Кто уничтожил хазарию? Годовщина разгрома иудейской хазарии Князь победивший хазарский каганат.

Разгром Хазарского Каганата

Хазария не создавала богатства, а лишь присваивала чужое. Хазары кормились и одевались за счет соседних народов, изнуряя их данями, разбойничьими набегами, торговыми пошлинами. В городе Итиле пересекались торговые пути, а самим хазарам нечего было предложить иноземным купцам, кроме рабов да белужьего клея. На рынках Итиля торговали болгарскими соболями, русскими бобрами и лисицами, мордовским медом, хорезмскими тканями, персидской посудой, византийским оружием. Из рук в руки переходили серебряные монеты с непонятными хазарам надписями. Основную же прибыль хазары имели от работорговли. Они заказывали венграм и печенегам захват в рабство русских крестьян и продавали рабов в христианскую Византию и мусульманские Хорезм и Персию. Для исповедовавших тенгрианство коренных хазар-кочевников, давших имя каганату, еврейский город Итиль был только местом временного обитания. С наступлением весны они уходили со своими юртами и стадами в степи, на знаменитые Черные земли в долине реки Маныча, к Дону и к Волге, и кочевали там до осени. Каган жил в большом кирпичном дворце, построенном на острове; с остальным городом остров соединялся только мостом, возле которого всегда стояла стража. Только управитель дворца – кендер-каган – и привратник-чаушиар удостаивались чести лицезреть Кагана. Даже царь, предводитель войска и полновластный правитель Хазарии, допускался во дворец лишь изредка. Остальным людям запрещалось приближаться к красным дворцовым стенам.

Только трижды в год Каган нарушал своё уединение. На белом коне он проезжал по улицам и площадям столицы, а позади ровными рядами следовали гвардейцы-арсиии . Смотреть на кагана запрещалось. Тех, кто нарушал этот запрет, арсиии тут же протыкали копями. Никто не осмеливался унести и похоронить убитых, и кости, выбеленные солнцем и дождями, так и оставались лежать на обочине.

Даже после смерти Каган оставался загадочным и неприступным. Никто не знал, где именно он похоронен. Для мертвого Кагана строили большой дворец за городом. В каждой из двадцати комнат дворца, одинаково украшенных шелковой парчой, рыли могилы. Самые близкие слуги Кагана вносили тело во дворец и плотно закрывали за собой двери. Спустя некоторое время следом за ними входили молчаливые арсиии с широкими секирами в руках и выкидывали за порог, к ногам потрясенной толпы, отрубленные головы слуг Кагана .
Тем не менее, к моменту падения каганата в Хазарии сложилась система двойного правления, при которой военную власть осуществляли беки, а за каганами остались жреческие функции и номинальное главенство. Исполнительную власть осуществлял царь-пех. Последним царём каганата был Иосиф бен Аарон. Иосиф разрешил переселиться в Хазарию византийским евреям, когда при императоре Романе на них начались гонения.
Однако мало кому знаком тот факт, что весьма длительное время Южная Русь была под игом Хазарии, и это иго было ничуть не легче, чем татаро-монгольское . Деятельность киевского князя контролировал хазарский тудун . Нет, хазары не завоёвывали русские княжества. Просто-напросто, киевские купцы задолжали хазарским ростовщикам, и вынудили князя расплатиться за них независимостью государства. Киев платил хазарам дань не только дань деньгами, но и дань мечами , то есть, воинами. Славяне поставляли хазарам довольно крупные воинские подразделения, и если они терпели поражения, то воинов казнили.

Тудуны были фактическими правителями Киева подобно тому, как в самой Хазарии от имени номинального тюркоязычного каган а власть осуществлял еврейский кагал , в лице человека, именуемого по-тюрксики пех , а по-еврейски ға-мелех . Первым тудуном стал в 839 году хазарский воевода Алмус.

Дань мечами, как она изображена в Радзивиловской летописи

Воин Хазарского Каганата

Одним из таких тудунов был и знаменитый Дир, убитый Вещим Олегом вместе с Аскольдом во время захвата Киева в 882 году. После этого Олег ещё два года воевал с хазарами и до самого 939 года избавил Русь от их власти.

Однако в том самом 939 году хазарский воевода Песах устроил засаду возвращающемуся из похода русскому войску, разбил его, после чего разорил Киев и восстановил на Руси хазарское господство. Князья снова стали данниками Каганата. Именно для того, чтобы выплатить дань Каганату, Игорь устраивал полюдье – собирал дань с подвластных Киеву славянских племен.
И вот наступила осень 945 года. Князь Игорь только что выплатил хазарам очередную дань, но в этот раз размер дани хазары сочли недостаточной. Пришлось Игорю снова идти по людям и заново добывать мёд и шкурки для хазарской дани. Так он снова явился в землю древлян, где и был убит.

После гибели Игоря Ольга вновь прекратила выплату дани, заручившись внешнеполитической поддержкой Византии, ради которой ей даже пришлось креститься. Принять христианство она советовала и Святославу, но он ей ответил: « Како аз хочу ин закон приняти един? А дружина моя сему смеятися начнут ». Однако внешнеполитическая поддержка Византии не решала вопроса с Каганатом, под контролем которого находились Нижнее Поволжье с выходом в Каспий, Керченский пролив и Подонье. В 965 году Святослав захватил хазарскую крепость Саркел и посадил в ней русских гарнизон. Однако окончательное решение хазарского вопроса долго откладывалось. Неотложным его сделала проблема вятичей - последнего из русских племён, продолжавшего платить дань хазарам. В 967 году вятичи, поверив, наконец, в военную силу Руси, признали власть Святослава, заплатив осеннюю дань ему, а не Каганату. Однако такой шаг неминуемо вёл к карательной экспедиции против вятичей с многочисленными убийствами и захватами в рабство, и чтобы таких экспедиций больше никогда не было, Святослав решил больше не откладывать окончательного разгрома Хазарии. Однако оставалась вероятность, что хазары упредят Святослава, и поход против вятичей состоится раньше, чем князь соберёт необходимые для поход силы. Именно поэтому он и послал в Итиль знаменитую депешу « Иду на Вы » . Этим он заставил хазар забыть о походе и сосредоточить все силы на обороне столицы. Именно там, под стенами Итиля Святослав и намеревался разгромить осноные силы Каганата, чтобы не гоняться по степям за отдельными подразделениями и снизить до минимума риск ударов по своим войскам с тыла.
В конце концов, 3 июля 968 года князь Святослав Игоревич разгромил хазарскую армию и стер с лица земли Итиль, Семендер и другие хазарские города, а всё хазарское золото было сброшено в Волгу.
После разгрома Хазарии нашими славными предками в одном из её осколков образовалось еврейское княжество Жъугьут с центром в первой столице Хазарии Семендере рядом с расположенной теперь в Чечне нынешней станицей Шелковской. Другой осколок иудейской Хазарии - хазарское княжество с центром в Керчи было завоевано в 1016 году в совместном походе византийских и русских войск.
Зависимое от Хорезма небольшое политическое образование в Нижнем Поволжье с центром в Саксине, находившейся на месте Итиля, подверглось исламизации.


Предисловие…
На планете существуют страны, народы, объединенные по какому либо принципу. Эти народы постоянно ведут борьбу между собой за ресурсы, т.к они ограничены. Во все времена морская торговля являлась основным средством продажи товаров произведенных в той или иной стране, даже сейчас это самый дешевый способ транспортировки. Поэтому многие города строились возле крупных рек. Вот почему главной задачей внешней политики России на протяжении веков был выход к морю. В мире есть державы Сухопутные(нет выхода к морю) и Морские(имеют сильный флот и много портов). Задача Сухопутных выйти к морю, задача Морских не допустить выхода к морю Сухопутных. Далее задача всех стран не допустить возвышения других, западные «партнеры» достигают этого путем стравливания своих соперников, и желательно, чтобы они воевали, истощая ресурсы друг друга, если не получилось втянуть в войну, то ослабляют санкциями и далее революцией. А теперь сквозь эту призму взглянем на события тысячелетней давности:

Давайте разберемся!

Выгодное месторасположение Хазарии на торговых путях («Великом шёлковом пути» и «Из Варяг в греки») стало причиной переселения туда иудеев, взяв власть они полностью захватили в свои руки торговлю между Востоком и Западом, между Севером и Югом, то есть все торговые пути (если взглянуть на карту), проходящие через Хазарию. Это и было основной причиной прихода евреев в Хазарию, после завершения революции в Персии.

Полный контроль караванных путей, проходящих через Хазарский Каганат, позволил евреям создать торговую монополию, когда они стали контролировать закупочные цены и продажные цены ввозимых и местных товаров. В результате чего на товары местного производства были установлены минимальные закупочные цены, что приводило к ограблению местных товаропроизводителей, а на продаваемые иудеями товары устанавливались максимальные цены, что давало им сверхприбыли за счёт откровенного грабежа производителей и покупателей.
Несмотря на то, что Хазарский Каганат был разгромлен, геополитическая ниша, в которой он существовал, пустовала недолго – сначала верхушка итильского каганата бежала в Крым, откуда переместилась в Венецию (Банк Венеции 1584). Затем, когда из-за перемещения главных торговых путей из Средиземноморья в Атлантику, и в Венеции ловить стало нечего, бывший итильский каганат переселился в Голландию(Амстердамский банк 1609), а затем в Лондон, где образовал первый Банк Англии в 1694 году … Далее в США где был основана ФРС в 1913 году и ряд банков JPMorgan, Bank of America и т.д. Таким образом создалась целая паутина финансовых институтов. Благодаря экономической системе на основе доллара мир платит дань американской элите.

История становления:

Лето 491 года иудеи захватывают власть в Персидской империи и под бдительным руководством Экзарха Мар-Зутры осуществляют в персидской империи первую революцию под лозунгами «Свобода, равенство, братство». У персидской знати экпропреируют ее богатства и уничтожают как врага народа. 529 год Иудеи со всеми богатствами покидают Персию и оседают в Хазарии. Из богатейшей империи Персия превращается в нищую страну и перестает существовать. Придя в Хазарию не с пустыми карманами иудеи быстро вытеснили местных предпринимателей из экономических ниш хазарского государства.

Далее используя так называемый институт невест, отдавая их замуж за представителей высшей хазарской знати, которые тайно приняли иудаизм и последние два века до своего краха открыто исповедовали талмуд. Археологические раскопки, произведенные на территории бывшей Хазарии, свидетельствуют о наличии государственной символики в виде шестиконечной звезды… В “Еврейской энциклопедии” пишется о том, как хазарский каган “вместе со своими вельможами и большей частью до тех пор языческого народа перешли в иудейскую веру, около 679 г. нашей эры”. При этом обращение аборигенов Хазар в свою веру, они не допускали. В Талмуде (трактат Йевамот, 47б) сказано, что «Израилю столь же тяжко от прозелитов, как от язвы»
Евреи завладевали всеми ключевыми государственными постами. Как? Очень просто. Дети, рождённые от иудейки, являются исключительно иудеями. Именно по материнской линии передаётся национальный признак. Итак, через поколение все ключевые должности в хазарском государстве были заняты детьми, рождёнными от иудейских жён и мужских представителей правящей иерархии Хазарского Каганата. Занимая высокие должности среди элиты, евреи-хазары стали всячески способствовать развитию торгового бизнеса для своих соплеменников. И стали контролировать почти всю торговлю, ремесленные промыслы и межгосударственные отношения, постепенно вытеснив тюрок из этих отраслей и структур, создавая свою монополию внешней торговли и ростовщичества. Получив экономику страны в свои руки, они также стали прибирать к рукам и политическое влияние.

Сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был каган, представляющий местное население. Фактически страной управлял Бек еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну. Положение Кагана было незавидным, он был не только марионеткой, но своего рода жертвенным животным которого можно было убить по требованию толпы или Бека. В ущемленном положении находилось тюркское население, обложенное суровыми налогами. По иудейской терминологии «гои».
В отличие от политической элиты, хазарская военная аристократия была всё ещё очень могучей силой. Евреев по матери среди военной элиты было всё ещё немного, но и в их среде пришло время для восстания. Как только реальная власть в Хазарии полностью перешла к рукам еврейского царя Обадия Первого и его ближайшего окружения, власть тюркских ханов была им низложена, и верховным правителем – стал Обадий, опираясь на хазарскую знать еврейского происхождения, с помощью наёмников – печенегов и гузов – развязал гражданскую войну, продолжавшуюся 20 лет, в результате которой хазарские тюрки были разбиты и вынуждены были покинуть Родину и осесть на территории современной Венгрии. После победы над хазарскими тюрками в гражданской войне, хазарские евреи обложили местное население тяжелейшей данью. Тех хазар, которые не покинули свою Родину, они превратили в самых настоящих рабов.Религиозный фанатизм был настолько силён, что даже потомство от смешанных браков хазар с иудеями воспринималось ею как неполноценное. Эти метисы, гонимые из центральных городов государства, под именем караимов обосновались в Крыму.

Основными статьями доходов в Хазарском Каганате стали:
Работорговля. Регулярные набеги на славянские земли давали достаточное количество рабов, чтобы продавать их по всему миру. Каганат стал международным центром работорговли. Он пользовался услугами многочисленного наемного войска в основном из мусульман, оно использовалось и во внешних вторжениях и в подавлении внутренних выступлений и карательных походах.
Ростовщичество(кредитование под высокий процент).Было запрещено на Руси и в некоторых странах Европы. А евреям вообще запрещено давать друг другу деньги под процент(прописано в Торе)
Сбора дани с покоренных(драгоценный мех соболей, куниц, горностаев) и проезжающих через территорию купцов.
Посредническая торговля. Все основные торговые пути, если посмотреть на карту, из Азии в Европу проходили через их территорию.

Геополитическое положение и наличие свободных капиталов позволило Каганату оказывать влияние на всю мировую политику. В их финансовой кабале оказались также Французские Каролинги и Омейяды.
Хазарский каганат – единственная страна в истории, не считая Иудею и Израиль, государственной религией которой был иудаизм.

Отношения с Русью.

Русь была под игом Хазарии. киевские купцы задолжали хазарским ростовщикам, и вынудили князя расплатиться за них независимостью государства. Киев платил хазарам дань, а деятельность киевского князя контролировал хазарский тудун. Одним из таких тудунов был знаменитый Дир, убитый Вещим Олегом вместе с князем Аскольдом во время захвата Киева в 882 году. Периодические хазарские набеги на Русь с целью захвата рабов, поставили под вопрос само выживание Русского народа.
Именно поэтому славяне и призвали варягов и Рюрика со своей дружиной чтобы помоч им освободиться от Каганата. После этого Олег ещё два года воевал с хазарами и до самого 939 года избавил племена древлян, северян, радимичей от их власти. Повесть Временных Лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». Однако в 939 году хазарский воевода Песах устроил засаду возвращающемуся из похода русскому войску, разбил его, после чего разорил Киев и восстановил на Руси хазарское господство. Князья снова стали данниками Каганата. Именно для того, чтобы выплатить дань Каганату, Игорь устраивал полюдье – собирал дань с подвластных Киеву славянских племен. Составной частью кампании стал поход на русские земли, закончившийся подчинением киевского князя Игоря. Он обещал «платить дань кровью», то есть в войне Хазарии с Византией(самым сильным на тот момент государством) выставить свою дружину против империи на стороне каганата, стравив двух своих противников. Этим, объясняется два его похода на Царьград, последовавшие один за другим в 941 и 944 годах. Вынужденный союз русов с хазарами обошёлся первым очень дорого – в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Информация основана на работах выдающихся отечественных историков: Л.Н. Гумилёв, Б.А. Рыбаков, М.И. Артамонов., а также летописи «Повесть временных лет», Новгородской летописи., работах О.Платонов., Н.Стариков и др.источниках.

Значительным явлением в тюркской и общемировой истории был Хазарский каганат. Но история этого государства часто описывается в качестве фона или контекста истории других народов. Она все еще не вписана в систему общетюркской цивилизации и государственности татарского народа, хотя есть немало признаков-критериев (общность исторического происхождения, языка, образа жизни и т.д.), позволяющих рассматривать Хазарию как важную составляющую тюркской цивилизации и татарской субкультуры.

Создание Хазарского каганата

Хазарский каганат (с VII по X вв.) стал первым раннефеодальным государством на востоке Европы, возникшим к середине VII в. в прикаспийских степях в результате распада Западно-Тюркского каганата.

Тюркоязычные хазары - кочевники и скотоводы появились здесь после гуннского «броска» в Европу. По свидетельству сирийского историка Захария Митиленского, на рубеже V - VI вв. в северо-западном Прикаспии обосновалось 13 тюркоязычных племен, среди которых были савиры, авары, болгары, хазары. Хазары вместе с савирами проявляли себя как заметная военная сила, совершая походы на византийские и иранские владения в Закавказье.

В 560-570-е гг. хазарские племена подпали под влияние Тюркского каганата. Вместе с основными тюркскими группами каганата, заключившего союз с Византией, хазары участвовали в походах на Иран. После ослабления и распада Западно-Тюркского каганата хазары оказались одним из самых крупных и влиятельных племен Северного Кавказа, создав новый союз племен - Хазарский каганат. Власть в каганате сохранила в своих руках тюркская (тюркютская) династия Ашина.

Племена Хазарского каганата

Во второй половине VII в. хазары, воспользовавшись разделением Великой Болгарии между сыновьями хана Кубрата, подчинили себе часть болгарских племен. В составе Хазарского каганата оказались также савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.

Территория Хазарского каганата

В конце VII - начале VIII в. хазары смогли подчинить себе близлежащие восточнославянские племена и обложили их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII-VIII вв. хазары овладели Таманским полуостровом, Боспором, большей частью Крымского полуострова, за исключением Херсонеса.

Во времена наивысшего расцвета в начале VIII в. Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, встревоженная арабскими походами Византия устанавливает с Хазарией союзные отношения.

VII - VIII вв. были периодом взрывоподобной экспансии арабской цивилизации, создавшей огромную империю - , простиравшийся от реки Инд в Азии до Пиренейских гор в Европе. Уже в ходе первых военных кампаний арабы теснят могущественные державы того времени - Византийскую империю и Сасанидский Иран, ослабленные внутренними противоречиями и извечной взаимной борьбой.

В середине VII в. завершилось арабское завоевание Ирана, а в начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье и часть Средней Азии. Центром процветающего халифата стал Багдад.

Хазары совершили несколько походов в контролируемые арабами земли Закавказья. В ответ арабы в 735 г., преодолев Кавказские горы, нанесли поражение хазарам. Хазарский каган и его окружение восприняли от арабов ислам, который затем распространили среди части населения каганата. Это результат арабского цивилизационного влияния, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.

Столица Хазарского каганата

После арабских походов центр каганата перемещается на север. Столицей каганата сначала был древний город Семендер в Северо-Кавказском Прикаспии, а затем город Итиль на Нижней Волге (неподалеку от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где расположилась резиденция кагана. Он был обнесен стенами и имел хорошую систему укреплений.

В восточной части города (Хазаран) располагался ремесленноторговый центр с крупными ярмарочными площадями, караван-сараями, мастерскими, а западную населяли чиновная и военная аристократия, здесь же располагались административные здания и ханский дворец.

Население столицы, как и всего каганата, было пестрым в этническом отношении: кроме хазар здесь жили болгары и аланы, тюрки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие приезжие купцы задерживались в Хазарии подолгу. Мусульмане имели мечети христиане церкви, иудеи - синагоги, а язычники - языческие храмы и места молений.

По свидетельству современников, в городе насчитывалось не менее 30 мечетей, приходских училищ и школ Жилые постройки состояли из деревянных домов или шатров, войлочных юрт и полуземлянок. Итиль просуществовал до 965 г., когда был разрушен киевским князем Святославом Игоревичем.

Экономика Хазарского каганата

Основным хозяйственным занятием населения Хазарии оставалось полукочевое скотоводство, но активно развивались земледелие, садоводство и виноградарство. Многие зерновые, огородные и садовые культуры пришли к земледельцам Хазарского каганата из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока, из Южной и Центральной Европы. Близость Каспийского и Азовского морей, Волги, Дона и других рек сделала для населения Хазарии привычным рыболовство.

Летом многие скотоводы отправлялись на временные кочевья, зимой жили в поселениях и городах. Стремительно развивалось ремесло, которое перенимало наиболее прогрессивные технические приемы и технологии различных цивилизаций и народов.

Торговля Хазарского каганата

Особое значение в формировании Хазарского каганата и расширении его международных связей играла торговля.

Каганат оказался на пересечении традиционных торговых путей с востока на запад () и из Балтики в Каспийское и Черное моря (Великий волжский путь).

С севера шли меха, скот, мед и воск, белужий клей, с юга везли арабскую сталь, ювелирные изделия, с востока - пряности, драгоценные камни, с запада - оружие, изделия из металла, ткани. Каганат был транзитным маршрутом в торговле невольниками, однако рабовладение не получило здесь заметного распространения и по своему типу было близко к патриархальному рабству.

Саркел крепость хазарского каганата

Крупнейшим городом Хазарии был город Саркел (от хазарского «белый дом»), построенный в IX в. на пересечении нескольких торговых караванных путей с водным. В 834 г. византийский император Феофил по просьбе хазарского кагана направил на Дон архитектора для строительства каменной крепости, которая и была возведена местными мастерами. Крепость защищала расположенный по соседству торговый город и была отделена от него рвом. На внутренней территории крепости, имевшей толстые кирпичные стены и башни, располагалась цитадель с двумя сторожевыми башнями.

Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший город Приазовья с разноязычным населением, заметную часть которого составляли болгары. Впоследствии город был сильно разрушен дружинниками князя Святослава, но просуществовал как южная русская твердыня под названием Белая Вежа вплоть до середины XII века.

Византия и Хазарский каганат

Хазария, оказавшись в зоне геополитической конкуренции крупнейших империй и цивилизаций (Византия, Арабский халифат), втягивалась не только в их военное соперничество и политику, но и стала причиной культурно-религиозного противоборства. В связи с такой ролью Хазарского каганата в Прикаспийско-Причерноморском регионе вопрос о государственной религии приобретал ключевое значение. Изначально язычники - болгары и хазары подвергались влиянию арабов-мусульман, а византийцы внедряли христианство, создав в VIII века на территории каганата митрополию с семью местными епархиями.

Почти одновременно с принятием ислама часть хазар Северного Дагестана стала исповедовать иудаизм, который принесли на Кавказ евреи, изгнанные сначала из Сасанидского Ирана, а затем из Византии.

Иудаизм в Хазарском каганате

Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII-IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.

Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья - противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.

Разгром Хазарского каганата

В конце IX в. берега Дона и причерноморские степи заполняют новые тюркские кочевники - печенеги, серьезно затруднявшие хазарскую внешнюю торговлю. Еще более опасную угрозу для гегемонии Хазарского каганата и хазарской торговли представляла Киевская Русь, которая также стремилась поставить под свой контроль транзитную торговлю востока Европы: Великий шелковый путь и балто- черноморско-каспийский путь. В результате многочисленных русских походов были ослаблены основные жизнеобеспечивающие центры города Итиль, Семендер и Саркел. Восстановить каганат оказалось невозможным.

Племена и народы каганата переселились либо ассимилировались другими этносами, главным образом с печенегами, а затем с . Этноним «хазары» некоторое время еще бытовал в Крыму, который итальянские источники продолжали именовать Хазарией вплоть до XVI в.

По всей вероятности, дальними потомками хазар можно считать небольшой тюркоязычный народ караимы, исповедующий караимистскую версию иудаизма, проживавший в Крыму в средние века и частично переселившийся в XIV веке в Польшу, Литву и на Украину.

  1. Военные тайны
  2. Как и Наполеон, Ганнибал окончил свою полководческую деятельность тяжелым военным поражением, но это обстоятельство не затмило его великих достижений в военном деле. Его недолгое противостояние с молодым римским полководцем Публием Корнелием Сципионом во время второй Пунической войны (218-201 годы до н.э.)…

  3. Великий ученый древности Архимед, живший за два столетия до Рождества Христова, до сих пор восхищает мир своей мудростью и прозорливостью. Греческий ученый, которому принадлежит знаменитое восклицание "Эврика!", открывший основополагающие законы физики, построивший небесный глобус для астрономических наблюдений, впервые измеривший диаметр Солнца…

  4. (По материалам А. Нефедкина и Ю. Дмитриева.) Современные историки полагают, что колесницы были изобретены за 2300 лет до новой эры в Месопотамии, однако точных доказательств этого не существует. Однако к тому моменту, когда лошади были приручены человеком, они еще мало напоминали…

  5. "Вопрос о нефти... и других осветительных веществах чересчур близок интересам России". Так писал великий русский ученый Д.И. Менделеев. И это не преувеличение, ибо особую стратегическую роль нефтепродуктов наглядно доказывают почти все крупные войны прошедшего XX столетия. Что касается кавказской нефти, то…

  6. (По материалам Д. Миллера.) Шестидневная война между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией и Иорданией с другой произошла в июне 1967 года. Она закончилась серьезным поражением арабских стран. Они потеряли большую территорию, включая Западный берег реки Иордан, сектор Газа и…

  7. (По материалам В. Рощупкина, А. Колпакиди и Е. Прудниковой.) Гитлеровская и другие разведки разрабатывали планы по покушению на Сталина, полагая, что устранение Верховного Главнокомандующего нанесет Советскому Союзу серьезный политический ущерб и повлияет на ход войны. Всевластному "красному вождю" в военное время…

  8. По мере приближения линии фронта к западным областям УССР УПА уже не ограничивала свою деятельность сбором разведданных о Красной армии, передачей их немецкой военной разведке, охраной коммуникаций от нападений партизан, действовавших в тылу противника, и содействием оккупантам в нейтрализации советских десантных…

  9. В XVI веке испанская и французская абсолютные монархии боролись за господство в Европе. С особой силой их соперничество проявилось в Италии, где борьба за раздел страны носила весьма ожесточенный характер. В этой борьбе приняли участие римский папа, Венеция, Швейцария, Англия и…

  10. Во время Второй мировой войны совершалось множество преступлений, не только на суше, но и на море, в том числе и подводниками. И не только германскими, которых прозвали "серыми волками". Однако многие из преступников не были привлечены к ответственности либо из-за отсутствия…

  11. (По материалам В. Смоленского.) Эта операция, проведенная британской военной разведкой, полностью спутала все планы германского командования и позволила войскам союзников избежать больших потерь во время боев на юге Европы. В 18.00 по английскому летнему времени 19 апреля 1943 года подводная лодка…

  12. (По материалам И. Дмитриева.) Поздно вечером 26 октября 1943 года в квартире резидента VI управления РСХА (внешняя разведка СД) в Анкаре оберштурмбаннфюрера Людвига Мойзиша, официально занимавшего должность секретаря посольства Германии в Турции, раздался телефонный звонок. Он снял трубку и услышал голос…

  13. (По материалам Г. Дудко.) 10 мая 1972 года, почти за год до окончания войны во Вьетнаме, американская авиация подвергла бомбардировке советский теплоход Дальневосточного пароходства "Гриша Акопян", стоявший под погрузкой во вьетнамском порту Камфа. Об этом в советской печати практически не упоминалось,…

  14. Кому сегодня не известна знаменитая легенда о Трое и троянском коне? Сам троянский конь давно стал нарицательным понятием - наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус. В этот миф трудно поверить, однако подлинность существования Трои подтвердили раскопки знаменитого…

КТО УНИЧТОЖИЛ ХАЗАРИЮ?


«КТО УНИЧТОЖИЛ ХАЗАРИЮ?»

(По материалам В. Артемова и М. Магомедова.)

Считается, что поход киевского князя Святослава против хазарского каганата в 965-967 годах закончился полным разгромом Хазарии.

Но так ли это?

На заре Средневековья у Руси врагов было немало - авары, варяги, печенеги, половцы... Но почему-то ни одно из этих племен не вызывает такой жаркой полемики, как хазары. В свете вековых ученых споров эта канувшая в древность проблема выглядит весьма неоднозначно. Вероятно, потому, что хазары были первым по-настоящему серьезным внешним врагом Киевской Руси. Серьезным настолько, что под вопросом оказался сам факт ее существования.

В середине VII века н.э., когда у восточных славян еще не было единого государства, на обломках Тюркского каганата в Нижнем Поволжье и восточной части Северного Кавказа возник Хазарский каганат.

Хазары, потомки древнейшего индоевропейского населения Западной Евразии, представляющего тюркскую и частично финно-угорскую ветвь, до III века обитали в низовьях Терека. В III веке они отвоевали у сарматов берега Каспия (Терская и Волжская Хазарии). В IV-V веках входили в состав Великого тюркского каганата и воевали против Византии и Ирана. Они взимали дань и с других соседей - славян.

Однако роль постоянного источника дани и "живого товара" для Хазарии не устраивала славянские племена. Их войны с хазарами и до появления у них иудаизма шли, то вспыхивая, то затухая, с переменным успехом. На рубеже VIII-IX веков князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 884 году князь Олег добился того же для радимичей. Жесточайшую борьбу с каганатом вел и отец Святослава - Игорь.

Хорошо осознавая силу и влияние противника, киевский князь Святослав в 964 году повел на хазар крепкое, хорошо вооруженное и обученное войско из различных племен: полян и северян, древлян и радимичей, кривичей и дреговичей, уличей и тиверцев, словен и вятичей. Чтобы сформировать такую армию, потребовались многие годы усилий. Поход начался с земель вятичей - предков нынешних москвичей, тверяков, рязанцев, которые платили дань каганату и не подчинялись власти киевского князя.

Поднявшись по Десне через землю северян, подвластных Киеву, Святослав весной 964 года перешел в верховья Оки. По дороге в Хазарию он сумел демонстрацией военной мощи и дипломатией одержать бескровную победу над вятичами. С их помощью на Оке срубили для дружины ладьи, и весной следующего года, заручившись поддержкой печенегов, которые пригнали князю огромные табуны лошадей, Святослав вышел на Дикое поле.

В конные дружины брали всех, кто умел держаться в седле. Десятники и сотники приучали новобранцев к ратному строю. Князь же отправил к хазарам гонца с лаконичным посланием: "Иду на Вы!"

Прежде руссы ходили на хазар по Дону и Азовскому морю. Теперь же пешая рать спускалась на ладьях по Оке. Ей предстоял длинный и нелегкий путь до низовий Волги, где на островах стояла укрепленная каменными стенами хазарская столица Итиль. Конные дружины пошли прямым путем, через печенежские степи. По дороге к ним примыкали печенежские князья.

Первой под мечом Святослава пала вассальная хазарам Волжская Булгария, ее армия была разгромлена и рассеяна, столица Булгар и другие города покорены. То же стало с союзными хазарам буртасами. Теперь граница каганата с севера была открыта. В июле 965 года русское войско появилось на северных границах хазарских владений.

Решающая битва произошла недалеко от хазарской столицы - Итиля, у горла Волги, впадающей в Каспий. Во главе войска навстречу Святославу вышел сам каган Иосиф. Он показывался своим подданным лишь в исключительных случаях. И этот случай был именно такой.

Его войско строилось по арабскому образцу - в четыре линии. Первая линия - "Утро псового лая" начинала битву, осыпая врагов стрелами, чтобы расстроить их ряды. Входившие в нее черные хазары не носили доспехов, чтобы не стеснять движений, и были вооружены луками и легкими дротиками.


«КТО УНИЧТОЖИЛ ХАЗАРИЮ?»

За ними стояли белые хазары - тяжеловооруженные всадники в железных нагрудниках, кольчугах и шлемах. Длинные копья, мечи, сабли, палицы и боевые топоры составляли их вооружение. Эта отборная тяжелая кавалерия второй линии под названием "День помощи" обрушивалась на смешавшиеся под ливнем стрел ряды врага. Если удар не приносил успеха, конница растекалась в стороны и пропускала вперед третью линию - "Вечер потрясения". По команде ее пехотинцы опускались на одно колено и прикрывались щитами. Древки копий они упирали в землю, направляя острия в сторону врага. Четвертая линия - позади, в некотором отдалении. Это резерв - наемная конная гвардия кагана под названием "Знамя пророка". 12 тысяч закованных в сверкающие доспехи мусульман-арсиев вступали в бой в исключительных случаях, когда надо было переломить ход сражения. В самом городе готовилось к схватке пешее ополчение, впервые осознавшее, что власти нужны не их деньги, а их жизнь. И в случае поражения у них не будет ни того, ни другого...

Однако арабская тактика не помогла Иосифу. Секиры руссов вырубили почти под корень и "Псовый лай", и все остальное. Равнина под стенами Итиля была усеяна трупами и ранеными. Каган Иосиф в плотном кольце конных арсиев бросился на прорыв. Потеряв большую часть гвардейцев, он спасся от погони в степи под покровом ночи...

Славяне сжигали павших и праздновали победу! Враг был разгромлен, русская рать разорила столицу каганата в устье Волги и добыла богатые трофеи.

Позже город дограбили и сожгли печенеги. Уцелевшие горожане и остатки войск бежали на пустынные острова Каспия. Но победителям было не до них. Войско Святослава направилось на юг - к древней столице каганата, Семендеру (недалеко от современной Махачкалы). У местного правителя было собственное войско. Святослав это войско разбил и рассеял, город захватил, а правителя со сподвижниками принудил к бегству в горы.

Оттуда, как всегда, разбросав повсюду дозоры, отслеживавшие лазутчиков, чтобы пресечь известия о его движении, полководец повел войско в бескрайние кубанские степи. И объявился уже у Черного моря. У подошвы Кавказских гор, смирив железной рукой ясов и касогов, с ходу взял хазарскую крепость Семикара. А вскоре вышел к городам, запирающим Азовское море - Тмутаракань и Корчев (Тамань и Керчь). Русичи взяли города, уничтожив хазарских наместников, не слишком почитаемых горожанами. Так было заложено будущее русское Тмутараканское княжество.

Затем Святослав повернул на север, оставив в тылу нетронутыми владения Византии в Крыму. Он шел к Саркелу - Белой Веже, или Белому Городу, крепостные стены которого, сложенные из больших кирпичей, были спроектированы византийскими инженерами.

Две башни, самые высокие и мощные, стояли за внутренней стеной, в цитадели.

Невысокий мыс, на котором располагался Саркел, с трех сторон омывался водами Дона, а с четвертой - восточной стороны - были прорыты два глубоких рва, заполненных водой. После разгрома под Итилем каган Иосиф бежал именно сюда.

Дожидаясь подхода русских дружинников, печенеги окружили крепость кольцом составленных и связанных ремнями телег и стали ждать - ведь сами они не умели брать приступом крепости. Осенью 967 года к Саркелу по Дону подплыла на многочисленных ладьях рать Святослава. Штурм был внезапным и скоротечным... По преданию, каган Иосиф бросился с башни цитадели, чтобы не попасть в руки врага. Саркел был сожжен, а потом буквально стерт с лица земли.

Разместив в захваченных землях малые дружины, Святослав вернулся в Киев. Так завершился его трехлетний хазарский поход. А окончательный разгром Хазарского каганата был завершен князем Владимиром в конце X века.

Именно так - а это мнение многих современных историков - и развивались события. Но есть и другие исследования.

По мнению Мурада Магомедова, профессора, доктора исторических наук и заведующего кафедрой истории Дагестана Дагестанского государственного университета, никакого разгрома Хазарии князем Святославом не было.

Об открытиях ученого, давно признанных за рубежом, долго молчали отечественные археологи. Да, Святослав совершал многочисленные походы, в том числе и в Византию, но профессор Магомедов доказывает, что Хазарию киевский князь не уничтожал.

Он полагает, что русские летописи подтверждают захват киевским князем только крепости на Дону, которая называлась Саркел. И все. Ученый считает, что Святослав никогда не доходил до хазарской столицы - города Итиль, который вплоть до начала XIV века продолжал быть крупнейшим торговым центром, куда поступали товары из Европы, Ближнего Востока и даже Китая.

По мнению профессора Магомедова и некоторых других специалистов, Хазарский каганат просуществовал до XIII века и сыграл огромную роль не только в истории когда-то вошедших в него народов, но и Руси, и даже Европы в целом, а не прекратил свое существование в X веке.

Как известно, сначала существовал Тюркский каганат, раскинувшийся на огромной территории от Каспия до Тихого океана. Затем он раскололся на две части - Восточный и Западный. Из многочисленных письменных источников следует, что хазары были правителями Западного Тюркского каганата. А когда и в нем начались распри, они ушли на территорию нынешнего приморского Дагестана и создали здесь свое государство - Хазарский каганат. Последний также занимал огромные территории, северные границы которого проходили в пределах современной Воронежской области, в районе Маяцкого городища.

В то время Руси как единого государства еще не существовало, а русские князья постоянно враждовали друг с другом, все воевали против всех. Многие их них довольно долго платили дань хазарам. Даже по названию протекающей в тех местах реки Потудань - то есть "по ту сторону дани" - видно, что она являлась границей между славянами, живущими к югу от реки, в Хазарии, и к северу от нее, дань не платившими. И все же именно хазары, воюя с арабами около ста лет, остановили их движение на Север и, вероятно, прикрыли Русь и Европу от арабского нашествия.

Войны хазар с арабами начались с середины VII и продолжались до середины VIII века, это известно из многочисленных письменных источников. Затем часть хазар под натиском арабов была вынуждена уйти на Волгу и дальше. Но Хазарский каганат как государство продолжал существовать, а распад его начался только с середины X века.

Хазария стала слабеть, вот тогда Святослав и захватил крепость Белая Вежа. Но дальше он, как полагает профессор Магомедов, не пошел. Каганат продолжал существовать до середины XIII века, когда его столица Итиль из-за повышения уровня Каспия на 10 метров оказалась на морском дне. После этого хазары осели частично на Северном Кавказе, в Крыму...

Когда начались раскопки в Приморском Дагестане, было обнаружено множество хазарских захоронений, предметов материальной культуры (оружие, утварь, монеты, керамику) и даже остатки крепостных стен Семендера, которые когда-то тянулись от склонов горы Тарки-Тау к берегу моря. Сейчас факт обнаружения хазарских городов признан уже во всем научном мире, в том числе и Институтом археологии РАН.

Что же касается Итиля, то он, по мнению ученого, находился в районе нынешнего острова Чистая Банка в северной части Каспия. И сегодня с высоты птичьего полета можно увидеть остатки крепостных стен и построек, находящихся под водой. Профессор утверждает, что сегодня известны все столицы Хазарии, особенности материальной и духовной культуры каганата. Есть немало свидетельств, что в Хазарии мирно уживались и христианство, и иудаизм, и мусульманство, распространявшиеся на общем поле языческих верований...

Так или иначе, но исследования профессора Магомедова, если и не опровергли короткую историю существования Хазарии, то заставили многих ученых задуматься о незыблемости версии полного разгрома Хазарии в X веке.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории».

По словам академика Б. А. Рыбакова: «Походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии».

Разгром Хазарии, ставшей раковой опухолью на землях Славяно-Арийской Империи, переоценить просто невозможно! Не будь этой великой победы, история нашей цивилизации пошла бы совсем другим, более драматическим путём...

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым «вещий Олег» собирается «отмстить неразумным хазарам». В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утверждённом списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными («Иду на вы!» и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Святослав, князь киевский, - сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством (до ее смерти в 969 году), поскольку князь все время проводил в военных походах. В 964-66 годах (в 22 года) Святослав предпринял первый самостоятельный крупный поход: освобождение вятичей от власти хазар и подчинение их Киеву. Затем последовали походы на Волгу и Северный Кавказ, разгром Хазарского каганата.

1. Начало похода. Сражение у Итиля

Хазарский каганат (650 - 969) - средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря.

В 964 г. князь Святослав "идя на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем: "Кому дань даете?" Они же реша: "Козаром по щьлягу от рода даем".

В 965 г. "идя Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем своим Каганом, и сътупишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаром и град их и БелуВежю взя. И ясы победи и косогы".

Это все, что в русских летописях говорится о войне князя Святослава с хазарским каганатом.

Молодой князь, оказавшийся энергичным полководцем, начал поход против хазар летом 964 г. Святослав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии - города Итиль.

Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

Столица Хазарии располагалась на огромном острове (19 км в ширину), который образовывали две волжские протоки: собственно Волга (с запада) и Ахтуба (с востока). Ахтуба в те времена была такой же полноводной рекой, как и сама Волга. В городе стояли каменная синагога и дворец царя, богатые деревянные дома рахдонитов. Была и каменная мечеть, ведь с мусульманами там обращались вежливо.

Воины Святослава отрезали все пути из Итиля. Но его жители наверняка знали о приближении русских, и большая часть хазар-аборигенов убежала в дельту Волги. Волжская дельта была естественной крепостью: в лабиринте протоков мог разобраться только местный житель. Летом невероятные тучи комаров, появлявшихся с закатом солнца, победили бы любое войско. Зимой же Волгу сковывал лед, и дельта становилась недоступной ладьям. Острова дельты были покрыты бэровскими буграми - огромными холмами высотой с четырехэтажный дом. Эти бугры и дали убежище настоящим хазарам.

В ином положении оказалось еврейское население. Изучать волжские протоки еврейским купцам и их родственникам смысла не было: они для того и создавали свою монополию внешней торговли и ростовщичества, чтобы жить в комфорте искусственного ландшафта - города. Евреи были чужды коренному населению - хазарам, которых они эксплуатировали. Естественно, что хазары своих правителей, мягко говоря, недолюбливали и спасать их не собирались.

В осажденном городе евреям бежать было некуда, потому они вышли сражаться со Святославом и были разбиты наголову. Уцелевшие бежали к Тереку и спрятались в Дагестане.

2. Взятие Семендера

После взятия Итиля Святослав пришел и на Терек. Там стоял второй большой город хазарских евреев - Семендер. В городе и окрестностях было четыре тысячи виноградников. (Ныне это пространство между станицами Червленной и Гребенской) Семендер имел четырехугольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь.

3. Взятие Саркела

Уже по дороге домой Святослав взял еще одну хазарскую крепость - Саркел, находившуюся около нынешней станицы Цимлянской. Саркел был построен византийцами в период их короткой дружбы с Хазарией, и создал его грек - архитектор Петрона. В Саркеле Святослав встретил гарнизон, состоявший из наемных кочевников. Князь одержал победу, разрушил крепость, а город переименовал в Белую Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы из Черниговской земли. Взятием Саркела завершился победоносный поход Святослава на Хазарию.

В результате похода 964-965 гг. Святослав исключил из сферы влияния хазар Волгу, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Но не все военно-политические задачи были решены. На Кубани, в северном Крыму, в Тьмутаракани иудеи под именем хазар по-прежнему удерживало свои главенствующие позиции и сохраняло финансовое влияние. Однако основным достижением похода, бесспорно, явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость.

Источники: От Руси до России. Лев Гумилёв, ru.wikipedia.org, xreferat.ru, hiztory.ru

Хазарский каганат был сокрушён Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племён. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на её окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.

Между тем, такие выдающиеся отечественные историки как Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилёв и М.И. Артамонов не раз указывали на то, что эта поистине грандиозная победа стоит в ряду наиболее значимых событий русской и мировой истории. И это неудивительно, ведь хазары были не только первым серьёзным врагом нашего тогда совсем молодого государства, но и в лице правящей иудейской верхушки фактически подчинили своему влиянию средневековую Европу (прежде всего, в финансовом отношении).

В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был каган, представлявший местное население. Фактически страной управлял бек еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну. Положение кагана вряд ли можно назвать завидным. Он являлся не только марионеткой иудеев, но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или бека. Поводом к этому могло послужить стихийное бедствие, военное поражение, неурожай и прочее. В ущемлённом положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии – по иудейской терминологии «гои», «недочеловеки». Религиозный фанатизм еврейской верхушки был настолько силён, что даже потомство от смешанных браков хазар с иудеями воспринималось ею как неполноценное. Эти метисы, гонимые из центральных городов государства, под именем караимов обосновались в Крыму.

Около 940 года бек Песах напал на Русь, «пошёл на Хельгу» (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошёлся первым очень дорого – в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Военная деятельность Святослава при своём небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: «Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом…»

«И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя», – лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля ДАЛА СВОБОДУ ХАЗАРАМ И ВСЕМ ОКРЕСТНЫМ НАРОДАМ!

ВСЕ ПАРТИИ, ОПИРАВШИЕСЯ НА ПОДДЕРЖКУ АГРЕССИВНОГО ИУДАИЗМА, УТРАТИЛИ ОПОРУ!

Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.

Памятник Великому князю Киевскому Святославу Игоревичу. Установлен в живописном уголке Белгородской области рядом с Холкинским монастырем.

Установка памятника была посвящена 1040-тию разгрома князем Святославом иудейского Хазарского каганата. Вячеслав Клыков изобразил князя верхом на коне, попирающим копытами хазарского воина.

Памятник Святославу на острове Хортица, Запрожская сечь

Понравилось? Лайкни нас на Facebook