Леонид иванович малев биография. Малев леонид иванович

В послевоенные годы ансамбль побывал с гастролями более чем в 70 странах мира и неизменно повсюду имел триумфальный успех: заслуги его творческого коллектива отмечены дипломом Международной выставки в Париже - "Гран-при" (1937 г.), "Золотыми дисками" французской фирмы "Шан Дю Монд" (1964 г.) и голландской фирмы "Н.О.С." (1974 г.) - за рекордные тиражи грамзаписей, "Золотым дискоболом" французской академии грамзаписи (1961 г.) - за лучшую пластинку года. В 1978 г. ансамбль получил наивысшую профессиональную аттестацию - почетное звание "академический". По его образцу создавались ансамбли вооруженных сил Китая, Монголии и Северной Кореи. О сегодняшних буднях ансамбля рассказывает его начальник - заслуженный работник культуры РФ полковник Леонид Малев.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

МАЛЕВ Леонид Иванович

Родился 28 августа 1953 г. во Львове (Украина). В 1971 г. был призван на срочную службу в ВС СССР. В 1977 г. окончил Львовское ВВПУ по специальности организатор культурно-досуговой работы (режиссура). В 1982-1985 гг. учился в Военно-политической академии им. Ленина. До 1989 г. проходил службу в Киевском и Прикарпатском военных округах, был заместителем командира танкового полка по политической части. В 1989-1991 гг. - слушатель адъюнктуры ВПА им. Ленина. С 1991 по 2002 г. занимал различные должности в Главном управлении воспитательной работы ВС РФ. Неоднократно бывал в командировках в Дагестане, Таджикистане, Чечне. В 2002 г. возглавил Академический ансамбль песни и пляски Российской армии им.
А. В. Александрова. Награжден орденом "За военные заслуги". Заслуженный работник культуры РФ. Женат, имеет троих детей.


- Леонид Иванович, в 1937 году ансамбль насчитывал 234 человека, в 1948 году - 313, в настоящее же время в нем служат и работают менее 200 человек. Что повлияло на уменьшение штатной численности?

Сокращения в российских Вооруженных Силах коснулись многих структурных подразделений Министерства обороны, а поскольку ансамбль является одним из таких подразделений, конечно, не обошлось и без сокращения нашего коллектива. Однако сейчас Главным управлением воспитательной работы ВС РФ предпринимаются шаги по увеличению штатной численности творческого состава до 210-220 человек. И вот почему. В репертуаре ансамбля, имеющего однородный мужской хор, есть значительное количество произведений, требующих большого состава. Большой состав хора - это мощь звучания, это богатство тембральное, масса, дающая плотность звука, возможность богато использовать все регистры человеческого голоса. Пример тому - парад на Красной площади 9 мая 2003 года, когда требовалось исполнение хором (а капелла) Государственного гимна. Уже на первой репетиции стало ясно, что не хватает плотности звучания, количественной мощи, и только после того, как хор был увеличен до 140 человек, гимн приобрел черты эталонного звучания. В составе оркестра отсутствуют такие инструменты, как альтовая флейта, английский рожок, бас-кларнет, бас-гитара, которые часто имеются в партитурах русских классиков и современных композиторов. В известных "Заметках об инструментовке" М. И. Глинка утверждал, что выбор инструмента в том или ином случае имеет чрезвычайную важность, чрезвычайное влияние на эффект музыки. Художественная необходимость обогащения звучания ансамбля диктуется задачей передачи максимального содержания исполняемых произведений - будь то оратория, кантата, патриотическая, современная или народная песня. Для решения этих задач в штат оркестра необходимо добавить 15 исполнителей (11 - русские народные инструменты, 3 - духовые, 1 - бас-гитара).

На работе танцевальной группы ансамбля, в составе которой 35 человек, негативно сказывается недостаточное количество артистов балета для постановок крупных хореографических полотен. В ходе плясок многие артисты балета после массовых сцен сразу выполняют сложные трюки (solo), что не дает возможности сменить сценические костюмы, а также морально и физически настроиться на исполнение своей партии. По этим причинам общее исполнение хореографических композиций становится недостаточно ярким и выразительным.

Какой сегодня репертуар ансамбля? Сильно ли он изменился с начала 90-х годов?

Репертуар меняется постоянно: появляются новые произведения об армии, бывает, что руководство патриархата приглашает нас для исполнения духовной музыки. Все время идет поиск новых произведений в любых жанрах. Многие произведения исполняются на иностранных языках. Кроме того, уже сложилась такая практика - ансамбль всегда исполняет несколько произведений на языке той страны, в которой выступает с гастролями: на китайском, корейском, французском и других.

Во времена СССР ансамбль много гастролировал по всему миру. А где в основном приходится выступать вашим артистам сегодня?

Основная наша задача (и мы о ней всегда помним) - выступления перед российскими солдатами в воинских частях, военно-учебных заведениях, госпиталях. В такие поездки или выезжаем всем коллективом, или направляем туда концертные бригады ансамбля. В прошлом году наши концертные бригады уже выступали в Пскове, в Приднестровье, в Таджикистане, в Солнечногорском и Тульском госпиталях, Казани и в других местах. В июне 2003 года бригада из десяти человек была в Чечне. В Чечню едут из чисто патриотических чувств, потому что понимают, что люди там выполняют свой воинский долг и нужно их поддержать.

Если же говорить о наших поездках за рубеж, то мы туда выезжаем по приглашениям организаторов различных фестивалей, импресарио, имеющих свои программы, руководителей государств. Например, 5-6 мая прошлого года наш творческий коллектив по приглашению чешского правительства побывал в Праге, где принял участие в торжествах по случаю 58-й годовщины освобождения Чехословакии от фашизма. Для этой цели даже был выделен специальный самолет начальника Генерального штаба Чехии, который прибыл в Москву и доставил ансамбль из Москвы в Прагу, а затем доставил обратно в Москву. Мы выступали в самом большом концертном зале Чехии - Конгресс-центре, дали в нем 2 концерта. 6-7 ноября 2003 года мы провели концертные выступления в Киеве по случаю 60-летия освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков, в декабре того же года с успехом прошли гастроли нашего коллектива во Франции. В этом году, 3-5 марта, мы уже дали 2 больших сольных концерта в Варшаве, в период с 13 по 27 мая мы отправимся на гастроли по десяти городам Франции и Бельгии, а 7-14 июля будем выступать в Канаде. И, наконец, согласно перечню основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов от 28 августа 2003 года, утвержденному президентом Российской Федерации, гастроли поочередно будут проходить в столицах и городах Белоруссии, Молдавии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Польши, Германии, Австрии, Чехии, Словакии, а также во всех городах-героях России.

В 1956 году англичане рассыпались в похвалах ансамблю Александрова за идеальное исполнение им королевского гимна. Еще раньше, когда солист ансамбля Виктор Никитин, выступая с концертными бригадами на фронте, пел по-немецки, со стороны немецких окопов прекращалась стрельба. Не снизился ли в последние годы уровень исполнительского мастерства?

Уровень исполнительского мастерства по-прежнему довольно высок. Об этом свидетельствуют и отзывы критиков и музыкантов-профессионалов, и концертные залы, полностью заполненные зрителями. И сегодня народные артисты России Василий Штефуца и Валерий Гавва, заслуженный артист России Вадим Ананьев исполняют музыкальные произведения на испанском, немецком, итальянском столь же свободно и проникновенно, как и на своем родном русском языке. Могу рассказать о самом свежем своем впечатлении. Во время выступлений нашего ансамбля 5-6 мая 2003 года в Праге реакция чешских СМИ была исключительно позитивной. Одни заголовки газет чего стоили: "Их предки в майские дни 1945 года принесли нам свободу", "В Прагу возвращается легенда", "18 лет спустя в столицу снова прибудут легендарные александровцы", "Александровцы пели "Катюшу" в до отказа заполненном зале Конгресс-центра", "Поющая легенда", "Александровцам аплодировали стоя": Наверное, такие отклики обычно сдержанных чехов говорят о многом.

Неужели никто из чехов на встречах с артистами ансамбля ни разу не упомянул о событиях августа 1968 года?

После праздничного концерта в Конгресс-центре весь состав ансамбля был приглашен руководством Чешской Республики на торжественный прием, на котором также присутствовали чешские ветераны Вооруженных Сил и представители зарубежных СМИ. Но ни в разговорах с жителями Праги, ни с журналистами вопрос о 1968 годе не поднимался и не обсуждался. Был очень радушный, теплый, душевный прием, который приносил радость и нам, и чехам.

На праздновании 50-летия Китайской Народной Республики в 1949 году ансамбль имени Александрова был единственным зарубежным художественным коллективом, который удостоился высокой чести открывать в Пекине по этому случаю торжественный концерт. А какая, на ваш взгляд, была самая высокая оценка государством коллективных заслуг ансамбля в последние годы в России?

Самая высокая, на моей памяти, оценка была по случаю 75-летия ансамбля - 12 октября 2003 года, когда указом президента России двум артистам ансамбля были присвоены почетные звания народных артистов РФ, десяти - заслуженных артистов России, одному - заслуженного работника культуры РФ и еще семь человек были награждены орденами и медалями. В общем, такое внушительное количество наград говорит о том, что ансамбль был достойно отмечен. В адрес ансамбля поступили десятки поздравлений, в том числе от патриарха Московского и всея Руси Алексия, председателя Государственной Думы Российской Федерации, министра культуры Российской Федерации, мэра города Москвы, послов ряда иностранных государств, деятелей культуры и искусства.

Не секрет, что в годы существования СССР артисты и музыканты ансамбля не имели ни жилищных, ни материальных проблем, будучи окружены всемерным вниманием со стороны высшего командования Советской Армии. А какую заботу проявляют о коллективе нынешние руководители Министерства обороны?

В целом коллектив ежемесячно стабильно получает денежное довольствие, обеспечен военным обмундированием. Но, конечно же, хочется большего. Прежде всего - увеличения денежного довольствия и заработной платы. Вот ведомость. Например, солист хора народный артист РФ Василий Штефуца получает 5801 рубль 83 копейки, артистка балета 1-й категории Екатерина Коношенко - 3170 рублей с копейками, наш баритон артист 1-й категории Сергей Хлопников - 3052 рубля 87 копеек, артист высшей категории - 3263 рубля.

А сколько, если не секрет, получает сегодня начальник ансамбля?

8558 рублей.

А деньги за гастроли за границей?

Сказать так, что заграничные поездки давали бы возможность человеку зарабатывать средства, чтобы чувствовать себя абсолютно комфортно, я не могу. Это проблемы не решает.

А за счет чего тогда люди держатся в ансамбле?

А за счет чего держится вся Россия? В большинстве случаев люди подрабатывают: ведут какие-то классы в музыкальных школах, разные секции, кружки и выступают на каких-то концертах дополнительно. Все востребованы. Но хотелось бы, конечно, чтобы все получали достойную заработную плату, денежное довольствие на своем основном рабочем месте.

Когда-то при поступлении в ансамбль имени Александрова был конкурс: 30 человек на место. Откуда же при столь мизерных окладах вы сегодня черпаете кадры?

Приходят люди из других коллективов, призываем к себе на службу выпускников консерватории и хореографических школ. Поэтому большинство наших артистов и музыкантов имеют высшее музыкальное образование, за исключением танцоров балета (который наличия высшего образования просто не подразумевает). Когда же срок службы по призыву заканчивается, некоторые ребята уходят, некоторые остаются на контрактную службу или в качестве служащих Российской армии. Среди них преобладают жители Москвы и Московской области. В регионах попадаются и более талантливые и способные ребята, но мы лишены возможности пригласить их к себе в ансамбль - раньше, в советское время, у ансамбля было свое общежитие, но сейчас его нет. Наши обращения в ГлавКЭУ Минобороны пока результатов не дали.

Какие еще проблемы беспокоят руководство ансамбля?

С 1987 года и по настоящее время местом дислокации ансамбля является дом 20 в Земледельческом переулке. В здании давно уже назрела необходимость переоборудования балетного зала, раздевалок и душевых. Наш зрительный зал является сегодня одним из лучших в Москве по акустике, но в нем необходимо полностью переоборудовать сцену, установить новое звуковое, световое и видеопроекционное оборудование - это позволило бы проводить концерты, наслаждаться той замечательной акустикой и исполнением произведений, которые исполняет ансамбль.

Кроме того, мы же не можем отправлять свои артистические бригады в командировки по стране без музыкального сопровождения, а потому время от времени вынуждены какие-то музыкальные произведения записывать, то есть снимать студию звукозаписи на "Мосфильме" или в других местах за большие деньги. К примеру, месяц назад благодаря спонсорской помощи генерального директора холдинга "Стройиндустрия" Александра Владимировича Зимина на студии "Мосфильм" была осуществлена эталонная запись Гимна Российской Федерации, в которой было задействовано 120 человек хора и 80 музыкантов оркестра, а затем выпущено 25 тысяч дисков с этой записью. Но если бы мы к нашему замечательному залу добавили звукозаписывающую аппаратуру, то смогли бы не только экономить средства, записывая все на месте, но и зарабатывать, выполняя заказы других музыкальных коллективов и групп. И сегодня многие гражданские коллективы просятся к нам репетировать в выходные дни.

Направляясь к вам, я заметил, что какие-то помещения уже сдаются коммерческим фирмам. Вы пытаетесь таким образом изыскать недостающие средства?

Деньги за эту аренду (примерно 130 кв. м общей площади) на счет ансамбля не поступают. Только после указаний Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны и КЭУ МВО мы получили из эксплуатационной комендатуры копии договоров, чтобы хотя бы знать, кто эти люди и чем они у нас под боком занимаются. Выяснилось, что одна организация занимается туризмом для иностранцев, вторая - сдает помещения в субаренду, а третья установила оборудование связи для ретрансляции. Причем все эти договоры не зарегистрированы в Минимущества РФ.

Арендаторы ансамблю не нужны потому, что артисты и музыканты ансамбля сами сегодня остро нуждаются в дополнительных классах, для индивидуальных занятий, помещениях для раздельных репетиций хора, оркестра и балета. В дополнительном помещении нуждается наша уникальная нотная библиотека, где собраны свыше трех тысяч рукописей партитур и клавиров выдающихся композиторов: А. Александрова, Б. Александрова, М. Блантера, В. Соловьева-Седова, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, А. Новикова, М. Фрадкина, А. Пахмутовой и многих других. Нам также негде разместить музей, содержащий не просто экспонаты, к которым из-за тесноты невозможно пробраться, а собрана вся большая и славная история коллектива, имеющего давнюю и глубокую связь с народом, государством, и покуда будет жив ансамбль, связь эта не прекратится...

На этой неделе появилась информация, что министр обороны Анатолий Сердюков подписал приказ о ликвидации учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении Минобороны. Одним из наиболее распространенных типов культурных учреждений в составе Министерства обороны являются Дома офицеров. Зачастую в них располагаются кинотеатры, спортзалы, различные кружки. Что же теперь будет с домами культуры, с Театром Российской армии и с Краснознаменным академическим ансамблем песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова? В гостях студии побывал директор ансамбля, заслуженный работник культуры РФ Леонид Иванович Малев. Он разъяснил ситуацию в беседе с культурным обозревателем Григорием Заславским.

Заславский : В студии - Григорий Заславский. Добрый день. И я с удовольствием представляю сегодняшнего гостя. Это директор Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова Леонид Малев. Леонид Иванович, я приветствую вас в студии "Вестей ФМ".

Малев : Да, Григорий, здравствуйте. Я вас тоже приветствую, рад вас видеть.

Заславский : Ну, начнем мы, наверное, вот с тех публикаций, которые выходят на этой неделе и которые вот меня лично очень взволновали, потому что я как театральный критик, естественно, привык уже ходить в Театр Российской армии, знаю его замечательную труппу, этого театра, зная о том, что есть и другие театры. И вы знаете, что я давний поклонник вашего ансамбля, даже у машине у меня диск с песнями в исполнении александровцы. Ну и, естественно, когда читаешь, что приказ министра обороны 840, там так обозначено о ликвидации культурно-просветительских учреждений, начинаешь беспокоиться за судьбы тех, кто тебе особенно дорог, то есть Театра Армии, Александровского ансамбля и Грековской студии военных художников. Угрожает ли этот приказ каким-либо образом вам?

Малев : Григорий, нам этот приказ не угрожает. И вообще странная постановка вопроса, я уже прочитал сегодня "Московский комсомолец", там как-то все агрессивно: ликвидация учреждений культуры, министерство обороны… Ну, совершенно перевернуто, что говорится о ликвидации. Ну, ликвидация, и фильм недавно был "Ликвидация", но ликвидация - там ликвидировали банду. Что значит ликвидация? Надо совершенно людей не вводить в заблуждение и не вносить путаницу в вооруженных силах и для отдельных гарнизонов и так далее. Ну, не совсем корректно.

Если конкретно говорить о ликвидации, речь идет вообще о реформировании учреждений культуры, как и других учреждений, которые есть в Министерстве обороны и Вооруженных силах в целом. Идет сейчас в целом совершенно иная система обустройства войск, идет совершенно другая система управления войсками, как бы все по-другому становится. Идет сокращение Вооруженных сил. Но соответственно если Вооруженные силы сокращаются, сокращаются и подразделения или учреждения, которые способствовали выполнению главной задачи, боевой задачи по сути дела. Ну как складывалось? Вот еще по старой схеме. Вот есть гарнизон, условно говоря, возьмем Курск или возьмем, допустим, Североморск или Мурманск. Раньше на территории гарнизона находились несколько разных Домов офицеров разной принадлежности.

Поясняю. Например, стоят в гарнизоне, допустим, авиационные части - раз, стоят морские части и сухопутные части. Так складывалось по старой системе, что, допустим, авиационные части имели свой офицерский клуб, военно-морской флот имел свой матросский клуб, сухопутные войска, имели Дом офицеров. Вот на территории, допустим, Мурманска или, к примеру, Курска (ну, там не было моряков, там были другие, например, войска) находилось два-три учреждения культуры. Ну, казалось бы, вот так складывалась система.

Сегодня идет оптимизация вооруженных сил, идет реформирования вооруженных сил. Но соответственно, значит, совсем другая структура подчиненности. И если, допустим, в гарнизоне в Курсе выводят какие-то воинские части, к примеру, авиацию, то соответственно выводится и учреждение культуры. Ну как? Оно, в принципе, не уничтожается и, как мы говорим, не ликвидируется. Данное учреждение культуры перепрофилируется, передается в местные органы самоуправления. То есть на этом месте, куда люди приходили, они туда же приходят, только этот очаг, это учреждение культуры будет подчиняться уже местным. То есть оно не ликвидируется, люди не лишены доступа к учреждениям культуры.

Заславский : Да, самое главное, чтобы не лишались люди того самого конституционного права доступа к произведениям культуры, вообще к культуре.

Малев : Ну вот и получается, если ряд гарнизонов (ну так система складывалась, это чистая правда), и совершенно, как бы получается, ликвидировали. Значит, что получается? Был гарнизон, не стало учреждения культуры, и жизнь остановилась. А ведь в Министерстве обороны четко понимают, что наступают и выходные дни, и праздничные, и предпраздничные дни, и наступает вечернее время…

Заславский : Да, "у солдата выходной - пуговицы в ряд…"

Малев : Да. Ну там есть солдатский клуб, это другая ситуация. Но есть офицеры, они идут в очаг культуры, в учреждение, там они отдыхают, там они проводят время. И что самое важное - чем лучше работает учреждение культуры в гарнизоне, в любом учреждении культуры, особенно, конечно, в небольших гарнизонах, тем, по сути дела, меньше происшествий, меньше нарушений дисциплины.

Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте

Именем Александрова Россия свободна

…В руки случайно попал прелюбопытный документ - цитируемость ансамбля Александрова в прессе (от ТВ до Интернета) за 2015 год по сравнению с десятком других, схожих по эстетике коллективов. Отрыв впечатляющий. Это как сравнивать Большой театр и какую-нибудь местечковую труппу. Во-первых, в глаза бросается масштаб «александровских деяний», а это под 300 концертов в год, из которых примерно половина - выступления полного состава ансамбля (хор, оркестр, балет). Во-вторых… собственно, это был мой последний вопрос полковнику Малеву - тоже, кстати, абсолютно легендарной личности: как удается столько лет держать планку, не скатиться в какое-то дурновкусие, кривляние? Малев ответил как выдохнул, даже не выдержав паузы: «Да как с такой традицией, с такими корнями куда-то скатишься? Мы не имеем права. За нами - Россия».

Мое знакомство с Академическим ансамблем песни и пляски Российской армии имени Александрова началось необычным образом: я уже приехал в их штаб-квартиру на Плющихе, как вдруг Леонида Малева неожиданно позвали в главный Александровский зал: «Все вас ждут». «Кто ждет? Кто распорядился?..» - директор Малев недоуменно входит в зал, а там уже собрался весь коллектив - он просто ахнул: общественная организация РАЕН вручила Леониду Ивановичу свою высшую награду - орден Москвы.

Но дело даже не в награде как таковой, а в поддержке всего коллектива, которую в приказном порядке не получишь. Более двухсот артистов стоя аплодировали своему начальнику, спев ему в итоге «Многая лета», а ведь нет ничего важнее родственной атмосферы внутри ансамбля, тем более такого организационно сложного. Грядет 90-летие александровцев - хороший повод поговорить с директором о нынешнем статусе прославленного коллектива. Тем более когда главный девиз директора - «Прежде думай о людях, а потом о себе».

«Поляков никто не заставлял петь здравицу Путину»

Понятно, что ансамбль носит имя человека, написавшего музыку к нашему гимну, и вы не раз участвовали в создании «эталонной версии»; какие здесь есть подводные камни, секреты?

Секрет вот в чем. Когда три года назад мы открывали памятник А.В.Александрову, министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу справедливо отметил, что слова к гимну менялись три раза, а музыка оставалась неизменной. И он предложил записать гимн со звездами российской эстрады для популяризации главной песни страны. Для записи на «Мосфильм» мы пригласили Олега Газманова, Ларису Долину, Алсу, Валерию, Дениса Майданова, Александра Маршала и других артистов. Диск с гимном потом разослали во все посольства Российской Федерации за рубежом, воинские части, отдаленные гарнизоны, на корабли - это очень важная история… Есть такая особенность. В Законе о Государственном гимне сказано: «Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом».

- Но не все следуют этой редакции?

Увы. Играют кто во что горазд, в разных тональностях, в разных темпа… Оригинальная тональность (в приложенной к закону партитуре) - до мажор. Есть еще нюансы: в оркестровом (инструментальном) варианте может исполняться один куплет, а если со словами, то обязательно должны быть исполнены все три куплета. Текст, мелодию и ее ритмический рисунок менять нельзя! Любые изменения преследуются по закону. Но зачастую, особенно в настоящее время, различные исполнители меняют и мелодию, и ритм, и даже гармонию, замедляют или ускоряют темп. Все это кардинально меняет всю музыкальную палитру, а главное - характер и предназначение музыкального символа нашего государства… Это недопустимо.


Директор ансамбля Александрова Леонид Малев. Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

Оттолкнемся от реалий сего дня. Кто-то в шутку, в качестве комплимента зовет вас «главным идеологическим оружием России», но страны Балтии, похоже, эту шутку обратили в явь, не пустив вас в декабре на свою территорию…

В прошлом году мы праздновали 70-летие окончания Великой Отечественной войны, и ансамбль с военной песней выступал во всех столицах европейских государств, освобожденных Красной Армией от немецко-фашистских захватчиков; конечно, планировали приехать и в Таллин, Вильнюс, Ригу. Сначала пошли высказывания их высоких чиновников, что «мы сильные и не боимся песенного оружия, нас не испугаешь русскими барабанами и тромбонами»; затем они запросили списки военнослужащих (а в ансамбле служат как военные люди, так и штатские), мотивируя это тем, что военные должны по особому статусу въезжать через границу… Что ж, мы включили в списки только штатский персонал, дабы упростить все процедуры и никого не раздражать. Отправили им репертуар. Уже были подготовлены концертные площадки, но… в итоге прибалтийские чиновники решили нам все-таки отказать. Хотя, повторюсь, мы объехали всю Европу, и нашей крайней точкой стала Варшава.

- Даже в Польше не отказали.

Ну что вы, в Польше нас так принимали! А прибалты объявили ансамбль идеологическим оружием ушедшей эпохи. Ну и, хочу я спросить, где же разница между жесткой цензурой коммунистической идеологии, против которой они выступают, и их нынешними «демократическими» действиями? То же самое, только наоборот. Есть афиша, есть концерт, каждый вправе выбирать - хочет он это слушать или нет. А тут руководители всё решили за народ. Хотя я был там накануне: люди хотели прийти на наш концерт. И где же тут их демократия? Ансамбль Александрова весь мир объехал, выступая в Штатах, Канаде, Франции, Великобритании… нигде подобных проблем не возникало. Какая идеология может быть в «Смуглянке» или в «Калинке»?..

Как контрпример - на гастролях в Польше вы даже не включили в программу «Священную войну», но они сами попросили.

Был такой случай в одном из польских городов. И зал в финале концерта, очень удивившись, что не было «Священной войны», стал ее требовать хотя бы на бис. Поляки замечательно нас всегда принимают. Ни разу не было случая негативного отношения: люди дарят цветы, мягкие игрушки, даже конфеты солистам… Помню наш концерт в городе Коженице как раз в день 60-летия Владимира Путина. И, находясь вдали от родины, мы решили исполнить в честь президента «Многая лета». Объявили, исполнили, а потом я полякам предложил: вы тоже можете исполнить в честь нашего президента свою здравицу. И весь трехтысячный зал встал и стоя спел «Sto lat»: «Пусть живет сто лет Владимир Путин!». Видео есть в Интернете. Причем все пришли в зал по билетам, не было приглашенных… никто их не заставлял, но они спели. А это индикатор отношения простого народа к нашему президенту.

- А президенту другой страны могли бы спеть?

Я спрашивал у поляков, говорят - нет.

«Почему бы им не назваться ансамблем полиции - чего топтать наш огород?»

- Артисты из вашего ансамбля сдают нормативы по боевой подготовке?

Ну разумеется. К артистам-военнослужащим - свои жесткие требования. Бегают кросс, подтягиваются, выезжают на стрельбы… Раз носишь погоны, то ты как военнослужащий должен сдавать нормативы и всегда быть в форме. Но главное, конечно, выполнить свои обязанности на сцене. Ведь мы же - особый отряд Вооруженных сил…


Исполнение Гимна России, Государственный Кремлевский дворец, 4 октября 2013 года. Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

- Награды, с которыми артист выходит на сцену, разумеется, настоящие?

Разумеется! У нас многие имеют награды за наши выступления в «горячих точках», ведомственную медаль «Генерал-майор Александр Александров», медаль «За возвращение Крыма» и другие.

Разъясните ситуацию в отношении вашего давнего спора с ансамблем Внутренних войск МВД, который, выезжая за рубеж, использует ваш бренд «хора Красной Армии»… Воз и ныне там?

Тут все просто: была Красная Армия - мы были ансамблем Красной Армии; с 1946-го мы стали называться ансамблем Советской Армии, затем - Российской… Это понятная преемственность, это наша 90-летняя история. У ансамбля Внутренних войск МВД история иная: он был создан в 1973 году в составе Внутренних войск. Соответственно, Внутренние войска до этого назывались НКВД, еще раньше - конвойные войска. Ну и какая связь с Красной Армией? Нет, объясните?.. Когда-то конвойные войска входили в состав Красной Армии по призыву. Но это был 1925 год - не смешно ли? Ну, назовитесь тогда ансамблем песни и пляски конвойных войск - это будет исторически правильно.

- Да ну что вы, это жуть какая-то…

Зато честно. И потом, посмотрите с другой стороны: есть же ветераны Внутренних войск, у них тоже свои обычаи и традиции. Им приятно читать на зарубежных афишах про «хор Красной Армии»? Это как чужой паспорт показывать. Я говорил им как-то: назовите себя ансамблем полиции России. Это же звучит! Такого ни у кого нет, прекрасный профессиональный коллектив. Но нет…

- Так когда в этой истории будет поставлена точка?

Правда должна восторжествовать. Потому что логики в их действиях нет никакой. Чужие грядки топтать нехорошо. И что иностранец потом должен о нас думать? Вместо армии попал в полицию!..

Не то слово. Наши концерты за рубежом проходят при неизменных аншлагах, среди почетных зрителей - первые лица государств, интерес со стороны средств массовой информации отражает интерес жителей той или иной страны к ансамблю Российской армии и к России в целом. У нас всегда живое исполнение, к тому же мы практически всегда учим песню на языке той страны, куда едем… К слову, в 2015-м репертуар ансамбля пополнили 12 народных песен - китайские, еврейские, болгарские, сербские, венгерская и румынская… Надо понимать, что мы формируем мнение и уважение к целому российскому народу.

- Ну, тогда самое время поговорить о традициях.

Восемь традиций ансамбля Александрова

Первая. Итак, артисты разучивают новую песню на языке принимающей страны, причем лингвистически подходят к процессу очень ответственно, будь то итальянская народная песня или китайская.

Вторая. С определенного момента ансамбль решил начинать все свои концерты жестко по времени: написано в афише - семь вечера, значит, представление начнется ни минутой позже. Никаких тебе традиционных задержек на 15–20 минут.

Ну вот представьте себе, - продолжает Леонид Малев, - группа из 120 человек переезжает из города в город, плюс грузовик с реквизитом. Если мы назначили отъезд из гостиницы на пять утра, значит, ровно в пять три автобуса отойдут.

- А кто не успел - на такси?

Таких, «кто не успел», уже просто нет. Мы же говорим о традициях. Завели - соблюдаем. Вот поехали в турне по Чехии и Словакии - импресарио вдруг подходит ко мне: «Надо начать концерт на 20 минут позже». - «Почему?» - «Зал большой, несколько тысяч мест, люди на машинах приехали, припарковаться не могут, тем более все знают, что начнут позже». - «Сколько уже сидит, а сколько не хватает?» - «4500 сидят, еще 400 в пути». - «То есть тысячи человек должны ждать, пока остальные придут?..» Короче говоря, начали мы вовремя. Импресарио аж позеленел от негодования. Во втором городе история повторилась. В третьем… смотрю - импресарио уже не подходит ко мне, молчит. Я у него спрашиваю: «Рудольф, а что же вы не просите в этот раз отложить начало?» - «Потому что по всему городу объявили, что русские начинают вовремя, не опаздывайте». А со временем все привыкли и даже иной раз устраивали тотализатор - начнем мы вовремя или нет. Появились статьи с такими названиями: «Русским можно верить, они делают всё точно как куранты или часы на Биг-Бене». Раз у них вот так всё, значит, с ними можно иметь дело - в бизнесе, политике, культуре…

Третья. Из вышесказанного вытекает следующая традиция: мы должны влюбить в себя тех, кто о нас еще не знает, упрочить мнение о себе у тех, кто знает, но подзабыл, а главное - удивлять, показать красивую и привлекательную Российскую армию. После концертов к нам подходили студенты из Праги, Братиславы и говорили: «Послушав ваши красивые песни, мы решили завести у себя новшество - кружки русского языка, чтобы лучше понимать смысл». Другие подходят: «Теперь мы обязательно поедем на каникулы в Москву или Петербург». Порождаем симпатию к армии и к стране. Для наших ребят это прекрасная реклама призыву. Как для контрактников, так и для срочников. Мы показываем родителям, что в эту армию не страшно идти служить.


Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

Четвертая. Стали использовать экраны во время концертов, но тут нельзя переборщить, нельзя с этим заигрывать, увлекаться видеорядом. В основном там отображаются переводы русских песен на иностранный язык, смыслы для ансамбля Александрова очень важны.

Пятая. Каждый Новый год, когда в Москве бьют куранты, открывается шампанское и люди в кругу семьи встречают Новый год, ансамбль выезжает в отдаленные гарнизоны России.

2016-й мы встретили в Нальчике и Владикавказе, выступая перед военнослужащими и их детьми, 2015-й - на Дальнем Востоке, 2014-й - на Северном флоте. Пока у других праздник, мы несем праздник на дальние рубежи и в самые отдаленные гарнизоны. Мы для этого и предназначены и эту традицию не нарушим.

- Вы упомянули детей…

Правильно, мы стали делать для детишек военных новогодние сказки - «Про Ивана-молодца, удалого храбреца», многие другие. Вы не представляете, как это важно для семей военнослужащих, которые находятся многие месяцы на посту! К тому же каждый ребенок получает сладкий новогодний подарок в виде Спасской башни от министра обороны. Кстати, в этом году мы пригласили на представления и детей военнослужащих чеченского ОМОНа, и каждый получил свою Спасскую башню.

Шестая. За границей (первый раз - в Словакии) ансамбль стал проводить мастер-классы в музыкальных учебных учреждениях - от школ до консерваторий.

Седьмая. За рубежом концерт начинается с внесения государственных флагов России и принимающей страны под песню «Несокрушимая и легендарная». Флаги устанавливаются на сцене на время всего концерта, что поддерживает особую атмосферу в зрительном зале.

Восьмая. Приезжая в тот или иной город, актив ансамбля обязательно навещает местных ветеранов, еще оставшихся в живых, но ограниченных в передвижениях.

Вот мы говорим: надо заботиться о ветеранах, - продолжает Малев, - слова словами, а надо идти и делать. Вот ансамбль и обратился ко всем деятелям искусства: когда вы приезжаете в город с концертом, почему бы заранее не договориться с социальной службой, чтобы навестить ветерана? Многие-то уже из дому выйти не могут… но живы эмоциями и чувствами. Вот мы с прошлого года затеяли эту традицию: берем с собой продуктовый набор, чтобы человеку было приятно, приезжаем на квартиру и выступаем прямо там. Бесплатно и без лишних слов. Вы не представляете, какая это радость для ветерана! Может, это жизнь ему продлит на несколько недель или месяцев.

«Певец Басков, встаньте в хор!»

Раньше ансамбль плотно работал с великими композиторами-песенниками - Соловьевым-Седым, Блантером, Дунаевским etc. Как сейчас строится работа с авторами? Репертуар пополняется?

Так же и сейчас. Для нас пишут Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Илья Резник и Игорь Матвиенко, Ким Брейтбург, Владимир Шаинский, Олег Газманов - очень многие. Иные песни рождаются буквально на глазах - как, например, «Вежливые люди». Слова написал начальник Управления культуры Минобороны Антон Губанков, музыку - зам. начальника ансамбля Вячеслав Уманец. За несколько дней - миллион просмотров…

То есть ансамбль Александрова - это не какое-то закостенелое музыкальное учреждение из прошлого, а очень отзывчивый к действительности коллектив.

Да, и вот вам интересный факт: в 2015 году наш репертуар пополнили 28 новых произведений.

- Кстати, о звездах эстрады. Это правда, что давным-давно в ансамбль не взяли Баскова?

Была такая история. Его прослушали и предложили работу в хоре. Но Николай ответил: «Нет, в хор не встану».

- Впоследствии вы с ним работали уже как со звездой?

Конечно. В зале Чайковского, например, на наш прошлый юбилей. Ну, он, конечно, припомнил. Сказал со сцены, что его в ансамбль не взяли. Думаю, во время выступления Николай почувствовал всю силу нашего хора…

- Коллектив у вас немаленький - есть ли проблемы с набором хористов, оркестрантов, танцоров?

Коллектив устоялся - стабильный, управляемый, высокопрофессиональный, дисциплинированный. Проблема одна: хотелось бы, чтобы заработная плата была несколько выше, чем она сегодня есть. Для стабильности коллектива это очень важно. Потому что экономическая обстановка меняется, людям трудно жить.

- Артист должен на кураже выйти на сцену. Как поддерживать в нем этот драйв?

После каждого выступления мы подводим итоги, кого-то отмечаем, стараемся говорить добрые слова. Это сплачивает и без того дружную команду нынешнего состава александровцев. Вы же видите, как все стоят на сцене - по-военному подтянутые, красивые, всё делают с удовольствием. Приятно смотреть. Не зря поклонники называют нас ансамблем высокой моды. У наших артистов всегда на первом месте - гордость за свою профессию и за тот коллектив, в котором ты работаешь. За рубежом и у нас в стране ансамбль Александрова - это визитная карточка России, особый творческий отряд Российской армии.

Ансамбля Александрова, каким его знают вот уже 10 лет может не стать. По неизвестной причине - читай "по причине подковерных игр" руководителя ансамбля могут уволить. Руководитель прославленного коллектива Леонид Иванович Малев собирал по крохам то, что осталось от предшественника. Коллектив существовал, но не жил. Разобщение среди артистов, отсутствие интереса к общему делу. И, как результат, - потеря духовной связи со зрителем. А ведь песни-то о главном - о том, как защищали Родину, как ценой собственной жизни добывали долгожданную победу. Такие песни можно исполнять только чувствуя каждую ноту сердцем. А сегодняшний день таков, что все быстро забывается, стирается и кажется несущественным. Чтобы не пропал в веках Дважды Краснознаменный, не затерялся среди обычных эстрадных коллективов, руководить им должен человек, всем сердцем болеющий за Родину. Леонид Иванович убежден, что каждый артист, представляющий ансамбль - образец, лицо нашей страны. Что работать нужно так, чтобы зритель с восхищением говорил "Если в армии артисты такие, то КАКИЕ ЖЕ ТОГДА СОЛДАТЫ?!" Приняв на себя заботу об ансамбле, он увидел, что причина разрозненности в большой степени - отсутствие заботы об артистах. Как строгий, но справедливый отец, Леонид Иванович непреклонно следил за дисциплиной в коллективе, уже давно забытой артистами, требовал от всех без исключения аккуратности в исполнении и уважительного отношения к делу и соратникам. И в то же время "пробивал" для своих подопечных государственную поддержку, создавал комфортные условия для работы и отдыха, искал выходы за рубежом для гастролей... Прошло 10 лет. Нельзя сказать, чтобы изменения, произошедшие за это время и сделавшие Ансамбль уважаемым во всем мире, были легкими и безболезненными. К великому сожалению руководителя, пришлось расстаться с артистами, которые не смогли или не захотели работать в условиях соблюдения дисциплины. Но все же усилия не были напрасны. Коллектив любим в своей стране и - что теперь не удивительно - за рубежом. Артисты с гордостью говорят, что они Александровцы. И знают, что за этим именем стоит память о подвигах отцов и дедов, традиции, военная выправка, стабильность и справедливость. А если спросить у спешаших в Дом Музыки на ежегодный концерт Ансамбля зрителей "почему идете на выступление ансамбля?", то ответ у всех примерно одинаков - "это лучшие эмоции", "всегда получаем удовольствие". Но развитие коллектива на этом не останавливается. Леонид Иванович привлекает школьников и молодежь к теме ПОБЕДЫ: создана школа-студия "юные александровцы", эстрадная группа "Александров парк". Подойдите к любому артисту Ансамбля, спросите, счастлив ли он, что является частью истории нашей страны, нравится ли ему представлять ее в разных странах, приятно ли видеть восхищенные взгляды зрителей по всему миру, чувствует ли, что Ансамбль занимает значимое место в культуре России. Ответ будет положительный. И все понимают, что все это - результат огромного труда артистов и руководителя, взаимопонимания и уважения. Кирпичик за кирпичиком восстанавливалась репутация ансамбля. Когда за громким именем появлялся забытый образ. И вот теперь, когда Ансамбль достойно живет и прославляет страну, руководителя ансамбля пытаются снять с должности. И поставить вместо него кого-то, кто не знал всех этих лет труда, кто просто придет и формально "возглавит", а по факту "развалит". Времена для страны непростые, но Леонид Иванович сделает все для коллектива, чтобы обеспечить достойный уровень. Чего не станет делать человек со стороны. То, что не нажито собственным потом и кровью, не ценится. И потому таким, как сейчас, с другим руководителем Ансамбль уже не будет.

Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова - крупнейший военный художественный коллектив России. Днём его рождения считается на 12 октября 1928 года - день, когда состоялось первое выступление коллектива в составе 12 человек в Центральном доме Красной Армии.

Начальник - художественный руководитель
Академического Ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова

полковник, Саченюк Геннадий Ксенофонтович

Начальник ансамбля - художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова, полковник

Родился 24 декабря 1967 г. в пос. Горностаевка Херсонской области. В 1986 году окончил Херсонское государственное музыкальное училище. С 1986 по 1991 годы учился на Военно-дирижёрском факультете при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Офицерскую службу начал на Военно-дирижёрском факультете военным дирижёром – начальником учебного оркестра. В последующем служил на факультете в должностях помощника начальника учебного отдела и начальника лаборатории технических средств обучения (начальника студии звукозаписи).

29 декабря 2000 года назначен заместителем начальника Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова. В разные годы занимал должности заместителя директора ансамбля, художественного руководителя, заместителя начальника ансамбля – художественного руководителя (военного дирижера).

В 2003 году удостоен почётного звания «Заслуженный работник культуры РФ», в 2015 году – «Народный артист Республики Северная Осетия – Алания».

Имеет медаль Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества» и другие медали.

Довольно редкое и поистине удивительное явление происходит, которое вызывает восторг, любовь и умиротворение, когда речь заходит об ансамбле, знаменитом на весь мир, уважаемый всеми жителями России – ансамбль Александрова. Самый уважаемый Александровский хор, который признан лучшим в мире из-за чистейших и звучных мужских голосов.

Один из крупнейших музыкально-танцевальных коллективов в РФ, Ансамбль песни и пляски, зародился в конце 20-х. Впервые состав появился на выступлении в количестве 12 исполнителей (пара танцоров, баянист, 8 певцов и чтец) в доме досуга, названный в честь Красной Армии. Буквально через 5 лет, после основания, численность коллектива перевалила за 100 человек.

На протяжении почти целого века ансамбль Александрова менялся составом. В 1937 он насчитывал чуть больше 270 человек, к концу 40-х – чуть больше 300, но к настоящему времени Александровский ансамбль песни и пляски насчитывает чуть меньше 200 человек и 47 из них трудятся практически с основания творческого коллектива.

Популярность распространялась по миру очень стремительно благодаря великолепному музыкальному исполнению любой композиции, но только к своему юбилею, 50 лет существования, коллектив удостоили наивысшей награде, которая важна любому коллективу, где поют и танцуют – ансамбль стал академическим. Его аттестовали в конце семидесятых.

Организовал этот знаменитый, сегодня дважды краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии А.В. Александрова – в звании генерал-майора, композитор и любимый всеми народный артист советских времен - Александр Васильевич. 18 лет руководил коллективом, после чего его место занял сын, так же пошел по стопам отца и завоевал статус народного артиста и звание генерал-майора, обладатель двух важных премий, Герой труда, Борис Александрович. Он возглавлял «александровцев» 41 год.

Каждый военный праздник, 9-го мая, песни ансамбля Александрова слушают с замиранием сердца. Те неподражаемые звуки, который издает хор, заставляют сердца биться сильнее и быстрее. Самые лучшие голоса мужского хора регулярно демонстрируют потрясающее вокальное мастерство, присуще исключительно русскому народу.

Но все это получается благодаря профессиональному оркестровому исполнению. В нем можно услышать все исконно русские инструменты. Благодаря своему профессионализму, ансамбль Александрова постоянно выступает в подразделениях Армии РФ, военных частях и округах, в горячих точках.

Везде, где был Академический ансамбль Российской Армии имени Александрова, получает успех и славу. Однажды случился конфликт на этой почве, когда другой похожий музыкальный коллектив присвоил себе 2 слова «Красной Армии» и поехал выступать по миру. Люди думали, что самый знаменитый Ансамбль в мире дает концерты и покупали билеты, чтобы услышать их уникальные песни и голоса. Руководителей ансамбля Александрова не порадовала такая наглость, и в 2011 году было опубликовано обращение с возмущенными высказываниями на действия ансамбля ВВ МВД.

Самые знаменитые и любимые песни ансамбля Александрова лучших советских и популярных российских авторов знают многие из нас. Это и народные композиции, национальные русские танцы и пляски, духовные и классические композиции, а так же популярные шедевры мировой музыкальной индустрии поп и рок. Все, что исполняет Александровский ансамбль, становится хитом.

Благодаря этому великому и уникальному коллективу Александровский хор положил начало и показал пример, какие музыкальные составы нужно создавать в наше время. После осознания появились подобия ансамблей песни и плясок во многих военных округах, флотах не только в нашей огромной стране, но и за ее пределами.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook