Читательский дневник ученика по литературе в школе. Образец оформления, титульный лист, полные шаблоны в ворд

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Как оформить читательский дневник? Прежде чем ответить, необходимо задуматься: «А зачем вести читательский дневник?». Именно такой вопрос бурчат себе под нос ученики, заполняя от руки несколько тетрадных листов. Но дневник – это не просто прихоть учителей.

В начальной школе такой метод помогает научить ребенка работать с текстами, понимать и запоминать прочитанное. Умение вычленить из большого текста очень краткое содержание, структурировать информацию, используя шаблон – все это считается базовыми навыками для успешного самообразования. В дальнейшем, читательский дневник здорово помогает в осмыслении произведений и вложенных в них автором мыслей. Это сложная функция человеческого мышления, которая формирует умение самостоятельно составлять глубокие мысли по тем или иным вопросам. Поэтому она тоже нуждается в тренировке. Взрослые люди с помощью читательского дневника, например, могут проводить психологический анализ самого себя, описывая, что в книге их задело, что показалось интересным, а что совершенно не понравилось.

Так что, читательский дневник – это своеобразная «Карта мародеров» из Гарри Поттера, его нужно использовать с умом. Именно обдуманное применение такой методики даст максимально положительный результат не только в качестве чтения, но и в качестве ваших мыслей.

Как правильно вести?

Как ведут читательский дневник люди, получающие максимально положительный эффект? Ответ один: письменно. Есть многочисленные исследования, доказывающие, что письмо от руки заставляет мозг работать активнее, развивая мышление и память. Можно сделать вывод, что лучше вести читательский дневник письменно, особенно в период обучения в школе, если вас волнует качество проделанного вами труда.

Если мы говорим о школе, то у каждого учителя есть свои требования, как заполнять читательский дневник. Иногда это может зависеть и от класса обучения. Но примерный список критериев для заполнения вывести всё же можно, вот базовые из них:

  1. ФИО автора произведения;
  2. Название произведения;
  3. Год написания произведения;
  4. Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.);
  5. Кратко сюжет произведения.

Данные критерии можно дополнять и усложнять. Например, допустимо указать основных героев, их характеристику и связь с другими персонажами книги, привести биографию автора, если она как-то связана с произведением. Также в критерии «года написания» можно кратко привести историческую справку, к примеру, какова была обстановка в стране, какое знаменательное событие затронуто в произведении (например, анализируя роман Тургенева «Отцы и дети», важно помнить отмену крепостного права, произошедшую в 1861 году).

Краткие пересказы желательно писать самостоятельно, так как это позволит глубже проанализировать произведение и лучше запомнить сюжет. Подробно переписывать все главы не стоит. Опишите основные действия произведения, помечайте важные детали, выписывайте то, что запоминается с трудом. Помните, что в дальнейшем вам нужно будет пользоваться записями в дневнике, поэтому делайте их максимально понятными и удобными лично для вас.

Что такое отзыв?

Отзыв – одна из самых интересных частей читательского дневника. Здесь необходимо описать собственные ощущения, мысли от прочитанной книги. Что может быть легче и интересней? Однако напоминаем, что сложная мыслительная деятельность должна достаточно развиться, чтобы человек мог свободно высказывать мнение о книгах. Поэтому сначала ребенок может наговаривать свои ответы на вопросы, которые родитель будет за ним записывать. С каждым отзывом дело дается ребенку легче, и он уже сам может записывать ответы, следуя четкой структуре. Со временем ученику становится скучно следовать шаблону, и это явный признак того, что можно попробовать написать вольный отзыв, без жестких рамок. На этом этапе тоже необходимо, чтобы кто-то читал и корректировал отзывы, показывая ребенку, как можно обогатить письменную речь. Как видите, такая сложная, командная работа, помогает не только облегчить ученику в дальнейшем работу, например, над сочинениями, но и раскрывает его литературные таланты.

Вот примеры вопросов, на которые можно ответить в отзыве:

  1. Какая главная мысль у произведения?
  2. Чем тебе запомнились главные герои? Какие их черты характера, поступки у тебя вызвали эмоции?
  3. Что запомнилось из книги?
  4. Что показалось необычным?
  5. Какие моменты в книге заставили тебя задуматься?
  6. О чем ты размышлял после прочтения книги? Чему тебя научила книга?
  7. Хочется ли перечитать книгу снова и почему?
  8. Хочется ли прочесть книги этого же автора? Какие из них?
  9. Посоветуешь ли ты это книгу другим? Почему?
  10. Проведи параллели событий книги с другими произведениями культуры (книги, кино, мультсериалы, картины и т.д.).

Этот перечень вопросов можно использовать как план к отзыву, подстраивая его под уровень класса, в котором обучается ученик. Отзыв в свободном стиле больше похож на маленькое сочинение, в котором, безусловно, есть начало, середина и конец. Однако продемонстрировать писательский талант в таком формате гораздо легче.

Пример оформления

Кратко обсудим внешнее оформление своих записей, так как оно может стать отдельной практикой для развития творческих способностей. Конечно, оформление читательского дневника тоже зависит от требования учителя, но даже обычные таблички можно интересно и ярко оформить.

Если вам нравится рисовать, то можно делать зарисовки по произведению, рисовать портреты героев. Это тоже неплохо помогает запоминать и осмыслять произведение, а многие художники часто берут сюжет и вдохновение из книг. Так что вовсе не стоит бояться красочно оформлять читательский дневник.

1 класс

  • ФИО автора произведения: Катаев Валентин Петрович;
  • Название: «Цветик-семицветик»;
  • Год написания: 1940 год;
  • Жанр: Сказка;

Главные герои:

  1. Девочка Женя,
  2. Старушка (подарила Жене цветик-семицветик),
  3. Мама Жени,
  4. Витя (хромой мальчик, которому помогла Женя).

Очень краткое содержание :

Женя идет за баранками. По пути к ней подбежала собака, которая съела все баранки. Девочка поздно заметила пропажу, поэтому попыталась догнать собаку. В итоге она оказалась в неизвестном месте. Ей встретилась старушка. Она пожалела Женю, и подарила ей необычный, волшебный цветок с семью лепестками. Если оторвать один из них вместе с заклинанием, то исполниться любое желание. Женя поблагодарила старушку за такой щедрый подарок, но как попасть домой, она не знала. Пришлось девочке оторвать лепесточек, прочесть заклинание и загадать, чтобы она вернулась домой с баранками. Так и случилось! Женя решила поставить в вазочку такой замечательный цветок, но случайно разбила мамину любимую вазу. Мама услышала шум, девочка испугалась наказания, поэтому с помощью цветка восстановила вазочку. Мама ничего не заподозрила и сказала Жене пойти погулять во двор. Девочка хотела доказать мальчишкам во дворе, что она побудет на настоящем Северном полюсе. Она загадала желание с помощью цветка и оказалась на холодном полюсе, где ей встретились настоящие медведи! Она испугалась и загадала вернуться обратно во двор. Затем Женя увидела у девочек во дворе игрушки. Позавидовав, героиня загадала себе все игрушки мира. И они стали сыпаться со всех сторон, заполнять всё пространство, что ребенку пришлось загадать, чтобы это всё исчезло. Теперь у Женечки остался лишь один лепесток. Она начала думать, как потратить его с умом. То хотела конфеты, то новые сандалики. Вдруг Женя увидела на лавочке хорошего мальчика Витю. Девочка позвала его играть, но он не мог, так как был хромой. Тогда Женя загадала, чтоб Витя был здоров. Он тут же выздоровел и стал играть со своей спасительницей.

Отзыв:

Главная мысль произведения, как мне кажется, состоит в том, что не стоит тратить возможности на всякие пустяки. Женя потратила аж шесть лепестков на мелочи и на желание кому-то что-то доказать. Благодаря этим поступкам Женя мне не нравилась, но, когда она помогла Вите, я радовалась. Мне запомнилось, как Женя загадала все игрушки мира, и они повалились на неё со всех сторон. Ведь когда она загадала все игрушки, то она не думала о том, насколько это много. Самое необычное в произведении то, как легко меняется внутри него место действия. То Женя находится во дворе, то дома, то на Северном полюсе. Эта книга научила меня состраданию, добру, взаимовыручке, помощи. Нужно думать сперва о других, о важном, а не о мимолетных желаниях. Безусловно, я бы посоветовала эту книгу другим детям, а, может, даже и их родителям. Потому что на примере Жени наглядно виден вред эгоизма.

2 класс

  • ФИО автора произведения: аноним;
  • Название произведения: «Царевна-лягушка»;
  • Год написания произведения: неизвестно;
  • Жанр: русская народная сказка.

Главные герои:

  1. Иван-царевич (младший сын),
  2. Василиса Премудрая (превращена Кощеем в лягушку),
  3. Баба-яга,
  4. Царь,
  5. Старший и Средний братья,
  6. Жены братьев,
  7. Кощей Бессмертный.

Очень краткое содержание:

Царь позвал к себе троих сыновей. Сообщил он своим сыновьям, что нужно искать им невест. Предложил совершать поиски вот каким способом: пустить стрелу, где она упадет, там и жена найдется. У старшего сына — дочь боярина, средний нашел дочь купца, а младший, Иван-царевич, лягушку привел. Сыграли свадьбы. Царь придумал давать женам сыновей поручения. То хлеб испечь, то ковер создать. Лучший хлеб и ковер вышел именно у жены Ивана-царевича, лягушки. Тогда сказал Царь, чтобы приходили сыновья на царский пир, дабы посмотреть, какая жена лучше пляшет. Пошел Иван-царевич на пир один, как сказала ему Царевна-лягушка. И вдруг на праздник приехала золоченая карета, а из неё вышла Василиса Премудрая. И в пляске Царевна оказалась лучше. Но Иван-царевич вернулся в дом с пира раньше, нашел кожу лягушки и сжег её. Спохватилась Василиса Премудрая, а кожи нет нигде. Обернулась она лебедем, да улетела, сказав, что найдет Иван-царевич её в царстве Кощея Бессмертного. Горевал Иван-царевич, да в путь собрался. Встретил на пути он Старика, который поведал ему, как заколдовал Царевну Кощей Бессмертный. Дал он путнику волшебный клубочек, который укажет ему дорогу. Поблагодарил Иван-царевич Старика и отправился в путь. Привел его клубочек к Избушке на курьих ножках, а в ней Баба-Яга. Подсказала она, как Кощея победить. И, выполнив все условия, победил Иван-царевич, рассыпался прахом Кощей Бессмертный. Нашел Василису Премудрую, взял лучшего коня из кощеевой конюшни и воротился с любимой в родное царство.

Отзыв:

Сказка «Царевна-лягушка» учит нас тому, что не стоит судить кого-либо лишь по внешней оболочке. Хоть Иван-царевич и стеснялся Царевны-лягушки, а она лучше всех справлялась с поручениями Царя. Каждый раз Лягушка терпеливо, не обижаясь, успокаивала горевавшего Ивана-царевича, когда тот возвращался от Царя с очередным заданием. Поэтому я думаю, что эта сказка ещё и о доверии к близким людям, желающим тебе лишь добра. Мне запомнилось, как жены старшего и среднего брата повторяли за Василисой Премудрой и прятали к себе в карман косточки, вино и другие объедки, не зная, для чего она это делает. В итоге они оказались в глупой ситуации, а мораль простая: бездумно повторять за кем-либо не стоит. Еще я думала над тем, насколько великодушен Старик, что помог Ивану-царевичу, подарив ему волшебный клубочек. Это учит нас тому, что нужно помогать другим в трудной ситуации, если есть такая возможность. Поэтому хочется, чтобы все дети читали русские народные сказки, в которых сохранились простые и важные жизненные ценности.

3 класс

  • ФИО автора произведения: Владимир Федорович Одоевский;
  • Название произведения: «Город в табакерке»;
  • Год написания произведения: 1834 год;
  • Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Миша,
  2. Папенька,
  3. Маменька,
  4. Мальчик-колокольчик,
  5. Господин Валик,
  6. Царица Пружинка,
  7. Молоточки.

Очень краткое содержание:

Папа показал сыну Мише чудесную табакерку. На крышке её был волшебный городок Динь-Динь с золотыми домиками. Тронул пружинку Папа, и заиграла прекрасная музыка. Под крышкой табакерки были колокольчики да молоточки. Захотел Миша посетить такой замечательный городок. Папенька сказал, что нужно внимательно последить за устройством внутри табакерки, но ни в коем случае не трогать пружинку, иначе всё поломается. Мальчик следил-следил, и вдруг позвал его Колокольчик из городка в гости. Миша тут же принял приглашение. Колокольчик показал Мише, как работает перспектива, и мальчик понял, как правильно рисовать Маменьку, играющую на фортепьяно, и Папеньку, который сидит дальше на кресле. Затем Колокольчик познакомил гостя с другими мальчиками-колокольчиками. Сказал им Миша, что хорошо они живут: ни уроков, ни учителей, музыка играет весь день. Колокольчики возразили, что им очень скучно, так как целый день им нечем заняться, нет картинок, книжек, папы, мамы. К тому же по ним стучат злые дяденьки-колокольчики! Миша пожалел новых друзей, спросил у молоточков, зачем они так поступают с мальчиками-колокольчиками. А дяденьки-молоточки ответили, что им приказывает некий господин Валик.

Пошел герой прямиком к нему, а господин Валик лежит на диване, да вертится. А Валик сказал, что он — надзиратель добрый и ничего не приказывает. И вдруг увидел мальчик в золотом шатре царицу Пружинку, которая как раз и толкает господина Валика. Спросил Миша у неё, зачем она Валика в бок толкает, а Пружинка отвечает, что без этого не работало бы ничего, и музыка бы не играла. Захотел Миша проверить, правду ли она говорит, да прижал царицу пальчиком. И Пружинка лопнула! Всё остановилось. Испугался Миша, ведь Папа не велел пружинку трогать, и от этого он проснулся. Рядышком были Папа и Мама, он им рассказал о своём сне.

Отзыв:

Сказка Одоевского интересна тем, что в развлекательной форме рассказывает о сложных, может, даже скучных явлениях. Образно показан механизм работы табакерки, который доказывает, что все явления взаимосвязаны, каждая деталь важна в общем деле. Мне запомнился главный герой, Миша, тем, что он очень хорошо воспитан, вежливо общается с каждым героем, даже со злыми дядечками-молоточками. Стоит взять с него пример. Запомнился эпизод, как Колокольчик показал Мише, как работает перспектива и теперь мальчик знает, как правильно располагать детали на листе. Еще интересно, что мальчики-колокольчики целыми днями только играли, и от этого им скучно. Это показывает необходимость любить труд и блага, которые есть в нашей жизни, потому что именно они придают ей смысл. Конечно, хочется посоветовать эту сказку другим, потому что она добрая, интересная и необычная.

4 класс

  • ФИО автора произведения: Антон Павлович Чехов;
  • Название произведения: Толстый и тонкий;
  • Год написания произведения: 1883 год
  • Жанр: рассказ

Главные герои:

  1. Порфирий (толстый),
  2. Михаил (тонкий),
  3. Луиза (жена Михаила),
  4. Нафанаил (сын Михаила).

Очень краткое содержание:

Как-то объединил вокзал на Николаевской железной дороге двух людей, которые давно не видели друг друга. Друзья, учившиеся вместе в гимназии, толстый Порфирий и тонкий Михаил сильно порадовались этой встрече. Вспомнили, как кого дразнили, как кто выглядел в юные годы. Тонкий представил Толстому свою жену и сынишку. Но вот, речь зашла у друзей о том, кто до кого дослужился. Тонкий Михаил Коллежским асессором два года работает, а Толстый Порфирий – аж тайный советник. Тонкий такого не ожидал, а потому тут же стал обращаться к старому другу как к начальнику. Толстому не понравилась такая перемена в друге, ему стало неприятно, но Тонкий продолжал общаться в таком же тоне. Поэтому Порфирий решил закончить разговор, а Тонкий удивлялся вместе с семьей такому высокопоставленному другу.

Отзыв :

Я люблю рассказы Антона Павловича Чехова, потому что в них образно, смешно, в деталях показаны различные ситуации из жизни. Например, в рассказе «Толстый и тонкий» показано, как искажается чистая дружба под влиянием чинопочитания. Как только Тонкий узнал о чине Толстого, то сразу стал лепетать перед ним, хотя Толстый и попросил этого не делать, ведь не так важны должности в такой приятной встрече. Однако расшаркивание перед начальством было очень привычно Тонкому, поэтому он продолжил так себя вести. Тонкий мог повести себя иначе, тогда, я думаю, и разговор бы между друзьями сложился иначе. Конечно, советую всем прочитать этот рассказ. Вообще мне хочется прочитать все рассказы Чехова, потому что они забавные и интересные.

5 класс

  • ФИО автора произведения: Иван Сергеевич Тургенев;
  • Название произведения: «Муму»;
  • Год написания произведения: 1854 год (В основе рассказа, лежит реальная история, случившаяся в доме Варвары Петровны Тургеневой - матери писателя. Прототипом Герасима был крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой).
  • Жанр: рассказ

Главные герои:

  1. Герасим,
  2. Муму,
  3. Барыня,
  4. Гаврила,
  5. Капитон Климов,
  6. Татьяна.

Очень краткое содержание:

В доме на глухой московской улице живет одинокая барыня. Служит у неё дворник Герасим – глухонемой с рождения. Добросовестно выполнял свою работу и жил отдельно от других прислуг. Через год барыня решает женить пьяницу башмачника Капитона Климова на хорошенькой белокурой прачке Татьяне. Но девушка нравится Герасиму. Дворецкий Гаврила, которому было поручено привести всё к свадьбе, боится Герасима, думает, как же его от невесты отвадить. Он подговаривает девушку притвориться пьяной, так как Герасим не любит пьяниц, и пройти мимо него. Коварный план срабатывает, Герасим, мучаясь, отказывается от своей любви. Свадьба между Капитоном и Татьяной состоялась, но счастливой семьи не вышло. Барыня отправляет пару в другую деревню. Трогательно Герасим вручает Татьяне красный платочек, хочет проводить её, но не решается.

Когда Герасим возвращался, он спас тонущего щенка. Выхаживал его. Собака быстро становится очень красивой. Герасим назвал её Муму. Барыня заметила собаку и приказала привести её к себе, но Муму испугалась и стала рычать. Обозлилась барыня и приказала избавиться от собачки. Лакей продает её, но Муму сама возвращается к Герасиму. Тогда Герасим понял, что всё это дело рук барыни, поэтому прячет собаку. Но всё тщетно. Гаврила передает Герасиму приказ барыни. Герасим берет на себя это страшное дело. Кормит Муму, выплывает с ней на речку, прощается и бросает в воду. После этого он поспешно собрал свои вещи и уходит в родную деревню, где ему рады.

Отзыв:

Печальный рассказ Ивана Сергеевича Тургенева неизбежно приводит к размышлениям. По прихоти барыни Герасима отрывают от его привычной жизни, он терпит унижения и козни других слуг. Начиная с трогательной истории любви Герасима, ты не можешь не сопереживать этому герою. Мало того, что барыня своим указом не создала семейного счастья между двумя слугами, так ещё и отняла любовь у Герасима. Барыня обращается со своими крестьянами, как с марионетками: то приказывает жениться, то свободно распоряжается собакой Герасима, не спрашивая у него. Какое же терпение у Герасима! Он выполнил жестокий приказ барыни, которой не угодила собачка, но при этом тут же ушел, показав свою непокорность её приказам. Да, Герасим совершил ужасный поступок, убив Муму, ведь он же мог уйти вместе с ней в родную деревню. Но выполнение приказа показывает всю зависимость крестьян от барина, что делает их жизнь неподвластной им самим. Жалко ли Герасима? Мне лично его жалко. Жалко и других персонажей, которые попали под самодурства скучающей барыни. Очень грустный рассказ, который я бы не советовала читать тем, кого сильно ранит смерть животных. Из дополнительных источников я узнала, что рассказ основан на реальных событиях, происходивших в доме матери Тургенева. И от этого факта становится ещё страшнее.

6 класс

  • ФИО автора произведения: Александр Сергеевич Пушкин;
  • Название произведения: «Дубровский»;
  • Год написания произведения: 1841 год (В основу лег рассказ друга Пушкина об одном небогатом дворянине, который имел процесс с соседом за землю и был вытеснен из именья. Оставшись с одними крестьянами, стал грабить).
  • Жанр: роман

Главные герои:

  1. Андрей Дубровский,
  2. Кирила Троекуров,
  3. Владимир Дубровский,
  4. Маша Троекурова,
  5. князь Верейский.

Краткое содержание:

В старом поместье жил Кирила Петрович Троекуров. Он богат и имеет большие связи. При этом был избалованным, имел ограниченный ум. К нему хаживал Андрей Гаврилович Дубровский, некогда его товарищ по службе. Но соседи ссорятся. Троекуров пользуется своими связями и лишает Дубровского его имения. Это сводит с ума бедного Дубровского, и он начинает хворать. О несчастье сообщают Владимиру, сыну Дубровского, и тот срочно едет к умирающему отцу. В итоге, старик умирает, Владимир в отчаянии поджигает имение, которое горит с находящимися там судебными чиновниками. Он и его крестьяне уходят разбойничать в леса. После он договаривается с учителем-французом Дефоржем, и вместо него устраивается гувернером в дом Троекурова. Вскоре между ним и дочерью Троекурова Машей появляются чувства. Но Троекуров совсем юную дочку отдает за прожившего уже полвека князя Верейского. Дубровский желает освободить девушку от брака против ее воли. Но оказалось слишком поздно. Окружив вместе со своими сообщниками экипаж князя, Владимир освобождает Машу, но та говорит, что уже дала клятву и не может её нарушить. Дубровский ранен князем, просит своих разбойников не трогать новоиспеченного жениха и уходит. После он скрывается за границей.

Отзыв:

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» может понравиться многим, кто читает его в школе. В нём есть шайка разбойников и их деяния, любовь, которая имеет преграды, жуткие истории, например, испытания гостей Троекуровым. Конечно, мне не понравился финал, так как смелому Дубровскому, готовому идти на большие жертвы, хотелось бы пожелать лишь счастья. Но после некоторых размышлений понимаешь, что роман не мог закончиться для героев иначе. Разве после всего того, что натворил Дубровский, князь и Троекуров просто так оставили бы их с Машенькой в покое? Да и как бы Маша отказалась от клятвы? Не думаю. Мне кажется, что Пушкин как раз показал, что после хоть и благородных, но разбойных деяний в реальной жизни «Робина Гуда» не ждет счастливая любовь. Да, Владимир делает всё от него возможное. Обычному и честному человеку приходится становиться разбойником, и это единственный выход в сложившихся обстоятельствах защитить честь семьи. Бесправность крестьян и самодурство помещиков – ещё одна тема, которую показал в романе Пушкин. Обязательно прочту ещё книги Александра Сергеевича, например, роман «Капитанская дочка». Хочется, чтобы с этим великим автором познакомилось как можно больше людей.

Заключение

Читательский дневник – это настоящий помощник для читающих и образованных людей. В век огромного потока информации просто необходим навык внимательного чтения, чтобы оставаться на гребне волны. В этом как раз может помочь ведение дневника, с малых лет помогающее нам работать с различными текстами.

Поэтому надеемся, что наши советы помогут вам по-другому, творчески взглянуть на читательский дневник и оценить в полной мере всю пользу его ведения.

Если вы все же чего-то не поняли, или вам нужна помощь в оформлении читательского дневника, напишите об этом в комментариях!

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Если вы регулярно читаете, но не можете вспомнить содержание книги уже через месяц, остановитесь. Задумайтесь: почему так происходит? А пока вы размышляете, я расскажу про свой читательский дневник, который помог мне получить от чтения максимум пользы.

Предыстория

Неудивительно, но я люблю читать. На журфаке у нас был предмет «История зарубежной литературы», благодаря которому в моей жизни появились гигантские списки книг. За семестр нужно было одолеть от 50 до 70 произведений. Сложных, глубоких, тяжёлых. «Доктор Фаустус», «Волшебная гора», «Улисс», «Сто лет одиночества», «Бильярд в половине десятого» - все эти книги надолго засели в моей голове, потому что мы часами разбирали их на парах.

Но время прошло, и содержание книг потихоньку стёрлось из памяти. Литературу я стала читать совершенно иначе. После прочтения в голове остаётся слишком мало: я осознаю это через месяц-два.

Кто был главным героем? Почему он конфликтовал с миром? А чем всё закончилось?! Что делать: читать заново?

Что делать

Решение родилось в беседе. Мы с подругой обсуждали эту проблему и вдруг поняли - нужно завести читательский дневник. Как в школе, но только интереснее. Не просто перечислять, что произошло, а давать подробный анализ прочитанного.


Автор фото: Анна. Источник @books.cards

Я загорелась идеей. Стала искать что-то подобное на нашем сайте. Нашла дневник для школьников - «Читательский дневник» Марты Райцес . В нём 4 графы: книга, автор, переводчик, цитаты и мои мысли. Есть странички с фактами из книги. Поля, где можно нарисовать интеллект-карту, написать фанфик или рецензию. Добавить рецепт, который вы прочитали в произведении. И даже составить по мотивам книги кроссворд.


Автор фото: Анна. Источник @annakrolly

Меня даже не беспокоило, что дневник детский. Ведь тех, кто решил читать и разбирать книги по кирпичикам, это не остановит. Но ждать, пока он придёт, не хотелось, и я оставила вариант на заметку.

Мой вариант дневника

Решила начать с чего-то попроще. И в итоге купила тетрадку, открыла первую страницу и разделила её на несколько граф:

  • название,
  • автор,
  • год издания,
  • главные герои,
  • действие происходит,
  • что случилось,
  • про что книга на самом деле,
  • цитаты.

Почти все строчки я заполнила махом. До графы «Про что книга на самом деле». Тут застопорилась. Последний раз я анализировала произведения при помощи фраз «Крутая книга! Я аж перечитать захотела сразу» или «Обязательно прочитай! Я не могла уснуть из-за неё до трёх ночи». Но для читательского дневника эта схема не годилась. И тогда я поняла, что мне нужна книга о том, как


Правила чтения

4. Не ищите всегда «основную мысль».

Этот совет относится к художественной литературе. Иногда нам хочется свести произведения к списку проблем, которые описаны в тексте. Но зачастую он создан вовсе не для этого. Художественная книга - это мир, в который нас зовёт писатель.

Не забывайте наслаждаться его красками - стилистическими приёмами, языком, харизматичными персонажами, манерой автора.

Американский писатель, поэт и критик Марк Ван Дорен пишет: «Читая пьесу Шекспира, мы находимся в ней. Нас затягивает туда быстро или плавно - чаще всего быстро, - и, оказавшись в этом мире, мы погружаемся в него полностью. В этом тайна власти Шекспира над нами - и она остается неразгаданной. Автор создает вокруг нас особый мир, о котором мы даже не подозревали. И этот мир поглощает нас без остатка».

5. Рисуйте сюжет.

Мой читательский дневник не ограничен текстом. Запомнить прочитанное помогают визуальные образы: я рисую обложку или сцену из книги, которая больше всех зацепила. Зачем? В книге «Визуальные заметки» написано, что наш мозг обрабатывает информацию вербально и визуально. А значит, скетчи - это не простые картинки, а способ воспроизвести в памяти важные моменты из произведения.


Автор фото: Источник @infopres18

В чём польза

Вести читательский дневник оказалось жутко интересно. Пока я делаю это «по старинке» - от руки, в тетрадке, заполняя каждую клеточку своим неидеальным почерком. Подумываю перейти на электронную версию: сделать большой гуглдок. Или адаптировать творческий блокнот: один из них как раз скоро придёт ко мне.

У дневника несколько важных плюсов.

  • Целостное ощущение от прочитанного. Книга не пропадает в пучине мыслей, а встаёт на полочку воспоминаний. С обложкой, объяснениями и закладкой на нужных страницах, где приглянулись цитаты. Появляется ощущение того, что ты «прожил» историю и понял автора. Разобрался во всём, что тебя волновало.
  • Как детектив. Текст о книге похож на расследование: пытаешься копнуть глубже, чем обычно. Кажется, что ты читал остросюжетный триллер, но на самом деле - психологическую драму. Или на первый взгляд была простая история о жизни хореографа. А с другой стороны - руководство для выживания в творческой профессии.
  • Память. Содержание и вправду запоминается в разы лучше. Особенно когда пишешь текст от руки, размышляешь о решении главного героя, выделяешь мысли, которые приглянулись.

Мой дневник потихоньку пополняется

Многие родители, впервые сталкиваясь с домашними заданиями своего ребенка, спрашивают себя: «Как правильно оформить читательский дневник?». На уроке они не были, а сами такого не проходили. Да и сами дети часто не могут понять и объяснить, что нужно делать. К счастью, Многомудрый Литрекон помогает читателям в постижении новейших трендов образования.

Читательский дневник нужен ребенку не только для того, чтобы получить хорошую отметку в школе. Он призван из недр воображения, дабы развить у детей мышление и память, а также способность грамотно излагать свои мысли. Ученик, зная, что нужно будет записать все в дневник, читает тексты более внимательно. Он старается запомнить ключевые моменты сюжета, некоторые строчки прочитывает несколько раз. Воспроизводя очень краткое содержание произведения на бумаге, школьник лучше понимает саму книгу. Литературное развитие очень пригодится ему на ОГЭ, ЕГЭ и других экзаменах. Даже если он – прирожденный инженер или математик, ему все равно придется пройти через эти испытания и продемонстрировать знание романов, рассказов и повестей.

Кроме того, если необходимо подготовиться к контрольной, то легче вспомнить материал, пробежавшись по своим записям. Поэтому лучше начинать писать читательские дневники в детстве, ибо этот навык обязательно пригодится в старших классах.

Как правильно вести?

Конечно, под читательский дневник лучше выделить отдельный блокнот или же тетрадь. У каждого учителя свои подходы и критерии к выполнению этого задания. Но можно сформировать список основных пунктов:

  1. ФИО автора произведения
  2. Название произведения
  3. Год издания произведения
  4. Жанр произведения
  5. Краткий сюжет (основные события из книги)
  6. Отзыв (свое мнение о прочитанном, главная мысль произведения, мораль и вывод)

Чем старше становится ребенок, тем больше информации содержит его читательский дневник. К этим пунктам можно добавить историю создания, какие-то интересные факты, эпоху и соответствующее ей направление. Но не стоит переписывать весь учебник по литературе, иначе у ученика быстро пропадет стимул заниматься этой рутинной работой. Да и основная его задача – не тренировать навык письма, а размышлять над прочитанным и формировать свою позицию, излагая тезисы на бумаге.

Конечно, всегда хочется узнать, как ведут читательский дневник в передовых учебных заведениях? Ответ неожиданный: с удовольствием. Этот процесс учитель превращает в творческое упражнение, которое дает ребенку высказаться и выразить индивидуальность. Редко у малышей спрашивают их мнение о предмете или явлении, у них нет самостоятельности в размышлении. Данный формат может и должен исправить это, заставить ученика думать своей головой и не страшиться выразить эти думы.

Вот несколько советов от педагогов со стажем, которые ответили нам на вопрос о том, как заполнять читательский дневник правильно и эффективно:

  1. Дать волю фантазии ребенка . Пусть рисует свои иллюстрации, обводит слова в цветные рамочки, пишет отзыв фиолетовой ручкой. Так он полюбит свое дело и начнет творчески подходить к выполнению задания.
  2. Использовать новые технологии . Например, попросить ребенка найти в тексте самую лучшую цитату и запостить в социальную сеть. Его иллюстрации и фото самого дневника можно выложить в инстаграм. Также нужно организовать открытый урок с презентациями о любимых книгах школьников.
  3. Вводить соревновательный элемент в обучение . В классе можно было бы даже устроить конкурс лучших высказываний из книги и наградить ученика за ту фразу, которая раскрывает основную мысль автора. Это поможет найти общий язык с молодым поколением и вовлечь его в интеллектуальную игру. С подобной инициативой может выступить и школьник, и родитель, ведь учителя часто идут навстречу своим воспитанникам и родительскому комитету.
  4. Показывать практическую и социальную значимость труда . Лучшие читательские дневники могут лечь в основу школьной стенгазеты, а красивые иллюстрации – украсить класс.

Поощрять детей за усердие в изучении предмета можно и дома, помогая и направляя юное дарование. Например, Деду Морозу можно оставлять не печенье с молоком, а читательский дневник на проверку, чтобы он сделал вывод об успехах и творческом потенциале адресата подарков.

Основная часть

Основа любого читательского дневника – кратчайшее содержание книги и отзыв о ней. Разберем эти части подробнее, чтобы преуспеть в самостоятельном выполнении данного задания.

Пересказ

Ученик должен по памяти воспроизвести или по ходу прочтения законспектировать сюжет произведения. Это основные события из книги, расположенные в хронологической последовательности. Объем пересказа для каждого класса индивидуальный: от 100-150 до 600-700 слов. Более точно скажет только преподаватель, ведь представления педагогов на этот счет разнятся.

Композиция краткого содержания свободная, ибо закрепленная и утвержденная структура отсутствует, но важно уметь загонять полет фантазии в некий логически обусловленный шаблон. Так, важно разбавлять перечисление событий цитатами, но не увлекаться ими. Также нужно следить за тем, чтобы все действия и необходимые детали были упомянуты в работе, а то подобный читательский дневник не поможет, а лишь запутает школьника.

Отзыв

Это очень важная часть, к которой стоит подойти творчески. Родителю после совместного прочтения литературных текстов необходимо задать первокласснику несколько вопросов, а потом сформировать единый отзыв. Начиная с 2-3 класса, ученик должен с помощью родственников записать собственные суждения по уже изученному плану. Подобные упражнения помогут школьнику в будущем с легкостью писать сочинения и изложения, пересказывать прочитанное, а также излагать свои суждения о любом предмете грамотно и уверенно.

Основные компоненты отзыва:

  1. Основная мысль;
  2. Мое мнение\впечатление;
  3. Любимый герой (эпизод, момент);
  4. Мораль (чему учит книга).

Перед Вами небольшой список вопросов, по которым можно написать отзыв:

  1. Какова главная мысль произведения?
  2. Какой персонаж запомнился? Опиши черты его характера.
  3. Что тебе понравилось в произведении, а что нет?
  4. Какой момент запомнился?
  5. Какие поступки героев заставили тебя о чем-то задуматься? О чем?
  6. Что ты понял для себя, прочитав произведение?
  7. Посоветуешь ли ты его другим?
  8. Прочитал бы снова? Почему?

Пример оформления

Ниже приведены примеры для учеников из младшей и средней школы (1 — 6 класс). Но, основываясь на вышеприведенных рекомендациях, можно писать читательские дневники на свой вкус, так как жестких рамок написания не существует.

1 класс

  1. Название: «Цветик-семицветик»
  2. Год издания: 1940
  3. Жанр: сказка

Главные герои:

  1. Девочка Женя
  2. Старушка
  3. Хромой мальчик Витя

Сюжет . Девочка Женя пошла за баранками. По дороге домой собака съела ее баранки. Она расстроилась. Увидела старушка, что девочка плачет, и подарила ей цветик-семицветик. Он был волшебным и исполнял желания. Загадала Женя, что хочет вернуться домой с баранками, и желание тут же исполнилось. Второй лепесток героиня потратила, когда разбила мамину любимую вазу. На улице играли мальчишки в Северный полюс. Захотелось и ей поиграть, но ее не приняли в игру. Тогда, загадав желание, она очутилась на настоящем Северном полюсе. Сильно замерзла Женя и потратила четвертый лепесток, чтобы вернуться во двор. Мальчики не поверили ей, что она была на Северном полюсе, и она пошла дальше. Увидела она разные игрушки у девочек, и захотела, чтобы все игрушки принадлежали только ей. Как повалили они со всех сторон, испугалась Женя, и сорвала лепесток, чтобы это остановить. Наказала себе героиня, что впредь будет умнее. Долго думала, что загадать на последний лепесток. Познакомилась с хромым мальчиком Витей. Ей стало его жалко, и сорвала она последний лепесток. И в ту же минуту соскочил Витя со скамьи, и играли они в салки. И было им очень весело.

Отзыв . Эта сказка научила меня тому, что всегда нужно думать, прежде чем что-то делаешь. Так, загадала Женя все игрушки, и ничего хорошего из этого не вышло. Еще героиня меня научила, что нельзя быть эгоистом. Мне запомнился момент, когда Женя помогла Вите. Только добро доставляет нам настоящее удовольствие!

Мне очень понравилась эта сказка. Она очень веселая и интересная, но самое главное очень поучительная! Я бы посоветовала эту книгу и другим детям. Она учит добру, состраданию и отзывчивости.

2 класс

  1. Название: «Кот в сапогах»
  2. Время написания: XVII век
  3. Жанр: сказка

Главные герои:

  1. Кот в сапогах
  2. Младший сын мельника (маркиз Карабас)
  3. Король
  4. Принцесса
  5. Людоед (умел превращаться в кого угодно)

Сюжет . Жил-был мельник, у которого было 3 сыновей. После его смерти они разделили наследство между собой. Старшему досталась мельница, среднему – осел, а младшему – кот. Самый младший расстроился, так как ему присудили жалкое наследство. Но Кот сделал вид, что ничего не услышал, попросил мешок и сапоги и сказал ему не горевать. Кот поймал в лесу кролика и преподнес его королю от имени маркиза Карабаса (так он назвал своего хозяина). Королю понравился подарок, и он его принял. Так, Кот ловил добычу 2 или 3 месяца и носил королю. Маркиз Карабас стал нравиться не только правителю, но и принцессе. Как-то раз Кот подстроил ненастоящее падение в реку своего хозяина, чтобы у него был достойный наряд. Король, проезжавший мимо, увидел тонущего маркиза и приказал слугам помочь ему и дать богатую одежду. Принцесса и сын мельника влюбились в друг друга с первого взгляда. Король предложил ему покататься вместе в карете. Кот бежал впереди и заставлял крестьян говорить, что это земли маркиза Карабаса. Так он добежал до замка Людоеда. Кот обхитрил его (Людоед превратился в мышку). Подъехала карета к прекрасному замку. Король был удивлен богатствам маркиза Карабаса. Тогда король дал согласие на свадьбу своей дочери с богачом. Они сыграли свадьбу, а Кот сделался важным господином.

Отзыв . Мне кажется, что главная мысль сказки заключается в том, что друг намного важнее любых богатств. Ведь Кот ради маркиза Карабаса был готов на все. Кот запомнился мне тем, как он ловко придумал поймать кролика и куропаток. В еще он носил сапоги! Мне запомнился также Людоед и его забавные превращения в льва, а потом в мышку.

Эта сказка многому меня научила. Например, что никогда нельзя отчаиваться. Даже из самых сложных ситуаций можно найти выход. Еще я думаю, что это произведение помогло мне по-другому взглянуть на вещи, которые раньше казались бесполезными. Хочу прочитать «Красную шапочку» Шарля Перро, потому что мне кажется, что она тоже сможет многому меня научить. Но перед этим я советую прочитать сказку «Кот в сапогах» не только детям, но и их родителям.

3 класс

  1. Название: «Гадкий утенок»
  2. Год написания: 1843
  3. Жанр: сказка

Главные герои:

  1. Гадкий утенок
  2. Мама-утка
  3. Старая утка
  4. Старушка, кот и курица
  5. Крестьянин

Сюжет. В один летний день в зарослях лопуха вылупились утята. Скинули скорлупки все, кроме одного. Пришлось маме-утке продолжить высиживать яйцо. Когда утенок вылупился, она сильно удивилась, потому что он совсем не был похож на остальных. Весь птичий двор издевался над ним: и куры, и утки. Сначала мама защищала его от всех нападок, но потом и она отвернулась от утенка. Бедняжка не выдержал и убежал за изгородь. Очутился на болоте, где плавали дикие утки. Возможно, он бы подружился с ними, но пришли охотники и открыли стрельбу. Утенок сильно испугался и убежал прочь. Набрел на избушку, в которой жили старушка, курица и кот. Курица и кот всячески упрекали его. И утенок ушел. Пришла осень, и как-то раз утенок увидел в небе прекрасных птиц. Это были лебеди. Он сразу полюбил их, но не понимал, почему. Вскоре наступила зима, и бедного замерзшего утенка нашел крестьянин. Он принес его в дом, чтобы отогреть. Дети хотели с ним поиграть, но утенок испугался и устроил беспорядок. Он быстро выбежал, кинулся в кусты и долго пролежал в снегу.

Наконец, пришла весна. Однажды утенок снова увидел стаю лебедей. На этот раз он не побоялся и приблизился к ним. Они, на его удивление, хорошо его приняли. Утенок взглянул на свое отражение в воде и понял, что он такой же молодой и красивый лебедь. Теперь он стал частью стаи и стал по-настоящему счастливым.

Отзыв. Главная мысль произведения – нельзя судить кого-то по внешнему виду. Это крайне глупо. Мне было жалко бедного утенка, ведь он столько всего пережил. От него отвернулась даже мать. И все это происходило из-за того, что он не похож на других. Книга учит тому, что нужно уважительно относиться даже к тем, кто не нравится, ведь любое пренебрежение больно ранит душу. Поведение окружающих показало, как вести себя не нужно, ведь они обижали своим поведением утенка.

Как мне кажется, самым запоминающимся является момент, в который утенок осознает, что он на самом деле вовсе не утенок, а прекрасный лебедь. Из-за этого финала «Гадкий утенок» — одна из моих любимых книг Ханса Андерсена. Думаю, что если эта сказка была такой поучительной, то стоит прочитать и все остальные.

4 класс

  1. Название: «Аленький цветочек»
  2. Год издания: 1858
  3. Жанр: сказка

Главные герои:

  1. Мохнатый зверь (он же принц)
  2. Красавица — младшая дочь
  3. Ее отец (купец)

Сюжет. Отправился как-то купец торговать в заморские страны. Но перед этим он спросил 3 своих дочерей, что они хотят в подарок. Старшая попросила отца о золотом венке, средняя – о зеркале, отражение в котором никогда не стареет, а младшая, самая любимая из дочерей, попросила самый красивый на свете аленький цветок. Двинулся купец в путь. Приобрел подарки для старшей и средней дочери, и направился домой. По пути на него напали разбойники, и он убежал в дремучий лес. Заблудившись, он набрел на прекрасный дворец. Купец отобедал, переночевал в необычном замке (стол сам накрывал вкусности, играла музыка), а на утро решил прогуляться в саду. Увидел он цветок необычайной красоты и сорвал его. В эту же минуту появился страшный зверь, который пригрозил ему смертью за содеянное. В панике начал купец рассказывать о своих дочерях. Услышав это, мохнатый зверь потребовал, чтобы либо отец, либо одна из его дочерей поселились у него навечно. Дал ему перстень (наденет его и окажется в любом месте) и приказал возвращаться домой, дабы попрощаться с семьей или же привести во дворец одну из красавиц.

Старшая и средняя дочки получили подарки и не захотели ехать на верную погибель. А младшая дочь ради отца собрала вещи и отправилась к зверю. Во дворце жила купеческая дочь как королева. Зверь и кормил, и поил, и одевал в богатые наряды, и развлекал красавицу. За заботу благодарила она его. Сначала появились от него только огненные послания на стене, потом услышала она голос зверя, а потом молила девушка, что хочет увидеть его.

Красавица быстро привыкает к его безобразному виду, и вскоре они проводят все время вместе. Однажды снится ей сон, что отец ее болен. Стала она молить зверя, чтобы тот отпустил ее домой. Напоследок наказывает чудовище, что должна вернуться она ровно через 3 дня, иначе оно умрет от тоски.

Радуются все ее приезду домой. Отцу сразу полегчало, когда он увидел, что дочь хорошо живет. Начали завидовать ей сестры и перевели все часы, чтобы та опоздала. Но сердцем она почувствовала, что надо бежать назад. Вернувшись в замок, видит она, как зверь лежит, обняв аленький цветок, кричит о том, что любит его, и теряет сознание. Проснувшись, увидела она прекрасного принца, который, как оказалось, и есть тот самый зверь. Он рассказывает красавице о колдовстве (чудовище могло вернуть свой истинный облик принца только тогда, когда его полюбит девушка), и они играют свадьбу.

Отзыв. Самое главное в человеке – его душа. Такова основная мысль книги. Внешность не так важна, как доброта и любовь. Мне было искренне жаль зверя, когда младшая дочь опоздала к нему из-за козней завистливых сестер. Они поступили неправильно, ведь чудовище могло погибнуть! Так что сказка научила меня, что зависть оборачивается ужасными последствиями.

Мне запомнился момент, в который зверь показал себя красавице, а та не испугалась и не убежала от него домой. Все герои чему-то меня научили. Например, младшая дочь – что нужно видеть внутреннюю красоту, она важнее внешней, отец – что ради близкого человека можно пойти на все, старшая и средняя сестры – как вести себя точно не стоит. Теперь очень хочется посмотреть мультфильм «Аленький цветочек». Я думаю, что он тоже очень интересный.

5 класс

  1. Название: «Конек-Горбунок»
  2. Год издания: 1834
  3. Жанр: сказка

Главные герои:

  1. Конек-Горбунок
  2. Иван (младший из сыновей, дурак)
  3. Данило (старший из сыновей, считался самым умным)
  4. Гаврило (средний из сыновей, «и так, и сяк»)
  5. Царь-девица

Сюжет. В одном селе жил крестьянин с тремя сыновьями. Старший сын – Данило, средний – Гаврило, а младший – Иван. Жили они за счет пшеницы, которую продавали в столице. Как-то раз они обнаруживают, что их посевы кто-то вытаптывает. Потому они и решили дежурить ночью. Старший и средний не захотели стоять на холоде. Младший же, напротив, в полночь заметил кобылицу с золотой гривой и запрыгнул на нее. Она попросила отпустить ее взамен на трех коней: двух Иван сможет продать, а третий станет для него хорошим другом. Согласился Иван, и родила кобылица 3 обещанных коней. Заметили коней братья и украли их, чтобы продать. Увидел Иван и сразу догоняет их, сев на Конька-Горбунка. Они оправдываются: якобы у них нет денег, и герой соглашается продать коней.

Остановившись на ночлег, вдалеке Иван замечает огонек. Это оказалось перо Жар-птицы. Конек-Горбунок советует ему не брать его, но герой не слушает. Днем конями заинтересовался сам царь. Купив их (братья получают хорошие деньги, спокойно живут дальше), они выбиваются и возвращаются к Ивану. Тогда правитель назначает его начальником царских конюшен.

Однажды царский спальник-боярин (его место занял Иван) замечает, как тот чистит и кормит коней пером Жар-птицы и доносит королю. Тот приказывает Ивану принести Жар-птицу. Иван в отчаянии просит помощи у Конька-Горбунка. Горбунок посоветовал взять у короля вино и пшено, и отправились они в дальний путь. В лесу Ивану удается заманить Жар-птицу. По приезду король награждает Ивана должностью стремянного. Но спальник снова врет царю о том, что молодой человек может достать и Царь-девицу. Хитростью Горбунка Ивану удалось украсть красавицу. Король предлагает завтра же жениться, но царевна отказывается, поскольку ей нужен ее перстень со дна океана и благословление матери – Месяца и брата — Солнца. Поехал Иван снова.

Подъезжая к океану, герои встретили несчастного кита, у которого на спине стояло целое село. Месяц обрадовался весточке от дочери, но сказал, что она достойна молодого супруга. На обратном пути Иван с Коньком-Горбунком помогают киту. Царь-девица предлагает царю помолодеть: пройти 3 котла. Правитель приказал самому герою на себе это испытать, Конек помог ему, и преодолел он все 3 котла. А царь следом в первом же котле и сварился. И сыграли свадьбу Царь-девица и Иван, и жили они долго и счастливо.

Отзыв . Лучше иметь хорошего друга, чем иметь много богатства – такова основная мысль книги. Конек-Горбунок – пример настоящего друга, который поможет тебе выбраться из любых неприятностей. Такой друг на вес золота! Мне успел полюбиться Конек-Горбунок не только за свою отзывчивость, но и за смекалку. Меня очень удивляли его хитрости. Такая сказка учит читателя не только чувствовать, но и думать. Теперь и мне хочется проявить себя, помогая родителям и друзьям.

После прочтения я размышляла о своих друзьях и о том, такие же они верные и добрые, как Конек-Горбунок, или же нет? Я, конечно же, посоветую им прочесть эту сказку, да и сама не прочь снова ее прочитать, чтобы не забывать эту поучительную историю.

6 класс

  1. Название: «Бежин луг»
  2. Год издания: 1852
  3. Жанр: один из рассказов сборника «Записки охотника»

Главные герои:

  1. Охотник (с ним собачка Дианка)
  2. Ильюша (работает на бумажной фабрике, боязлив, суеверен, 12 лет)
  3. Павлуша (любознательный, храбрый, 12 лет)
  4. Костя (трусишка, добрый, 10 лет)
  5. Федя (красивый, самый старший, 14 лет)
  6. Ваня (самый младший из ребят, 7 лет)

Сюжет . Одним июльским днем рассказчик вышел на охоту на тетерева. Когда пришло время возвращаться домой, он заблудился и случайно набрел на знакомую ему местность – Бежин луг. Он увидел два костра, пятерых ребят и лошадей, которые паслись неподалеку. Охотник сказал, что потерял дорогу, и попросил переночевать. Он незаметно лег за куст и притворился, будто спит, а сам слушал истории, которые рассказывали мальчики.

Первым рассказчиком был Ильюша. Он знал много историй, потому рассказал больше остальных. Сначала он поведал о том, как у него на бумажной фабрике завелся домовой, потом про говорящего барашка на могиле утопленника. Рассказал и про покойного барина, который искал разрыв-траву и жаловался на то, что земля давит на него. Следующей была история о покойниках, проходящих по церковной дороге в родительскую субботу. Ребята были удивлены и необычным Тришкой, какой приходит во время солнечного затмения.

Следом рассказ про Тришку продолжил Павлуша. Он развеселил ребят. Но совсем не веселую историю про плотника и русалку рассказал Костя. Потом страшную – про утонувшего из-за водяного мальчика. Вспомнил про тонущую женщину и Федя. С мальчиками был еще Ваня, самый младший в компании, который почти все время дремал. На утро все уснули, рассказчик пошел прочь. Потому охотник узнал, что Павел погиб после этих посиделок – упал с лошади.

Отзыв. «Бежин луг» — так назвал Тургенев один из рассказов по названию местности. Чему же учит этот рассказ? Как мне кажется, с самого начала повествования автор показывает нам, как важно умение помогать людям. Когда ребята разрешили охотнику переночевать у их костров, они продемонстрировали хорошее отношение к барину, хотя крестьянам жилось тяжело, и во многом виноваты были именно помещики. Это пример неравнодушия детей, которые не таят злобу на взрослых. Также после прочтения этого рассказа замечаешь хорошее даже в обычных вещах, стараясь не обращать внимания на мелкие неприятности.

Главная мысль книги — от судьбы не уйдешь. Крестьянские дети верили, что встреча с волшебством написана на роду. Но автор знал, что им написано на роду другое: разделить тяжелую участь их родителей. Ребята с малолетства обречены на дешевый и вредный для здоровья труд, у них нет выбора. Их детство окрашено близостью с природой, но дальнейшая жизнь лишится и этих радужных красок. Символично, что Паша, умный и самостоятельный мальчик, погибнет в цвете лет, упав с лошади.

Из всех рассказов мальчиков мне больше всего запомнилась история про домового на бумажной фабрике. Все истории ребят, действительно, необычные. Интересно, а всякие такие русалки и водяные существуют, или это всего лишь выдумка? Думаю, эти существа живут полноценной жизнью в наших фантазиях.

Заключение

Начните заниматься со своим ребенком сейчас, и Вы непременно увидите хороший результат. Читательский дневник – это не только интересно, но и очень поучительно для будущих умников и умниц. Надеемся, что материал от Многомудрого Литрекона был для Вас полезен.

Если же Вам чего-то не хватило в статье, напишите об этом в комментариях, и мы добавим недостающие детали.

Для учеников 1 класса важно вести читательский дневник. Благодаря ему малыши значительно улучшают свою технику чтения и учатся рассказывать о произведении. Образец читательского дневника можно взять у учителя. Но многие педагоги рекомендуют самостоятельно придумывать оформление этой «шпаргалки» для первоклассников.

Для чего нужен читательский дневник

Чтение — важная дисциплина в обучение первоклассника. Но у малышей ещё недостаточно развита память и они быстро забывают о прочитанном. Благодаря ведению читательского дневника ребёнок всегда сможет вернуться к произведению, и быстро найти любую информацию о книге.

Ведение читательского дневника для 1 класса помогает ребёнку улучшить технику чтения.

Кроме того, ведение читательского дневника положительно влияет на развитие ребёнка. Благодаря этому малыш:

  • быстрее полюбит чтение;
  • расширит свой кругозор;
  • научится рассказывать о прочитанном;
  • повысит скорость чтения.

К тому же ведение читательского дневника улучшает творческие способности малыша. Ведь ему необходимо самостоятельно придумать, как красиво оформить эту «шпаргалку».

Как оформить читательский дневник

Для дневника желательно взять общую тетрадь в клетку, ведь тонкая быстро потеряет свой привлекательный вид и у первоклассника не будет желания её заполнять. Кроме того, она может быстро потеряться. Вместе с ребёнком красиво оформите обложку, на которой укажите имя и фамилию ученика. При желании можно украсить переплёт картинками или рисунками.

На первых страницах создайте своеобразную памятку, на которых укажите, какую литературу необходимо прочитать.

Шаблон готового читательского дневника можно взять у учителя. Но в большинстве случаев педагоги рекомендуют оформлять тетрадку по своему усмотрению. Как правило, читательский дневник для первоклассников состоит из таких столбцов:

  • Название произведения.
  • Автор.
  • Жанр. Здесь нужно указывать, что конкретно прочитал малыш: сказку, повесть, рассказ, стих и т. д.
  • Иллюстрация. Небольшую картинку к произведению ребёнок может нарисовать сам. Если же у малыша проблемы с рисованием, то распечатайте готовые иллюстрации.
  • Небольшой отзыв. В этой графе малышу следует изложить краткое содержание произведения. Кроме того, ребёнку рекомендуется оставить отзыв о прочитанном.

Ведение читательского дневника прививает первокласснику любовь к книгам. Благодаря этой «шпаргалке» малыш учится выражать свои мысли, к тому же улучшаются его навыки чтения.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook