Музей тиссена-борнемиса в мадриде. Национальный музей тиссена-борнемисы Музей тиссен борнемиса мадрид

, представлена история европейской живописи от Средневековья до конца ХХ столетия.

Принимая во внимание разнообразие и размеры музейного фонда, включающего более тысячи произведений искусства, рекомендуем начать посещение с наиболее интересной для Вас части коллекции. Итальянские примитивисты, немецкое Возрождение, американская живопись XIX столетия, импрессионизм, немецкий экспрессионизм и русский конструктивизм - школы и направления, лучше всего представленные в собрании музея.

Коллекция

Коллекция музея Тиссена-Борнемисы в некоторых аспектах качественно отличается от остальных испанских музеев. Произведение Дуччо ди Буонинсенья «Христос и самаритянка», представляющее живопись Треченто (XIV столетие в Италии), и гризайль (имитация скульптурного рельефа) «Диптих Благовещения Пресвятой Богородицы» Яна ван Эйка , принадлежавшего к фламандской примитивной школе, - основные произведения коллекции искусства Позднего Средневековья. Кроме того, в собрании музея присутствуют избранные портреты, датируемые XV столетием, среди которых особенного внимания заслуживают портрет Джованны Торнабуони кисти Доменико Гирландайо и «Портрет рыцаря» Витторе Карпаччо . Произведения Дюрера , Караваджо , Рубенса , Франса Халса и Каналетто помогут нам составить представление об эволюции искусства в XVI - XVIII вв.

В залах музея также хорошо представлены пейзаж и жанровая живопись - темы, чаще всего встречавшиеся в голландской школе XVII столетия и американской живописи XIX столетия. Эти же темы представлены в музее произведениями художников Романтизма, например Фридриха , импрессионистов Моне и Дега , постимпрессиониста Гогена и Ван Гога .

В последних залах собрана достаточно полная коллекция различных направлений ХХ столетия: фовизма, экспрессионизма, сюрреализма, абстрактной живописи и поп-арта. Вот некоторые из наиболее известных картин, представленных в этом музее: «Арлекин с зеркалом» Пикассо , «Картина с тремя пятнами № 196» Кандинского , «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» Дали , «Петух» Шагала , «Гостиничный номер» Хоппера и «Женщина в ванной» Лихтенштейна .

Барон Генрих

Коллекция музея, сначала переданная на девять с половиной лет, а затем приобретённая в 1993 году правительством Испании, собиралась ныне покойным бароном Хансом Генрихом Тиссеном-Борнемисой и его отцом бароном Генрихом.

Барон Генрих начал собирать коллекцию в 20-х годах прошлого века. Ему удалось приобрести около 525 картин. В 1947 году, после смерти коллекционера, произведения разошлись по наследникам, и его сын, барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса, поставил перед собой задачу заново собрать коллекцию отца, выкупая её у своих родственников.

Вилла «Фаворита» в швейцарском городке Лугано, приобретённая бароном-отцом для хранения коллекции, оказалась мала, и Ханс объявил, что ищет новый дом для своего художественного собрания. Благодаря близости музея Прадо и отличным характеристикам здания, предложенного правительством Испании, выбор барона пал на мадридский дворец Вильяэрмоса , построенный в конце XVIII столетия и отреставрированный под руководством Рафаэля Монео.

Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса

После передачи коллекции Испании барон и его жена продолжили приобретать произведения искусства. После смерти мужа Кармен Тиссен-Борнемиса не оставила его дело, и в наши дни в 16 новых залах представлена коллекция Кармен Тиссен-Борнемисы.

Коллекция баронессы отличается присутствием большого количества пейзажей: ведута, живопись XIX столетия, американская школа, а также более значимых произведений импрессионистов и постимпрессионистов. Закрывают историческую панораму первые авангардные течения ХХ столетия, среди которых особенное значение имеют фовизм и немецкий экспрессионизм.

Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде – уникальное собрание подлинных шедевров живописи из частной коллекции семьи барона Тиссен-Борнемисы. Здесь представлены полотна великих художников различных школ и направлений, создававшиеся на протяжении восьмисот лет.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 29 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT2000guruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Турцию от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод - AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

В создании экспозиции музея принимали участие 3 поколения семьи Тиссен-Борнемисов. Начало положил успешный немецкий бизнесмен, сталелитейный магнат Август Тиссен. В 1910 году по его заказу Огюст Роден создает несколько скульптурных композиций. До настоящего времени четыре фигуры занимают почетное место в современной коллекции, встречая гостей на входе в музей.

Управление семейным бизнесом и страсть к коллекционированию произведений искусства перешла от Августа к одному из его сыновей – Генриху. Он начал собирать картины старых европейских мастеров, скупая их в Америке в период великой депрессии и возвращая на историческую родину. К моменту его смерти в 1947 году, насчитывалось более 500 работ. При нем впервые произведения искусства были выставлены публично. Это произошло в 1930 году в Мюнхине, с 1936 года экспозиция выставлялась в специально построенной галерее на вилле Генриха в Лугано (Швейцария). Кроме картин он собирал гобелены, старинную мебель, скульптуры, ювелирные изделия и многое другое.

После смерти Генриха коллекция была разделена между наследниками. По его стопам пошел младший сын – Ганс, который вложил много сил для объединения коллекции. Кроме того он пополнил ее работами современных мастеров живописи: скупал картины импрессионистов, авангардистов, гиперреалистов и проч. Как и отец, Ганс считал, что шедевры должны быть доступны для просмотра как можно большему числу людей. Поэтому постоянно организовывал выездные выставки во всех странах мира.

С увеличением коллекции, возник вопрос о выборе постоянного места, т.к. галерея на частной вилле не вмещала всех работ, а условия не могли обеспечить надлежащую сохранность. Из множества поступивших предложений, выбор пал на Дворец Вильяэрмоса (1771 г.).

Он находится в самом сердце Мадрида рядом со знаменитым музеем Прадо. Правительство Испании гарантировало присвоение экспозиции статуса государственного музея. Это было немаловажно, поскольку позволяло сохранить всю коллекцию в целом виде. Еще одной из причин, повлиявших на выбор, послужило испанское происхождение жены Ганса – знаменитой в прошлом модели Кармен Серверы, которая была заинтересована в размещении экспозиции на своей родине.

Договор был подписан в 1988 году. Несколько лет ушло на ремонт, переделку дворца под музей, и в октябре 1992 года он открылся для посетителей. К 2004 году коллекция расширилась за счет картин, принадлежащих Кармен Сервере. Кроме того, члены семьи Тиссен-Борнемисы покупали ценные полотна и выставляли их в залах музея. Поэтому возникла необходимость в создании новых площадей.

В дополнение к основному трехэтажному зданию рядом построили новое в современном стиле. Сейчас в музее кроме демонстрации постоянной коллекции, проходят различные временные выставки, семинары и другие мероприятия.

Экспозиция

Постоянная экспозиция включает две отдельно расположенные коллекции: барона и его жены. Первая, состоящая из 775 произведений, прежде принадлежащих барону, была выкуплена испанским государством за $350 млн. Другая, являющаяся собственностью его вдовы – Кармен Серверы и включающая 304 полотна, арендована на длительное время. Она выставлена в новом здании.

Список некоторых художников пересекается, это выдающиеся мастера XIII – XX веков. Расположение картин идет по датам: от более старых к современным. Большая часть полотен написана маслом, есть также акварели, пастели, работы, созданные с помощью темперы и золота.

Условно экспозицию можно поделить на четыре части. Первая объединяет картины итальянских, немецких, голландских, фламандских художников XIII – XV веков. Это пейзажи, портреты, картины на религиозные и мистические сюжеты: Никколо ди Томмазо «Богоматерь с младенцем», Марко Дзоппо «Святой Иероним в пустыне», Франческо Боттичини «Святая Цецилия», Ян ван Эйк «Благовещенье» и др.

Во второй части собраны произведения эпохи Возрождения, Барокко, Рококо, Классицизма, охватывающие XVI – XVIII века. Здесь можно увидеть работы таких знаменитых живописцев как: Тинторетто «Встреча Фамарь и Иуды», Тициана «Дева и ребенок», Рубенса «Ослепление Самсона», Веронезе «Портрет женщины с собакой», Караваджо «Святая Катерина Александрийская», Эль Греко «Благовещенье» и др.

В третьей части объединены картины XIX – XX века. Они представлены такими течениями как: импрессионизм, авангардизм, сюрреализм, символизм, кубизм. Это картины Клода Моне, Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека, Поля Гогена, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Марка Шагала. Перед восхищенными зрителями предстают знаменитые полотна: Ван Гога «Едоки картофеля», Эдгара Дега «Танец в зеленом», Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы», Пабло Пикассо «Человек с кларнетом» и многие другие.

Четвертую часть составляют любопытные и малоизвестные в Европе полотна североамериканских живописцев XIX – XX веков. Это, например, работы художника-абстракциониста Д.Поллока «Коричневое и серебряное I», представителя поп-арта Р.Лихтенштейна «Женщина в ванной комнате» и проч. Работы американских художников занимают четыре комнаты музея.

Время работы и стоимость билетов

Постоянная экспозиция работает:

  • Со вторника по воскресенье: с 10.00 до 19.00. Цена билетов 12 €, для пенсионеров – 8 €, детям до 12 лет посещение бесплатно. Прокат аудиогида – 1€ (есть на русском языке).
  • В понедельник: с 12.00 до16.00 (вход бесплатный).

Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря. Последний вход – за час до закрытия. На временные выставки билеты продаются отдельно.

Где находится и как добраться

Музей находится в центре Мадрида на Пасео-дель-Прадо, 8.

Ближайшая к музею станция метро: Банко де Эспанья, Линия 2,

Автобусы № 1, 2, 5, 9, 10, 14, 15, 20, 27, 34, 37, 41, 51, 52, 53, 74, 146, 150.

Это один из самых популярных музеев изобразительного искусства столицы Испании, который входит в «Золотой треугольник искусств» Мадрида, наряду с Музеем Прадо и Центром искусств королевы Софии. Его коллекция охватывает период более чем в 800 лет.
История этого всемирно известного музея связана с именем основателя сталелитейной империи, крупнейшего немецкого промышленника Августа Тиссена, который посвятил немало своего свободного времени и средств на увлечение изобразительным искусством.

В конце XIX– начале ХХ века он начал коллекционировать полотна знаменитых живописцев. Свое хобби он передал потомкам: его сын Генрих фон Тиссен-Борнемиса почти за 30 лет приобрел более 50 полотен.

Большая часть из них перешла к миллионеру в годы Великой депрессии в США, когда многие богатеи продавали картины из своих собраний за копейки из-за возникших финансовых трудностей. После переезда в Швейцарию семья выставляла свою богатую коллекцию в частной галерее, постепенно приобретая всемирную известность. Старший сын Тиссена-Борнемисы, Ганс, расширял наследие отца: он увлекался итальянской живописью, коллекционировал керамику, гобелены, изделия из слоновой кости, хрусталь, ювелирные изделия и старинную мебель. Основную часть своего собрания семья разместила в особняке – бывшей резиденции принца Фридриха Леопольда, неподалеку от Луганского озера, но в 1986 году барон Тиссен начал поиски нового здания для постоянно увеличивающейся коллекции.

В то же время Ганс женился на испанской красавице Кармен Сервера Соледад, обладавшей титулом «Мисс Каталония 1961» и, тем самым, неразрывно связал свою жизнь с Испанией.

Сначала картинная галерея переехала в Мадрид. Чуть позже Королевство выкупило у наследников семейную коллекцию за 350 миллионов долларов, и в 1993 году крупнейшая в мире частная коллекция стала государственной, однако семья Тиссен-Борнемисы продолжала пополнять ее экспонатами. Около 200 картин были переданы баронессой Кармен Тиссен-Борнемиса, правда, право собственности на них она оставила за собой.

В настоящее время коллекция занимает дворец герцогов Вильяэрмоса, неподалеку от галереи Прадо. Это приземистое красно-белое 3-этажное здание с рядами одинаковых решетчатых балконов, которое в 2004 году было расширено за счет дополнительного корпуса, создающего единое пространство для проведения тематических выставок и презентаций. Часть произведений разместилась в Национальном музее искусств в Барселоне. По оценкам экспертов, реальная стоимость коллекции составляет более 700 миллионов евро.

В Мадриде хватает музеев, в которых можно насладиться осмотром подлинников известных картин. Одним из таких мест является музей Тиссена-Борнемиса, расположившийся недалеко от знаменитого музея Прадо. Его несложно найти на карте по адресу Palacio de Villahermosa Paseo del Prado, 8.

Кратко об основании музея Тиссена-Борнемиса

В музее представлены картины на любой вкус. Здесь без особых проблем уживаются Рафаэль и Пикассо, Рубенс и Моне, Тициан и Ван Гон. Чтобы понять, почему так получилось, расскажем немного об истории возникновения этой коллекции. А началось все в двадцатых годах XX в., когда богатый немецкий промышленник Генрих Тиссен-Борнемиса стал методично выкупать картины знаменитых художников. Так в его руках оказались полотна, написанные в XIV-XX вв..

Благое дело продолжил сын, но закончилось все тем, что коллекция была продана испанскому правительству. И теперь музей Тиссена-Борнемиса остается одним из значимых объектов в Мадриде. Для осмотра доступны основная коллекция и меняющиеся время от времени экспозиции.

Как добраться до музея?

Вариантов множество:

  • на автобусах № 1, 2, 5, 9, 10, 14, 15, 20, 27, 34, 37, 41, 51, 52, 53, 74, 146, 150;
  • на метро, станция Banco de Espana;
  • на поезде, станции Atocha Station или Recoletos Station;
  • или на арендованной машине… парковок у музея хватает

Время работы и стоимость посещения музея

Двери музея открыты ежедневно с 10:00 до 19:00. Исключение составляет понедельник: в этот день можно бесплатно осмотреть основную коллекцию полотен в период с 12:00 до 16:00. Не стоит рассчитывать на посещение музея Тиссена-Борнемиса 25 декабря, 1 января и 1 мая – традиционно в эти дни выходные.

Цены на билеты для посещения музея Тиссена-Борнемиса
Полная стоимость, евро Со скидкой*, евро Карты Бесплатный вход**
Основная коллекция Тиссена-Борнемиса 10 7 Paseo del Arte Card (позволяет сэкономить примерно 20%, если вы планируете посетить три музея в Мадриде: Тиссена-Борнемиса, Прадо, Центр искусств королевы Софии) Madrid Card По понедельникам с 12:00 по 16:00
Коллекция картин Поля Сезанна 11 7
Картины из основной коллекции Тиссена-Борнемиса + картины Поля Сезанна 17 9
Временная экспозиция*** 9 6,5
Временная экспозиция + основная коллекция Тиссена-Борнемиса 13,5 8,5

(*) – на скидки могут рассчитывать пенсионеры, лица «за 65», студенты, учащиеся факультетов изящных искусств, держатели молодежных карт, инвалиды, многодетные семьи; (**) – бесплатно выставку могут посещать дети до 12 лет, официально безработные испанцы, члены комитета Международного Совета музеев; (***) – изменяется каждые несколько месяцев

Лучше всего заранее побеспокоиться о покупке билетов. Это можно сделать через Интернет на сайте музея, в многочисленных кассах, в которых продаются проездные билеты. Конечно же, можно купить билеты и в кассе самого музея (со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:30). На крайний случай можно забронировать билеты по телефону ((+34)902760511). В последнем варианте заказ билетов доступен в любой день недели в промежуток времени с 9:00 по 20:00. В музей продолжают пускать за час до конца его работы. Обращаем ваше внимание на то, что бесплатные билеты также должны быть заказаны заранее, потому что желающих хватает.

Актуализация данных

Англоязычная версия официального сайта музея Тиссена-Борнемиса доступна по ссылке:

Что можно посоветовать для посещения музея такого уровня? Смотрите, любуйтесь, наслаждайтесь! Приблизительно на эти все процессы уйдет 2,5-3 часа. Если будете смотреть экспонаты во всех трех галереях «Золотого треугольника искусств», то умножьте часы на 3.

Из частной коллекции в государственный музей мирового масштаба (немного истории)

История удивительного и всемирно известного музея Тиссена-Борнемисы уходит в конец 19 - начало 20 веков. Тогда основатель сталелитейной империи Август Тиссен отдает свое свободное время и немало средств на увлечение изобразительным искусством. Он начинает коллекционировать полотна мировых живописцев.

Его увлечение передалось детям. Один из богатейших людей в Европе, сын Августа, Генрих фон Тиссен-Борнемиса (на фото справа, кликните на фото для увеличения) пополнил экспонатами основную часть коллекции. Почти за 30 лет (1920-1947 гг) он приобрел более полусотни полотен. Работы из американских собраний попадают к Генриху Тиссену из-за финансовых затруднений, случившихся у их владельцев (всем известная Великая депрессия). Выкупались частные собрания у богатых промышленников, у родственников. Переехав в Швейцарию, семья в частной галерее выставляет их и приобретает известность на весь мир.

Бизнес и картины Тиссена-Борнемисы делятся между детьми Генриха. Старший сын Ганс расширил наследие отца. Он увлекался итальянской живописью, коллекционировал гобелены, керамику, изделия из слоновой кости, хрусталя, ювелирные шедевры, старинную мебель.

Основная часть собрания была размещена в бывшей резиденции принца Фридриха Леопольда возле Луганского озера. В 1986 году барон Тиссен принимает решение перевезти свои сокровища в другое здание и объявляет о поисках нового дома для коллекции.

В борьбу вступили несколько государств. Победила Испания, выкупив у наследников за 350 миллионов долларов семейную коллекцию. Почему Испания? Просто барон Ганс связал себя узами брака с Кармен Сервера Соледад (сейчас баронесса Кармен Тиссен-Борнемису), обладательницей титула «Мисс Каталония -1961».

В 1993 году частная коллекция становится государственной. Но семейство Тиссена-Борнемисы не прекращало пополнять экспонатами галерею. Около двух сотен полотен передала в галерею Кармен Тиссен-Борнемису, оставив за собой право собственности на картины. Нужно было расширять здание. И так часть произведений нашла «свой дом» в Национальном музее искусств в Каталонии в Барселоне.

Рядом с дворцом герцогов Вильяэрмоса на улице Маркес де Кубас строится здание, являющееся продолжением музея (на фото слева, кликните на фото для увеличения). Здесь демонстрируется частное собрание баронессы. Честно говоря, старинный дворец не совсем сочетается с современным дизайном нового сооружения. Но благодаря новой постройке у галереи появилась терраса, на которой расположился ресторан «Эль Мирадор», ставший популярным местом отдыха и перекуса для любителей настоящего искусства. Здесь можно попробовать многие шедевры , цены примерно в 1,5 раза выше, чем в среднем по Мадриду.

Руководство музея наладило контакты с художественными центрами в разных уголках мира, поэтому у посетителей есть уникальная возможность, приходя в музей вновь, найти в нем что-то новое и интересное. С интернетом они тоже «дружат». Можно увидеть коллекции музея на сайте.

Шедевры среди шедевров (что смотреть)

В просторных залах галереи легко потеряться среди подлинников выдающихся живописцев. Обратим внимание на несколько работ, достойных просмотра. Сказать, что «они самые-самые» не поворачивается язык. В музее каждая работа - мировой шедевр. Собрание музея состоит из 4 разделов:

Работы старых мастеров входят в самый большой раздел. Здесь размещены полотна 13-14 веков. Среди прочих найдете экспозиции Лукаса Кранаха-старшего, Гольбейна, Мемлинга.

Второй раздел посвящен произведениям Ренессанса, барокко, рококо. Среди прочих, «Мадонна» Тициана (фото справа, кликните для увеличения), «Автопортрет» Рубенса, картины Веронезе и Тинторетто, Гейнсборо.

Третий раздел отведен для импрессионизма и постимпрессионизма. Великолепием сверкают работы Моне, Сезанна, Ренуара, Дега (одна из его «Балерин»), ван Гога, Тулуз-Лотрека. А еще 8 картин Пикассо, работы Кандинского, знаменитое полотно Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», произведения Марка Шагала.

Полотна американских художников 19-20 веков поселились в четвертом разделе. Здесь можно лицезреть произведения живописи Роя Лихтенштейна и Джексона Поллока.

Не пройдите мимо «Портрета рыцаря», выполненного Витторе Карпаччо. Портрет человека в полный рост стал первым таким полотном в истории западного искусства (кстати, одно из первых приобретений Тиссена).

Обратите внимание на символ музея - картину флорентийского мастера Доменико Гирландайо «Портрет Джованны Торанбуони».

Музей гордится, что владеет картиной Караваджо «Святая Каролина», полотнами Пикассо «Человек с кларнетом» и Василия Кандинского «Картина с тремя пятнами».

Рассказать о более 800-ах работах нет возможности. Приходите в галерею и сами все увидите.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook