, объединённых общей судьбой. Слова Печорина: «Еду в Персию — и дальше...» — можно понять так, что герой едет навстречу неизбежной смерти. А лёгкость, с которой Печорин оставляет свои записки, свидетельствует о том, что герой отчуждён от жизни, от людей и самого себя, поэтому они для него словно дневник другого человека, чьи откровения не имеют к нему никакого отношения.

Повествование в любом художественном произведении всегда подчинено замыслу автора. В романе Лермонтова и сюжет, и характеры героев, и события направлены на раскрытие «истории души человеческой». Именно поэтому при знакомстве с произведением «Герой нашего времени» анализ романа представляется необходимым. Нам, читателям, важно понять, почему Печорин таков, каков есть, почему, вызывая так мало симпатий в начале повествования, интересует нас по мере знакомства с ним все больше и острее?

Ответить на эти вопросы возможно, шаг за шагом рассматривая поступки и мысли Печорина, следуя глава за главой вслед за замыслом автора.

Глава «Бэла»

Лермонтов не случайно выбирает для повести форму «рассказа в рассказе» – именно рассказчик, «подстрекаемый любопытством» и жаждущий интересных историй о необычном крае, где «кругом народ дикий, любопытный; каждый день опасность, случаи бывают чудные», готовит нас к появлению главного героя. О «странном» молодом человеке, с которым пришлось служить, повествует нам штабс-капитан Максим Максимыч, случайный попутчик автора путевых записок.

«Простота и безыскусственность этого рассказа – невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением», – писал критик Белинский, и анализ главы «Бэла» полностью подтверждает им сказанное.

Главный герой заинтриговывает нас с первой главы. Характер его и поведение противоречивы и непредсказуемы. Бесхитростный Максим Максимыч считает, что Печорин – из тех людей, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!» Одна из таких «необыкновенных вещей» – история с Бэлой.

Мы слушаем о событиях, следим за героями, с которыми связан Григорий, – каждый из них как будто оттеняет, «проявляет» черты его натуры. С одной стороны, Печорин, без сомнения, силен, смел, люди подчиняются его обаянию. Но и другая сторона характера бесспорна: он так занят собой, что проходит через жизни людей, ломая их. Выдергивает по мимолетной прихоти Бэлу из ее родной стихии; играя на слабых сторонах, заставляет Азамата предать собственную семью; лишает Казбича того, что ему дорого. По собственному признанию, имеет «воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня».

Нам, так же, как и простодушному Максим Максимычу, ведущему рассказ, непонятны мотивы поступков Печорина.

И, хотя герой романа не вызывает пока симпатий, привлекают внимание штрихи, выбивающиеся из портрета, который мы, читатели, уже составили. Почему «он поднял голову и засмеялся так», что у штабс-капитана «пробежал мороз по коже», почему «был долго нездоров, исхудал» после смерти Бэлы?

Повесть «Максим Максимыч»

О главном герое в следующий раз мы услышим от автора путевых записок, молодого офицера, и это неслучайно. В отличие от штабс-капитана, который искренне привязан к Печорину, но в силу социального положения и разности взглядов (они ведь из разных эпох!) не может объяснить причины поступков Григория, рассказчик примерно одного возраста с ним и явно из одной среды. Внимательный взгляд молодого офицера не пропускает ни одной детали в портрете Печорина, и портрет этот – в первую очередь психологический. Мы снова отмечаем противоречивость образа, непостижимое переплетение черт то силы, то слабости.

Не побежденное жизнью крепкое сложение – и внезапная «нервическая слабость стана», когда Печорин сел, небрежная, ленивая походка – и явный признак скрытности – «не размахивал руками», ослепительно чистое белье – и запачканные перчатки, женская нежность кожи – и следы морщин. А главное в облике – глаза: «они не смеялись, когда он смеялся», « сияли каким-то фосфорическим блеском, то был блеск…ослепительный, но холодный»; а взгляд был «равнодушно спокоен».

То, как ведет себя Печорин во время встречи с Максим Максимычем, обескураживает. Если слушать только реплики, то все правила общения с добрым старым знакомым соблюдены: «Как я рад. Ну, как вы поживаете?», «Благодарю, что не забыли». Но холодность при разговоре, односложные ответы, принужденное зевание показывают, что Печорину в тягость встреча, он не хочет вспоминать прошлое. Равнодушие и эгоизм этого человека ранят Максима Максимовича, неприятны рассказчику, отталкивают читателя. Все время после истории с Бэлой Григорий «скучал», теперь отправляется в Персию, – и снова непонятен и странен нам герой, глубоко погруженный в свои мысли, отталкивающий свое прошлое, человека, который привязан к нему. Есть ли в этом мире что-то, что ему дорого?

Журнал Печорина

В двух первых частях произведения мы видим «героя времени» глазами штабс-капитана. Между «достойным уважения», но простым Максим Максимычем и «порядочным», т.е., по значению слова во времена Лермонтова, принадлежащем к аристократам Печориным лежит пропасть – и по происхождению, и по убеждениям, и по возрасту, поэтому мы не можем понять, каков же в действительности характер Григория. Автор заметок значительно ближе к главному герою: они одного поколения и, видимо, происхождения, но и он, рассказывая о Печорине, не может объяснить мотивов поступков.

Анализ романа «Герой нашего времени» на этом этапе знакомства с произведением говорит о том, что характер Печорина неоднозначен. Разобраться, что движет им, каков он в действительности, поможет только беспристрастный взгляд – и мы найдем его в дневнике Печорина. Дневник – личные записи, не предназначенные для чужого взгляда, автор всегда пишет для себя и потому откровенен. Теперь герой сам говорит о себе, и повествование объективнее, честнее и глубже, чем может быть любое другое – он исследует собственные поступки и убеждения.

«Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих».
«Чудесным рассказом» считал «Тамань»» А.П.Чехов, «какая прелесть «Тамань!», – так оценивал ее И.Тургенев.

Перед нами – другой, незнакомый нам пока Печорин: он еще неопытен и совсем молод, его чувства живые и яркие, ему интересны люди, их жизнь и стремления, он смело идет в неизвестность. Повествователь журнала чуток к природе – ночной пейзаж похож на картину художника, так все в нем точно и романтично. Его влечет тайна слепого мальчика, тайна «нечистого» места, в котором он оказался, душа жаждет полноты жизни, счастья и красоты.

«Твердо решившись достать ключ загадки», вмешавшись в течение жизни «честных контрабандистов» в своем страстном желании войти в их мир, Григорий разочарован разгадкой.

Ундина, в которой «все было обворожительно» и чьи «глаза, казалось, были одарены магнетическою властью», теряет свою привлекательность в глазах героя, коварно заманивая в ловушку и обманывая его надежду на любовь. Отважный и сильный Янко, который поразил воображение молодого человека, открывается ему с другой стороны. Романтическое представление о «буйной головушке» рассеивается, когда слышит Печорин, как рассуждает контрабандист о плате за труды, как скуп он в вознаграждении мальчика, видит, как бросает на произвол судьбы старуху и слепого, узнав об угрозе разоблачения. Перед нашим героем – реальная жизнь, и она оказывается не только привлекательной и волнующей, но прозаически суровой. «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? «Я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!»

«Герой времени» ведет себя смело и решительно, но действия его бесцельны. Нет поля для серьезной деятельности, к которой он готов, которую ищет, и Печорин вторгается в чужие дела и жизни, попусту растрачивает свои силы. Очень точную характеристику дает герою В.Белинский, говоря «Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели».

Приобретенный в Тамани опыт – горек, и Григорий старается заменить свои чувства равнодушием и отчужденностью к людям, с которыми мимолетно свела его судьба. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих»,- таков итог исканий и чаяний автора журнала.

Печорин и «водяное общество»

Следуя за страницами журнала Печорина, мы видим героя в среде людей одного с ним круга. Многообразно раскрывается в повести «Княжна Мери» характер «героя времени», его психология.

«Отрадное» чувство появляется в душе Григория, когда он наблюдает за природой, вдыхает свежий воздух, оказавшись в Пятигорске: «зачем тут страсти, желания, сожаления?». Тем контрастнее воспринимаются события, происходящие с главным героем. Общество, в котором вращается Печорин, не является ему близким, люди вызывают иронию своим стремление «казаться», внешним лоском без внутреннего содержания. Но и само «водяное общество» не принимает молодого офицера, слишком отличающегося от всех.

Наше внимание среди других привлекает Грушницкий, давний знакомый Печорина: слишком непримирим герой в отношении к нему, а ведь порой он ведет себя, как и юный офицер. Герои похожи, но и противоположны одновременно. Один из них стремится к показной деятельности, второй не находит себе достойной, один беспомощен и слаб – другой всемогущ в силе подчинения своей власти окружающих. Печорин находится в конфликте с обществом, и именно Грушницкий – часть это общества. Слабость характера – не порок, пока не приводит к подлости. Клевета, распущенная старым знакомым, ранит Григория, но жестоким делает его низость поступка человека, готового к обману на дуэли. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия», но «самолюбие и слабость характера» восторжествовали, оказались сильнее честности. Грушницкий погибает, но торжества победителя у Печорина нет, только горечь и пустота.

На протяжении всех событий «Княжны Мери» рядом с главным героем – еще один персонаж, помогающий нам увидеть глубже и полнее характер Печорина. Доктор Вернер, на первый взгляд очень похож на самого Григория. Став приятелями, “читая в душе друг друга”, два этих человека так и не сблизились. Размышления Печорина о невозможности дружбы подталкивает нас к пониманию причины: дружеские отношения не могут возникнуть там, где главенствует равнодушие и себялюбие, где есть привычка «смотреть на страдания и радости других только в отношении к себе».

Индивидуализм героя мы обнаруживаем в каждом поступке, в любом действии: упоение от сознания власти над Верой, изобретательность, с которой Григорий старается завладеть сердцем наивной княжны, «игра» с Грушницким. Понимает ли герой мотивы своих поступков и импульсов, верно ли их оценивает? «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Так может писать только человек, осознающий малейшие движения своей души, а значит, индивидуалистическая суть собственного характера – не тайна для Печорина. Более того, взгляд «на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы…» – основа его мировоззрения.

Но потому Печорин и «герой времени», что является частью эпохи, ему присуще постоянное раздвоение духа, тонкий самоанализ. Идя за принципом индивидуализма, Григорий создает собственную теорию счастья. «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха…Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость». Но и она не может сделать героя счастливым, нет ощущения превосходства и могущества в его душе. Мало того, размышляя о пустоте бытия, о не отпускающей скуке, Печорин приходит к выводу о цели, для которой родился и которую не смог постичь: «верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Увидев главного героя глазами Максим Максимыча, офицера-рассказчика, читая страницы журнала, мы, кажется, узнаем о нем так много, что постигли «историю души человеческой».

«Я люблю сомневаться во всем»

Сможет ли заключительная глава романа добавить к образу героя новые штрихи? Печорин и поручик Вулич, заключившие пари о том, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому заранее назначена роковая минута», очень похожи. Оба они замкнуты, с легкостью подчиняют себе людей, их волнует вопрос неизбежности судьбы. «Нет предопределения»,- таково мнение Григория. Вулич же, человек страстей, убежден в другом.

Поверив после выстрела поручика на какой-то момент в предопределение, – «доказательство было разительно», «я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону…», -повествует автор журнала. Испытывая судьбу, Печорин смел и решителен, рискует жизнью. А в дневнике иронически замечает: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем, или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»

Только теперь мы видим истинное убеждение Печорина: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает». И здесь Печорин верен своему времени – он готов пересматривать ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Печорин не идет следом за «людьми премудрыми», отвергает их веру. Сопоставляя предков и потомков, к которым относит себя, приходит к выводу о неспособности «более к великим жертвам для блага человечества». Веры нет, но нет и ничего, что можно было бы найти взамен. Остается одно: человек – сам творец своей судьбы, он может полагаться только на собственное «я». Индивидуализм Печорина берет начало в безверии, он – стремление ответить на вопросы о смысле жизни, предназначении человека.

Анализ произведения «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет углубиться и проникнуть в «историю души человеческой», понять характер и необыкновенность образа Печорина и самому читателю задуматься над вечными вопросами бытия.

Тест по произведению

Урок литературы

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», 9 класс

«История души человеческой…» (Глава «Максим Максимыч»)

Цель урока. Определить причины отчуждения «простого человека» Максима Максимыча и Печорина.

Задачи. 1. Введение понятия «психологический портрет», повторение понятия «художественная деталь» как средства раскрытия характера, души героя.

2. Совершенствование навыка выразительного чтения.

3. Формирование способности анализировать, интерпретировать текст, умения высказывать и аргументировать собственное мнение.

4. Развитие рефлексивно – аналитического мышления.

5 . Нравственно – эстетическое воспитание.

Оборудование, ТСО, наглядность.

    Мультимедийный проектор, экран.

    На доске – тема урока, эпиграф.

Эпиграф.

И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя…

М. Ю. Лермонтов

Ход урока.

    Слово учителя.

Слайд 1

Начать наш урок мне хотелось бы словами В. Г. Белинского о романе М. Ю. Ле рмонтова «Герой нашего времени»: «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою».

Действительно, чтение романа доставляет истинное наслаждение. Это удивительный психологический роман, в котором «не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; весь роман от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом».

Лермонтов написал первый в русской литературе книгу, в которой главное не ход событий и не взаимные отношения героев, а те внутренние процессы, что происходят в сознании, в сердце и уме человека.

Ценность романа в том, что в нем на первый план входят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху: принимать или не принимать мир, если человек не может достичь в нем счастья? Какой выбор следует сделать: в пользу ли слепой веры в предопределение или в пользу разумного, свободного отношения к бытию?

И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени», - Григория Александровича Печорина.

Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно, от главы к главе. Сегодня мы обратимся к главе «Максим Максимыч».

    Сообщение и запись темы урока . Слайд 2

- Наш урок мы так и назовем - «История души человеческой…» (Глава «Максим Максимыч»)

Слайд 3

- Читая первую повесть «Бэла», мы были захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке.

- Каким увидели вы главного героя из рассказа о нем Максима Максимыча?

Почему он кажется Максиму Максимычу странным?

- У Лермонтова есть поразительное стихотворение, написанное от лица старого солдата, - «Завещание»(читает учитель)

Слайд 4

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж … Да что? Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен…

Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых…

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

- Все это мог бы, вероятно, сказать о себе и Максим Максимыч, благородный и сильный духом офицер, который годами подвергал себя военной опасности.

- Что вы узнали о нем?

(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).

Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.

- П омните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи (« У меня нет семейства. Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…») .

- К ому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?

(Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)

- Это ли не качества, достойные уважения и восхищения!

- Вы обратили внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла»? Напечатанная в «Отечественных записках» в 1838 г. как самостоятельное произведение, она бы им и была. Но п оследний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.

Она как бы подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!

Хотя главным лицом в ней является, конечно, Печорин.

    Анализ первичного восприятия . Слайд 5

Глава «Максим Максимыч»…

Менее интересная по содержанию, она на первый взгляд кажется такой простой: нет в ней острых столкновений или борьбы, здесь никто не гибнет, как в «Бэле», «Княжне Мери» или «Фаталисте».

- О чем она? Каков ее сюжет ?

/ сюжет чрезвычайно прост: проездом во Владикавказе встречаются три человека и вскоре разъезжаются, каждый по своему пути /.

- Какое впечат ление произвела на вас повесть?

Почему?

- Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление, «Бэла» или «Максим Максимыч»? Попробуйте объяснить причины этого.

    Переход к теме урока (слайд 5)

- Почему так грустно заканчивается встреча Максима Максимыча и Печорина? Куда и почему так торопится Печорин?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту.

    Слово учителя. В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но неспособного понять сложную натуру героя, человека совсем другого сознания - Максима Максимыча. Слишком уж они разные. Здесь читатель узнает о Печорине от автора – странствующего офицера. Это человек печоринского склада, обладающий гораздо большей проницательностью.

Ег о глазами дается портрет главного героя романа.

    Введение понятия «психологический портрет». Противоречия в образе Печорина.

- Только здесь, в середине из пяти частей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина, причем так, как до него не делал никто.

Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в русскую литературу, обратимся к Пушкину.

Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности.

Слайд 6

В «Выстреле» граф был «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою»,

Дуня в «Станционном смотрителе» - «девочка лет четырнадцати… Красота ее меня поразила».

«Главное во всех пушкинских портретах: они дают материал для иллюстрации, но не помогают понять характер, психологию героя. Пушкин и не ставил такой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии…»

Н. Г. Долинина

(дать справку о Наталье Григорьевне Долининой - учителе и авторе книг о русской классике).

Слайд 7

- У Лермонтова задача иная : «понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал.

Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.

-Итак, запишем в тетрадь: «Портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе».

- Ч то же такое психологический портрет? Попробуйте сформулировать самостоятельно.

Слайд 8

Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.

    Слайд 9

Ч тение учителем отрывка – портрета Печорина.

Задание (дать перед чтением).

Какие особенности внешности показаны в портрете Печорина?

Какие детали позволяют проникнуть в душу героя, раскрыть его характер?

    Повторение понятия «художественная деталь».

Слайд 10 «Художественная деталь»

Слайд 11.

Анализ портрета Печорина.

Сначала описаны рост, сложение героя .

«Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов , не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»

- Для писателя, как видим, важно не живописное впечатление от Печорина, а те особенности внешности, которые помогают понять его характер. Сразу же – с первого взгляда - в Печорине угадывается сильный как физически, так и душевно человек.

Родовой аристократ (маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье) – вместо того, чтобы блистать в гостиных – сидит на скамье у ворот грязной гостиницы и ждет, когда заложат его лошадей. Зачем он здесь? Почему? Какая-то противоречивость бросается в глаза сразу. Во всем, что прочтем дальше, это ощущение противоречивости усилится.

«Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивал руками, - верный признак скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки…»

Небрежность – и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Отм етив сначала крепкое сложение Печорина, автор теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что-то женственное.

Та же странность, необычность, противоречивость – в лице .

«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».

«Женская нежность» кожи; белокурые вьющиеся волосы; бледный, благородный лоб – и следы морщин….

Внешность юного, нежного мальчика – и зрелого мужчины одновременно.

Все необычно в этом лице.

- Говорят , глаза – зеркало души. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац.

« Они не смеялись, когда он смеялся!»

- Обобщим наши наблюдения.

/ портрет Печорина свидетельствует, с одно й стороны, о сложности и противоречивости его натуры, а с другой – о его усталости и холодности (глаза) /

-Как видим, Лермонтов через внешность показывает психологию, характер, душу.

Этому научились у него Гоголь, Достоевский, Толстой – те великие писатели, которых мы называем классиками.

    Анализ иллюстрации - портрета Печорина.

- Какие черты характера переданы в этом портрете?

    Анализ сцены встречи Максима Максимыча и Печорина.

Составление «партитуры чувств» к их диалогу.

- Переходим к ключевой сцене – встрече Максима Максимыча и Печорина.

1) Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?

(вопрос требует творческого воображения, умения под новым углом вспомнить содержание «Бэлы»)

2) Чтение эпизода встречи в лицах

(со слов «Я обернулся к площади и увидел…» до «глаза его поминутно наполнялись слезами»).

3) Постановка проблемного вопроса.

С лайд 12

- Проанализируем первый момент встречи. Из лексических средств отметим роль наречий.

- Спокойный, медлительный тон, которым Лермонтов повествует о Печорине, сменяется бешено быстрым, задыхающимся ритмом повествования о Максиме Максимыче (текст).

- Прерывистое, учащенное дыхание бегущего взволнованного человека слышно в описании М аксима Максимыча так же неоспоримо, как мы слышали в «Бэле» страстную речь Казбича на его родном языке.

И сразу же быстрый, бешеный темп сменяется медленным.

- Печорин протянул Максиму Максимычу руку. Как?

/«он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно , хотя и с приветливой улыбкой,протянул ему руку.»/

Два длинных похожих слова: «довольно холодно»- и замедляющий речь оборот «хотя с приветливой улыбкой»- и снова длинное протяжное слово «протянул» так непохожи на быстрые слова, рисующие Максима Максимыча!

- А Максим Максимыч? /жадно сватил/

- Почему Максим Максимыч сначала «остолбенел»?

Вывод: так в одной фразе раскрываются обе души (какие?): любящая, ждущая, открытая - и холодно-равнодушная, замкнутая.

/дети пробуют сделать вывод сначала сами/.

Прочитайте их. Какие ремарки их сопровождают?

/ сказал – пробормотал со слез ами на глазах/ .

- В сравнении со словами Максима Максимыча реплики Печорина оказываются какими?

/убийственно холодными, пустыми, бездушными/.

- Как синтаксис предложений передает душевное состояние героев?

(Чтение 4, 5 фраз).

-Речь Максима Максимыча эмоционально окрашена. Какие знаки завершения преобладают в ней?

/Восклицательный, вопросительный/.

- Какой знак постоянно прерывает его реплики? Что обозначают многочисленные многоточия?

/Максим Максимыч растерян, взволнован, его речь сбивчива/.

- Фразы Печорина спокойны, гладки. О чем это говорит?

- Продолжаем наблюдения над важными деталями в речи и поведении Печорина. На пылкие вопросы штабс-капитана: «Ну что, в отставке?»- односложно отвечает, улыбаясь: «Скучал». В этом слове – ответ на все вопросы старика. Скучал все 5 лет. От скуки решил ехать в Персию. Скучает и теперь, встретив старого друга. Скучал бы и с ним – потому и не хочет задержаться. Других причин нет – только скука!

- О чем говорит его улыбка? Как понять странного человека?

Приятно ему все-таки видеть Максима Максимыча или улыбка его насмешлива? / это скорее горькая ирония над самим собой/

- Максим Максимыч полон воспоминаниями, не может удержаться и говорит о том, о чем, пожалуй, бестактно напоминать /текст/.

«Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся … (Пауза!)

- Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…»

-Какая очень важная деталь привлекает наше внимание ? (Печорин чуть- чуть побледнел и отвернулся (заметим – он отвечает не сразу!)

- Почему «чуть-чуть побледнел и отвернулся»? Почему « принужденно зевнул»?

- Может быть, он до сих пор не простил себе происшедшее с Бэлой и ему все еще очень больно?

Равнодушный ко всему на свете, в том числе и собственной судьбе, он не может спокойно вынести этого не прощенного им самому себе упрека, как не может спокойно вспоминать историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем!

Печорин знает, что встреча со стариком не развеет его скуки, а горечь лишь усилит, и потому избегает непростых объяснений. Он боится воскресить прежнюю боль.

Наталья Долинина с читает,что « это и называется эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую...» (слайд 13 )

- Согласны вы с ее мнением?

- Как реагирует Максим Максимыч на отказ Печорина остаться всего на два часа? Какие детали показывают его состояние?

Эпизод с дневником

И снова странен этот человек.

- Как он предлагает поступить с его дневником?

Оттолкнув, может быть, единственного любящего , преданного ему человека, он отталкивает и себя, свое прошлое – ведь оно в тех бумагах, от которых он отрекается.

-Что же ему дорого на свете? Неужели - ничто?

- Р ебята, наши наблюдения над текстом я представила в этой таблице

( Слайд14)

    Итоговая беседа .

- Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина.

Образ Максима Максимыча

В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание. Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».

Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.

Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!

Образ Печорина

Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).

- Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?

К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.

Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя!

/ Духовно сломленным, разочаровавшимся/.

    Анализ эпиграфа.

От былой неуемной энергии интереса к людям не остало сь и следа (вспоминаем «Бэлу», «Тамань»).

Равнодушие и апатия воц арились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!)

Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.

Он говорит Максиму Максимычу : «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего?

/От самого себя/.

Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.

Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.

13 . Анализ иллюстрации . Слайд 15 .

- Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текст а, соответствующий ему. Что он передает?

/Немногие слова передают смятение чувств, мыслей старого армейца: «Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости»./

- И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему?

- О че м же рассказ? Нравственные уроки (о боли и одиночестве, о счастье понимания, о вечных ценностях - любви к людям, к родине, о дружбе …)

14 . Слово учителя . Слайд 16

«Герой нашего времени». «Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Мы видели героя в двух эпизодах его жизни, отделенных друг от друга пятью годами.

В «Бэле» он был активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один, не страшился ни чеченских пуль, ни кинжала Казбича. Но уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: «… а другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…» Через пять лет он стал холоден и равнодушен – вот все, что нам известно.

Пять долгих лет прошли одиноко, бесплодно, не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности…

Надежды не осталось, будущего нет. Печорин обречен. Почему?

Приоткрыть завесу над этой тайной души Печорина помогут те самые листы, что были небрежно оставлены героем у Максима Максимыча, - «Дневник Печорина».

Но это тема следующего урока.

15 . Домашнее задание : перечитать «Тамань», ответить на вопросы:

    Какова роль пейзажа в повести?

    Как постепенно разрушается романтическая обстановка?

    Как раскрывается характер Печорина в повести?

– поэт и прозаик. Его роман «Герой нашего времени» отличается новизной описываемых характеров, любопытной композицией и сюжетным построением. Каждая глава произведения представляет собой отдельную историю, благодаря которой все точнее становится портрет главного героя – . Максим Максимыч – персонаж, позволяющий провести анализ героя на фоне сравнения действующих лиц.

История создания

«Герой нашего времени» освещает ситуацию в России начала 19 века, поднимает массу нравственных и социальных вопросов, освещает философские и психологические проблемы, царившие в обществе того времени. Жанр романа в России развивался, и к моменту публикации творения Лермонтова вряд ли мог считаться до конца сформировавшимся. В произведении сочетаются романтизм и реализм. Критики отмечают в романе и социально-психологические линии.

Повествование не создает ощущения целостности из-за того, что роман разбит на главы, которые освещают историю жизни Печорина, но выглядит как законченное произведение, доступное для восприятия. В «Герое нашего времени» стилистически отображаются жанры заметок, новеллы, повести и очерка. Собрав воедино черты этих жанров, автор представил публике разностороннего героя, чья биография полна непредсказуемых жизненных поворотов. Каждая глава описывает Печорина с неизведанной ранее стороны


В образе Максима Максимыча Лермонтов представил публике героя и рассказчика, от лица которого ведется повествование. Должность персонажа – штабс-капитан. Он служит на Кавказе не первый год, хорошо разбирается в местности и традициях. Офицер и простой человек, Максим Максимыч вызывает уважение у автора и читателей. Его сердце наполнено добротой, тяга к приключениям либо никогда не охватывала его, либо давно отпустила, а главным в жизни для Максима Максимыча остался долг. Глава, названная по имени этого персонажа, позволяет разобраться в характеристике Печорина.

«Герой нашего времени»

Автор не случайно описывает Максима Максимыча. С помощью этого образа он показывает, что в представляемую эпоху быть отличным от Печорина не так уж сложно. Герои жили в одно и то же время, но получили различные отклики у публики. Максим Максимыч и Печорин, взаимоотношения которых ярко преподнесены в романе, выстраивали эти отношения с разными целями. Поэтому добродушный Максим Максимыч, ожидавший отзывчивости от приятеля, получил симпатии читателей а черствый Печорин – осуждение.


Вполне вероятно, что «Героем нашего времени» мог быть вовсе не Печорин. Вряд ли авторский идеал совпадает с перечнем качеств, которыми наделен главный герой. А вот Максим Максимыч располагает к себе с первых строк повествования. Он помогает рассказчику справиться с осетинами, перевозящими груз. Понимая менталитет местных, герой выручил автора так, будто это было для него простым житейским делом. При этом он ни на секунду не раздумывал над необходимостью его помощи, а просто делал то, что подсказывало сердце.


Роман Хрущ в ленте «Печорин», вышедшей на экраны в 2011 году, также уменьшил значение персонажа и не стал освещать его в проекте.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook