Четыре способа больше любить бога. Любить Бога всем сердцем: что это значит? Почему от ненависти к брату надо избавляться

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что́ есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли , и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё.

Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то́, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте.

Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то́, что всякий, делающий правду, рожден от Него.

В Первом послании Иоанна три основных раздела: общение божественной жизни (1:1-2:11), научение божественного помазания (2:12-27) и достоинства божественного рождения (2:28-5:21). В первой части третьего раздела (2:28-3:10А) рассматривается, что значит делать божественную праведность. Начиная с этого сообщения мы переходим ко второй части этого раздела (3:10Б-5:3), посвящённой тому, как делать божественную любовь. У божественного рождения есть достоинство, которое позволяет нам делать божественную любовь.

Божественной жизнью (как божественным семенем) и божественным Духом

Для того чтобы делать божественную любовь как достоинство божественной жизни, нам необходимы божественная жизнь и божественный Дух. Божественная жизнь - это божественное семя, которое есть у каждого из нас в возрождённом духе. В дополнение к божественной жизни, которая посеяна в наше существо как божественное семя, у нас в нашем духе есть ещё и божественный Дух. Божественная жизнь и божественный Дух составляют внутри нас тот «капитал», который позволяет нам делать божественную любовь. Божественная жизнь - это источник, а божественный Дух - это Тот, кто фактически осуществляет любовь к другим. Божественная любовь - это наше повседневное житие как выражение божественной жизни, осуществляемое божественным Духом.

Божественная жизнь и божественный Дух являются основополагающими факторами, для того чтобы делать божественную любовь. При помощи божественной жизни и благодаря божественному Духу мы можем иметь не просто человеческую любовь, а любовь божественную. Эта божественная любовь, проявляющаяся в повседневной жизни детей Божьих, является доказательством того, что у нас есть и божественная жизнь, и божественный Дух.

Тот, кто не любит своего брата, - не от Бога

В 3:10Б Иоанн говорит: «Всякий, кто не делает праведности, - не от Бога, также и тот, кто не любит своего брата». Праведность - это природа Божьих дел; любовь - это природа Божьей сущности. Любовь - это то, чем Бог является; праведность - это то, что Бог делает. Любовь - это нечто внутреннее; праведность - это нечто внешнее. В силу этого любовь по сравнению с праведностью является более убедительным проявлением того, что мы дети Божьи. Поэтому начиная с этого стиха и до стиха 24 апостол переходит в проявлении детей Божьих от праведности к любви как ещё одному условию для жизни, пребывающей в Господе.

Иоанн делает очень серьёзное заявление, говоря, что тот, кто не любит своего брата, - не от Бога. Будучи Божьими детьми, мы, конечно же, от Бога и даже из Бога. Поскольку мы из Бога, мы, вне всякого сомнения, имеем в себе Божью жизнь и Божьего Духа. Мы естественно живём жизнью любви к братьям. Однако, если у кого-то нет такой любви, это свидетельствует о том, что у него нет ни божественной жизни, ни божественного Духа. Таким образом, возникает серьёзный вопрос: является ли вообще такой человек одним из детей Божьих, рождённым от Него. Любовь к братьям служит веским доказательством того, что мы из Бога, что мы обладаем Божьей жизнью и наслаждаемся Божьим Духом.

Любить друг друга - это весть, которую мы слышали от начала

В стихе 11 Иоанн продолжает: «Ибо вот что есть весть, которую вы слышали от начала: чтобы мы любили друг друга». Весть, которую мы слышали от начала, это заповедь, данная Господом в Ин. 13:34 , то есть слово, которое верующие слышали и имели от начала. В стихе 11 выражение «от начала» употребляется в относительном смысле. Любовь, о которой говорится здесь, - это условие более высокого порядка для жизни, пребывающей в Господе.

Не так, как Каин

В стихе 12 Иоанн продолжает: «Не так, как Каин был от лукавого и убил своего брата. И из-за чего он убил его? Потому что его дела были злы, а его брата - праведны». То, что Каин был «от лукавого», означает, что он принадлежал к детям дьявола; брат Каина, Авель, был от Бога, то есть принадлежал к детям Божьим (ст. 10). Греческое слово понеро́с, переведённое здесь словом «лукавый», означает кого-то вредоносного, губительно злого, кто влияет на других, делая их злыми и порочными. Этой злой личностью, этим лукавым, является Сатана, дьявол.

В стихе 12 Иоанн использует в качестве иллюстрации двух братьев по плоти, Каина и Авеля. Хотя эти братья появились от одних родителей, один стал одним из детей Божьих, а другой принадлежал к детям дьявола. Возможно, нам будет трудно поверить в это. Нам трудно себе представить, как это может быть, что два брата, родившиеся от одних родителей и живущие в одних и тех же условиях, так сильно отличаются друг от друга, так что один из них принадлежит к детям дьявола, а другой стал одним из детей Божьих. Тем не менее факт остаётся фактом. Здесь этот факт используется для того, чтобы показать, какой человек принадлежит к детям дьявола, а какой - к детям Бога. Чтобы узнать это, нам нужно посмотреть на Каина и Авеля.

Тот факт, что Каин был одним из детей дьявола, подтверждается тем, что он ненавидел своего брата и убил его. Это показывает, что у Каина не было ни жизни Божьей, ни Духа Божьего. Почему Каин возненавидел своего брата? Он возненавидел его потому, что имел в себе полную ненависти жизнь Сатаны. Почему Каин убил Авеля? Он убил его потому, что имел в себе порочную природу Сатаны. В Каине была жизнь дьявола, природа дьявола и злой дух. Но Авель был совершенно другим. И сегодня рождённые от одних и тех же родителей и выросшие в одинаковых условиях люди могут стать совершенно разными. Один может стать одним из детей Божьих, а другой может принадлежать к детям дьявола.

Не удивляться, если мир ненавидит нас

В стихе 13 говорится: «Не удивляйтесь, братья, если мир ненавидит вас». Под «миром» здесь понимаются люди из мира, которые, подобно Каину, являются детьми дьявола (ст. 10) и входят в качестве составных частей в космическую систему Сатаны (мир - Ин. 12:31). Если люди из мира, который лежит в лукавом, дьяволе (5:19), ненавидят верующих (детей Божьих), для них это естественно. Ситуация среди родных братьев сегодня может быть такой же, как и между Каином и Авелем. Представьте, что один брат принадлежит к детям Сатаны, а другой - к детям Бога. Автоматически тот, который принадлежит к детям дьявола, будет ненавидеть того, кто принадлежит к детям Бога. В этом смысле нам не нужно удивляться.

В стихе 13 ясно показано, что все мирские люди являются детьми дьявола. Только сравнительно небольшое количество людей, возрождённые верующие, являются детьми Божьими. Если мы живём Божьей жизнью и Божьим Духом, мир будет ненавидеть нас. Поскольку мы и они принадлежим к различным категориям, они всегда будут недовольны нами.

Знать, что мы перешли из смерти в жизнь

В 3:14 Иоанн говорит: «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев. Кто не любит, тот пребывает в смерти». Смерть - от дьявола, Божьего врага, Сатаны, которого обозначает дерево познания добра и зла, приносящее смерть. Жизнь - от Бога, источника жизни, которого обозначает дерево жизни, дающее жизнь (Быт. 2:9 , 16-17). Смерть и жизнь не только исходят от этих двух источников - Сатаны и Бога; они также представляют собой две сущности, два элемента и две сферы. Перейти из смерти в жизнь - значит перейти из источника, сущности, элемента и сферы смерти в источник, сущность, элемент и сферу жизни. Это произошло в нас при возрождении. Мы знаем (ойда) это, то есть внутренне осознаём это, потому что любим братьев. Любовь (ага́пе - Божья любовь) к братьям является убедительным свидетельством этого. Вера в Господа позволяет нам перейти из смерти в жизнь; любовь к братьям свидетельствует о том, что мы перешли из смерти в жизнь. Иметь веру - значит получить вечную жизнь; любить - значит жить вечной жизнью и выражать её.

Если кто-то не любит братьев, это свидетельствует о том, что он не живёт сущностью и элементом божественной любви и не остаётся в сфере этой любви, а живёт в сущности и элементе сатанинской смерти и пребывает в её сфере.

Слова, сказанные в 3:14, очень похожи на слова Господа Иисуса, которые Иоанн приводит в своём Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: тот, кто слышит Моё слово и верит Пославшему Меня, имеет вечную жизнь и не попадает под суд, а перешёл из смерти в жизнь» (5:24). Слова Иоанна возвращают нас к грехопадению в Эдемском саду. После того как человек был сотворён, он был поставлен перед двумя деревьями: деревом жизни и деревом познания добра и зла. Второе дерево связано со смертью, поскольку в Быт. 2 Адаму было сказано, что если он съест от дерева познания добра и зла, то умрёт. Следовательно, дерево познания добра и зла связано со смертью. Ева и Адам съели плод дерева познания. В результате этого они приняли в своё существо смерть. Другими словами, съев его, они сами себя ввели в смерть. В результате грехопадения человечество оказалось в смерти. Вот почему всякий, родившийся в Адаме, рождается в смерть. Это значит, что всякий, родившийся в Адаме, рождается не для того, чтобы жить, а для того, чтобы умереть. Ребёнок рождается, чтобы умереть, потому что, будучи потомком Адама, он рождается в смерти.

Когда мы покаялись в своих грехах и поверили в Господа Иисуса, мы были спасены. Одновременно с этим мы были возрождены. Быть возрождённым на самом деле означает получить дерево жизни, от которого человечество было отрезано в результате падения Адама. Когда Адам съел плод дерева познания, он принял в себя смерть и потерял возможность получать дерево жизни. Однако возможность получать дерево жизни восстановлена благодаря Христову искуплению. Когда мы покаялись и уверовали в Господа Иисуса, перед нами открылась эта возможность. В результате покаяния и уверования мы естественным образом приняли в себя божественную жизнь, и в тот самый миг мы перешли из смерти в жизнь.

Если вы задумаетесь о своём переживании спасения, то поймёте, что, когда вы были спасены и возрождены, вы перешли из смерти в жизнь. Поскольку все мы перешли из смерти в жизнь, когда поверили в Господа Иисуса и приняли Его как своего Спасителя, за этим последовала огромная перемена в жизни. Мы начали жить другой жизнью, жизнью праведности и любви. У нас появилось желание быть праведными и любить детей Божьих. Это не просто некая внешняя перемена; это переход из смерти в жизнь. Поэтому, когда мы любим братьев в Господе, эта любовь представляет собой доказательство того, что мы перешли из смерти в жизнь.

Если человек не любит братьев, а ненавидит их, это служит доказательством того, что он пребывает в смерти, которая вошла в человечество через падение Адама. Поскольку смерть вошла в человечество очень давно, мы родились в этой смерти. Но когда мы покаялись и уверовали, мы перешли из смерти в божественную жизнь. В силу того что мы перешли из смерти дерева познания в жизнь дерева жизни, в нас произошла перемена, и теперь мы живём жизнью праведности и любви.

Все, кто спасён и возрождён, могут засвидетельствовать, что они перешли из смерти в жизнь. Не нужно рассказывать другим, чем вы были до своего спасения. Просто расскажите им, чем вы стали после спасения.

Поскольку вы спасены и возрождены, у вас появилось желание жить жизнью, правой по отношению к Богу и к человеку. Вы хотите быть правыми по отношению к своему мужу или жене, по отношению к родителям, детям, родственникам, соседям и сотрудникам. Ваше стремление состоит в том, чтобы жить жизнью, которая была бы правой по отношению ко всем и даже ко всему. Например, человек, живущий такой праведной жизнью, не станет обращаться дурно даже с животными. Поскольку мы приняли божественную жизнь с божественной природой, природой, которая праведна, у нас есть стремление быть правыми во всех отношениях.

Это стремление быть правым по отношению ко всему распространяется даже на материальные предметы. Возможно, до своего спасения некоторые имели привычку в гневе пинать стулья или кидаться вещами. Но когда такой человек принимает божественную жизнь с божественной природой, он больше не хочет быть неправедным ни в чём.

В результате падения наша природная жизнь неправедна. Вот почему в нашей природной жизни мы не правы по отношению к другим людям и даже к вещам. Но когда мы приняли Господа Иисуса, мы приняли жизнь от дерева жизни, жизнь, обладающую праведной природой. Поскольку мы приняли эту жизнь с божественной природой, непроизвольно у нас появляется желание быть правыми со всеми и всем.

Будучи спасёнными и возрождёнными, мы можем также засвидетельствовать, что хотим любить других. Родившись от Бога, мы хотим помогать людям и любить их. Когда мы любим других, мы счастливы. Но мы расстраиваемся, когда упускаем возможность помочь кому-то или показать ему нашу любовь.

Любовь - это природа божественной жизни, которую мы получили. Поскольку сущность Бога - это любовь, жизнь Бога имеет природу любви. Любовь - это сущность Божьей природы. Имея Его в качестве нашей божественной жизни, мы обладаем природой этой жизни, то есть любовью. Мы, христиане, дети Божьи, имеем такую жизнь, которая стремится жить так, чтобы быть правой по отношению ко всем и ко всему, а также стремится любить других. У нас есть такое стремление, потому что в нас есть божественная природа. Как мы уже отмечали, если человек не живёт так, чтобы быть правым по отношению ко всем и ко всему, и не живёт жизнью любви к другим, то возникает серьёзный вопрос: получил ли этот человек божественную жизнь.

Кто не любит, пребывает в смерти

В 3:14 Иоанн говорит: «Кто не любит, тот пребывает в смерти». Если мы не любим других, это доказывает, что мы всё ещё находимся в смерти. Другими словами, это знак того, что мы ещё не перешли из смерти в жизнь.

Всякий, кто ненавидит своего брата, - человекоубийца

В стихе 15А Иоанн продолжает: «Всякий, кто ненавидит своего брата, - человекоубийца». В том, что касается божественных качеств, ненависть противоположна любви, смерть - жизни, тьма - свету, а ложь (обман) - истине. Все противоположности этих божественных добродетелей - от лукавого, от дьявола.

В стихе 15 слово «человекоубийца» не обозначает фактического убийцу, а показывает, что, с точки зрения духовной нравственности, ненависть равносильна убийству. Никакой фактический убийца, неспасённый человек, каким был Каин (ст. 12), не имеет вечной жизни, пребывающей в нём. Поскольку мы знаем это, мы, перешедшие из смерти в жизнь и имеющие вечную жизнь, пребывающую в нас, не должны вести себя как неспасённый убийца и ненавидеть своих братьев в Господе.

Этот раздел посвящён жизни, пребывающей в Господе. Верующий, который имеет вечную жизнь, но не пребывает в Господе и не позволяет Господу, то есть вечной жизни, пребывать и работать в нём, может в отдельных случаях ненавидеть брата и совершать другие грехи, но это не должно быть чем-то привычным.

Человек может быть не настоящим убийцей, но при этом быть убийцей по сути. Это значит, что, даже если он никогда никого не убивал, он всё равно может быть убийцей по сути, поскольку ненавидит других. Если мы кого-то ненавидим, мы по сути поступаем как убийцы, даже если мы никого не убивали. Следовательно, нам необходимо понять, что, строго говоря, мы, христиане, дети Божьи, не должны никого ненавидеть. Напротив, нам необходимо любить других. В Библии даже говорится, что нам следует любить своих врагов (Мф. 5:44). Поскольку божественная жизнь, которой мы обладаем, это любящая жизнь, жизнь, которая является любовью, мы должны любить тех, кто не достоин любви, и даже тех, кто плохо с нами обращается. В нас не должно быть никакого элемента ненависти. Любовь - это наша жизнь и природа, и именно любовь должна быть нашей сущностью и образом жизни. Таким образом, мы не должны никого ненавидеть. Возможно, сегодня многие противостоят Господнему восстановлению, однако нам не следует ненавидеть их. Вместо того чтобы ненавидеть, мы должны любить их. Если мы ненавидим тех, кто противостоит нам, то в принципе мы поступаем как убийцы.

Никакой человекоубийца не имеет вечной жизни, пребывающей в нём

В стихе 15Б Иоанн продолжает: «А вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет вечной жизни, пребывающей в нём». Говоря, что ни один убийца не имеет в себе вечной жизни, Иоанн имеет в виду не спасённых, а неспасённых, таких как Каин.

Прочитав стих 15, некоторые задавались вопросом, может ли верующий убить кого-то и при этом иметь пребывающую в нём вечную жизнь. Когда я только начинал служить, мне несколько раз задавали этот вопрос. Некоторые спрашивали, возможно ли, чтобы настоящий верующий совершил убийство, и если он сделает это, то будет ли в нём пребывать вечная жизнь. На такой вопрос трудно дать определённый ответ. Небезопасно утверждать, что настоящий верующий абсолютно не может никого убить. С другой стороны, небезопасно говорить, что спасённый человек может совершить убийство. Нам лучше оставить этот вопрос Господу и не пытаться объяснить его.

Что касается подобных вопросов, нас не должно отвлекать вожделение к знаниям. Возможно, кто-то скажет: «В 1 Ин. 3:15 говорится, что никакой человекоубийца не имеет пребывающей в нём вечной жизни. А что бы случилось, если бы настоящий верующий совершил убийство? Будет ли у него по-прежнему вечная жизнь?» Такого рода вопросы внедряет в наш разум дьявол. Если к вам приходит такая мысль, вам нужно сказать: «Дьявол, не спрашивай меня об этом. Не я должен отвечать на этот вопрос. Если хочешь узнать ответ на этот вопрос, спроси моего Бога. Я не знаю этого и не хочу, чтобы это меня беспокоило. Однако, дьявол, я знаю, что я возрождён и имею внутри себя божественную жизнь. Я знаю также, что я наслаждаюсь божественной природой и что внутри меня живёт Сам Бог как божественный Дух. Сатана, я не хочу отвечать на твои вопросы. Отойди от меня!» Я могу засвидетельствовать, что Господь был милостив ко мне и дал мне мудрость обходиться с подобными вопросами именно так. Однако некоторые братья уверены, что имеют достаточно знаний и способны дать ответ на вопрос о том, возможно ли, чтобы верующий, имеющий вечную жизнь, совершил убийство. У нас не должно быть такой уверенности в себе. Нам достаточно видеть, что, будучи Божьими детьми, мы не должны ненавидеть других. Нам нельзя вести себя так, как будто мы убийцы.

Мы увидели, что по существу ненависть равносильна убийству. Вполне возможно, что один из детей Божьих будет иногда кого-то ненавидеть, однако ни один возрождённый человек не будет делать этого привычно. Если вы привычно ненавидите других, тогда возникает вопрос, получили ли вы вообще божественную жизнь. Это подобно совершению греха. Верующий может иногда совершить грех, однако он не должен делать этого привычно. Если вы грешите привычно, тогда опять встанет вопрос о том, получили ли вы божественную жизнь.

Намерение Иоанна состоит в том, чтобы показать нам, что благодаря божественному рождению в наше существо посеяно божественное семя. Этим семенем является божественная жизнь, и у этой божественной жизни есть божественная природа. Более того, мы получили божественного Духа для осуществления всего того, что содержится в божественной жизни и божественной природе. Вместо того чтобы пытаться отвечать на вопросы, на которые мы не в состоянии ответить, нам нужно знать, что мы получили божественную жизнь, что мы наслаждаемся божественной природой этой жизни и что божественная Личность, Сам Бог как Дух, осуществляет внутри нас всё то, что содержится в этой божественной природе. Следовательно, нам нужно жить этой жизнью, пребывать в Нём и поддерживать непрерывное общение с Ним согласно внутреннему помазанию. Это и есть главная мысль того, о чём пишет Иоанн.

Святой Церковью читается Первое послание Иоанна. Глава 2, ст. 7-17.

7. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.

8. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

9. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

10. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.

11. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

12. Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.

13. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

14. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

15. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

16. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

17. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

(1 Ин. 2, 7 - 17)

Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Немного непонятные стихи, но если мы с вами поразмышляем, можно разобраться, что имеет в виду апостол Иоанн.

Он говорит, что дает заповедь древнюю, которая в то же время является новой заповедью. Основой любой заповеди, исходящей от Бога, всегда являлась любовь Божия к человеку и любовь людей между собой. Даже Ветхий Завет, по выражению Господа нашего Иисуса Христа, зиждился на двух основных заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей крепостью, всей душою» и подобной заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя». Действительно, обе заповеди говорят о любви, поэтому заповедь о любви действительно является древней, она всегда пронизывала все прочие заповеди.

С другой стороны, Ветхий Завет - это все-таки «буква», говорящая о внешнем, социальном поведении человека, о том, что делать или не делать: убивать или не убивать, воровать или не воровать и так далее. Человеческого сердца эти заповеди часто не касались: может, человек и не убивает, но он ненавидит; может, он не ворует, но завидует. В этом смысле Ветхий Завет был неполноценным, о чем мы с вами много раз говорили. Нас неоднократно подводил к этой мысли апостол Павел.

С точки зрения Нового Завета заповедь о любви не только древняя, но еще и новая - такой вот парадокс. С одной стороны, она издревле являлась основой всех заповедей, с другой, в Новом Завете она преподносится человеку немного по-другому - как принцип жизни, который живет внутри, в сердце. Человек призван во всей своей жизни, в каждой ситуации руководствоваться любовью, которая даруется ему Духом Святым. Таким образом, человек уже не может быть раздвоенным: не убивать, но ненавидеть; не воровать, но завидовать. Если в сердце человеческом искоренена зависть, ненависть, такой человек естественным образом не будет убивать, воровать и так далее.

Новозаветная заповедь о любви является «заповедью» в кавычках, потому что это не пункт закона. Господь говорил: «Возлюбите друг друга, как Я возлюбил вас», но человеческому сердцу невозможно приказать стать способным испытывать какое-то состояние в одночасье. Можно направить действия человека в определенное русло, например, дать приказ: «Делай так или не делай так, иначе мы тебя накажем или наградим». Здесь человек может подстраиваться под ситуацию. А сердцу, как говорится, не прикажешь; нужно его воспитывать, проходить определенный путь, чтобы был рост, чтобы Дух Святой взращивал плоды на почве нашего сердца. Тогда мы сможем потихоньку стяжать это состояние - отношение ко всему с любовью.

Если в сердце человека живет любовь, внешние заповеди будут исполняться сами собой. Об этом очень хорошо говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, и мы, если будем живы, в свое время еще разберем этот отрывок. «Любящий ближнего не делает ближнему зла» - в этой фразе выражена суть новозаветной «заповеди», или принципа, любви. Апостол Иоанн Богослов во многом говорит именно об этом: заповедь вроде древняя, но в то же время новая, потому что получает как бы новое измерение, новую глубину.

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. Апостол Иоанн Богослов очень часто приводит параллель: любовь к Богу без любви к ближнему невозможна, любовь к ближнему - это естественное следствие любви к Богу. Если человек имеет личное общение с Богом, то сердце его, конечно, наполняется любовью, которая с избытком изливается на всех окружающих. А если человек утверждает, что он христианин, даже причащается, но источает ненависть, агрессию, злобу, значит что-то не совсем так в его отношениях со Христом: он подходит к этому формально, не раскрывает свое сердце для Божественной любви, иначе его отношение к ближним было бы иным.

Здесь, братья и сестры, нам нужно быть очень внимательными к себе. Для нас не спасительно думать, что мы приближаемся ко Христу, когда на самом деле это формально, и наше сердце наполняется злом, а не любовью. Конечно, это не спасительно и для окружающих нас людей, для тех, кто только двигается по направлению к Церкви. Как часто нам с вами приходится слышать упреки: вы ходите в церковь, а ведете себя хуже, чем те, кто не ходят, или хуже неверующих. Такое действительно бывает, эти замечания порой справедливы. Надо следить за собой, чтобы не было такого: заходим в церковь - надеваем маску благочестия, выходим - и живем своей жизнью: осуждаем, иногда своих же собратьев, которые только что молились рядом с нами, распространяем про священнослужителей то, что где-то услышали и, может быть, даже сами приукрасили. Такое несоответствие случается, и нам нужно очень внимательно к этому отнестись.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Осуществлением и ясным доказательством любви к Богу является искреннее расположение к ближнему, [достигаемое] через добровольное благоволение. Ведь божественный апостол Иоанн говорит: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Любовь есть путь истины, и ею называет Себя Слово Божие, Которое представляет Богу Отцу идущих этим путем чистыми от всяких страстей. Она есть дверь, и входящий через нее вступает в Святая святых, став достойным созерцателем недоступной красоты царственной и Святой Троицы.

Послание Иоанну Кубикуларию о любви.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 20-21 аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего

Любовь ко Христу разветвляется на любовь к ближнему, любовь к истине, любовь к святости, к миру, к чистоте, ко всему Божественному, ко всему бессмертному и вечному. Все эти виды любви Божественны, святы и вечны, потому что корень их Божественнен, свят и вечен. И корень этот – любовь ко Христу. Все эти виды любви являются естественными и непременными проявлениями любви ко Христу.

Если не существует этих видов любви, то не существует и любви ко Христу. Если же не существует любви ко Христу, то не существует ни истинного Боголюбия, ни истинного человеколюбия. Христос есть Богочеловек, и любовь к Нему значит всегда: любовь к Богу и любовь к человеку. Она есть человеколюбие в христианстве. Боголюбие и человеколюбие. Человеколюбие есть свидетельство Боголюбия, и Боголюбие – свидетельство человеколюбия. Любовь к Богу проявляется в любви к человеку как к богоподобному существу, то есть как к одухотворенному брату. Поэтому святой Иоанн Богослов приводит следующее изречение: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Только человек, который чувствует “в Боге” ближнего, только человек, который видит “в Боге” ближнего, только такой есть одухотворенный брат, есть бессмертный собрат и ближний. Таким образом, чувствует и видит людей только человек, который близ Христа, который близ Бога, который в Его Божественной любви.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Ст. 20-21 кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего

Тот, кто не любит своего брата, не пребывает в любви, а тот, кто не пребывает в любви, не пребывает в Боге, поскольку Бог есть любовь.

О Троице.

Почему не видит Бога? Потому что не имеет той самой любви. Потому не видит Бога, что не имеет любви; потому не имеет любви, что не любит брата своего. Значит, по той причине и не видит Бога, что не имеет любви. Ибо если бы он имел любовь, он видел бы Бога, потому что Бог есть любовь , и очищается это око любовью все больше и больше, так что начинает видеть ту неизменную Сущность, присутствие Которой всегда радует, и от этого преисполняется блаженства, навеки соединившись с ангелами.

Трактат на 1-е послание Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Выше апостол с настойчивостью доказал, что любовь должна быть взаимная, переходящая от Бога к нам и от нас к Богу; присовокупил к сему, что если Бог так возлюбил нас, то и мы должны любить друг друга. Теперь - снова возводит речь к тому же и говорит: так как на нас лежит долг любить брата, по примеру любви Бога к нам, и, воздавая любовью Богу, мы удовлетворяем этому долгу; то нам непременно должно любить брата для совершеннейшего доказательства любви к Богу. Ибо если этого не будет, то не сохранится и любовь наша к Богу, так как будет нарушен долг по отношению к ближним, долг, вытекающий из любви к Богу. Прибавляет и еще более сильное слово на обличение тех, которые хотят извращать божественную любовь. Апостол говорит как бы так: любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовью; ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством? Если кто-нибудь бесстыдно будет говорить, что Бога любит, а брата ненавидит, тот, извращая божественную любовь, оказывается сверх сего и преступником следующей Его заповеди: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан. 13:35) . Посему, кто любит Бога и старается быть Его учеником, тот, по заповеди Его, любит и брата своего.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Андрей Монах

Ст. 20-21 кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего

Любящий Бога соблюдает Его заповеди, ибо любовь к своему брату есть исполнение божественных заповедей. Не любящий брата своего не сохранил заповедь, а не сохранивший не любит Бога. Ибо лжец - не любящий, но говорящий, что любит.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит

Кто говорит и проч.: мы должны любить Бога, но любить Его поистине возможно только тогда, когда мы любим друг друга. Поэтому, кто говорит словом, или языком, или даже в сердце своем, заблуждаясь в совести своей, что любит Бога в сердце своем, и считает себя христианином, исполняющим заповедь Божию и Христову, а брата своего ненавидит (1 Ин. 2:9, 11; 1 Ин. 3:15 и прим.) в сердце своем и показывает это делами, тот лжец , иное думает и говорит, и иное показывает на деле (1 Ин. 2:4) , видно, что он лжец, что кто не любит брата своего , или ненавидит его (1 Ин. 2:9) , хотя бы он был враг его (1 Ин. 3:15) ,брата своего, которого видит своими глазами (увидел, в подлиннике прошедшее время, для выражения состояния несомненно одинаково всегда продолжающегося; ср. с. 12), Бога, Которого не видит (ст. 12), как может любить ? То есть это дело невозможное, чтобы таковой любил Бога. Кто неспособен к более легкому, тот не в силах исполнить более трудное; любить невидимое гораздо труднее, чем любить видимое. Брату своему, которого видит, тем или другим добрым делом всегда может показать любовь; а Бога, Которого не видит и, следовательно, непосредственно не может ничего сделать для Него, - как может любить ? Дело это невозможное. Любовь к Богу может только выражаться и свидетельствоваться любовию к ближним. «Любовь очевидно образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовию, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел , как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел , Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством?» (Феофилакт).

Толковый Апостол.

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит»?(1Ин.4:20)

На каком основании Иоанн, Апостол любви, называет лжецами тех, кто не любит своего брата и говорит, что любит Бога? Иоанн объясняет свои слова тем, что человек, не любящий своего ближнего, которого видит, неспособен любить Того, Кто для него невидим.

Если в человеке, действительно, есть истинная любовь от Бога, то он любит всех, без рассуждений и без оснований на то. Любовь от Бога нелицеприятна, она любит так, как способен любить Бог. Сколько этой любви в человеке, так он и относится к своим братьям и сестрам. И сколько в тебе этой любви, настолько в тебе и отобразился Христос. Если нет в тебе любви к ближнему, нет в тебе и Христа, нет в тебе Бога. Божье пребывание в человеке определяется любовью : «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:12) . Как мы можем увидеть Бога, или как мы можем показать Его другим, если не через проявления любви.

Можно притвориться любящим и притворно любить, но долго это состояние не продержится, так как человек проявит себя при определенных условиях. «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим.12:9) . Притворная любовь может удержаться только тогда, когда ее не касаются искушения и испытания, но при первой же трудности она себя выявляет.

Наша любовь проверяется различными испытаниями в различных обстоятельствах. Если тебя еще можно застать врасплох, и ты срываешься, значит, в тебе еще нет любви, а только ее зачатки. Любовь от Бога не застанешь врасплох. Она не умеет огрызаться, взрываться, обижать, гнать, мстить и т.д., потому что такая любовь непритворна: «…отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» .

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7) , – вот определение Божьей любви, и лучше не скажешь. Это – характер нашего Бога. Если в тебе есть Его любовь, то есть и все эти качества. В зависимости от количества Духа Божьего в тебе, эти качества любви проявляются в тебе в большей или меньшей степени.

Например, если человек не проявляет терпения, а ведь о любви говорится: «любовь долготерпит» , то может ли в нем быть любовь? Если в человеке есть нетерпимость – полная противоположность любви, то в нем нет любви.

«Любовь милосердствует», и если нет милости в человеке, а есть лишь осуждение и суд других, то есть ли в нем любовь? Нет в нем любви, потому что нет ее проявлений.

«Любовь не завидует» , а человек, в котором есть зависть, может ли любить другого? Любовь не завидует, потому что не умеет. Она, напротив, сорадуется каждой победе, каждой прибыли у ближнего, каждому успеху. И если внутри тебя еще есть зависть, знай, что нет в тебе любви, зависть порождает грех . Из-за зависти люди совершали самые гнусные преступления, вплоть до убийств.

«Любовь не превозносится, не гордится» . Если человек способен превозносится над другими, если в нем есть преувеличенное самомнение и желание стоять выше остальных, то его превознесенное и возгордившееся сердце требует к себе почета, особого отношения и внимания. Он постоянно болеет от недостатка внимания к себе, постоянно обижен и таит в своем сердце злобу на окружающих, потому что ожидает от них почитания и услужливости. Не получая особых знаков внимания в свой адрес, он болеет обидчивостью. В таком сердце нет любви Божьей, а есть эгоистичная любовь к себе.

«Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». Божья любовь не бесчинствует, в ней – смирение, которое почитает другого выше себя.

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3) , – так учит Апостол Павел, а Иисус говорил: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:26,27) . Гордое и превознесенное сердце никогда не будет почитать себя меньшим и не сможет почитать чин в Господе у другого, потому что его самолюбие и самомнение возвышаются над всеми.

Иисус Христос, будучи в плоти, не искал Своего, а пришел служить: «...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28) . Так Его любовь и в нас, Его последователях, будет совершать те же поступки, она будет побуждать человека служить другим.

В любящих нет раздражения, нет зла, потому что все, что происходит вокруг них, вызывает в них вместо раздражения большое огорчение, а вместо зла – сожаление и боль.

«Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине» . Не может любовь причинять боль другому, поэтому и радоваться неправде не может. Любовь и Истина происходят от одного начала, от одного источника, поэтому они – родственные чувства и взаимосвязаны. Любовь сорадуется истине, а истина сорадуется любви.

«Любовь все покрывает» . Еще при создании мира Бог определил Христа как Любовь, покрывающую землю. Его любовь, выраженная Его жертвой, покрыла наши грехи. Любовь хочет всех миловать, прощать, покрывать – это ее качества.

«Любовь всему верит, всего надеется» . Как правило, любящие люди отличаются своей наивностью, потому что любовь внутри них всему верит и надеется. В них нет недоверия, подозрительности. В каждом они видят хорошие качества, а если даже видят и плохие, то надеются, что все это исправится, изменится. Они видят, в основном, хорошее не потому, что они слепы или глупы, а потому, что любовь внутри них покрывает недостатки и обнаруживает в человеке достоинства.

Подозрительность же и недоверие возникают от отсутствия любви и света. Конечно, есть настороженность к определенному лицу, к тому, кто вышел из доверия. Но нелюбящие не доверяют и подозревают всех, потому что сами еще во тьме и судят других по состоянию своей души, своими мерками, так, как они сами способны поступать.

«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1Ин.2:9) . Чем наполнена душа и сердце человека, так он и рассуждает, так он и видит окружающий мир, потому что наши глаза это – отражение нашей души.

Итак, если в человеке нет терпения, нет милости, а есть зависть, гордость, превознесение над окружающими, нет почитания чина, если человек ищет своего, раздражается, злится, радуется неправде, недоверчив, то в таком человеке нет любви Божьей. И если, имея все эти качества, он говорит, что любит Бога, то он – лжец. Такой человек не любит Бога. Он любит лишь использовать Бога: «Дай это, дай то! Сделай это, сделай то!» Это – эгоистичная любовь, использование одного другим; это – лицемерная любовь, способная притворяться ради выгоды. Такая любовь не будет любить всех, а любит выборочно с выгодой для себя.

Каждого, говорящего о любви к Богу, Господь испытывает, чтобы при испытании выявить сущность его любви: притворная она, лицемерная или искренняя. Давид, перед смертью, завещал своему сыну Соломону: «...и ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1Пар.28:9) .

Перед кем притворяться, если Господь знает даже движение человеческой мысли? Не лучше ли самому испытывать и очищать себя. Обмануть Бога невозможно, можно лишь самому оказаться обманутым; говорить и верить в то, что ты говоришь, не рассуждая, не осмысливая, но при испытании оказаться пустым звоном, медью звенящей, кимвалом звучащим: «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души» (Прит.16:2) , «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца» (Прит.21:2) . В результате взвешивания можно услышать такие страшные слова, какие прозвучали однажды к царю Валтасару: «...ты взвешен на весах и найден очень легким...» (Дан.5:27) . Это – весы правды Божьей, на которых взвешиваются все сердца, все человеческие мысли, все помышления сердечные и, тем более, молитвы, произнесенные вслух: правдивые или лукавые. «Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (Иов.31:6) , – мог взмолиться Иов, потому что был искренен, и его любовь, будучи испытана, оказалась дороже золота.

Кто сегодня решится обратиться так к Богу и не убоится суда?! Кто может сказать: «Взвесь меня на весах правды и увидишь, что я непорочен!» Если еще не получается так дерзнуть, то испытывайте себя сами, будьте честными пред своей совестью, и тогда исправите все ошибки и изменитесь, и освятитесь. Контролируйте свои мысли, потому что Господь знает все движения мыслей.

Достигайте искренней любви, а не притворной, чтобы не быть обманутыми. Любите друг друга. С этого начинается любовь к Богу, а не наоборот.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будите иметь любовь между собою» (Ин.13:34,35) .

Иллюстрация: Морган Веистлинг "Чай для папы"

Понравилось? Лайкни нас на Facebook