Дионисий (Хитров). Епископ Дионисий (Хитров) – первый якутский архиерей М

(в миру Дмитрий Васильевич; 22 октября 1818 - 8 сентября 1896 года в Москве) - епископ.
Некролог
В Москве 8 сентября скончался епископ Уфимский и Мензелинский Дионисий.
Покойный архипастырь (в миру Дмитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября 1818 года в селе Хитрове Данковского уезда Рязанской губернии, и воспитывался в местной духовной семинарии. По окончании курса студентов (15 июля 1840 г.), он в следующем году (6 апреля), по вызову епархиального начальства, отправился в Якутск, где принял священство и пятнадцать лет (1841-1858 гг.) состоял миссионером, распространяя свет христианства среди инородцев. Возведенный в сан протоиерея, почивший с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года. По смерти жены, он принял монашество с именем Дионисия и 9 февраля 1868 года был хиротонисан в епископа Якутского, сначала викария Камчатской епархии, а с 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры, состоял самостоятельным епископом. Затем покойный архипастырь был переведен на Уфимскую епископскую кафедру (с 12 декабря 1883 года), где и находился почти до самой смерти.
Почившему епископу Дионисию принадлежали: перевод священных и богослужебных книг на якутское наречие, составление азбуки и грамматики якутского языка, очерки о поездках по Уфимской епархии ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1889-1890 гг.), а также и проповеди. За свои многолетние труды он был избран в почетные члены Казанской Духовной Академии (с 1881 г.).
("Московские Ведомости", 1896 № 249).
Библиография
Его:
"Евангелие от Марка, на якутском языке". М., 1848.
"Краткая грамматика якутского языка". М., 1858.
"Автобиографические заметки" ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1900).
О нем:
"Иркутские Епархиальные Ведомости", 1884, № 5 и 6.
"Церковные Ведомости", 1891, № 16, 17; 1896, № 37, 46.
"Исторический Вестник", 1896, кн. 10, с. 352-353.
"Русское Слово", 1896, № 244.
"Московские Церковные Ведомости", 1896, № 38.
"Московские Ведомости", 1901, № 360.
Титов А. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. (М., 1910).


Смотреть значение Дионисий Хитров в других словарях

Дионисий Ареопагит, Псевдо-дионисий — (?-?) – великий христианский богослов, основоположник традиции православного платонизма. Его книги написаны от лица афинянина Дионисия, обращенного ап. Павлом (Деян........
Политический словарь

Дионисий Младший — (?-?) - тиран сиракузский; сын Дионисия Старшего, распутный и слабовольный, оказался неспособным сохранить наследие отца. Прекращение наступательных войн привело сиракузскую........
Политический словарь

Дионисий Старший — (?-367)– тиран Сиракуз с 406 года. Проводил завоевательную политику в Сицилии, Южной Италии. Созданная усилиями сиракузского тирана держава, была тогда, по справедливой........
Политический словарь

Дионисий — Коринфский (ум. 251-258) - имя каждого из двух христианскихмучеников, учеников Кодрата, пострадавших в Коринфе в гонение императораДеция. Память в Православной церкви 10 (23) марта.

Дионисий I — Старший (ок. 432-367 до н. э.) - тиран Сиракуз с 406; проводилзавоевательную политику на территории Сицилии, Юж. Италии.
Большой энциклопедический словарь

Дионисий Александрийский — Дионисий Великий (ум. ок. 264), главахристианской огласительной школы в Александрии, епископ с 247. Память вПравославной церкви 5 (18) октября, в Католической - 17 ноября.
Большой энциклопедический словарь

Дионисий Ареопагит — см. в ст. "Ареопагитики".
Большой энциклопедический словарь

Дионисий Галикарнасский — древнегреческий историк и ритор 2-й пол. 1 в. дон. э., автор "Римских древностей" - истории Рима с мифических времен до264 до н. э. (20 книг; сохранились полностью книги 1-9 - до........
Большой энциклопедический словарь

Дионисий Глушицкий (1362-1437) — русский иконописец северной школы(икона-портрет "Кирилл Белозерский", 1424).
Большой энциклопедический словарь

Дионисий Малый — (ум. ок. 550) - скифский монах. С 500 в Риме, издалсобрание апостольских и соборных правил; от него ведет началолетосчисление от Рождества Христова.
Большой энциклопедический словарь

Балабан (дионисий) — Балабан (Дионисий) - киевский митрополит. Занимая холмскую епископскую кафедру, подвергся со стороны униатов преследованиям, которые вынудили его перейти на луцкую........
Исторический словарь

Дионисий — - архиепископ суздальский (умер в 1385 г.). Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием........
Исторический словарь

Дионисий (в Миру Давид Федорович Зобниковский) — Дионисий (в миру - Давид Федорович Зобниковский) - архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Родился около 1570 г. Сначала был сельским священником. В 1605 г. в Старице был поставлен........
Исторический словарь

Дионисий (в Миру Димитрий Васильевич Хитров) — Дионисий (в миру Димитрий Васильевич Хитров) - епископ-миссионер (1818 - 1896), ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия. Назначенный в 1844 г. священником походной........
Исторический словарь

Дионисий (зобниковский Давид Федорович — (ок. 1570 - 10.05.1633), архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Во время польской и шведской интервенции н. XVII в. поддерживал патр. Гермогена в борьбе за избрание православного царя;........
Исторический словарь

Дионисий (иконник) — Дионисий иконник - русский живописец и иконописец второй половины XV века. Им и его сотрудниками, из которых особенно выделились его сыновья, Феодосий и Владимир, расписан........
Исторический словарь

Дионисий 1 — (в миру Давид) (1300-85), митрополит Киевский и всея Руси с 1384. Архиепископ Суздальский (1381). Основатель и архимандрит Нижегородского Вознесенского (Печорского) монастыря.........
Исторический словарь

Дионисий Ареопагит — - святитель, один из ближайших сподвижников апостола Павла, обращенный в христианство после проповеди Павла в афинском ареопаге (Деян XVII, 34). По преданию, первый епископ........
Исторический словарь

Дионисий Глушицкий — игумен (ск. 1.06.1437), русский живописец, резчик по дереву, книгописец; один из лучших художников Святой Руси. "Не из Иерусалима и не от Синая воссиял нам сей великий светильник,........
Исторический словарь

Дионисий Радонежский — архимандрит (ск. 12.05.1633), родился во Ржеве, образование свое получил в монастыре, куда его поместили родители. По окончании учебы стал священником, но, когда умерли его........
Исторический словарь

Дионисий Суздальский — архиепископ (ск. 15.10.1385), молодые годы провел в пещере, которую ископал в берегу Волги в окрестностях Нижнего Новгорода. Позже он создал там монастырь во имя Вознесения........
Исторический словарь

Хитров — Дворянская фамилия ых представляет собой как бы русский перевод фамилии Ханыковых, а ы и Ханыковы, как свидетельствуют их родословные, произошли от двух родных братьев,........
Словарь русских фамилий

Дионисий — 1

Дионисий Галикарнасский — (Dionusios o Аlikaarnasseus) - др.-греч. историк, современник Тита Ливия. Переехал в Рим в 30 до н. э., где написал на греч. языке свой гл. труд "Римские древности", охватывающий период........
Советская историческая энциклопедия

Свт. Дионисий, Еп. Александрийский — (ум. 265) - ученик Оригена, ок. 232 г. возглавил Александрийскую школу. Автор первой Пасхалии, известен своей обширной перепиской, а также полемикой с еретиками монархианами.
Исторический словарь

Хитров Михаил Иванович — Хитров (Михаил Иванович, умер в 1899 г.) - духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при Святейшем Синоде. Окончив курс в Московском........
Исторический словарь

Дионисий — (Dionysius, Διονύσιος). 1) Старший, сын Гермократа, тиран сиракузский, род. в 430 г. до Р. X. Сначала он был писцом, но, отличаясь честолюбием и выдающимся военным талантом, уже в........
Энциклопедия мифологии

Дионисий — (ок. 1440 - после 1502) - рус. живописец. Работал в период, когда Моск. гос-во стремилось использовать искусство для укрепления великокняж. власти и поэтому усилило его регламентацию.........
Философский словарь

Дионисий Ареопагит — - по еванг. легенде, судья афин. ареопага, живший в 1 в. и обращенный в христианство апостолом Павлом. Впоследствии стал первым афин. епископом. Во вт. пол. 5 в. под его именем........
Философский словарь

Дионисий Картезианец — (род. 1402/03, Рийкель, близ Льежа, Бельгия - ум. 1471, Рермонд, Голландия) - голл. теолог, doktor ecstaticus; был дружен с Николаем Кузанским, обработал, не привнося ничего нового, все........
Философский словарь

(Хитров Димитрий Васильевич; 22.10.1818, с. Хитрово Данковского у. Рязанской губ.- 8.09.1896, Москва), еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, сподвижник свт. Иннокентия (Вениаминова) . Род. в семье пономаря Василия Ивановича и Марии Игнатьевны, крещен свящ. Тимофеем Венцевым. С 6 лет обучался грамоте в доме свящ. Тимофея, затем у дворовых людей. В сент. 1828 г. поступил в Данковское ДУ, где получил фамилию Хитров от названия родного села. В 1832 г. осиротел, умер и старший брат, у к-рого жил Хитров во время учебы. В авг. 1834 г., сдав экзамен «с похвалой», был переведен в Рязанскую ДС, к-рую окончил в 1840 г. по первому разряду. В том же году указом Святейшего Синода в числе 10 лучших воспитанников семинарии был направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию. Вступил в брак и 22 янв. 1841 г. вместе с супругой отправился в Сибирь.

По прибытии в Иркутск, 16 марта 1841 г. еп. Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым) был рукоположен во диакона, а 6 апр. 1841 г. в Воскресенской ц. г. Иркутска - во иерея к градо-якутской Преображенской ц., в Якутском ДУ преподавал различные предметы (с 19 июня 1841 по 1 июля 1844), служил законоучителем в Якутском казачьем уч-ще (с 1845) и катехизатором в якутском Троицком соборе (с 1844), духовником сельского духовенства (1844), благочинным сельских и якутских церквей (с 1849 по 1853), состоял членом Якутского духовного правления (с 1851). 1 янв. 1857 г. возведен в сан протоиерея с назначением на штатное место к среднеколымской Покровской ц. Якутской епархии, с 30 июля 1859 г. служил настоятелем якутской Преображенской ц., одновременно с 16 мая 1865 г. исполнял должность наместника якутского Спасского монастыря, благочинного походных (с 20 сент. 1866) и градо-якутских церквей (с 7 марта 1867).

Согласно автобиографии, в первые годы служения Д. Хитров не знал якут. языка, у него были трудности в исполнении поста, т. к. в Якутии не было ни хлеба, ни рыбы, и др. священники во время выезда в епархию обычно ели мясо и молоко во все время года. Основной задачей пастырского служения в Сибири для Хитрова стало просвещение и пастырское окормление якутов, тунгусов и чукчей, проживавших на обширной Якутской земле. С июля 1844 г. он стал первым священником новосозданной походной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, а с 21 июня 1849 г.- походной ц. в честь Благовещения Богородицы. 1 июля 1849 г. был награжден бархатной фиолетовой скуфьею «за многотрудное, полезное и усердное служение при походной церкви». Согласно автобиографии, Хитров «каждый год совершал пути до 10 тыс. верст». Посетил почти все приходы Верхоянского и Колымского округов, а также такие отдаленные места Якутского окр., как край Оймяконский, Аллах-Юнь, Нелькан, Учур и Тимптон и кочевья тунгусов, скитавшихся в верховьях р. Олёкмы. В автобиографии Хитров описывает трудности этих разъездов: «По нескольку месяцев сряду мы ночевали на снегу под открытым небом при трескучих морозах, отчего нек-рые из нас - священников - преждевременно сходили в могилу, другие, страдая неск. лет от цынги, до конца расстроили свое здоровье». Дьячок, помогавший при богослужении, страдал падучей болезнью и пьянством. В 1845 г. Хитров совершил с Николаевской походной ц. поездку к охотским тунгусам, к-рые до этого не знали христ. богослужения. Указом Синода 31 дек. 1851 г. Хитров был возведен в звание миссионера. В 1852 г. предпринял путешествие в 4,5 тыс. верст через Оленёк, Вилюйск, Олёкминск и др. места, крестил неск. сот младенцев и неск. тыс. взрослых.

По благословению архиеп. Иннокентия (Вениаминова) Хитров изучал нравы, обычаи и языки коренного населения Якутской и Камчатской областей. В 1853 г. архиеп. Иннокентий создал Комитет по переводу духовных книг на якут. язык, председателем к-рого стал Хитров. Он составил азбуку и грамматику якут. языка на основе кириллицы, также перевел на якутский ряд церковных книг, используя греч., слав. и рус. тексты Свящ. Писания. И. А. Гончаров в соч. «Фрегат «Паллада»» писал о трудностях, с к-рыми пришлось столкнуться миссионеру при изучении якут. языка: «Что значат трудности английского выговора в сравнении со звуками, в произношении которых участвуют не только горло, язык, зубы, щеки, но и брови, и складки лба и даже, кажется, волосы! А какая грамматика... то падеж впереди имени, то притяжательное местоимение слито с именем и т. п. И все это преодолено!» 5 февр. 1857 г. для публикации выполненных гл. обр. им и др. сотрудниками епархии переводов он был командирован в С.-Петербург и Москву, встречался с митр. Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) . В течение 2 лет под наблюдением Хитрова в Московской Синодальной типографии на якут. языке были отпечатаны все книги НЗ (кроме Апокалипсиса), Бытие и Псалтирь, Служебник, Требник, Канонник, Часослов, а также катехизическое поучение архиеп. Иннокентия (Вениаминова) «Указание пути в Царствие Небесное» и др. 19 июля 1859 г. в якут. Троицком соборе архиеп. Иннокентий впервые совершил богослужение на якут. языке. По воспоминаниям очевидцев, «первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для самих якутов. Хотя служение происходило в первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их от лица всех своих собратий представили владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке».

За ученые труды Хитров был избран действительным членом Имп. Русского географического общества. С кон. 1858 г. исполнял должность ректора Новоархангельской ДС, переведенной в 1853 г. с о-ва Баранова (Ситка, Аляска) в Якутск, и преподавателя богословских наук. С 11 янв. 1862 г. ректор ДС. В 1874 г. семинария была переведена в Благовещенск. В 1877-1880 гг. уже в сане епископа собирал съезды духовенства по вопросу открытия в Якутске ДС. В 1881 г. он представил в Синод проект ДС, к-рая была открыта в 1884 г. Одновременно состоял членом различных обществ: Попечительства о бедных духовного звания (с 1853, с 11 июня 1862 старший член общества), Комитета общественного здравия (с февр. 1852), Якутского статистического комитета (с 1853, а с 22 марта 1863 непременный член), Якутского областного присутствия по улучшению быта правосл. духовенства Якутской обл. (с 1865). В 1864 г. был назначен опекуном над детьми и имением покойного прот. Никиты Запольского.

После кончины супруги 3 июля 1867 г. указом Святейшего Синода Д. был назначен викарием Камчатской епархии. Архиеп. Иннокентий (Вениаминов) еще 31 янв. 1857 г. в письме гр. А. Н. Муравьёву писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти». Между 3 июля 1867 и 9 февр. 1868 г. был пострижен в монашество, 9 февр. 1868 г. в Благовещенске архиеп. Камчатским Иннокентием хиротонисан во епископа Якутского, викария Камчатской епархии. С учреждением 12 янв. 1870 г. самостоятельной епископской кафедры в Якутске, при деятельном участии архиеп. Иннокентия, Д. получил титул «Якутский и Вилюйский».

Д. совершал продолжительные объезды епархии. В письмах писал, что «монаху нечего терять; если доведется и умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу». В 1868-1869 гг. состоялась 2-я поездка Д. в Чукотскую миссию в Колымский окр., к-рый не посещался ни одним архиереем с нач. XVIII в. по причине отдаленности (более 2 тыс. верст от Якутска) и трудности сообщения. В миссионерских записках Д. описал эти путешествия (Преосвящ. Дионисий - ап. Якутии. 2000. С. 52).

По ходатайству Д. была учреждена Якутская духовная консистория, в к-рой он ввел образцовое хозяйство и к 1884 г. увеличил денежные средства до 80 тыс. р. Д. увеличил капитал Якутского попечительства о бедных духовного звания почти вдвое, благодаря чему увеличился размер выплачиваемого пособия. В 1870 г. были открыты Комитет правосл. миссионерского об-ва, общая епархиальная б-ка (единственная до 1884). В самых отдаленных местах епархии было образовано 36 новых приходов и церквей, даны новые штаты. Трудами Д. были построены 5 зданий Якутского ДУ с домовой церковью. В 1884 г. при якут. Спасском мон-ре открыто миссионерское уч-ще, в 1888 г.- жен. епархиальное уч-ще. Благодаря Д. в епархии была создана и распространена якут. письменность через систему церковноприходских школ, записан древний эпос земли Олонхо. Последним делом Д. на Якутской кафедре было 2-е издание богослужебных книг на якутском языке, исправленное и дополненное, впервые была напечатана служба с каноном во св. Великую неделю Пасхи. Весной 1879 г. Д. был в отпуске в Забайкалье для поправки здоровья (страдал ревматизмом).

12 дек. 1883 г. Д. был назначен на Уфимскую и Мензелинскую кафедру, проявил заботу о христ. просвещении паствы и об ограждении от мусульм. прозелитизма и соблазна раскола. Не менее 2 раз в год совершал поездки по епархии, вникал во все проблемы церковноприходской жизни, особо заботился об обучении детей. Результатом этих поездок стало учреждение в 1885 г. в 26 деревнях епархии, населенных инородцами, самостоятельных приходов, а также открытие в местностях, где проживали староверы, 3 приходов. 8-25 июля 1885 г. по указу Святейшего Синода Д. присутствовал на собрании епископов в г. Казани для выработки и обсуждения общих мер к ослаблению и пресечению иноверной пропаганды в правосл. приходах, укреплению Православия в инородческих приходах. В 1886 г. на содержание новых причтов из Синода и Гос. казначейства Д. исходатайствовал 12 240 р., в 1889 г. на содержание новых 4 приходов и улучшение положения прочих - 3478 р. 76 к. За период управления епархией Д. открыл ок. 100 церковноприходских школ и школ грамоты. О своих поездках по епархии с 1889 г. Д. составил очерки, напечатанные в «Уфимских ЕВ», к-рые содержат описание церквей Уфимской епархии, характеристики пастырей и паствы, отзывы о состоянии школьного обучения в тех приходах, где есть церковноприходские школы.

В очерках «Фрегат «Паллада»» Гончаров назвал Д. ревностным миссионером, просветителем Якутии, сравнивал его со свт. Иннокентием (Вениаминовым). 6 апр. 1891 г. праздновалось 50-летие служения Д. в священном сане. 15 мая 1891 г. без возведения в сан архиепископа Д. был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Осенью 1896 г. отбыл на лечение в Москву. После кончины погребен под соборным храмом московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря . Отпевание совершил митр. Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) в соборе Чудова мон-ря .

Д. был награжден орденами, св. Анны 2-й (1859) и 1-й (1870) степени, св. Владимира 2-й степени (1882 (?)), св. Александра Невского (1888).

Арх.: НА респ. Саха (Якутия). Ф. 225. Д. 3356; Ф. 226. Д. 10517; Ф. 228. Д. 589; Ф. 229. Д. 81; Ф. 266. Д. 20; Ф. 270. Д. 15; Ф. 283. Оп. 1. Д. 394.

Соч.: Описание Жиганского улуса // Зап. Сиб. отд. РГО. 1856. Кн. 1; Обозрение церквей Уфимской епархии его преосв. Дионисием, еп. Уфимским и Мензелинским // Уфимские ЕВ. 1889. № 17. С. 529-545; № 18. С. 562-577; № 19. С. 607-622; № 20. С. 651-658; № 21. С. 684-688; № 22. С. 718-726; № 23. С. 743-754; № 24. С. 786-795; 1890. №1. С. 13-20; № 2. С. 62-68; № 3. С. 95-102; № 4. С. 131-137; № 5. С. 174-178; № 6. С. 200-206; № 7. С. 235-241; № 8. С. 283-293; № 9. С. 334-356; Преосв. Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: (Автобиогр.) // ПрибЦВед. 1900. № 14. С. 575-728; Путевой журнал свящ. приходных церквей г. Якутска Д. В. Хитрова за 1849-1854 гг.: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мензелинского // Уфимские ЕВ. 1903. № 1. С. 31-40; № 2. С. 126-132; № 3. С. 188-197; № 4. С. 247-254; № 5. С. 304-312; № 6. С. 396-403; № 7. С. 463-468; № 8. С. 521-525; № 9. С. 609-613; № 10. С. 650-660; № 11. С. 727-738; № 13. С. 866-876; № 14. С. 966-973; № 15. С. 1024-1031; № 16. С. 1092-1105; № 17. С. 1166-1174; № 18. С. 1227-1235; № 19. С. 1325-1335; № 20. С. 1372-1383; № 21. С. 1442-1449; № 22. С. 1566-1573; № 23. С. 1644-1652; Письма Владыки к брату, свящ. с. Воейкова, Рязанской епархии, о. Г. В. Хитрову, и племяннику, свящ. с. Жерновков, той же епархии, о. И. Г. Хитрову: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 5. С. 302-307; № 6. С. 375-380; № 7. С. 443-448; № 8. С. 509-515; № 9. С. 567-571; № 10. С. 640-645; № 11. С. 755-759; Письма Владыки к секретарю своему П. М. Некрасову [из С.-Петербурга, 1887-1888]: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 22. С. 1515-1520; № 23. С. 1576-1581.

Изд.: Краткая грамматика якут. яз. / Сост.: прот. Д. Хитров. М., 1858.

Лит.: Еварестов Е . В ., свящ . Преосв. Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: (Ко дню 50-летия его служения в свящ. сане. 6 апр. 1841 - 6 апр. 1891 гг.) // Уфимские ЕВ. 1891. № 7. С. 218-260; Преосв. Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: [Некролог] // ПрибЦВед. 1896. № 37. С. 1343-1345; Памяти Преосв. Дионисия, еп. Уфимского // Там же. № 46. С. 1717-1718; Список архиереев Иерархии Всероссийской. СПб., 1896. № 402. С. 57; Письма Иннокентия, митр. Московского и Коломенского (1865-1878) / Собр.: И. П. Барсуков. СПб., 1901. Кн. 3. С. 46-133; Барсуков И . П . Памяти Дионисия, еп. Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского: († 8 сент. 1896 г.). СПб., 1902; К. И. Невоструев в письмах к ректору Якутской семинарии Д. В. Хитрову, впосл. Дионисию, еп. Якутскому и Вилюйскому (1850-1871) / Предисл. и примеч.: И. П. Барсуков. СПб., 1903; Гончаров И . А . Фрегат «Паллада» // Он же . Собр. соч.: В 6 т. М., 1959. Т. 3. С. 317-321; Мануил . Русские иерархи, 1893-1965. С. 78-87; Булгаков С . В ., свящ . Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. С. 1416, 1417; Шишигин Е . С . Якутская епархия: (Кр. ист. очерк и проблемы возрождения). Мирный, 1997. С. 13-35; Преосв. Дионисий - апостол Якутии / Сост.: В. В. Качаев. М., 2000.

Прот. Борис Пивоваров, И. А. Маякова

Данковского округа, Рязанской епархии, в семье пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слез пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим. Димитрий учился на дому у местного о. Тимофея, а с семи лет по привезенной ему церковно-славянской азбуке. Весной года учился он недолго у дворовых людей, затем – у мужа сестры, изучая Часослов , Псалтири и отчасти – Октоих , но не совсем успешно. В сентябре года брат его Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвез Димитрия в город Данков и представил смотрителю протоиерею Ф. С. Семенову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Здесь Димитрий постигал арифметику, латинскую и русскую грамматику.

Якутский благовестник

По прибытии, Димитрий 16 марта года был рукоположен во диакона епископом Камчатским святителем Иннокентием , следовавшим в свою новооткрытую епархию, а во священника – тем же владыкой 6 апреля того же года к . Здесь, в Якутске и его области, указано было Промыслом Божиим о. Димитрию проходить свое 43-летнее многотрудное и многоплодное служение.

С прибытием в Якутск о. Димитрий вступил в отправление своих разнообразных и трудных обязанностей. Так он был: учителем Якутского духовного училища по разным предметам с 19 июня года по 1 июля года, в году – общим духовником сельского духовенства и катехизатором в Якутском Троицком соборе , в году – законоучителем в Якутском казачьем училище, в году – членом Якутского духовного правления, с по год – благочинным сельских и Градо-Якутских церквей, с 1 декабря года – членом попечительства о бедных духовного звания. Но главным его служением, которое он полюбил искренно и беззаветно, было служение миссионерское. Святейший Синод признал это возведя его указом от 31 декабря года в звание миссионера . В своих трудах он сделался ближайшим другом и помощником святителя-миссионера Иннокентия (Вениаминова) .

О. Димитрий воспринял поистине апостольское служение. Ревностный, неутомимый и неустрашимый пастырь, с начала своего служения при походной Благовещенской церкви, в десять лет совершил путешествие в 9.130 верст. До года им предпринято было шесть подвижнических похода – два в Колымск , два на Аллохан , один в Учур и один на озеро Жессей или Ессейское. Последнее лежит за необитаемыми пустынями, между реками Хотангой и Курсикой, а потому, чтобы достигнуть его и посетить тамошние кочевья, требовалось испытанное терпение и самоотверженное служение миссионера. За эти апостольские труды Господь ниспослал ему великое утешение и благословение. Благодаря этим трудам и трудолюбивым проповедникам, язычники и христиане-инородцы услышали живую проповедь и глубоко-назидательное совершение богослужения. Так, например, в году Николаевская походная церковь, при которой служил тогда священник о. Димитрий, совершила путь к Охотским тунгусам , которые, никогда не видавши христианского богослужения , могли хоть раз в жизни присутствовать при литургии и сподобиться принять Святые Тайны . В году о. Димитрий путешествовал чрез Оленск , Вилюйск , Олекминск и другие места - всего в пространстве четыре тысячи пятьсот верст. Во время таких путешествий он исполнял разные духовные требы, крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых обращенных им в христианство. По неизмеримым просторам Якутской области вплоть до крайней северной тундры приходилось ему ездить зимой в трескучие 40-градусные морозы на собаках, оленях, а где и собственным ходом – по глубоким снегам, горам и страшным стремнинам, с опасностью низвергнуться с них, под страшной пургой и вьюгой.

Наряду с расширением миссионерского дела, о. Димитрий изучал местные нравы и обычаи, образ жизни и в особенности разные языки. Плодом его усердных и постоянных занятий по изучению языков Якутской области было составление азбуки и грамматики якутского языка и перевод на него священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. 1 января года в вознаграждение многих трудов служения о. Димитрий, по представлению святителя Иннокентия, был возведен в сан протоиерея , с назначением на штатное протоиерейское место Среднеколымской Покровской церкви Якутской епархии. В этом же году был командирован в Москву для печатания в Синодальной типографии церковных книг, переведенных, главным образом, им же и отчасти другими сотрудниками, но под его же наблюдением, на якутский язык, а также и составленной им же азбуки и грамматики якутского языка.

31 декабря года был определен исполняющим должность ректора Якутской духовной семинарии и преподавателем богословских наук. 30 июля года определен также настоятелем к Градо-Якутской Преображенской церкви , в которой впервые начал свое служение, и вместе с тем уволен от миссионерской должности – по несовместимости ее с вышеуказанными.

11 января года определением Святейшего Синода протоиерей Димитрий Хитров утвержден ректором Якутской духовной семинарии. Состоя ректором семинарии, о. Димитрий исполнял и другие ответственные обязанности. С 11 июня года он был старшим членом попечительства о бедных духовного звания, а 22 марта года был избран и утвержден непременным членом Якутского статистического комитета. В году определен членом цензурного комитета по переводу духовных книг на якутский язык и корректором по печатанию этих переводов. В году – назначен опекуном над детьми и имением покойного протоиерея Никиты Запольского. С 16 мая года исполнял должность наместника Якутского Спасского монастыря и состоял членом Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области. 20 сентября года был определен благочинным походных церквей, а 7 марта года – благочинным Градо-Якутских церквей.

В ту пору давно болевшая его супруга скончалась. Святитель Иннокентий охарактеризовал о. Димитрия перед Синодом как человека, который

опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана.

7 июля года протоиерей Димитрий Хитров был назначен епископом Якутским , викарием Камчатской епархии . Вскоре он был пострижен в монашество с именем Дионисий, а 9 февраля года, на знаменательный для Сибири день открытия мощей святителя и чудотворца Иркутского Иннокентия , в Благовещенском кафедральном соборе святителем Иннокентием в сослужении с другими архиереями была совершена его епископская хиротония.

Епископ Дионисий, по отбытии в Москву митрополита Иннокентия, явился продолжателем его просветительных подвигов среди жителей Сибири, уподобляясь ему во многом, а более всего в деле апостольского служения, сначала в звании викария Камчатского, а с 12 января года, со времени открытия епископской кафедры в Якутске, в сане епархиального архиерея Якутского и Вилюйского . Подобно архиепископу Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите, продолжительные и трудные путешествия по своей необъятной епархии, проповедуя Евангелие оставшимся в язычестве , утверждая в православии обращенных в христианство, благоустрояя епархию в различных отношениях. Описания этих поездок, печатавшиеся в свое время, свидетельствуют о неимоверных трудностях, лишениях и опасностях, с какими они были сопряжены. Предпринимая такие путешествия, владыка Дионисий не страшился их, а утешал себя обыкновенно такой мыслью: «монаху нечего терять; если и доведется умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу. Об одном прошу Бога, чтобы Он послал мне христианскую кончину непостыдну и мирну». В продолжение 16-летнего управления епархией епископ Дионисий в Якутске проявил мудрую распорядительность по всем отраслям управления, неусыпную попечительность о духовно-учебных заведениях, о вдовах и сиротах, об открытии новых приходов, о построении церквей и учреждении церковно-приходских школ.

Епископ Уфимский

12 декабря года владыка Дионисий был перемещен на Уфимскую кафедру . С первых же дней своего служения в Уфе , он приобрел всеобщую любовь и почитание. Как и в Якутске он постоянно был озабочен христианским просвещением паствы и утверждением в истинах Православной веры; не менее двух раз в год совершал поездки по епархии, причем главное внимание обращал на состояние религиозного просвещения своей паствы, ревновал о школьном обучении детей, с отеческой любовью вникал во все стороны церковно-приходской жизни, заботился об ограждении чад Церкви от влияния мусульманской пропаганды и от соблазна раскола , много прилагал попечения к устроению храмов Божиих и образованию самостоятельных приходов; никогда не оставлял свою паству без слова назидания, которое всегда отличалось необычайной простотой, растворено горячим чувством любви, проникнуто покорностью Промыслу Божию и истинно христианским смирением. По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, епископ Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. Скончался он

В центре Москвы, в Покровском женском монастыре, известном всей России покоящимися в нем мощами блаженной Матроны Московской, висит табличка: «Преосвященный Дионисий (Хитров) - первый епископ Якутской епархии». Именно здесь, под Покровским собором почиют честные останки архипастыря. Мемориальную доску торжественно открыли 20 октября 2014 года: в тот день архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил заупокойную литию, вместе с ним об упокоении души просветителя земли Саха молилась делегация из Якутии.

Кто был этот человек и за что его помнит Якутия?

Горькое детство

Будущий епископ Якутский и Вилюйский родился 22 октября 1818 года в селе Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии в бедной многодетной семье. Отец его, Василий Иванович, был пономарем - так называется низший церковный служитель, читающий и поющий на службе, бьющий в колокол, помогающий на богослужении. Нужда была такая, что мать, Мария Игнатьевна, плакала, ожидая рождения младшего ребенка. Слезы вообще будут часто сопровождать его жизнь.

В крещении от руки хитровского священника Тимофея Венцева младенец получил имя Димитрий. Тот же священник начал учить шестилетнего Димитрия грамоте, а уже в десять лет мальчик поступил в духовное училище. Два года спустя учеников отправили по домам из-за эпидемии холеры. Дмитрий возвращается домой и обнаруживает, что родной дом сгорел. Несчастьям нет конца: еще через два года Мария Игнатьевна, провожая сына в училище, предупредит его о своей скорой смерти. Но судьба была еще более жестока: в 1832 скончались и отец, и старший брат Дмитрия, у которого он жил во время учебы.

Как спасался от отчаяния совсем юный Дмитрий Хитров? Не учебой ли? Училище он заканчивает «с похвалой», а затем поступает в Рязанскую семинарию…

Якутский миссионер

1840 год. Указом Священного Синода десять лучших воспитанников Рязанской семинарии направляются на несение миссионерского служения в Иркутскую епархию. Среди них - Дмитрий Хитров. Чуть позже молодой человек вступает в брак и вскоре вместе с супругой отбывает в Сибирь.

Уже весной 1841 года епископ Камчатский Иннокентий рукоположил Димитрия во диакона, а затем и во священника Градоякутской Преображенской церкви - ныне кафедрального собора. Первые послушания молодого священника были связаны с просветительской работой: преподаватель в духовном училище, катехизатор (занимался подготовкой к крещению и наставлением в основах веры) в Троицком соборе, законоучитель в казачьем училище, с 1858 года - ректор семинарии… В 1844 году, отец Димитрий становится духовником сельского духовенства - это значит, что святитель Иннокентий увидел в своем подчиненном человека духовного и молитвенного.

Но самое главное - отец Димитрий проповедует. Будучи священником походных церквей, сначала Никольской, а затем - Благовещенской, он ежегодно объезжает до десяти тысяч верст (из-за отклонений от маршрута - даже больше), неся слово Божье не знавшим тогда Христа людям. К 1849 году священник посетил почти все приходы Верхоянского и Колымского округов, Оймяконский край, Аллах-Юнь, Нелькан, Учур и Тимптон; пастырь посещал кочевья тунгусов, скитавшихся в верховьях Олёкмы, охотских тунгусов… В 1852 году он предпринял путешествие через Оленёк, Вилюйск, Олёкминск - здесь крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых. Дорога заняла около четырех с половиной тысяч верст.

В своей автобиографии отец Димитрий пишет: «По нескольку месяцев сряду мы ночевали на снегу под открытым небом при трескучих морозах, отчего некоторые из нас - священников - преждевременно сходили в могилу, другие, страдая несколько лет от цынги, до конца расстроили свое здоровье». Добавим к этому тот факт, что отец Димитрий старался строго поститься - а в Якутии не было ни хлеба, ни во многих местах даже рыбы!

Официально в звание миссионера священник Димитрий Хитров был возведен указом Священного Синода только 31 декабря 1851 года. Можно сказать, что указ опоздал на десять лет.

«Божественное слово на родном языке»

Якутского языка отец Димитрий в первые годы не знал. Это было серьезной проблемой: в одной из первых поездок по Якутии священник столкнулся с невозможностью исповедать умирающего. Да и крещение без изъяснения основ веры рисковало стать только красивым ритуалом, не преображающим душу.

Архиепископ Иннокентий благословил священника изучать не только языки местного населения, но и нравы, и быт - и тот преуспел так, что в 1853 году первым возглавил Комитет по переводу духовных книг на якутский язык. В обязанности отца Димитрия входил не только перевод, но и редактура (что требовало понимания реалий якутской жизни). Тогда он составил «Краткую грамматику якутского языка», а главное - первую якутскую азбуку на основе кириллицы.

Производительность переводческого комитета была колоссальной. За два года в Москве на якутском языке были отпечатаны все книги Нового Завета, кроме Откровения Иоанна Богослова, Бытие и Псалтирь, многие богослужебные книги, катехизическое поучение архиепископа Иннокентия «Указание пути в Царствие Небесное»...

А 19 июля 1859 г. в Троицком соборе состоялось важное событие в истории Якутии: архиепископ Иннокентий впервые совершил богослужение на якутском языке. Очевидцы вспоминали: «первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для самих якутов. Хотя служение происходило в первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их от лица всех своих собратий представили владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке».

Епископ Дионисий

Поразительно, сколько испытаний выпало на долю этого безмерно одаренного и ревностного человека. Бедность и раннее сиротство в детстве сменились новой скорбью: супруга отца Димитрия страдала тяжелым психическим недугом. Святитель Иннокентий желал видеть своего сотрудника архиереем, для чего тому необходимо было принять монашеский постриг. «Лучшего для Якутской епархии не найти!» - пишет святой архипастырь.

В той ситуации расторжение брака было допустимым. Но отец Димитрий отказался оставлять жену. Лишь после ее кончины в 1867 он принимает монашество с именем Дионисий и назначается викарием Камчатской епархии - епископом Якутским.

В 1870 году учреждается самостоятельная Якутская епархия. Владыка Дионисий получает титул «Якутский и Вилюйский».

Архипастырское служение ничуть не умерило миссионерского рвения владыки. «Монаху нечего терять; если доведется и умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу», - пишет он. И направляется за две тысячи верст от Якутска, в Колымский округ, который архиереи не посещали с начала XVIII в. по причине отдаленности.

Остались письменные воспоминания владыки Дионисия о тех поездках. Не скрывая бытовых трудностей и опасностей дальнего путешествия, он тепло пишет о своей пастве: «Какие везде воздавали моему окаянству поклонения, о том стыдно и передавать: даже некрещеные падали ниц и потом уже принимали благословение и лобызали руку… Извольте-ка обнаженною десницею благословить их сот пять человек при пятидесятиградусном морозе. А какая простота в их обычаях и образе жизни! Многому бы следовало нам поучиться у них».

Уважение к культуре коренных народов он проявлял и на деле - именно благодаря трудам епископа Дионисия был записан по-якутски и сохранился для потомков эпос Олонхо.

Народ отвечал взаимностью. На архиерейских службах Троицкий собор был переполнен!

Здоровье архипастыря было подорвано - владыка страдал ревматизмом, и в 1879 году был вынужден отправиться в Забайкалье на лечебный отпуск. Впрочем, об оставлении места служения речь не шла: «Будь я простой протоиерей, я бы давно оставил Якутск, но, связанный обетами монашества, покоряюсь безропотно Промыслу Божию», - пишет архиерей.

Лишь в 1883 году епископ Дионисий (Хитров) был переведен на Уфимскую кафедру, где продолжил просветительские труды.

Осенью 1896 года отправился для лечения в Москву, где и скончался.

21 сентября 2016 г. в связи с 120-летием блаженной кончины епископа Дионисия (Хитрова) (1818-1896) Якутская епархия проводит межрегиональную научно-практическую конференцию "Православие в истории Якутии. Преосвященный Дионисий - первый Якутский архиерей". Для участия в конференции приглашаются ученые, деятели науки и культуры, преподаватели учебных заведений, студенты вузов, семинарий и духовных академий. Присылайте ваши материалы до 1 сентября в оргкомитет: 677018, г. Якутск, ул. Кирова, 8, Епархиальное управление Якутской и Ленской епархии. Тел. 8 914 275-30-52, e-mail: [email protected].

Литература:

1. Прот. Борис Пивоваров, И. А. Маякова. Дионисий (Хитров) // Православная энциклопедия. - http://www.pravenc.ru/text/178415.html

2. Дмитриева И. А., Юрганова И. И. Божьи люди. - Якутск, 2015.

Епи́скоп Диони́сий (в миру Дмитрий Васильевич Хитров ; 22 октября , Хитрово , Данковский уезд , Рязанская губерния - 8 (20) сентября , Москва) - епископ Русской православной церкви , епископ Уфимский и Мензелинский . Миссионер, переводчик священного писания и богослужебных текстов на якутский язык .

Биография

Родился 22 октября 1818 года в бедной и многодетной семье пономаря села Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии. В раннем возрасте он осиротел и остался без каких-либо средств к существованию .

С 6 лет обучался грамоте в доме священника Тимофея Венцева, затем у дворовых людей. В сентябре 1828 года поступил в Данковское духовное училище , где получил фамилию Хитров от названия родного села. В 1832 году осиротел, умер и старший брат, у которого жил Дмитрий Хитров во время учебы.

В августе 1834 года, сдав экзамен «с похвалой», был переведен в Рязанскую духовную семинарию , которую окончил в 1840 году по первому разряду. В том же году указом Святейшего Синода в числе 10 лучших воспитанников семинарии был направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию .

Вступил в брак и 22 января 1841 года вместе с супругой отправился в Сибирь. 16 марта 1841 года Дмитрий Васильевич Хитров был рукоположен в сан диакона , а 6 апреля того же года - во священника Преображенской церкви города Якутска , после чего пятнадцать лет (1841-1858) состоял миссионером, проповедуя среди инородцев.

Возведённый в сан протоиерея, с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года.

Овдовел. Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) в письме графу А. Н. Муравьёву от 31 января 1857 года писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти».

3 июля 1867 года указом Святейшего Синода был назначен викарием Камчатской епархии. После этого был пострижен в монашество с именем Дионисий (точная дата не установлена).

В состав Камчасткой епархии входили на тот момент материковые области Империи Дальнего Востока и Аляска с островами. По этой причине формально являясь викарием, фактически был самостоятельным архиереем, который решали все вопросы, связанные с повседневной церковной жизнью: рукоположение священнослужителей, церковный суд, объезд приходов, надзор за жизнью своих прихожан .

С 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры , состоял самостоятельным епископом.

многократно предпринимал продолжительные и опасные миссионерские путешествия по своей обширной епархии, проповедуя миру Евангелие, утверждая новообращенных в истинах веры, благоустраивая свою паству в духовно-нравственном отношении. Он обращал в православие десятки тысяч людей, строил храмы, школы, устраивал церковную жизнь .

Самым важным памятником миссионерской деятельности епископа Дионисия является составление якутской азбуки и грамматики , а также перевод на якутский язык и издание Нового Завета , Книги Бытия , Псалтири , Служебника , Требника , Каноника , Часослова и целого ряда произведений религиозной литературы .

За свои многолетние труды в 1881 году был избран в почётные члены Казанской Духовной Академии .

12 декабря 1883 года переведён на Уфимскую епископскую кафедру , где и находился почти до самой смерти.

Скончался 8 сентября 1896 года в Москве, куда прибыл на лечение . Погребён под соборным храмом московского Покровского миссионерского монастыря.

Публикации

  • «Евангелие от Марка, на якутском языке». М., 1848.
  • «Описание Жиганского улуса» // Западно-Сибирское отделение РГО. 1856. Кн. 1;
  • Обозрение церквей Уфимской епархии его преосвященным Дионисием, еп. Уфимским и Мензелинским // Уфимские Епархиальные Ведомости . 1889. № 17. С. 529-545; № 18. С. 562-577; № 19. С. 607-622; № 20. С. 651-658; № 21. С. 684-688; № 22. С. 718-726; № 23. С. 743-754; № 24. С. 786-795; 1890. № 1. С. 13-20; № 2. С. 62-68; № 3. С. 95-102; № 4. С. 131-137; № 5. С. 174-178; № 6. С. 200-206; № 7. С. 235-241; № 8. С. 283-293; № 9. С. 334-356;
  • «Краткая грамматика якутского языка». М., 1858.
  • Преосвященный Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: (Автобиогр.) // Прибавление к Церковным Ведомостям 1900. № 14. С. 575-728;
  • Путевой журнал священника приходных церквей г. Якутска Д. В. Хитрова за 1849-1854 гг.: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мензелинского // Уфимские ЕВ. 1903. № 1. С. 31-40; № 2. С. 126-132; № 3. С. 188-197; № 4. С. 247-254; № 5. С. 304-312; № 6. С. 396-403; № 7. С. 463-468; № 8. С. 521-525; № 9. С. 609-613; № 10. С. 650-660; № 11. С. 727-738; № 13. С. 866-876; № 14. С. 966-973; № 15. С. 1024-1031; № 16. С. 1092-1105; № 17. С. 1166-1174; № 18. С. 1227-1235; № 19. С. 1325-1335; № 20. С. 1372-1383; № 21. С. 1442-1449; № 22. С. 1566-1573; № 23. С. 1644-1652;
  • Письма Владыки к брату, священнику с. Воейкова, Рязанской епархии, о. Г. В. Хитрову, и племяннику, свящ. с. Жерновков, той же епархии, о. И. Г. Хитрову: Материалы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 5. С. 302-307; № 6. С. 375-380; № 7. С. 443-448; № 8. С. 509-515; № 9. С. 567-571; № 10. С. 640-645; № 11. С. 755-759;
  • Письма Владыки к секретарю своему П. М. Некрасову [из Санкт-Петербурга, 1887-1888]: Материалы к биографии преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 22. С. 1515-1520; № 23. С. 1576-1581.

Напишите отзыв о статье "Дионисий (Хитров)"

Литература

  • «Иркутские Епархиальные Ведомости», 1884, № 5 и 6.
  • «Церковные Ведомости», 1891, № 16, 17; 1896, № 37, 46.
  • «Исторический Вестник », 1896, кн. 10, с. 352-353.
  • «Русское Слово », 1896, № 244.
  • «Московские Церковные Ведомости», 1896, № 38.
  • Некролог. «Московские Ведомости », 1896 № 249.
  • «Московские Ведомости», 1901, № 360.
  • Титов А. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. (М., 1910).
  • Прот. Борис Пивоваров, И. А. Маякова // Православная энциклопедия . Том XV. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2007. - С. 299-302. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-026-4

Примечания

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»

Отрывок, характеризующий Дионисий (Хитров)

Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.
В ночь 11 го октября он лежал, облокотившись на руку, и думал об этом.
В соседней комнате зашевелилось, и послышались шаги Толя, Коновницына и Болховитинова.
– Эй, кто там? Войдите, войди! Что новенького? – окликнул их фельдмаршал.
Пока лакей зажигал свечу, Толь рассказывал содержание известий.
– Кто привез? – спросил Кутузов с лицом, поразившим Толя, когда загорелась свеча, своей холодной строгостью.
– Не может быть сомнения, ваша светлость.
– Позови, позови его сюда!
Кутузов сидел, спустив одну ногу с кровати и навалившись большим животом на другую, согнутую ногу. Он щурил свой зрячий глаз, чтобы лучше рассмотреть посланного, как будто в его чертах он хотел прочесть то, что занимало его.
– Скажи, скажи, дружок, – сказал он Болховитинову своим тихим, старческим голосом, закрывая распахнувшуюся на груди рубашку. – Подойди, подойди поближе. Какие ты привез мне весточки? А? Наполеон из Москвы ушел? Воистину так? А?
Болховитинов подробно доносил сначала все то, что ему было приказано.
– Говори, говори скорее, не томи душу, – перебил его Кутузов.
Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
– Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.

Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным.
Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону.
Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии.
Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают?
Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения.
Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook