Художественное своеобразие недоросль. Идейно-художественное своеобразие комедии "Недоросль" Фонвизина Д.И


Сама афиша объясняет характеры.
П. А. Вяземский о комедии «Недоросль»

Истинно общественная комедия.
Н. В. Гогопь о комедии «Недоросль»

Первое появление комедии «Недоросль» на театральных подмостках в 1872 г. вызвало, по воспоминаниям современников, «метание кошельков» - зрители бросали на сцену наполненные червонцами кошельки, таково было их восхищение увиденным.

До Д. И. Фонвизина публика почти не знала русской комедии. В первом публичном театре, организованном Петром I, ставились пьесы Мольера, а появление русской комедии связано с именем А. П. Сумарокова. «Свойство комедии - издевкой править нрав» - эти слова А. П. Сумарокова Денис Иванович Фонвизин и воплотил в своих пьесах.

Что же вызвало такую бурную реакцию зрителя? Живость персонажей, особенно отрицательных, их образная речь, авторский юмор, так близкий народному, тема пьесы - сатира на принципы жизни и воспитания помещичьих отпрысков, обличение крепостного права.

Фонвизин отходит от одного из золотых правил классической комедии: соблюдая единство места и времени, единство действия он опускает. В пьесе фактически нет развития сюжета, она состоит из бесед отрицательных и положительных персонажей. В этом - влияние современной автору европейской комедии, здесь он идет дальше Сумарокова. «Французская комедия совершенно хороша... В комедии есть превеликие актеры... когда на них смотришь, то, конечно, забудешь, что играют комедию, а кажется, что видишь прямую историю», - пишет Фонвизин сестре, путешествуя по Франции. Но Фонвизина ни в коем случае нельзя назвать подражателем. Его пьесы наполнены истинно русским духом, написаны истинно русским языком.

Именно из «Недоросля» выросла басня И. А. Крылова «Тришкин кафтан», именно из речей героев пьесы вышли афоризмы «матушкин сынок», «не хочу учиться, хочу жениться», «убояся бездны премудрости»...

Главная идея пьесы - показать плоды дурного воспитания или даже его отсутствия, и она вырастает до устрашающей картины дикого помещичьего злонравия. Противопоставляя «злонравных персонажей», взятых из действительности, представляя их в смешном виде, авторские комментарии Фонвизин вкладывает в уста положительных героев, необычайно добродетельных лиц. Словно не надеясь, что читатель сам разберется в том, кто плох и чем плох, писатель главную роль отводит положительным героям.

«Правда - Стародум, Милон, Правдин, Софья не столько живые лица, сколько моралистические манекены; но ведь и их действительные подлинники были не живее своих драматических снимков... Они являлись ходячими, но ещё безжизненными схемами новой хорошей морали...

Нужны были время, усилив и опыты, чтобы пробудить органическую жизнь в этих пока мертвенных культурных препаратах», - писал о комедии историк В. О. Ключевский.
Совершенно живыми предстают перед зрителем персонажи отрицательные. И в этом - основное художественное достоинство пьесы, удача Фонвизина. Подобно положительным героям, отрицательные носят говорящие имена, а фамилия «Скотинин» вырастает до полноценного художественного образа. В первом же действии Скотинин наивно удивляется своей особой любви к свиньям: «Люблю свиней, сестрица; а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Насмешка автора тем сильней, что вложена в уста того героя, над которым мы и смеемся. Оказывается, что любовь к свиньям - фамильная черта.

«Простаков. Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю - и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был ещё трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит с радости. .

Скотинин. Это подлинно диковинка! Ну, пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство: да отчего же я к свиньям так сильно пристрастился?

Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю».

Этот же мотив обыгрывается автором и в репликах других персонажей. В четвертом акте, в ответ на слова Скотинина, что род его «великий и старинный», Правдин иронически замечает: «Этак вы нас уверите, что он старее Адама». Не подозревающий ничего Скотинин попадает в ловушку, с готовностью подтверждая это: «А что ты думаешь? Хоть немногим...», и Стародум перебивает его: «То есть пращур твой создан хоть и в шестой же день, да немного попрежде Адама». Стародум прямо ссылается на Библию - в шестой день бог создал сначала животных, потом человека. Сравнение заботы о свинках с заботой о жене, звучащее из уст того же Скотинина, вызывает негодующую реплику Мило- на: «Какое скотское сравнение!» Кутейкин, хитрый церковник, вкладывает авторскую характеристику в уста самого Митрофанушки, заставляя его читать по часослову: «Аз есмь скот, а не человек, поношение человеков». Сами представители рода Скотининых с комичным простодушием твердят о своей «скотской» природе.

«Простакова. Ведь и я по отце Скотининых. Покойник батюшка женился на покойнице матушке; она была по прозванию Приплодиных. Нас детей было у них восемнадцать человек...» Скотинин говорит о сестре в таких же выражениях, в каких и о своих «милых свинках»: «Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась...» Сама Простакова уподобляет свою любовь к сыну привязанности собаки к своим щенятам, и о себе говорит: «Я, братец, с тобой лаяться не стану», «Ах, я собачья дочь! что я наделала!». Особенность пьесы «Недоросль» ещё и в том, что каждый из героев говорит своим языком. Это было по достоинству оценено современниками Фонвизина: «каждый в своем характере изречениями различается».

Речь отставного солдата Цыфиркина переполнена военными терминами, речь Кутейкина построена на церковно-славянских оборотах, речь Вральмана, русского немца, подобострастного с хозяевами и высокомерного со слугами, наполнена метко схваченными особенностями произношения.

Яркая типичность героев пьесы - Простакова, Митрофанушки, Скотинина - выходит далеко за ее пределы во времени и в пространстве. И у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине», и у М. Ю. Лермонтова в «Тамбовской казначейше», и у М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Господах ташкент- цах» мы встречаем упоминания о них, все ещё живых и несущих в себе сущность крепостников, так талантливо раскрытую Фонвизиным.


Идейно-художественное своеобразие комедии

Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Данная пьеса считается вершиной творчества Фонвизина, и это справедливое решение. Она же, первая комедия на русской сцене, открывающая во всей красе социально-политические проблемы дворянства. Основным конфликтом в комедии является, столкновение консервативной части «благородных дворян», решивших истребить дикое рабство, против передовых дворян, имеющих крепостных.

Но, одновременно комедия высмеивает и ряд других проблем, актуальных на то время. К примеру, самой яркой является - воспитание. Критики отметили, что Фонвизин в этой части, раскрыл свой талант, зоркость и мастерство, что и сделало произведение «бесподобным зеркалом», отражающим всё «злонравие» дворянства! Но автор не только хотел показать каждый из пороков обличая их во всей «красе», он пытался уничтожить рабство. Д. И. Фонвизин писал: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Правда речь не шла о полной отмене крепостного права, автор мастерски показал в пьесе себя, как политика. Глубоко и ярко он изобразил каждый порок, каждый изъян общества, что и придало комедии некую антикрепостническую направленность. Новаторство Фонвизина отразилось не только в этом, но ещё и в форме содержания и выражения.

Пытаясь расширить границы выбранного направления, Фонвизин постарался сохранить в комедии основную черту классицизма. В предыстории комедии, автор дал краткую характеристику каждого героя, показывая различия в характере, а так же индивидуальную черту в общении персонажей друг с другом. Например, Простакова - она и смешна, и трагична одновременно; невежа, корыстна, безжалостна, но при этом, она безгранично любит своего сына и пытается для него сделать всё возможное. Она способна на, почти философские, своеобразные речи. Именно она, отвечая на слова Простакова о том, что «тиранствовать никто не волен», ответила, вроде бы и без смысла, но по мнению Ключевского В. О. В этих словах, заключён смысл комедии! Удивлённо говорит: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?» Правильно, ведь в этом указе, дворяне увидели лишь то, что было интересно им - свои права! Простакова способна осмысленно действовать и оценивать свои поступки, что и придаёт её характеру напористость и целенаправленность. Даже её рекомендации сыну, казалось бы, столь глупые и абсурдные на первый взгляд, на самом деле, являются вполне разумными. Что и показывается автором в сцене с найденными деньгами, когда Митрофан нашёл триста рублей на дороге и не знал, как поделить их на троих. Простакова дала самый простой совет сыну: «Всё себе возьми, Митрофанушка». Хотя, конечно же, решение задачки было не «по науке», скорее она была...социальной. На протяжении всей комедии, Простакова поучала сына жизни. Знания самой женщины основывались не на добре и просвещении, а на власти и силе. И как она полагала, именно её знания, помогут сыну стать самым настоящим помещиком - сильным и властным. И пусть у героини своеобразная логика, а именно на её примере, автор внёс в произведение новые для классицизма черты конфликта добра и просвещения со злонравием.

В комедии речь идёт о войне двух мировоззрений, что было характерно на Руси в восемнадцатом веке. Именно поэтому, каждый герой в комедии - это, либо один из пороков, либо олицетворение добра и мудрости. К примеру, Простакова - «презлая фурия», а супруг её - «дурак бесчестный». Именно поэтому, и фамилия у каждого героя - говорящая, а это любимый приём каждого классика! Если герой отрицательный, то и фамилия такая же - Скотинин, Вральман, который противостоят герои положительные - Стародум, Правдин, Цыфиркин … По всем правилам классицизма, у комедии соответствующий финал: единство времени и места.

Правда, в комедии затрагиваются и другие проблемы, которые, тем не менее, плотно пересекаются с главной: мотив, воспитание … Эти те темы затрагиваются в своём творчестве и другие классики, среди которых Грибоедов А. С., Островский А. Н., Гоголь Н. В. Каждый из них делил персонажей на «своих» и «чужих» и помогал «своим».

В новом свете, позволяет увидеть каждую проблему, тема любви. В комедии представлены две группы героев, и у обоих совершенно противоположные взгляды на проблемы, представленные в произведении. В сфере просвещения и гуманизма были воспитаны Правдин с Софьей. Стародум в комедии говорил: «Отец воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашёл и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому». Данная фраза даёт понять читателю, отчего же у дядюшки Софьи, такое стремление к знаниям, а так же стремление к сохранению чести, душевного покоя, честности, свободы суждения и независимости. Он смог добиться достатка, «не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество: Правдин надеется «положить границы злобе жены и глупости мужа». Но этим героям прямо противостоят «злонравные» дворяне, а это Скотинин и Простакова с сыном Митрофаном и супругом.

В отличие от Софьи, Митрофан воспитывает по-иному. Он открыто показывает своим учителям, как пренебрежительно относится к наукам, знаниям и только потому, что он ленив и не желает видеть той пользы, которую могут ему дать в будущем эти познания. Хотя Простакова, мать его, весьма не глупая женщина, сын его способен на откровения и иронию. Достаточно вспомнить о том, как он рассказывает о своём сновидении: «ночь всю такая дрянь лезла», а потом даёт такое уточнение: «То ты, матушка, то батюшка», потом начинает жалеть матушку, которая обессилела в битье отца его. Хотя … это всего лишь сон Митрофанушки.

Произведение целиком выдержано в стиле классицизм, но автор добавил индивидуальности, которая проявляется в языке. К примеру, Простакова, её манера речи немного изменена, сама героиня способна изменить манеру, в зависимости от ситуации. Не лишена речь её «светскости», ведь встречая знатных гостей она произносит: «Рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим», а вот приказывая что-то своим слугам, госпожа произносит речи, привычные ей: «скверная харя», «собачья дочь», «канальи» … И совсем по-другому Простакова разговаривает с сыном своим любимым: «Век живи, век учись, друг мой сердечный!», «...не упрямься, душенька». Так же, в её речах, как у большинства провинциальных дворян, встречаются элементы просторечия и народной мудрости. Она обожает вставить в разговор присказку, пословицу: «Где гнев, туг и милость», «Счастье на роду ему написано» и прочее.

У положительных героев, используются в основном, сложные выражения. Правдин говорит - канцеляризмом, Софья и Милон употребляют обороты сентиментализма, к примеру: «Трогает моё сердце», «Тайна сердца моего» и прочее. А вот Стародум «говорит» слогом автора, часто встречаются афоризмы: «Тщетно звать врача к больным неисцелимо», «наглость в женщине есть вывеска порочного поведения».

Сама афиша объясняет характеры.
П. А. Вяземский о комедии «Недоросль»

Истинно общественная комедия.
Н. В. Гогопь о комедии «Недоросль»

Первое появление комедии «Недоросль» на театральных подмостках в 1872 г. вызвало, по воспоминаниям современников, «метание кошельков» - зрители бросали на сцену наполненные червонцами кошельки, таково было их восхищение увиденным.

До Д. И. Фонвизина публика почти не знала русской комедии. В первом публичном театре, организованном Петром I, ставились пьесы Мольера, а появление русской комедии связано с именем А. П. Сумарокова. «Свойство комедии - издевкой править нрав» - эти слова А. П. Сумарокова Денис Иванович Фонвизин и воплотил в своих пьесах.

Что же вызвало такую бурную реакцию зрителя? Живость персонажей, особенно отрицательных, их образная речь, авторский юмор, так близкий народному, тема пьесы - сатира на принципы жизни и воспитания помещичьих отпрысков, обличение крепостного права.

Фонвизин отходит от одного из золотых правил классической комедии: соблюдая единство места и времени, единство действия он опускает. В пьесе фактически нет развития сюжета, она состоит из бесед отрицательных и положительных персонажей. В этом - влияние современной автору европейской комедии, здесь он идет дальше Сумарокова. «Французская комедия совершенно хороша... В комедии есть превеликие актеры... когда на них смотришь, то, конечно, забудешь, что играют комедию, а кажется, что видишь прямую историю», - пишет Фонвизин сестре, путешествуя по Франции. Но Фонвизина ни в коем случае нельзя назвать подражателем. Его пьесы наполнены истинно русским духом, написаны истинно русским языком.

Именно из «Недоросля» выросла басня И. А. Крылова «Тришкин кафтан», именно из речей героев пьесы вышли афоризмы «матушкин сынок», «не хочу учиться, хочу жениться», «убояся бездны премудрости»...

Главная идея пьесы - показать плоды дурного воспитания или даже его отсутствия, и она вырастает до устрашающей картины дикого помещичьего злонравия. Противопоставляя «злонравных персонажей», взятых из действительности, представляя их в смешном виде, авторские комментарии Фонвизин вкладывает в уста положительных героев, необычайно добродетельных лиц. Словно не надеясь, что читатель сам разберется в том, кто плох и чем плох, писатель главную роль отводит положительным героям.

«Правда - Стародум, Милон, Правдин, Софья не столько живые лица, сколько моралистические манекены; но ведь и их действительные подлинники были не живее своих драматических снимков... Они являлись ходячими, но ещё безжизненными схемами новой хорошей морали...

Нужны были время, усилив и опыты, чтобы пробудить органическую жизнь в этих пока мертвенных культурных препаратах», - писал о комедии историк В. О. Ключевский.
Совершенно живыми предстают перед зрителем персонажи отрицательные. И в этом - основное художественное достоинство пьесы, удача Фонвизина. Подобно положительным героям, отрицательные носят говорящие имена, а фамилия «Скотинин» вырастает до полноценного художественного образа. В первом же действии Скотинин наивно удивляется своей особой любви к свиньям: «Люблю свиней, сестрица; а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Насмешка автора тем сильней, что вложена в уста того героя, над которым мы и смеемся. Оказывается, что любовь к

    Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением...

    Сюжет пьесы Фонвизина строится вокруг событий, происходящих в деревне, где живет все семейство Простаковых-Скотининых в ожидании свадебного сговора Тараса Скотинина с дальней родственницей Простаковых - Софьей. История, знакомая современникам Фонвизина...

    Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее «золотой» XIX век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое время. Его комедия «Недоросль»...

    В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию. Классицизм - одно из течений, в рамках...

Сочинение. Особенности жанра и художественного метода комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Художественный метод комедии "Недоросль" исследователи обычно определяют как ранний просветительский реализм, зарождающийся в рамках классицистской традиции. "В "Недоросле" борются между собой два литературных стиля, причем классицизм оказывается побежденным. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить и только смехом, "издевкой" исправлять нравы. В "Недоросле" же вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора", - писал Г.А. Гуковский.

Отметим черты классицизма в комедии Фонвизина. Влияние этого художественного метода сказалось уже в тематике пьесы, в обозначении авторской позиции. Состояние просвещения в России, крепостное право и манифест о "вольности дворянства", каким должен быть истинный дворянин и в чем его предназначение - все эти вопросы определяют идейное содержание "Недоросля". Фонвизин проводит здесь мысль о том, что закон и просвещение способны исправить общественные нравы, что воспитание и образование определяют нравственный облик человека, что "просвещенный государь" - благо для Отечества.

В построении пьесы драматург следует каноническим правилам классицизма. Во-первых, Фонвизин соблюдает здесь правило "трех единств". Так, "Недоросль" состоит из пяти действий, в нем сохраняется единство места и времени. Все события происходят в поместье Простаковых в течение суток.

Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге: мы видим борьбу за руку Софьи нескольких персонажей - Милона, Скотинина и Митрофана. В финале у Фонвизина происходит наказание порока и торжество добродетели. Персонажи пьесы четко делятся на положительных, сгруппированных вокруг Стародума, и отрицательных, сгруппированных вокруг Простаковой. Простакова и Стародум - это два полярных художественных центра пьесы.

Наконец, наличие говорящих фамилий также было принадлежностью комедий классицизма. Этот принцип реализован у Фонвизина практически для всех групп персонажей. Так, фамилия "Простаковых" соотносится со словом "простак", означающим "малоумный", "оплошливый". Тарас Скотинин не только воплощает в своем облике любовь к свиньям, но и в известной степени сближается автором с этими животными. Значение имени "Митрофан" - "похожий на мать". И мы действительно видим в этом герое неизменные черты простаковско-скотининской породы. Характерными именами обладают в пьесе и положительные герои. Так, имя Софья означает "мудрость", Милон - ее избранник - милый сердцу человек. Правдин - государственный чиновник, восстанавливающий в пьесе справедливость. Стародум - приверженец "старого времени" и его принципов, человек, мыслящий "по-старинному". Все эти герои воплощают авторский идеал писателя, противопоставленный быту и нравам русской помещичьей среды. "Говорящими фамилиями" обладают и другие персонажи "Недоросля". Так, фамилия Кутейкин порождает у нас церковно-религиозные ассоциации (а герой этот является семинаристом). Фамилия Цыфиркин ассоциируется с арифметикой. Именно этот персонаж является учителем математики у Митрофана. Сама за себя говорит фамилия немца, обучающего героя Фонвизина "по-французски и всем наукам", - Вральман.

Теперь отметим новаторские черты Фонвизина-драматурга. В основе комедии лежит любовная интрига, но она теснейшим образом связана с идейной направленностью пьесы - картиной невежества и бесчинств, творящихся в русской помещичьей усадьбе. Можно сказать, что любовная интрига здесь не является главенствующей. Некоторые исследователи даже отмечали пародийность этой интриги, т.к. Милон - единственный реальный претендент на руку Софьи, Тараса Скотинина же в реальности больше интересуют свиньи, а Митрофанушка мечтает жениться, чтобы положить конец учению. Так читатель постепенно подводит к мысли о серьезности противостояния совсем иного рода - между передовыми, просвещенными дворянами и невежественными, косными людьми.

Персонажи произведений классицизма были носителями одного доминирующего свойства характера. Фонвизин же в своей пьесе нарушает это правило, изображая характеры многогранными. Так, госпожа Простакова у него - не только домашний тиран, жестокая, грубая помещица, но и любящая мать. Характер ее автор дополняет такими чертами, как трусливость, глупость, алчность. Митрофанушка ленив, хитер, изворотлив, груб и невежествен. Отметим здесь, что Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров (рассказ Простаковой о жизни в родительском доме, история Тараса Скотинина), характеры обусловлены у него социальной средой, жизненными обстоятельствами.

Вместо условного места действия мы видим правдивое, реалистическое изображение жизни помещичьего семейства екатерининской эпохи, подробное и достоверное изображение быта, полноценную, яркую картину нравов. Этому в комедии способствуют многочисленные внесюжетные бытовые сцены: примерки нового кафтана и брань Простаковой с портным Тришкой, разговор ее с Еремеевной, сцена с Митрофаном на уроке и т.д. При всем своем внешнем комизме картины эти выполняют в пьесе важную функцию. "Уже первая сцена "Недоросля", сцена с Тришкой, формально "не нужна" для развития основного сюжета, так же, как ряд других сатирико-бытовых сцен. Но эти сцены крайне нужны в пьесе для другой, более глубокой темы - показа подлинной картины жизни; они выразительны, они реальны, и в этом их оправдание, хотя они и нарушают правило Буало о том, чтоб действие комедии, шествующее по указанию разума, никогда не терялось в "пустой" сцене ("Поэтическое искусство")".

Фонвизин нарушает в "Недоросле" и еще один классицистский канон - канон "чистоты жанра". В пределах одной пьесы он смешивает комическое, сатирическое и трагическое, низкое и высокое. "При этом в "Недоросле" вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора. В ней есть элемент серьезной драмы, есть мотивы, которые должны были умилить, растрогать зрителя. <...> Фонвизин вводит в свою комедию умилительные картины добродетели (сцены Милона, Софьи и Стародума), ... сближающие "Недоросль" с сентиментальной драмой. Он решается ввести в свою пьесу даже такую, например, трагическую ситуацию, как попытка похищения Софьи, разрешаемую в героическом плане появлением Милона с обнаженной шпагой и спасением Софьи. <...> В "Недоросле" Фонвизин не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель. "Недоросль" - полукомедия, полудрама", - писал Г.А. Гуковский.

А вот как писал об этом современник Фонвизина, драматург и актер П.А. Плавильщиков: "Хотя комедия есть забавная сцена приключений и хотя главная цель ее - смешить зрителей действием своим, однако ж много есть таких комедий, которые извлекают и слезы, и в которых приметно существенное различие от трагедии и драмы... Сколько ни производит наш Недоросль смеху, но есть мгновение в четвертом действии, в которое у зрителя выступит слеза".

Таким образом, вся комедия Фонвизина вызывает у зрителя не простой, веселый смех, а горький, определяемый затем Гоголем как "смех сквозь слезы". "Этот смех-ирония составляет одну из черт национального своеобразия русской сатиры и русской комедии", эта же черта воплощена была в блестящей комедии Грибоедова, в гоголевском "Ревизоре".

  • 4. Раннее русское летописание. Структура летописи. «Повесть временных лет». Формы летописного повествования и история формирования.
  • 6. Жанр житие в древнерусской литературе. Житийный канон и его своеобразие. Житие Бориса и Глеба, житие Феодосия Печерского.
  • 7. Формирование жанра хождения в литературе Древней Руси. Типы хождений. Паломнические хождения (Хождение Игумена Даниила).
  • 8. Слово о полку Игореве: историческая основа, проблема датировки и авторства. Система образов и художественное своеобразие.
  • 9. Литература периода феодальной раздробленности. Анализ «Жития Александра Невского».
  • 1. Литература периода феодальной раздробленности (XIII-XIV вв.)
  • 2. Анализ «жития александра невского».
  • 10. Житийная литература конца 14-15 веков. Агиографическое творчество Епифания Премудрого, Пахомия Лагофета.
  • 11. Старообрядческая литература XVIII века. Протопоп Аввакум и его сочинения.
  • Житие протопопа Аввакума
  • 12. Русская историческая и бытовая повесть XVII в. («Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.)
  • 13. Своеобразие сатирической литературы 17 века.
  • 14. Стихотворство 17 века. Доссилабическое стихотворство. Силлабическое стихотворство Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина.
  • 15. Русская литература 18 века: значения, особенности, периодизация, система жанров.
  • 16. Творчество а.Д. Кантемира. Композиционное и тематическое своеобразие сатир Кантемира.
  • 17. Своеобразие русского классицизма. Поэзия м.В. Ломоносова.
  • 18. Жанр оды в русской литературе XVIII в. («Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» м.В. Ломоносова).
  • «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  • 19. Творчество в.К. Тредиаковского и а.П. Сумарокова. Реформа русского стихосложения.
  • 20. Сатирическая журналиситка конца 60 – начала 70-х годов XVIII века. Творчество н.И. Новикова.
  • 21. Лирика г.Р. Державина. Сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица».
  • 22. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербург в Москву»: композиция, структура, проблематика, жанровое своеобразие «путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией
  • 23. Д.И. Фонвизин: творчество, личность. Комедия «Недоросль»: проблематика, сюжетно-композиционная структура. Исследователи о комедии
  • 24. Сентиментализм в русской литературе 18 века и н.М. Карамзин как её представитель. Повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь»: система образов, своеобразие языка и стиля
  • 23. Д.И. Фонвизин: творчество, личность. Комедия «Недоросль»: проблематика, сюжетно-композиционная структура. Исследователи о комедии

    Выдающийся русский просветитель, драматург, писатель, комедиограф. Д.И. Фонвизин родился в 1745 году. Из старинного дворянского рода. Учился при МГУ в гимназии. В 1762 году переезжает в Петербург, активно участвует в литературной жизни. Испытывает на себе идеи просвещения. Его политическое и реалистическое вольномыслие.

    Исследователи творчества Фонвизина Макогоненков, Москвичева, Западов в творчестве Фонвизина выделили 2 периода. Ранний период и зрелый. Ранний период завершается «Бригадиром», в зрелом 1770-80е года – время создания комедии «Недоросль». В 1769 году пишет «послание к слугам моим». Поучение смехом. С 60-х годов проходит под знаком идейно-творческого мужания. Его тяготить творческая жизнь. В 1769 году выходит «Бригадир». Важная веха в отечественной литре. Спустя 12 лет, Фонвизин продолжит тему в «Недоросле», где поставит проблему воспитания и просвещения. В 1782 году в отставку и занимается литературной деятельности. Он печатается в журнале «Собеседник любителей российского слова». Попытка издания пятитомного собрания сочинений. Последние три года своей жизни работает в журнале «Друг честных людей или стародум». В 1789 году, когда грянула французская революция, он начинает работу над автобиографической повестью. «Чистосердечное признание о делах моих и помышлений». Работа не была закончена. Это был крупнейший драматург, просветитель. В произведениях выдвигал идеалы добра, равенства и справедливости. Его традиции продолжил Грибоедов в «Горе от ума» и Гоголь в «Ревизоре».

    Комедия «Недоросль»

    Это вершинное произведение Фонвизина, которое тесно связано с эпохой и мировоззрением самого автора. Комедия была окончена в 1782 году. Автор выводит на сцену представителей провинциального дворянства. Помещики были развращены. Он показывает испорченность общества, которое выросло в этой среде. В комедии решается несколько вопросов, основной – проблема воспитания, эта проблема, как считает Фонвизин, государственной важности, поэтому он демонстрирует плоды дурного воспитания Митрофанушки. На выходе мы имеем Митрофанушку – следствие всего уклада жизни.

    2я проблема – проблема крепостного права и проблема рабства. Устами положительных героев Фонвизин говорит: «угнетать рабством себе подобных незаконно».

    Осуждается и проблема власти, резкая критика режима, основанная на тиранстве.

    Сюжетно-композиционная структура комедии сложна. Условно называют 2 линии в комедии: Первая линия – бытовая – борьба за руку и наследство Софьи. Комедия построена на том, что мир простаковых и Скотининых – это мир невежественных, самовлюблённых помещиков-самодуров. Он хочет подчинить себе всю жизнь. Хочет присвоить право неограниченной власти над всеми людьми. И над крепостными, и над благородными. Делились отрицательные и положительные герои. Простаковы и Скотинины таковы, потому что такими были их предки. Среда затягивает. В отрицательных героев показываются утрата человеческого и присутствие плотского начала. Так обыгрывается мотив скотоподобия. Простакова – грубая женщина. В её доме постоянная брань, побои, она на страже порядка. Сталкиваются люди разных взглядов на жизнь.

    Вторая линия – общественная. В пьесе сталкиваются люди разных взглядов на жизнь. Разница в оценке человека. Положительных героев оценивают по нравственному состоянию.

    Комизм пьесы состоит в том, что грубость, жадность и невежество Простаковых и Скотининых претендуют на любезность, простодушность. Комизм основан на нелепости формы содержания. К числу выдающихся достоинств комедии относят её язык.

    Говорящие фамилии. Свободно владеют речью Стародум, Правдин. Кутейкин украшает речь из духовных книг. Комедия высоко оценена Белинским: «Фонвизин очень правдиво изобразил крепостническую действительность. Выставил её как бы на позор, во всей наготе и всеобщем безобразии. Фонвизин казнил в комедии дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего Европейского полу образования нового поколения.

    Проблема художественного метода в комедии.

    1я позиция. Г.В. Москвичева: «Комедия написана полностью в традициях классицизма, при этом не отрицаются реалистические тенденции».

    2я позиция. Г.П. Макогоненко считал, что комедия написана в русле реализма. В последние годы в научной литературе эта позиция критикуется.

    3я позиция. Ю.В. Стенник говорит о разных пластах в художественной структуре комедии.

    "
    Понравилось? Лайкни нас на Facebook