​Дворец дожей в Венеции: Залы, билеты, экскурсии, фото. Дворец Дожей – роскошная резиденция древнего венецианского правительства.

Разве можно приехать в Венецию, и не посетить одну из ее главных достопримечательностей – несравненный палаццо Дукале, часто именуемый дворец Дожей. Италия свято хранит культовый государственный объект, и не жалеет средств на проведение его реконструкций. Монументальная архитектура, захватывающая история и сказочные интерьеры ожидают каждого гостя этой прославленной венецианской достопримечательности. Самую полную и интересную информацию о дворце Дожей в Венеции вы найдете в нашей статье.

Историческая справка

В прошлом Венецианская республика считалась процветающим государством. В ее владениях находились Ионические острова, Кипр и Крит, Истрия, Далмация, Иллирия (территория практически всей Югославии). Турки государству не угрожали, у арабов не было развитого флота. Венеция вела активную торговлю с восточными странами до самой Индии. Все Средиземное море принадлежало могущественной республике.

Правители Венецианского государства назывались дожи. Как и все правящие лица, республиканские монархи заседали в специальном здании — дворце, где проходили различные приемы, заседания и советы.

На заметку: граждане, претендовавшие на должность дожа, должны были иметь высокий статус в обществе, и происходить из знатной венецианской семьи.

Изначально на месте дворца находилась крепость, возведенная в 810 году. Оборонительное сооружение имело стены и башни, с 4 сторон его окружала вода. В 976 году крепость была сожжена недовольным народом и некоторыми представителями местной знати, которые восстали против правящего дожа П. Кандиади IV. На месте сгоревшей резиденции была возведена еще одна крепость, однако и ее постигла участь предшественницы – здание сгорело в 1106 году.

В XII веке в Венеции появился новый роскошный дворец. В то время необходимость в возведении крепостных стен и фортов отпала. Теперь защитой для дворца стало море, а вместо фортов республика располагала надежным боеспособным флотом. В связи с этим строители засыпали старый ров, и возвели первый дворец Дожей в Венеции.

То здание, которое мы можем видеть сегодня, было возведено в 1309-1424 годах. Самым первым создателем дворца правителей стал Филиппо Календарио, который работал вместе с архитекторами Энрико и Пьетро Базейо. Через 90 лет (в 1400-1404 годах) был построен фасад, выходящий на сторону лагуны, а в 1424 году закончен следующий фасад, «смотревший» на площадь св. Марка. Окончанием работ по возведению объекта занимались ломбардские, венецианские и флорентийские архитекторы. Весомая доля готической составляющей палаццо Дукале была выполнена венецианскими архитекторами — знаменитым семейством Бон, которые слыли первоклассными мастерами по обработке мрамора.

В 1577 году дворец Дожей сильно пострадал из-за разрушающего действия пламени. Во время восстановительных работ было принято решение воссоздать культовый объект в первоначальном виде (несмотря на то, что в XVI веке происходил расцвет ренессансной архитектуры). Доминирующим стилем постройки остался готический.

На заметку: пожар 1577 года не только повредил само здание дворца, но и уничтожил ценные шедевры венецианского художника Джорджоне.

Главная резиденция венецианских дожей – дворец на площади св. Марка, выполнял свои государственные функции вплоть до 1797 года. В конце XVIII века республику захватили французы. Наполеон и его войска оккупировали город, а уезжая, захватили с собой несколько ценных произведений искусства.

Сегодня палаццо Дукале выполняет функции основной городской достопримечательности и музейного заведения, где можно увидеть различные художественные экспонаты, элементы оружия, глобусы, карты и пр.

Архитектура дворца Дожей

Венецианская резиденция Дожей – это 3-этажный дворец, имеющий форму буквы «П», оснащенный 2 фасадами и построенный из розового, белого и серого мрамора. Названную достопримечательность сложно отнести к какому-то определенному архитектурному стилю, однако доминантом признан именно поздний готический стиль.

Первый этаж объекта представляет собой галерею, на которой расположены заостренные кверху арки, опирающиеся на колонны. Аркадная галерея выполняет немаловажную функцию, спасая посетителей дворца от нещадного венецианского солнца. Второй этаж – протяженный ряд более узких и высоких колонн. В его верхней части расположился ряд лож, декорированный замысловатым орнаментом с изображением тысячелистника. Последний, третий этаж – это стена, покрытая белым мрамором. Гладкая поверхность усеяна большими оконными проемами и маленькими окошками.

На заметку: верхняя массивная часть достопримечательности стоит на небольших ажурных арках. Зрителю, впервые увидевшему это зрелище, покажется, что дворец находится в перевернутом состоянии: сверху – фундамент, снизу – крыша.

Оба фасада дворца Дожей были отделаны мрамором в XV веке. В этот период венецианцы отказались от готических напевов, и решили «переоборудовать» резиденцию своих правителей в стиль гармоничного Ренессанса. На южном фасаде имеется трибуна дожа, представляющая собой красивый балкон, над которым стоит памятник Правосудия, являющегося детищем Алессандро Витториа. С этого балкона жители Венеции узнали о том, что город объединен с остальным Итальянским королевством.

По всему периметру стена объекта декорирована белыми зубцами, выполненными из мрамора. Дворец Дожей оснащен двумя основными входами:

  1. Бумажные ворота (или Порта дела Карта) . Они считаются парадным входом во дворец. Создателями этого архитектурного шедевра являются Бартоломео и Джованни Бон. Бумажные ворота имеют форму арки с декоративными стрелами, верхняя часть которой декорирована готическими архитектурными элементами. На портале входа расположен дож Франческо Фоскари, перед ним находится крылатый лев, выше – статуя Правосудия.
  2. Пшеничные ворота (или Порта дела Фрументо) . Этот вход расположен со стороны набережной. Именно с Пшеничных ворот начинается большая часть экскурсионных путешествий по дворцу.

Внутренние помещения объекта

Попасть внутрь дворца можно по двум лестницам: Гигантов и Золотой. Лестница Гигантов приведет посетителей из внутреннего двора к крытой галерее на втором этаже. Она изготовлена из каррарского мрамора. В 1554 году на лестнице появились две большие скульптуры Нептуна и Марса, которые дали название всему объекту. Именно на лестнице Гигантов проходили основные мероприятия Венецианской Республики, в том числе венчание дожа.

Золотая лестница была спроектирована мастером Сансовинно специально для дожа Андреа Гритти. Окончанием строительства занимался Скарпаньино. Лестница украшена позолоченной лепниной. Пройтись по ней могли только знатные особы.

Во дворце Дожей имеется большое количество интересных залов. О них мы расскажем более подробно.

  1. Зал Большого Совета. В это огромное помещение можно попасть по Золотой лестнице. Комната Совета — самая большая не только палаццо Дукале и Венеции, но и всей Италии. Его высота равна 15 м, длина – 54 м, ширина – 25 м. Огромный зал занимает все южное крыло здания. Его окна выходят на живописный пейзаж городской лагуны. До пожара 1577 года его стена и потолки были украшены творениями Веронезе, Тициана, Тинторетто и других известных мастеров. Реконструкцией сгоревшего помещения занимался Антонио де Понти. Троны правителя республики и членов Малого Совета расположены у восточной стены зала. Над местами знатных особ красуется большая картина «Рай», созданная Якопо и Доменико Тинторетто (1590 год). Потолок Зала Совета украшен большой овальной картиной «Триумф Венеции», написанной Паоло Веронезе. Также на потолке расположено большое количество живописных картин, обрамленных тяжелыми узорами. Сегодня в Зале Совета можно увидеть портреты правящих венецианских дожей: всех, кроме Марино Фальеро. Его изображение представлено черным свитком, на котором написано: «Изображение Марино Фальеро, лишившегося жизни за измену».
  2. Зал Совета Десяти. Во время Венецианской республики это помещение служило местом для заседания трибунала, в функции которого входило рассмотрение политических дел, совершенных против государства. Во главе трибунала заседал правитель республики (дож), также к нему относились 10 членов Большого Совета и 6 дополнительных советников. В центральной части зала находится картина «Зевс поражает молнией пороки». Сегодня мы можем видеть лишь копию этого шедевра, а оригинал был изъят французами в 1797 году. С тех пор картина расположена в Париже, во всемирно известном Лувре. Над залом Совета Десяти располагались тюремные помещения, именуемые Пьомбы. В них можно попасть по специальной «секретной» лестнице. В свое время здесь находились в заключении Дж. Бруно и Джакомо Казанова. Камеры были оснащены свинцовым потолком, за что их прозвали «Свинцами» и «свинцовой кровлей». Стены коридоров и сегодня сохранили низкие и тесные отверстия, в которые с трудом может протиснуться подросток. Решетки и затворы были вывезены из дворца, однако о мрачном прошлом помещений напоминают остатки деревянных обшивок, которые были предназначены для впитывания влаги.
  3. Зал выборов. По-другому это помещение называют Зал судьбы, т.к. именно здесь проходило баллотирование знати, их осуждение и вынесение приговоров. Потолок Зала выборов декорирован позолотой и резьбой. Также на нем можно увидеть аллегоричные картины Падованино, которые обрамлены рамками в форме овалов, неправильных геометрических фигур — треугольников и квадратов.
  4. Зал Сената. В нем заседали члены Сената – второго по значимости венецианского государственного ордена. Сенаторы имели право носить одеяния пурпурного цвета. Так же, как и зал Большого Собрания, после пожара комнату Сената восстанавливал Антонио де Понти. Рисунок на потолке является творением Кристофора Сорте. Панно, расположенные в потолке Сорте, были написаны несколькими художниками, в числе которых был Тинторетто.
  5. Зал коллегии. Это помещение предназначалось для собраний Коллегии, в которую входили дож, старшины, Совет Десяти, 6 советников и Верховный Канцлер. Появление зала Коллегии датировано 1574 годом. Его обустройством занимался все тот же Антонио де Понти. Потолок помещения украшен позолотой и резьбой. Его создателем является Франческо Белло. На потолке размещено несколько аллегоричных картин Веронезе, самой примечательной из них является «Венеция на троне», расположенная над трибуной.
  6. Зал Скарлатти. Помещения предназначалось для сановников, которые ожидали правителя для проведения официальных государственных мероприятий. Отделка зала отличается впечатляющей роскошью. Большая часть оформления помещения является заслугой Пьетро Ломбардо. Потолок зала выполнен из дерева и был создан в начале XVI века. Также здесь находится геральдический знак дожа Агостино Барбариго, расположенный на изящном мраморном камне.
  7. Зал компаса. В прошлом названное помещение было передней зала Совета Десяти и «комнатой инквизиции», т.к. в нем осужденные ожидали вынесенный должностным лицом приговор. Также в зале компаса располагалась «львиная пасть» — место для сбора доносов и других народных сообщений. Потолок помещения имеет 3 больших овала и 12 четырехугольников, предназначенных для заполнения углов. На одном из овалов изображена картина «Триумф Венеции» работы Паоло Веронезе. Раньше на потолке размещалась картина «Св. Марк в окружении святых», но ее в 1797 году увезли французы и выставили в Лувре.
  8. Зал карт. Впечатляющее помещение, названное так в честь географических карт, которыми украшены все стены. Оформлением зала карт занимались Джованни Батиста Рамусио (XVI век), Джустино Меннескарди и Франческо Грисселини (XVIII век). Посередине комнаты расположено 2 глобуса большого размера, которые были созданы в XVII веке.
  9. Новая тюрьма (Карчери). Создателем этого помещения является Антонио де Понти. В новые казематы можно пройти из залов Управления уголовных дел и Управления Законов. Совершив прогулку по коридору, посетитель выйдет к знаменитому мосту Вздохов, под которым протекает Дворцовый канал. Мост имеет 2 коридора: нижний ведет на этаж портика здания, а верхний – к новым тюремным камерам. В одном из помещений Карчери добровольно переночевал сам Байрон. Он надеялся ощутить те эмоции, которые испытывают узники дворца Дожей.

На заметку: старые тюрьмы палаццо Дукале назывались Пьомби (о них мы уже рассказали), и Поцци (в переводе с итальянского – колодцы), которые находились на уровне воды канала Дворца. В них были заключены самые опасные преступники.

Режим работы палаццо Дукале

В венецианский дворец Дожей можно попасть в течение всего года, за исключением 25 декабря и 1 января. Время работы объекта зависит от сезона:

  • с апреля по октябрь (включительно) дворец открыт с 8:30 до 19:00. Туристов пускают внутрь до 18:00.
  • с ноября по март достопримечательность работает с 8:30 до 17:30. Попасть во внутренние помещения можно до 16:30.

Обратите внимание: с 10 утра до 14:00 во дворце начинается «час пик», когда большая часть посетителей стремится познакомиться с культовой венецианской достопримечательностью. Бывалые туристы планируют экскурсию по палаццо в утренние часы и во второй половине дня.

Стоимость входа во дворец Дожей

Сколько стоит посещение знаменитого палаццо Дукале в Венеции? Затраты на осмотр величественной постройки зависят от нескольких факторов. Отметим, что общепринятым ценником на билет для одного взрослого является 17 евро, но администрация дворца предлагает гостям немало выгодных предложений.

  • Для студенческих и школьных групп стоимость билетов будет равна 5,5 евро, если они планируют осмотр объекта в период с 1 сентября по 15 марта. Состав группы и время посещения необходимо согласовать с администрацией.
  • Дети 6-14 лет, люди старше 65 лет, студенты 15-25 лет, а также граждане, сопровождающие студенческие и детские экскурсионные группы имеют право приобрести билет за 10 евро.
  • Дети до 5 лет, инвалид и 1 сопровождающий могут посетить знаменитый дворец бесплатно. При оформлении группового заказа на экскурсию от 15 человек 1 из туристов может пройти внутрь бесплатно, но при условии внесения оговоренной суммы предоплаты заранее.

Специальные предложения

  1. Каждому туристу предлагается экскурсионная программа с осмотром секретных мест дворца Дожей. За такое удовольствие придется отдать 20 евро (имея льготу, посетитель может рассчитывать на билет за 14 евро). Такая экскурсия проводится для групп от 2 до 15 человек.
  2. Любителям острых ощущений администрация дворца идет навстречу, и предлагает воспользоваться услугой «осмотр после закрытия». Фиксированной стоимости такого мероприятия нет, все детали экскурсии обговариваются заранее (а именно за 5 дней), при этом администрация учитывает пожелания посетителей и их количество.

На заметку: вы можете приобрести комплексный билет, в который входит посещение всех 4 музеев на площади св. Марка. Однако имейте в виду, что с таким билетом вы не сможете осмотреть секретные посещения палаццо Дукале.

  1. На светлом фасаде дворца (который выходит на Пьяцетту) во втором ярусе можно увидеть две бардовых мраморных колонны. Красноватый оттенок был придан не случайно: именно здесь заключенным оглашались смертные приговоры.
  2. Практически в каждой части здания можно увидеть скульптуры крылатых львов с книгами. Они считаются символами покровителя Венеции св. Марка. Морды зверей, а также искаженные аллегорические лица, выполняли не только декоративную функцию. В отверстия архитектурных форм отправлялись доносы, которые рассматривал Совет Десяти. «Официальными документами» признавались те бумаги, которые имели подпись составителя, а также несколько подписей свидетелей.
  3. Золотая лестница, ведущая в парадные помещения дворца, была построена в 1538-1559 годах. До 1797 года этим путем могли воспользоваться только члены Большого Совета, имена которых были записаны в Золотой книге, хранящейся под лестницей.
  4. Почему парадный вход в палаццо имеет название «Бумажные ворота», доподлинно неизвестно до сих пор. Однако в обществе бытует несколько мнений. Например, что на эти ворота постоянно вешали объявления, что они расположены рядом с архивным зданием, а также благодаря писарям, которые помогали венецианцам составлять документы, прошения и жалобы.
  5. Зал выборов – особенное место дворца, в котором решалась судьба отдельных граждан, а также всей республики. В нем часто выносили приговоры, однако никому не разрешалось заходить в помещение вооруженным.
  6. В палаццо Дукале имелось несколько секретных помещений. К ним относились 3 тюрьмы (Поцци, Пьомбо и Карчери), зал Совета Трех, зал исполнения приговоров, зал пыток и пр.
  7. Соединяющий объект дворца и Новых тюрем – мост Вздохов, получил свое название не случайно. В стенах крытого моста имеются небольшие оконца, из которых осужденные могли в последний раз увидеть город и вздохнуть, сетуя на свою незавидную участь.

Посещение дворца Дожей является обязательным мероприятием для всех приехавших в Венецию туристов. Прогуливаясь по величественному зданию, вы узнаете об истории Венецианской республики, его государственном аппарате, а также насладитесь эстетической составляющей этого места.

Архитектурный памятник Италии, выполненный в готическом стиле.

Автором проекта является Филиппо Календарио. Строительство дворца происходило на протяжении 115 лет 1309-1424. В 1577 году произошел пожар, существенно повредивший здание. Дворец восстановили в старом стиле вопреки тому, что был рассвет архитектуры ренессанса. Здание было резиденцией дожей. Дож – глава правления Венецианской республики, который избирался на пожизненный срок путем многоступенчатого голосования. Претенденты на должность дожа происходили из самых влиятельных родов Венеции. Институт дожей просуществовал более тысячи лет,его упразднил Наполеон в 1797 году.

Также во дворце заседали сенат, Большой совет, коллегия, Верховный суд, морское ведомство, тайная полиция и другие представители государственного аппарата. Дворец Дожей отличается от своих дворцов-современников тем, что он не является крепостью.

Дворец это трехэтажное здание в форме русской буквы «П», выполненное из серого, белого и розового мрамора. Здание имеет два фасада, которые образуют прямой угол. Первый этаж – это галерея заостренных кверху арок, которые опираются на колонны. Второй этаж также образован колоннами, но менее толстыми и более высокими, а в верхней части находится ряд лож, украшенных орнаментом в виде четырехлистника. Третий этаж – гладкая стена, облицованная белым мрамором, которую прорезают крупные и мелкие окна. На южном фасаде находится балкон, который являлся трибуной дожа. Над балконом установлен монумент Правосудия Алессандро Витториа.


Стена по периметру увенчана ажурными белыми мраморными зубцами. Дворец имеет два основных входа; — Порта делла Карта (бумажные ворота) – парадный вход дворца Дожей. Над воротами изображен крылатый лев и перед ним на коленях дож Франческо Фоскари. Бумажными ворота назывались из-за традиции вывешивать на них объявления. — Порта дель Фрументо (пшеничные ворота) — выходят на набережную и являются стартовой точкой экскурсий по дворцу.

Итальянский художник Франческо Гварди изобразил дворец в картинах «Дворец Дожей в Венеции» — находится в Лондонской Национальной Галерее,


а также «Аудиенция дожа в Зале Совета во Дворце дожей» находится в Парижском Лувре.


Сегодня Дворец Дожей, хранящий множество тайн и легенд, притягивает толпы туристов. Приподнять завесу неизвестного можно с помощью двухчасовой экскурсии стоимостью 10 евро с человека.

Официальный сайт: palazzoducale.visitmuve.it – тут же можно заказать билеты онлайн за 20 евро, чтобы не стоять в очередях.

Просмотреть на карте большего размера

В середине XIV ст. венецианцы избрали дожем восьмидесятилетнего Марино Фальеро, который в это время пребывал в столице Италии. Когда новоизбранный правитель приехал во Дворец дожей, его лодка пристала к берегу в месте, где обычно казнили преступников. Ничего хорошего это не сулило.

И действительно, женатый на очень молодой женщине старец оказался довольно ревнив. Поэтому, когда во время праздника он заметил, что молодой Микель Стено поцеловал его супругу, выгнал юношу из дворца. Молодой человек празднество покинул не сразу: он решил немного побродить по палаццо и, оказавшись в «Зале Совета десяти», на кресле старого дожа написал оскорбительные слова.

Когда надпись обнаружили, виновника установить оказалось несложно и молодого человека арестовали практически сразу же. Несмотря на то, что Микелю Стено пришлось два месяца просидеть в тюрьме, после чего ему был запрещён въезд в город на протяжении одного года, оскорблённый дож приговором удовлетворён не был. Чтобы отомстить, он решил устранить всех членов Высшего Совета и взять всю власть в свои руки.

Правда, успехом его идея не увенчалась, так как ведомости о замысле мгновенно дошли до Верховного Совета. А потому в день государственного переворота Марино Фальеро арестовали, а через два дня обезглавили на Лестнице Гигантов.

Находится Дворец дожей в Венеции, на материковой части восточной Италии, на расстоянии 395 км от столицы Италии, Рима, по адресу: San Marco, 1, 30124 Venezia. На географической карте этот уникальный памятник архитектуры можно обнаружить по следующим координатам: 45° 26′ 0.8″ с. ш., 12° 20′ 25.48″ в. д.

На протяжении долгих веков Дворец дожей (Палаццо Дукале) являлся одним из основных зданий Венеции: здесь находились не только покои дожа, но и заседало правительство Венеции, Верховный Суд, Сенат, Министерство, был офис канцелярии, тайной полиции, инквизиции, а также находилось морское ведомство, юридические конторы и другие учреждения.


Современный вид Дворец дожей приобрел лишь в XV ст. В девятом веке на его месте была построена обыкновенная крепость. Через сто лет в результате восстания постройку сожгли и возвели новое фортификационное сооружение, которое также сгорело в 1106 году. А вот здание, построенное после этого пожара, крепостью уже не являлось и простояло, пока не обветшало – на его месте было решено возвести новую постройку, Дворец дожей.

Новому зданию также не повезло: через сотню лет огонь уничтожил целое крыло дворца, и отстраивать его пришлось заново (работы были доверены Антонио де Понти, под руководством которого творили самые талантливые архитекторы Италии).

Во времена постройки дворца в истории венецианской архитектуры как раз происходил переход от готики к более гармоничным формам эпохи Возрождения, когда зодчие начали отказываться от резких готических и стали отдавать предпочтение округлым архитектурным формам. Несмотря на легкий и светлый вид, фасад Палаццо имеет и мрачный момент: между девятой и десятой колоннами второго этажа (они отличались от других столбов более насыщенным красным оттенком) оглашали смертельные приговоры.

В итоге Дворец дожей получился массивным, по виду лёгким (немаловажную роль в этом сыграли ажурные арки палаццо) и перевёрнутым фундаментом вверх. Получилось это из-за формы фасада: на слабые с виду опоры была установлена огромных размеров сплошная стена, что придало зданию интересные композиционные контрасты.

Как выглядел Палаццо Дукале

Во Дворец дожей можно было попасть через парадные ворота Порта делла Карта (в переводе – «Ворота бумаги»), сделанные в виде арки и декорированные готическими элементами. По одной из гипотез, название связано с писцами, которые оформляли здесь различные бумаги и документы.



По другой версии, своё название ворота получили благодаря хранящемуся в здании архиву. Над воротами была установлена скульптурная композиция, изображающая одного из венецианских правителей Франческо Фоскари, преклонившего колени перед крылатым львом св. Марка, над ними находилась статуя Фемиды.

Сразу за воротами был расположен двор, окружённый со всех сторон мраморными аркадами и украшенный восьмью античными статуями. Внутри двора архитекторы обустроили два сделанных из бронзы колодца, в которых плескалась самая чистая вода в городе.

Балкон

Обустроенный со стороны основного фасада балкон являлся трибуной, на которой правитель Республики появлялся перед венецианцами во время великих торжеств (интересно, что именно с этого балкона в середине XIX т. было объявлено об объединении Венеции с Италией).

Лестницы Палаццо Дукале

Здесь же во дворе находилась мраморная Лестница гигантов, наверху которой короновали дожей (назвали её так из-за установленных на ней двух больших скульптур Марса и Нептуна, символизирующие военную мощь Республики).

В парадные помещения палаццо вела «Золотая лестница», получившая своё название благодаря позолоченной лепнине. Подниматься по ней могли лишь очень важные гости, а также венецианцы из знатных семей, чьи имена были написаны в «Золотой книге», хранившейся в специальном помещении здесь же под лестницей. Интересно, что эту книгу венецианцы составили в XIV ст., записав в неё двести семей, имеющих право претендовать на важные должности.

В Зале Большого Совета патриции обговаривали государственные вопросы. Это помещение имеет длину 56 м, ширину – 25 м, а высоту – 5 м, и является самой крупной в мире комнатой, потолок которой не поддерживается ни одной опорой.


Также поражал декор этого помещения: на его стенах висели картины Тициана, Веронезе, Тинторетто, а на потолке – одно из самых больших полотен в мире – «Рай», работа, выполненная в 1590 г. Доменико и Якопо Тинторетто.

Зал выборов

Минуя Зал Большого Совета, патриции оказывались в Зале Судьбы (другое название – Зал Выборов). В этом помещении публично выбирали или осуждали чиновников, выносили приговоры (интересно, что никто не имел права зайти в помещение с оружием).

В зал, предназначенный для Совета десяти, можно было попасть из Зала компаса, в котором находилась инквизиция (в этой же комнате осуждённые ожидали вердикт). Совет десяти состоял из дожа, десяти представителей Большого Совета и шести советников, и занимался преступлениями, направленными против Венецианской Республики.

На стенах этого зала находятся портреты почти всех правителей Венеции, кроме одного: там, где должно было находиться изображение Марино Фальеро, можно увидеть пустую раму с надписью: «Место для Марино Фальеро, которого казнили за измену».

Тюрьма

В тюремные камеры, расположенные на самом последнем этаже, узники попадали по потайной лестнице. Эту часть палаццо обычно называли «Свинцовой кровлей» («Свинцами»): летом осуждённые мучились от жары, зимой – от холода. Дверные проёмы камер были до того низкие, что даже десятилетний ребёнок мог попасть внутрь, предварительно согнувшись.



Кроме этих камер, темница была также обустроена и в подземелье – здесь находилось девятнадцать подземных камер, прозванных «колодцами», так как нразмещались они ниже уровня моря, сквозь оконные зарешёченные отверстия проникал не только свет, но и во время дождя камеры заливала вода. Осуждённые, если не хотели целые дни проводить, стоя в воде, нередко были вынуждены сидеть на тюфяке.

Скверно обстояло дело и с едой: утром заключенным давали воду и кусок хлеба, при этом хлеб нужно было съесть практически сразу, иначе завтрак грозил стать добычей крыс. Интересно, что в нижней темнице находился замкнутый тюремный дворик, откуда, естественно, выход был лишь один – назад в камеру.

Когда заключённых стало слишком много и для них стало не хватать места, возле Палаццо Дукале возвели тюрьму Карчери, по которой из дворца можно было попасть по Мосту Вздохов.

Побег Казановы

Интересно, что на протяжении многих столетий побег из тюрем дворца Дожа считался невозможным. Так, было до тех пор, пока в его застенках не оказался Джакомо Казанова (его обвинили в общении с духами, ереси, разврате и даже краже кошельков).

Поместили авантюриста в «Свинцах», где он провёл около года, разрабатывая детали побега. Для этого он умудрился даже в полу выдолбить дыру, через которую планировал спуститься в нижний зал. Ему не повезло: когда всё было готово, его перевели в соседнюю камеру. Интересно, что тюремщик, обнаружив дыру, об этом факте начальству не доложил, поскольку Казанова пригрозил обвинить его в соучастии.

Второй план побега оказался более удачным. Казанова вместе с соседом пробил дыру на крышу палаццо. После этого они вылезли наверх, затем через одно из окон очутились в комнате дворца и, минуя стражу, покинули Дворец дожей (именно такую историю этот авантюрист описал в своих воспоминаниях).

В далёком прошлом не было сильнее государства во всём Средиземноморье, чем Венеция. Прошло много лет, и теперь данный город манит в эти места уже не различных торговцев и захватчиков, а огромное количество туристов со всех уголков света, желающих насладиться изумительным великолепием венецианских достопримечательностей.

Одним из них является шедевр архитектуры, представленный в готическом стиле - дворец дожей. В течение многих сотен лет он служил резиденцией для городского правительства и даже успел побывать в роли помещения, где раньше устраивали заседания республиканские советы. Об этом известном на весь мир строении узнаем из данной статьи.

Основание и реконструкция

Дворец дожей (Италия) начал своё существование в X веке, но сооружение периодически подвергалось разрушительным пожарам. Поэтому строение в наше время имеет совершенно другой вид, чем тот, который у него был более тысячелетия тому назад.

В первые годы своего основания дворец был настоящей крепостью и выступал в качестве объекта стратегического значения. Вокруг него был сооружён большой ров, и повсюду возвышались огромные сторожевые башни. Со временем это всё было уничтожено до основания сильным огнём.

В середине XIV века началось строительство самой узнаваемой южной части здания, с которой открывается замечательная панорама. Затем правительство Венеции приняло решение, что вся городская власть должна находиться в роскошном и презентабельном месте, поэтому выбор пал на дворец дожей. История данного здания говорит о том, что здесь какое-то время располагалась тайная полиция и канцелярия.

В конце XVI века данное сооружение пострадало от нового пожара, полностью стёршего с лица земли всё его южное крыло. После итальянскими архитекторами было решено сотворить такой дворец, который будет внушать почтение и трепет всем иноземным послам. Благодаря этому становится понятно, почему данная венецианская достопримечательность имеет такое роскошное убранство и поражает своим великолепием.

Внешний вид сооружения

Когда смотришь на дворец дожей, складывается впечатление, что его фасад состоит из различных элементов архитектуры, совершенно не имеющих никакой между собой связи. Но в то же самое время здание выглядит потрясающе, притягивая взор любого посетителя.

Все отделочные работы строения велись в основном в конце XV века. В это время как раз готический стиль постепенно сменялся на эпоху гармоничного Ренессанса. Поэтому в фасаде преобладают архитектурные округлые формы, переливающиеся при солнечном свете различными оттенками мрамора.


Дворец дожей располагает одной омрачающей его историю деталью. Здесь на втором этаже, где девятая и десятая колонны сооружены из камня красного цвета, оглашались вердикты о смертных казнях.

В центральной части сооружения находится балкон, над которым установлена скульптура, изображающая Правосудие. В XIX столетии с этого места было объявлено об объединении и Италии.

Описание дворца

Стиль дворца дожей представлен в разных архитектурных направлениях. Первый ярус сооружения специально сделан так, чтобы придавать зданию некую легкость, но это только на первый взгляд. Дворец дожей держат 36 огромных колонн. А на втором ярусе здания их намного больше, но они меньше по диаметру. Парадная часть сооружения чем-то отдалённо напоминает перевёрнутое корабельное судно. В его внутреннем дворике находится несколько этажей прекрасных галерей. Туда можно зайти через разные врата, одни из них имеют название Бумажные. Их так величают благодаря тому, что здесь когда-то вывешивала свои указы местная власть.

В северном крыле располагается множество статуй различных знаменитых философов, а также именно эта часть здания в былые времена служила апартаментами дожей. Здесь по углам стоят архангелы, символизирующие собой войну, торговлю и мир.


Попасть на второй этаж венецианской достопримечательности можно через Лестницу Гигантов, на верхней площадке которой короновали правителей. Здесь повсюду стоят олицетворяя собой Св. Марка, считающегося покровителем всей республики.

Залы дворца дожей - это необыкновенное и изумительное зрелище. Здесь расположены красивейшие картины, выполненные лучшими итальянскими мастерами, и много различных уникальных архитектурных памятников разных времён. В этих помещениях раньше обговаривались важные государственные вопросы и выносились приговоры, а в данное время они вызывают большой интерес у всех ценителей искусства и культуры.

По мнению многих туристов, очень интересное расположение своих залов и галерей имеет дворец дожей. План его строительства разрабатывался знаменитыми итальянскими архитекторами.



Пурпурная комната и зал Гримани

Вначале экскурсии все туристы попадают в Пурпурную комнату. Здесь дож представал перед прокураторами, поэтому стены и потолок данного помещения имеют богатое убранство, а мраморный камин этого зала украшен гербом правителя Агостино Барбариго, которому в былые времена покорялась вся Венеция. Дворец дожей картины свои хранит в зале Гримани. На многих из них изображен покровитель Венеции - Св. Марк. Помимо этого, в этом помещении находятся красивые фрески и много интересных исторических экспонатов.


Зал Четырех Дверей, Зал Коллегии, Зал Сената

Второй по счёту пролёт Золотой Лестницы приводит туристов в Зал Четырёх Дверей. Его потолок был спроектирован великим Палладио и расписан Тинторетто.

В другой примыкающей к нему комнате одна из стен украшена различными мифологическими сценами, а одна из самых драматических картин дворца - «Похищение Европы» находится в этом зале возле окна.

Далее идёт Зал Коллегии, где правители и их советники принимали иностранных послов, а также обсуждали великие дела республики. В этой комнате представлено 11 картин великих представителей искусства той эпохи.

В соседнем помещении правитель и его 200 помощников обговаривали разные дела международного значения, поэтому комната и получила соответствующее название - Зал Сената.


В Зале Совета Десяти проходили заседания могущественных представителей городской власти, на которых затрагивались вопросы государственной безопасности. В этой комнате потолок украшен двумя великолепными полотнами Веронезе.

В следующем помещении - Оружейной палате, находится почтовый ящик, служивший в своё время для анонимных доносов. Оттуда большая дверь из дерева ведёт в Зал государственных инквизиторов, а после неё сразу идёт помещение, где осуществлялись пытки, а также находились тюремные камеры.

Длина этого помещения равна 54 метрам, поэтому данная комната считается самой большой не только в городе, но и во всей стране. Зал Большого Совета расположен в южной части сооружения и его когда-то украшали полотна знаменитых итальянских художников, которые, к сожалению, были уничтожены при пожарах.

Картина дворца дожей «Рай», расположенная в этой комнате, считается одной из самых больших в мире. Помещение имеет огромный плоский потолок, затянутый великолепными полотнами живописи, имеющими оправку в виде вызолоченных узоров.

В настоящее время в этом зале собрана полная коллекция портретов всех дожей, правивших когда-либо в Венеции, кроме Марино Фальеро, который был казнён за измену.


Как попасть во дворец туристам?

Дворец дожей пользуется популярностью среди путешественников и поклонников всего прекрасного в любое время года, поэтому билеты туда без очереди приобрести практически невозможно. Кроме того, данное место можно посетить, купив экскурсионный тур по Венеции, чтобы осмотреть все достопримечательности этого города.

Но стоит внимательно изучить сферу действия билетов, так как не во все может быть включено посещение самых секретных мест дворца и а они как раз представляют наибольший интерес для туристов. Эти комнаты являются частью долгой экскурсии, за которую нужно платить отдельно.

Время работы и как добраться

В период с апреля по октябрь дворец дожей для экскурсий открыт с 08:30 утра до 19:30 вечера, а в холодное время года - с ноября по март, он закрывается на 2 часа раньше. Весь осмотр сооружения обойдётся примерно в 20 евро с человека.

Совершенно не составит никакого труда попасть во дворец дожей. Где находится данное здание, подскажет любой местный житель. Оно располагается по следующему адресу: Piazzetta 1, таким образом находясь между Маленькой площадью Сан-Марко и молом.

Адрес: Италия, Венеция, площадь Святого Марка, 1
Начало строительства: 1309 году
Окончание строительства: 1424 году
Архитектор: Филиппо Календарио
Основные достопримечательности: Порта делла Карта - «Бумажная дверь», лестница Гигантов, Золотая лестница, Зал Большого Совета, Зал выборов, Зал компаса, Зал Совета десяти, Зал Скарлатти, Зал Карт, Зал Коллегии, Зал Сената, тюрьма
Координаты: 45°26"01.5"N 12°20"26.2"E

Итальянский Дворец Дожей, он же Палаццо Дукале, издревле украшает Венецию , передавая особенности готического зодчества. Шикарное масштабное сооружение находится на городской площади Сан-Марко и протягивается вдоль набережной. Работы по его строительству велись на протяжении шести веков – с IX по XV. Впоследствии дворец многократно подвергался изменениям, но, несмотря на это, он всегда считался одним из главных символов города на воде.

Вид на южный фасад здания

Первое дворцовое здание строилось еще в 810 году, а выглядело оно как высокий замок с башнями, окруженный водой и защищенный рвами и несколькими подъемными мостами. Спустя много лет он дважды полыхал в огне. Впервые это случилось в 976 г., когда итальянский народ восстал против Пьетро Кандиани IV, служившего в то время дожем. Второй случай поджога дворца уже приходится на 1106 год, однако всякий раз его восстанавливали. Существенные изменения в своей архитектуре замок претерпевал в XII столетии во время правления дожа Себастьяно Дзиани. По его указке были снесены башни, разрушены стены, засыпаны рвы. На этом месте появилась новая постройка, ничем не походившая на крепость – надобность в мощных укреплениях отпала ввиду наличия организованного флота. Таким образом, город был защищен от врагов, нападение которых было возможным с моря. Основные строительные работы продолжались довольно долго – с 1309 по 1424 годы и, наконец, территорию Венецианской республики украсил дворец, сочетающий византийскую пышность и готический стиль.

Целью возведения такого солидного здания было получение резиденции дожей, или вождей – республиканских некоронованных правителей. Вместо короны у дожа был рожок, и то, только в том случае, если он действительно хорошо справлялся со своими обязанностями. В противном случае рожок с него снимали. Однако в венецианском дворце работал не только дож – здесь несли государственную службу и сотрудники тайной полиции, и представители Сената и Верховного суда, и заседали члены Большого совета. Кроме того, на первом этаже здания размещалось морское ведомство со своими многочисленными службами юристов, канцлеров, цензоров.


Вид на Дворец с кампанилы собора Святого Марка

Архитектурные особенности Дворца Дожей

Шикарный Дворец Дожей представлен конструкцией из трех корпусов-крыльев:

  • 1. античное крыло, в котором располагается Зал Большого Совета (работы по его перестройке велись с 1340 года);
  • 2. крыло Дворца Правосудия, расположенное по направлению к площади (его реконструкция началась в 1424 г.);
  • 3. крыло, возведенное в эпоху Возрождения (1483 – 1565 гг.). На его территории расположены правительственные офисы и резиденция самого дожа.

Необычный внешний вид и роскошное внутреннее оформление дворцовых помещений полностью отображают финансовое благополучие Венеции. Стрельчатые арки лоджий, выполненные в модном готическом стиле и декорированные изящным узором из мрамора, зубчатый карниз, богатое оформление капителей колонн и стен, балконы и входы в здание, обрамленные интересным орнаментом, - всё подобрано со вкусом и передает величие и роскошь резиденции венецианских вождей. Ее нижняя часть, выстроенная как портик с аркадой, опирается на несколько колонн. Самые массивные из них стоят по трем углам сооружения и выполняют сразу две функции – и поддерживают мощную конструкцию, и передают символику древней венецианской республики.


Центральный балкон на южном фасаде Дворца

Учитывая основное предназначение Дворца Дожей, декораторы изобразили над капителями колонн несколько скульптурных групп, символизирующих божественную справедливость и правосудие:

  • «Суд Соломона»;
  • «Ева, Адам и змей-искуситель»;
  • «Опьянение Ноя».

Над нижним портиком раскинулась лоджия с аркадой из тонкого мраморного кружева. По ее углам в скульптурные группы собраны статуи архангелов. Капители портика богаты изображениями таких древних прославленных деятелей, мудрецов и талантливых ученых, как Навуходоносор, Тит, Аристотель, Пифагор, Соломон, Траян, Цицерон. Рядом с ними мирно соседствовали и другие художественные произведения – аллегорические изображения, передающие различные ремесла, месяцы года, планеты. Для малообразованного итальянского народа они были своеобразной энциклопедией знаний.

Стены Дворца Дожей покрыты плитами нежного розового и белого цвета – мастера сложили их в геометрический узор. А центральные части фасадов оборудованы балконами, на которые выходил дож для выступления перед народом. Балконы обрамлены вытянутыми и заостренными башенками, но над одним из них «зависла» статуя Правосудия, а над другим – скульптура-олицетворение Венеции.

Порта делла Карта - «Бумажная дверь»

Вход во дворец, наименованный итальянцами как Порта делла Карта - «Бумажная дверь», имеет две версии своего названия. Первая – это расположение Дворца Дожей по соседству с архивом документов. Вторая – во Дворце трудились писари, помогающие простым венецианцам составлять деловые бумаги (по-итальянски Carta означает «бумага»). Итак, вход во дворец стал очередным шедевром готики, изобилующим архитектурным орнаментом в виде необычного кружева – позолоченного и лазурного, отточенного в соответствии с лучшими традициями ювелирного искусства. Декор Порта делла Карта дополняют ниши со статуями, олицетворяющими добродетели, и скульптурная группа, «участниками» которой являются крылатый лев Святого Марка и склонивший перед ним колени дож по имени Франческо Фоскари.

Далее свое начало берет длинная колоннада, ведущая во внутренний двор. Вход в него украшен не менее богато, чем Порта делла Карта. Здесь есть и башенки, и фронтоны, и арка со скульптурой, и фасад с часами. Колоннада имеет собственное название – портик Фоскари. Затем следует и сам двор с двумя бронзовыми бассейнами, а уже напротив арки-украшения портика Фоскари располагается вход внутрь дворцового здания. Добираться до него следует по лестнице Гигантов – привлекательной конструкции с огромными статуями Нептуна и Марса. Однако это была не простая лестница для перемещения – в особо торжественных случаях она превращалась в трон, на котором старейшина Совета надевал новому правителю на голову специальный убор «корно дукале» (символ государственной власти).


Внутренний двор с видом на портик Фоскари (слева), лестницу Гигантов (справа) и бронзовый колодец

Мост Вздохов – немаловажная деталь Дворца Дожей. В древности по нему из Зала управления уголовными делами переходили в Новые тюрьмы преступники, приговоренные к смертной казни. Сегодня мост Вздохов стал привлекательным местом для свиданий влюбленных пар.

Внутренняя планировка Дворца Дожей

По лестнице Гигантов можно попасть в лоджию, а из нее по Золотой лестнице перебраться во внутренние апартаменты. Но по ней, то есть позолоченной лестнице (таковой она была на самом деле) во Дворец Дожей могли проходить только лица, значащиеся в «Золотой книге» - реестре записей дат рождения, смерти, бракосочетаний членов семей, принадлежащих аристократическому обществу.

Внутри дворцовое здание разбито на множество помещений:

  • апартаменты дожа;
  • книгохранилище;
  • оружейная палата;
  • судебные ведомства;
  • залы суда;
  • тюремные камеры.


Вид на мост Вздохов

Самым большим и значимым помещением дворца признан Зал Большого Совета, занявший отдельное крыло полностью. Его размеры составляют 54 х 25 х 15 м (длина х ширина х высота). Над украшением и отделкой трудились лучшие мастера. Например, огромная роспись, украшающая потолок по центру, является работой Якопо Тинторетто и группы его помощников, изобразивших Венецию в окружении морских божеств. Эти же мастера потрудились и над созданием гигантской картины «Рай», для написания которой понадобился холст внушительных размеров – 7 х 22 м.

По выходу из Зала Большого Совета через коридор можно попасть в Зал выборов, обустроенный для баллотирования в органы государственной власти. И это помещение, несмотря на серьезность своего предназначения, поражает великолепием убранства. Его потолок и стены богаты композициями со сценами победоносных сражений. Верхушка одной из стен окаймлена фризом, составленным из портретов дожей. И как только избирался новый вождь, фриз тут же пополнялся новым портретом. Но настоящим украшением зала служит внушительная триумфальная арка, возведенная в честь Франческо Морозини в конце XVII столетия по решению Сената.

Интересен своим убранством и Зал Коллегии, предназначенный для утреннего сбора всех представителей правительства, на котором либо решались повседневные задачи, связанные с управлением Венецианской республикой, либо принимались послы, прибывшие из других стран. Резной позолоченный потолок Зала Коллегии – творение Франческо Белло, обрамляет множество аллегорических полотен, созданных художником Паоло Веронезе. Над трибуной висит роскошное полотно под названием «Венеция на троне».


Вид на лестницу Гигантов из портиак Фоскари

Множество живописных композиций украшают и Зал Совета Десяти. Их главной задачей является не только украсить строгое помещение, но и выразить всю мощь Венецианской республики, и показать через свои изображения силу высшего судебного органа. В свое время на потолке этого зала находилось расписное изображение Юпитера, побеждающего человеческие пороки. Но в конце XVIII века его вывезли французы, и теперь красотой этой картины можно полюбоваться в Лувре

Понравилось? Лайкни нас на Facebook