Любим Торцов – главный герой пьесы Островского «Бедность не порок. Характеристика героев произведения Островского "Бедность не порок" Бедность не порок герои

ЛЮБИМ ТОРЦОВ - герой комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Л.Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу - Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л.Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л.Т. ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею Л.Т. «созорничал»: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город».

На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество Л.Т, душа которого «иззябла». Горькое шутовство Л.Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле». В поведении Л.Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л.Т, когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет!» Л.Т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно - к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества»,- говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л.Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л.Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок», бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л.Т.: «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам». Л.Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности - сознание своего падения. В образе Л.Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л.Т. явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л.Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф.М.Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Л.Н.Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп»). Первый исполнитель роли Л.Т.- П.М.Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей - В.В.Самойлов (1854), М.С.Щепкин (1855), П.В.Васильев (1861), А.А.Остужев (1934).

Любим Торцов – яркий персонаж произведения Александра Николаевича Островского, сыгравший немаловажную роль в этом произведении и, несомненно, оставивший след в сердцах читателей.

Отец Любима был обычным крестьянином, который основал свое дело, разбогател, а потом умер, оставив наследство двум братьям. Братья поделили наследство. Брату героя Гордею досталось дело отца, а Любиму - деньги. Любим взял деньги и уехал в Москву, вел там богатый образ жизни и потратил большую часть наследства. Оставшиеся деньги он доверил своему другу Коршунову, который на поверку оказался самым обычным мошенником и обманул нашего героя. Уже немолодым Любиму пришлось вернуться в отчий дом. Но брат к этому времени разбогател, стал слишком гордым и посчитал, что Любим относится к «низшему обществу» и поэтому не достоин его благосклонности.

Однако у нашего героя сильный характер. Когда брат прогонял его со двора, Любим Карпыч ходил по другим дворам, изображая шута или скомороха. Он веселил людей, зарабатывая себе на еду, но в душе оставался человеком серьезным. Его паясничество очень сердило брата. Еще бы – так позорить славную фамилию Торцовых! А после ссоры брат выгнал его совсем, так что персонажу пришлось просить ночлега у приказчика Торцова – Мити и просить милостыню у собора с другими нищими.

Наш персонаж очень добрый и незлопамятный человек. Он злится на брата и прощает мошенника Коршунова за его подлость и обман. Любим считает себя ничтожным человеком, думает, что его жизнь проходит недостойно и все надеется «взяться за ум», найти работу, чтобы был хотя бы «свой горшок щей». Герой считает себя человеком с чистой совестью. Ему не стыдно побираться или выставлять себя на посмешище, но он никогда не пойдет на воровство. Для него богатство – не главное. Главное – быть человеком. Именно он озвучивает главную мысль пьесы – «Бедность – не порок».

Герою хочется отблагодарить Митю за добро, а еще ему небезразлична судьба других людей. Он узнает, что его племянницу Любовь Гордеевну собираются выдать замуж за того же обманщика, что присвоил себе все его деньги – Коршунова. Понимая, что, скорее всего, та же участь постигнет его брата, Любим помогает Мите, влюбленного в Любовь Гордеевну, расторгнуть свадьбу.

Таким образом, Любим помогает всем стать счастливыми: Любовь и Митя получили благословение от Гордея Торцова, Гордей сохранил свое состояние, и даже мать Любови была рада расторгнутой свадьбе с московским мошенником. Поступок героя влияет на судьбу многих людей.

Вариант 2

Любим Торцов, без всяких сомнений, ярчайший герой пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок», который сумел навсегда оставить отпечаток в отечественной литературе.

Любим Торцов - родной брат очень богатого купца Гордея Купцова. Оба брата являлись крестьянами по происхождению, но их отец, владея собственным делом, достиг материального благополучия в нём. Когда он умер, Любим и Гордей разделили оставшееся от отца наследство на равные части.

В результате нечестных действий Африкана Коршунова, с которым общался Любим, он стал нищим. Поэтому герою приходится искать способы заработать деньги. Не смотря на то, что он герой был довольно серьезным, имел высокие идеалы, а в душе и вовсе был одинок, всё же он принял решение развлекать народ в образе шута, чем унижал сам себя в глазах общественности.

Спустя некоторое время, Любим вернулся к брату. Гордей к тому времени под властью денег очень изменился и стал надменным по отношению к брату, считая его низшим звеном в обществе, поэтому с неохотой принял Любима. Любим, желая его проучить, вернулся к уже привычной ему жизни, и снова стал зарабатывать деньги увеселением людей, однажды даже присоединившись к нищим, стоящим около собора.

Этот случай стал последней каплей, после которой Гордей уже не в силах был выносить брата, и выгнал его. Новым местом жительства для Любима стало жилище Мити, приказчика Гордея, который был влюблен в племянницу - Любовь Гордеевну. Ему трудно было мириться с её грядущей свадьбой с Коршуновым.

Выяснив это, Любим взял положение дел под личный контроль и отменил свадьбу, за что ему была благодарна даже мать девушки. Любим, дав огласку произошедшей истории с воровством его старого приятеля, предостерег Гордея, которого этот приятель также мог обмануть. Из чего следует, что именно благодаря герою многие персонажи обрели счастье в своей жизни.

Через образ Любима Торцова Островский поднимает очень актуальную проблему. Далеко не всегда, если человек теряет свой статус, он теряет и нравственные черты. Казалось, что Любим зарабатывая деньги путем развлечения народа в образе шута, растерял прежние черты своего характера, но как выяснилось в его следующих поступках, он всё еще обладал добрыми помыслами.

Сочинение на тему Любим Торцов

Любим Торцов является одним из самых ярких героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Данный герой оставляет значительный след в литературе и играет важную роль в произведении.

Любим является родным братом богатого купца по имени Гордей Купцов. Сами мужчины – крестьяне по происхождению, их отец создал собственное дело и достиг успеха, а оставшееся от него наследство братья поделили поровну. Из-за общения с Африканом Коршуновым, который смог грязным путем оставить Любима нищим, герой ищет способы заработка. Он выбирает веселить людей и быть в образе шута, тем самым унижаясь в глазах окружающих. Несмотря на это, мужчина был очень серьезным и глубоким человеком, имел высокие ценности и правильное мировоззрение, а в глубине души он был одиноким.

Прожив некоторое время в образе шута, Любим возвращается к брату. На удивление, Гордей с неохотой принимает брата к себе, потому что под влиянием денег он изменился и стал гордым, считал брата низшим обществом. За это Любим желает отомстить и проучить Гордея. Он возвращается к своей уже привычной жизни и зарабатывает на жизнь развлечением людей. Однажды он даже присоединяется к нищим, стоящим около собора. После этого случая Гордей уже не мог терпеть присутствие брата рядом с собой и даже выгоняет его. Любим находит новую крышу над головой у Мити, приказчика Гордея. Тот в свою очередь влюблен в племянницу по имени Любовь Гордеевна и не может смириться с ее скорой женитьбой с Коршуновым. Узнав об этом, Любим берет ситуацию под свой контроль и отменяет брак, за что получил благодарность даже от матери девушки. Любим рассказывает всем историю о воровстве со стороны старого приятеля, который мог в будущем обдурить и Гордея, и тем самым предостерегает брата. Таким образом, благодаря герою многие персонажи обретают счастье и улучшают свою жизнь.

Через образ Любима Торцова Островский раскрывает очень важную проблему. Некоторые люди, которые низко пали, способны сохранить в себе нравственность, моральные нормы и совесть. Казалось, что Любим, развлекая народ в образе шута, потерял прежние черты своего характера. Но в его последующих поступках все еще присутствовали добрые намерения и истинные ценности.

Несколько интересных сочинений

  • Какими качествами обладает добрый человек? - сочинение

    Источником счастья для большинства людей, проживающих на нашей планете, является счастье близких людей. Такие люди, которые желают видеть улыбки на лицах окружающих, как правила добры от природы.

  • Анализ рассказа Шолохова Судьба человека

    Произведение относится по жанровой направленности к реалистическим новеллам писателя, основанным на реальных событиях, ключевой темой которых является изображение проявления человеческой силы воли в условиях военного времени.

  • Наступила долгожданная зима. Все дети повыскакивали на улицу. Они были такие счастливые. Когда я выглянула в окно на улице кружились снежинки и я решила прогуляться. Выходя на улицу первое, что произошло это снежинка упала мне прям на ладошку

  • Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

    Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

  • Сочинение Описание неба 3, 5 класс

    Небо – это бездонная синяя глубина, бескрайний простор, цвет, настроение и характер которого могут меняться в зависимости от времени суток, сезонных явлений или погоды.

Единственная форма, которую может принять протест в среде тёмного купечества, – это освобождение личности от уз его душной жизни... Если личность культурна, – много путей открыто перед ней. Если нет – она, чаще всего, оказывается выбитой из колеи и погибает: разбойничество, разгул, пьянство, бродяжничество, – вот, в чем выражался этот протест в древней Руси .

В такую народную, старинную форму вылился этот протест и в обстановке купеческого «самодурства». В комедии Островского «Бедность не порок» (см. её полный текст , краткое содержание и более подробные содержания отдельных действий: 1-го , 2-го и 3-го), выведен Любим Торцов, брат самодура Гордея . От природы обладающий пылким темпераментом, что называется, «широкой натурой», он при жизни отца в родной семье, где, по всей вероятности, тоже царило самодурство, поневоле должен был сдерживать себя, подчиняясь господствовавшей силе. Чем сильнее было это подчинение, чем более сменялась его страстная натура, тем могущественнее должна была пробуждаться в нем неудержимая потребность в «вольной волюшке», – стремление дать простор рвущейся к сильным, разнообразным впечатлениям душе.

Островский. Бедность не порок. Спектакль, 1969

Широко размахнулся Любим, когда вырвался на волю – кутежи, разгул, пьянство, всевозможные увлечения, – все переиспытал он, не знавший, где искать истинной свободы. Скоро спустил он все отцовское наследство, сделался пьяницей, бродягой, шутовством добывал себе пропитание . Но не пропил, не прогулял своей души Любим, и она заговорила в нем: «Страх на меня напал, – рассказывает он, – ужасть на меня нашла. Как я жил? Что я за дела делал? Стал я тосковать, да так тосковать – что, кажется, умереть лучше!»

Такие, очищающие душу, порывы людей в древней Руси приводили, обыкновенно, к монастырю (ср. «Повесть о Горе-Злосчастье»), но Любим в монастырь не пошел, – он сделался пьяницей, трудиться не стал, быть может, и потому, что брат не протянул ему руки помощи, когда он ее просил. Но под лохмотьями бродяги у него билось честное сердце, – правдивое, благодарное к тем, кто был к нему участлив.

Испытав немало горя, Любим сделался отзывчивым к чужому страданию; бездельничая сам, он, однако, умеет уважать труд. Умный и в то же время хитрый, он ловко расстраивает намерения Гордея выдать дочь свою Любовь за старого Африкана Коршунова. Он умеет и помочь юноше Мите, который питает к Любе нежные чувства, умеет и разжалобить каменное сердце Гордея.

«Человек ты, или зверь?» говорит Любим брату, становясь на колени перед ним. «Пожалей ты и Любима Торцова! Брат, отдай Любушкуза Митю – он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить! Ведь, я народ обманывал, просил милостыню, а сам пропивал. Мне работишку дадут – у меня будет свой горшок щей. Тогда-то я Бога возблагодарю. Брат! и моя слеза до неба дойдет... Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок!»

В этой прочувствованной, сильной речи выразился чисто русский простонародный взгляд на жизнь. Вообще вся пьеса Островского, обильная народными песнями, поговорками и пословицами, написанная чисто русским прекрасным языком, производила на современников такое впечатление своею «народностью», что один из современников поэтов-славянофилов воспел русскую сцену, обновленную этой комедией, в таких стихах:

Там... теперь гуляет быт родной;
Там песня русская свободно, звонко льётся,
Там целый мир – мир вольный и живой...
Великорусская на сцене жизнь пирует,
Великорусское начало торжествует!..
Великорусской речи склад,
Великорусский ум, великорусский взгляд,
Как Волга-матушка, широкий и гульливый!

«Шире дорогу – Любим Торцов идет!» – это восклицание хмельного Любима сделалось торжественным кличем, который пронесся в русской славянофильской литературе, после появления в свет комедии «Бедность не порок». В Любиме увидели олицетворение русской национальной души, русского ума и сердца...

То обстоятельство, что носителем «национальных идеалов» Островский выбрал павшего человека, – никого не смущало. С легкой руки

Характеристика героев произведения Островского "Бедность не порок".

  1. Любовь Гордеевна — первая из героинь Островского с горячим сердцем. . В Любови Гордеевне нет вольнолюбия, безоглядной удали, но она сильна своей прочной связью
    с патриархальной моралью. Она — человек сильный и цельный. Ее любовь к Мите — искренняя, горячая и с оттенком какой-то взрослой, материнской жалости к бедному и зависимому человеку. Ах, Аннушка, как я его люблюто, кабы ты знала! Парень-то хороший.. . Больно уж он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый.
    Любовь Мити и Любови Гордеевны опоэтизирована Островским, она представляется
    ему идеальной, полным выражением настоящей любви, как ее понимают в народной среде. Не случайно поэтому, что отношения любящих все время как бы комментируются, сопровождаются как лейтмотивом народными лирическими песнями. Особенно тесно связана, соотнесена с фольклорной стихией Любовь Гордеевна. В соответствии со складом ее личности речь героини немногословна и сдержанна, но вся она строго выдержана в чисто народном, крестьянском стиле. Если в складе речи Мити виден приказчик, в нее проникают обороты и выражения гостинодворской галантности,
    то речь Любови Гордеевны совершенно лишена этого налета.
    В комедии Бедность не порок сталкивается идеальная любовь Мити и Любови Гордеевны, патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной основной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: За что девичий век заедаете,
    в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за нее надоть будет богу ответ дать. Любовь Гордеевна и не мыслит возможности нарушить отцовскую волю и готова ей покориться, принимая предстоящий брак как подвиг послушания, жертву. Очень характерно, что она не просит отца послушать ее, последовать ее желанию, в отчаянии она молит его: Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!. . Передумай, тятенька!.. .
    При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Егоровна пытается ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна твердо ее останавливает: Ну, маменька, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить.
    Островский видит в поведении Любови Гордеевны не рабскую покорность, тем более
    не страх перед невзгодами, которые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг понимается в ее среде. Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, сердце свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook