Анализ «Шинель» Гоголя. Н.В

История создания

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «са­мой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произ­ведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».

В середине 30-х гг. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, поте­рявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был стра­стным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго меч­тал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 г. Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 гг. Объединены повес­ти по общему месту событий - Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повес­тей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники - «маленькие люди». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот камен­ный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она ста­новится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

В повести «Шинель» просматривается влияние житийной лите­ратуры. Известно, что Гоголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром цер­ковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синай­ского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди ко­торых известные имена: В.Б. Шкловский и Г.П. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способ­ность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправед­ливости и - жизнь после смерти.

Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не пре­вышает двадцати страниц. Свое видовое название - повесть - оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую най­дешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл про­изведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философ­ским подтекстом. «Шинель» - это не просто обличительно-сати­рическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Пе­тербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его твор­чества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «не­ожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Основным героем произведения Николая Гоголя является Акакий Башмачников, который в гоголевской повести унижен, у него нет никаких радостей в жизни. В раскрытии образа Акакия Акакиевич важную роль играет шинель, которая в сюжете является не просто вещью или каким-то предметом. Шинель у главного героя - это его цель, ради которой он готов на многое. Например, на то, чтобы ограничивать себя во всем, урезать в каких-либо средствах. И когда он получает от портного Петровича новую и необычную для него шинель, которая была сшита по его же заказу, то в простой и безрадостной жизни персонажа наступает лучший, счастливый и торжественный день.

Приобретение вот такой простой новой на все деньги героя сшитой шинели для него становится новым смыслом жизни. А описание того, как он смотрит на нее, бережно и аккуратно берет в руки, как бы предваряет описание и всей его жизни. Трагедия одного «маленького человека» показана автором в условиях крупного города, который просто давит на него. В своей небольшой по объему повести Николай Гоголь показывает, как его герой пытается бороться. Он борется, прежде всего, за свое существование, но ему приходится терпеть лишения, неудовлетворенность жизни, так как ему очень хочется иметь новую шинель.

Целыми днями в своем департаменте гоголевский герой Башмачников работает с утра до ночи, но не может себе ничего позволить. Поэтому-то шинель, которую он шьет у портного для себя, оказывается его самой главной жизненной целью. Но эта цель Акакия Акакиевича еще и показывает то, что человеку бывает для счастья нужно совсем немного.

Эта шинель дает Акакию Башмачникову силу к жизни, желание справляться со всеми трудностями. В нем начинает пробуждаться эмоции и чувства, словно Акакий Акакиевич начинает понемногу оживать. И хотя пока у него еще нет шинели, но вот эта мечта о ней пробуждает в нем желание жить. Казалось, что все теперь изменилось в жизни персонажа Акакия Башмачникова, что впереди его ждало что-то совершенно новое и неизведанное, то, что должно было принести ему огромнейшую радость. Впервые за много лет его всего существования, за которые он ничего не получал для себя, он сможет быть награжденным за все свои труды и старания. Ради новой шинели, которая ему просто была необходима, основной гоголевский персонаж готов пойти на любые жертвы.

Но герою совсем не трудно жертвовать собой, своей жизнью, потому что его поддерживала к жизни его духовное сознание, которое все время нашептывал о новой шинели. Интересно, как эта идея зарождается в голове у главного героя, и постепенно меняет его. У Акакия Башмачникова вдруг появляется характер, он сам стал общительнее и немного живее, а в поступках его пропадала нерешительность и сомнение. Он постоянно думал о своей шинели, как она будет выглядеть, какой у нее будет воротник. И порой в его голове рождались самые смелые мысли.

Но мечтать о кунице на шинельный воротник для Акакия Акакиевича было, конечно же, шагом решительным, потому что на нее у него не хватило бы средств, даже если бы он ничего не покупал и ни за что не платил всю свою жизнь. Удивительно, что даже мечты о простенькой, но новой шинели так резко могут поменять человека. Иногда герой даже представлял себя, чуть ли не значительным лицом, думая о том, как будет выглядеть его шинель.

И вот наступает торжественный и радостный день для Акакия Акакиевича, когда шинель уже полностью готова. Когда он обедал, то тоже впервые в жизни засмеялся, когда сравнивал старую свою шинель с той, которая теперь была пошита для него. И впервые он дома не стал работать, а немного полежал на кровати. Такого ранее никогда с ним не случалось. Он пошел в гости, чего ранее никогда не делал, а когда проходил мимо стеклянной витрины, то увидел веселую картину и даже улыбнулся этому. В гостях он решился, чтобы выпить немного шампанского. А на обратном пути даже поспешил за какой-то дамой, но потом решил оставить эту игру.

Переломный момент наступает тогда, когда он уже лишился своей шинели и это приводит к тому, что он не только чувствует себя ограбленным, но и уничтоженным и униженным. Он начинает бредить, заболевает. Смерть освобождает главного героя от страданий и унижений. Всю свою жизнь гоголевский герой боялся. Но после смерти он сам стал наводить страх и ужас на других. Особенно не давал он проходу на мосту тем, что носил шинели, и совсем неважно было, из чего была она сшита, ведь его интересовали лица важные и значительные, перед которыми он дрожал при жизни.

Все его возмущение против той жизни, которую он провел, теперь после его смерти явно проявилось, и он стал странным призраком, который не давал спокойно ходить или проезжать по мосту. И ключевым предметом в этом становится образ шинели, которая помогла читателю в герое рассмотреть что-то живое и человеческое. Шинель - это протест «маленького человека» против такого устройства общества, который существует. Жизнь персонажа есть только в тот момент, пока ему шьют шинель и когда она оказывается у него в руках. Поэтому шинель имеет огромнейшее значение в повести Николая Гоголя. Это и материальные ценности, которые мог достигнуть главный герой, и предмет, который помогает ему жить, взглянуть на жизнь вокруг другими словами.

Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была крайне незначительна, из-за чего над ним нередко подшучивали молодые чиновники . Жалование его составляло 400 рублей в год.

Когда премия к празднику оказалась больше ожидаемого, титулярный советник вместе с портным отправился покупать материал для новой шинели.

И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером его пригласили на именины к помощнику столоначальника . Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.

Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу . На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным. «Значительное лицо» накричало на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».

В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.

В продолжение последующих полутора лет, проведённых в Вене и Риме , Гоголь ещё трижды брался за повесть, но довести её до конца смог только весной 1841 года, и то под давлением Погодина . Одновременно он работал над текстом об Италии , совершенно отличным по стилистике и настроению. Во второй редакции главный герой получил имя «Акакий Акакиевич Тишкевич», которое вскоре было изменено на «Башмакевич». В третьей редакции комическая интонация стала уступать место сентиментально-патетической.

Поскольку беловая рукопись повести не сохранилась, литературоведам сложно определить, подверглась ли повесть какой-то цензурной переработке в преддверии публикации. По сведениям Н. Я. Прокоповича , цензор А. В. Никитенко «хотя не коснулся ничего существенного, но вычеркнул некоторые весьма интересные места» .

Реакция

После выхода 3-го тома собрания сочинений повесть не вызвала развёрнутых критических отзывов и при жизни Гоголя больше не переиздавалась. Произведение воспринималось в ряду других комических и сентиментальных повестей о бедствующих чиновниках, которых довольно много появлялось в конце 1830-х годов . Тем не менее образ забитого маленького человека, бунтующего против системы, оказал несомненное влияние на натуральную школу сороковых годов. В 1847 году Аполлон Григорьев писал:

Гуманизация мелких, на первый взгляд, забот бедных чиновников получила развитие в первых произведениях Достоевского , таких, как «Бедные люди » (1845) и «Двойник » (1846) . Часто приписываемая Достоевскому фраза «Все мы вышли из гоголевской шинели» (о русских писателях-реалистах) на самом деле принадлежит Эжену Мельхиору де Вогюэ и восходит к статье 1885 года в Revue des Deux Mondes .

Анализ

Большое влияние на складывание школы формализма и нарратологии в целом оказала статья Б. М. Эйхенбаума «Как сделана „Шинель“ Гоголя » (1918) . Новаторство повести исследователь увидел в том, что «рассказчик так или иначе выдвигает себя на первый план, как бы только пользуясь сюжетом для сплетения отдельных стилистических приемов» .

Эта сказовая манера позволяет проследить изменение отношения рассказчика к Акакию Акакиевичу по ходу рассказа. Как отмечает Д. Мирский , «Акакий Акакиевич изображён как жалкая личность, смиренная и неполноценная, и рассказ проходит через всю гамму отношений к нему - от простой насмешки до пронзительной жалости» .

В повести звучит критика общественной системы, основанной на торжестве табели о рангах , где класс чиновника в большей степени предопределяет отношение к нему окружающих, чем его личные качества. Скептическое отношение автора к социальной иерархии распространяется даже на семейные отношения, что отдельные биографы связывают с предполагаемой гомосексуальностью автора .

В советское время «Шинель» было принято относить к литературе критического реализма , не обращая внимания на фантастический гротеск финала . Ещё Эйхенбаум констатировал в 1918 году, что критики средней руки «останавливаются в недоумении перед этим неожиданным и непонятным внедрением романтизма в реализм » .

Выход из этого противоречия был найден следующий - «Шинель» стала толковаться как пародия на романтическую повесть, где «место трансцендентального стремления к высокой художественной цели занимала вечная идея будущей шинели на толстой вате» :

Трансцендентальное стремление редуцировалось до элементарной потребности, но потребности жизненно важной, не избыточной, насущно необходимой, неотъемлемой в бедной бесприютной жизни Акакия Акакиевича и притом терпящей такое же неотвратимое крушение, какое претерпевали мечтания художника или композитора.

Если в России за увлечением социальным анализом от критиков ускользала мистическая составляющая повести, то на Западе наоборот - повесть рассматривалась в контексте гофмановской традиции, где мечта неизменно разбивается о действительность. Соответственно, тем или иным сюжетным ситуациям «Шинели» подыскивали соответствия в новеллах Гофмана .

Превращение

Пространственные искажения начинаются, когда Башмачкин со страхом вступает на пустынную площадь . Шинель у него отбирают люди исполинского роста с усами, которым присущи «громовые голоса» и «кулак величиною в чиновничью голову». Лишившись своего панциря-шинели, главный герой мутирует в одного из этих потусторонних исполинов: после смерти его привидение становится «гораздо выше ростом», «носит преогромные усы» и грозит «кулаком, какого и у живых не найдёшь». Как и другие таинственные усачи, новоявленное привидение промышляет сдёргиванием шинелей .

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu"il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l"Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l"Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l"Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l"Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.
И не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. И потому вопрос о том, был ли или не был у Наполеона насморк, не имеет для истории большего интереса, чем вопрос о насморке последнего фурштатского солдата.
Тем более 26 го августа насморк Наполеона не имел значения, что показания писателей о том, будто вследствие насморка Наполеона его диспозиция и распоряжения во время сражения были не так хороши, как прежние, – совершенно несправедливы.
Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения. Мнимые распоряжения во время сражения были тоже не хуже прежних, а точно такие же, как и всегда. Но диспозиция и распоряжения эти кажутся только хуже прежних потому, что Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон. Все самые прекрасные и глубокомысленные диспозиции и распоряжения кажутся очень дурными, и каждый ученый военный с значительным видом критикует их, когда сражение по ним не выиграно, и самью плохие диспозиции и распоряжения кажутся очень хорошими, и серьезные люди в целых томах доказывают достоинства плохих распоряжений, когда по ним выиграно сражение.
Диспозиция, составленная Вейротером в Аустерлицком сражении, была образец совершенства в сочинениях этого рода, но ее все таки осудили, осудили за ее совершенство, за слишком большую подробность.
Наполеон в Бородинском сражении исполнял свое дело представителя власти так же хорошо, и еще лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья.

Вернувшись после второй озабоченной поездки по линии, Наполеон сказал:
– Шахматы поставлены, игра начнется завтра.
Велев подать себе пуншу и призвав Боссе, он начал с ним разговор о Париже, о некоторых изменениях, которые он намерен был сделать в maison de l"imperatrice [в придворном штате императрицы], удивляя префекта своею памятливостью ко всем мелким подробностям придворных отношений.

В этой статье будет рассказано о создании повести и об одном из великих писателей, прозаиков и критиков XIX века.

«Шинель» краткое содержание и краткий пересказ.

О повести «Шинель»

Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, а опубликована 1842 году. Это рассказ о простом канцелярском советнике и просто «маленьком человеке».

В литературе это произведение считается «манифестом социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». Оно наполнено глубоким смыслом, а главный герой вызывает искреннее сочувствие. Сюжет развивается в Петербурге.

Повесть не разделена по главам и на прочтение уходит около часа.

Это повесть о «маленьком человеке», нуждающемся в понимании со стороны окружающих. Рассказ о бесчеловечии, безразличии и жестокости людей. Отчасти повесть о каждом человеке общества того времени, и о каждом человеке в наше время.

История создания повести «Шинель»

Эта повесть – некогда услышанный Николаем Васильевичем анекдот про чиновника, потерявшим своё ружье, на которое копил долгое время.

Эта повесть последняя из цикла «Петербургские повести».

В 1842 году «Шинель» была закончена, а фамилия героя была изменена на Башмачкина.

Жанр произведения — история с привидениями, драма.

Кто написал «Шинель»

Эту повесть написал Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — великий русский классик, драматург, критик и публицист, автор поэмы «Мертвые души» и сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», вошедших в школьную программу.

Своё детство Н.В. Гоголь провёл в Сорочинцах (Полтавская губерния). Родился в небогатой семье дворян Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Всего было 12 детей, однако многие умерли в раннем возрасте, а Николай Васильевич был первым выжившим ребенком и третьим по счету.

Как можно отметить по его первым произведениям, годы его детства и местность, где он жил, наложили свой отпечаток на его первые произведения. « », «Ночь перед Рождеством», «Майская Ночь», «Вечер накануне Ивана Купала» и другие произведения, вошедшие в сборники, несут в себе характер и множественные пейзажи Украины того времени. Также можно отметить гоголевский язык и его манеру написания.

После переезда в Петербург Гоголь становится чиновником, но со временем он понимает, что такая работа не для него и отдается творчеству. Заводятся новые знакомства в литературных кругах, что помогает Гоголю развиваться.

В Питере в 1842 году и появится на свет повесть «Шинель», вошедшая в третий том собрания сочинений.

Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести

Главным персонажем рассказа является Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник и титулярный советник, который с первых строк описания вызывает сочувствие, печаль, а порой и даже небольшое отвращение.

Описание: скромный, не имеющий целей в жизни, кроме одной — накопить на новую шинель.

Нельзя сказать, что он был недоволен своей работой, наоборот, он находил удовольствие в переписывании бумаг и находил это занятие приятным, особенным, погружаясь в свой особенный уединенный мир. Даже приходя домой, Башмачкин садился за переписывание бумаг.

Скудно зарабатывает, всего 400 рублей в год. Этого еле хватает даже на пропитание. Маленький, лысоватый человек с «геморроидальным цветом лица», беззащитный и одинокий. Терпящий издевательства и полное безразличие со стороны более молодых чиновников.

Другие персонажи «Шинели»

Кратко о других персонажах. Помимо Башмачкина, в повести есть ещё два персонажа — Григорий или кратко Петрович, и «значительное лицо» или «генерал».

В прошлом Петрович крепостной крестьянин, а ныне портной, злоупотребляющий алкоголем.

Именно к нему придет Акакий Акакиевич за помощью. Жена бьёт его за пьянство, но только в таком состоянии он уступчив.

«Значительное лицо» или «генерал». Второстепенное лицо, но играющее не последнюю роль в этой повести. С богатырской внешностью, в возрасте, солидный и строгий.

Краткий пересказ повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Зачастую, в школах с учеников требуют ведение читательского дневника, где рекомендуется в основном записывать краткое содержание произведения или характеристики героев. Далее будет приведен краткий пересказ произведения.

Сидя за переписыванием бумаг, более молодые чиновники постоянно мешали и подбрасывали бумажки к нему на стол и всячески издевались. Но однажды один из молодых чиновников, в очередной раз решивший посмеяться над Башмачкиным, остановился, услышав его слова «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», которые долетели до его сердца.

Человек живет в своей должности, и даже приходя домой, после скудного ужина, он садился писать и переписывать документы. Описывается петербургский вечер, отображающий всю серость и слякоть и то, что видит Акакий Акакиевич. Эта зарисовка показывает и саму жизнь Башмачкина — такую же серую и тусклую без развлечений и целей.

Он зарабатывает всего четыре сотни рублей в год, чего ему едва хватает. На улице холодно, и герой старается как можно быстрее добежать до работы в прохудившейся «тощенькой шинелишке». Он обращается к Григорию, а в сокращении к Петровичу за помощью. Как было уже написано Петрович в прошлом крепостной крестьянин, а ныне портной. Описание дома Григория вызывает некое отвращение.

Придя к нему домой и поднявшись наверх, Акакий Акакиевич в ходе разговора понимает, что Петрович трезв, и договориться с ним не получиться.

Григорий не поддался уговорам Башмачкина починить его старую шинель и обязался сшить новую, не понимая сколько значила для Башмачкина эта шинель. Ведь она дорога не только как память, но и по цене.

В итоге попытка снизить цену или уговорить починить старую шинель не увенчалась успехом.

Одержимый мыслями о шинели он заходит к Петровичу поговорить о ней. И вот шинель сшита. Акакий Акакиевич идет в департамент в новой шинели. Башмачкин слышит много похвалы в свою сторону, ведь шинель не остается незамеченной сослуживцами.

Они требовали задать по такому случаю вечер и устроить празднество, но Башмачкина спасает другой чиновник, у которого были именины, он и позвал всех на ужин.

После работы Башмачкин возвращается домой. Пообедав, его путь ложится к чиновнику имениннику. Но Акакий Акакиевич надолго там не задерживается - увидев, что час поздний, возвращается домой.

Недолго Башмачкин носил свою шинель. Идя этим же вечером домой по темной улице, он наталкивается на двух людей с усами, которые благополучно отнимают у Башмачкина его шинель.

Расстроенный, он идет на следующий день на работу. Не найдя помощи у пристава, по настоянию коллег он обращается к «значительному лицу» или «генералу». Но и там не находит помощи.

Спустя несколько дней Акакий Акакиевич умирает в припадке горячки. Призрак Башмачкина обитал возле Калинкина моста, там, где с него сняли шинель, и сдирал со всех проходящих мимо их шинели.

«Значительное лицо» узнает о смерти Башмачкина и искренне этому удивляется. И однажды, проходя поздно вечером по этому мосту, генерал почувствовал, что кто-то ухватился за воротник.

Повернувшись, он узнает Акакия Акакиевича. Тот в свою очередь снял шинель с генерала, и с тех пор дух Башмачкина никто не видел.

Главный герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга . Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была крайне незначительна, из-за чего над ним нередко подшучивали молодые чиновники . Жалование его составляло 400 рублей в год.

Когда премия к празднику оказалась больше ожидаемого, титулярный советник вместе с портным отправился покупать материал для новой шинели.

И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером его пригласили на именины к помощнику столоначальника . Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.

Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу . На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным. «Значительное лицо» накричало на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».

В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.

В продолжение последующих полутора лет, проведённых в Вене и Риме , Гоголь ещё трижды брался за повесть, но довести её до конца смог только весной 1841 года, и то под давлением Погодина . Одновременно он работал над текстом об Италии , совершенно отличным по стилистике и настроению. Во второй редакции главный герой получил имя «Акакий Акакиевич Тишкевич», которое вскоре было изменено на «Башмакевич». В третьей редакции комическая интонация стала уступать место сентиментально-патетической.

Поскольку беловая рукопись повести не сохранилась, литературоведам сложно определить, подверглась ли повесть какой-то цензурной переработке в преддверии публикации. По сведениям Н. Я. Прокоповича , цензор А. В. Никитенко «хотя не коснулся ничего существенного, но вычеркнул некоторые весьма интересные места» .

Реакция

После выхода 3-го тома собрания сочинений повесть не вызвала развёрнутых критических отзывов и при жизни Гоголя больше не переиздавалась. Произведение воспринималось в ряду других комических и сентиментальных повестей о бедствующих чиновниках, которых довольно много появлялось в конце 1830-х годов . Тем не менее образ забитого маленького человека, бунтующего против системы, оказал несомненное влияние на натуральную школу сороковых годов. В 1847 году Аполлон Григорьев писал:

Гуманизация мелких, на первый взгляд, забот бедных чиновников получила развитие в первых произведениях Достоевского , таких, как «Бедные люди » (1845) и «Двойник » (1846) . Часто приписываемая Достоевскому фраза «Все мы вышли из гоголевской шинели» (о русских писателях-реалистах) на самом деле принадлежит Эжену Мельхиору де Вогюэ и восходит к статье 1885 года в Revue des Deux Mondes .

Анализ

Большое влияние на складывание школы формализма и нарратологии в целом оказала статья Б. М. Эйхенбаума «Как сделана „Шинель“ Гоголя » (1918) . Новаторство повести исследователь увидел в том, что «рассказчик так или иначе выдвигает себя на первый план, как бы только пользуясь сюжетом для сплетения отдельных стилистических приемов» .

Эта сказовая манера позволяет проследить изменение отношения рассказчика к Акакию Акакиевичу по ходу рассказа. Как отмечает Д. Мирский , «Акакий Акакиевич изображён как жалкая личность, смиренная и неполноценная, и рассказ проходит через всю гамму отношений к нему - от простой насмешки до пронзительной жалости» .

В повести звучит критика общественной системы, основанной на торжестве табели о рангах , где класс чиновника в большей степени предопределяет отношение к нему окружающих, чем его личные качества. Скептическое отношение автора к социальной иерархии распространяется даже на семейные отношения, что отдельные биографы связывают с гипотезой о гомосексуальности автора, поддерживаемой этими биографами .

Выход из этого противоречия был найден следующий - «Шинель» стала толковаться как пародия на романтическую повесть, где «место трансцендентального стремления к высокой художественной цели занимала вечная идея будущей шинели на толстой вате» :

Если в России за увлечением социальным анализом от критиков ускользала мистическая составляющая повести, то на Западе наоборот - повесть рассматривалась в контексте гофмановской традиции, где мечта неизменно разбивается о действительность. Соответственно, тем или иным сюжетным ситуациям «Шинели» подыскивали соответствия в новеллах Гофмана .

Религиозная трактовка

Об ограниченности социальной трактовки повести Дмитрий Чижевский в статье «О повести Гоголя „Шинель“» в 1938 году писал:

При религиозной трактовке, повесть, прежде всего, не история бедного чиновника, а притча, адресованная читателю. Это история искушения, затем одержимости смиренного, убогого и лишенного тщеславия Башмачкина с его простыми радостями неким новым предметом, страстью, идолом, сначала лишивших человека его радостей, а затем погубивших его. Авторская ирония по отношению к Башмачкину и предмету его страсти отказывается литературным приёмом, взглядом глазами читателя. Николаевская Россия, Петербург и чиновничье сообщество с его пороками и поверхностным, чисто бытовым христианством выступает здесь лишь подходящим фоном для истории духовного тупика. Герой, по своему изначальному поведению показанный едва ли не безгрешным аскетом, подвергается искушению, причем по обыкновенному бытовому поводу, и погибает духовно и физически.

На момент написания повести Гоголь - фанатично религиозный человек, глубоко погруженный в духовную литературу, в том числе монашескую и греческую. Сомнительно, чтобы его религиозность не нашла никакого отражения в повести. Имя «Акакий» - говорящее, имеющее смысл «беззлобный» или «невинный». Вероятно, что имя «Акакий» взято автором из «Лествицы » Иоанна Лествичника , где смиренный подвижник Акакий Синайский терпит унижение и побои от наставника, умирает, но и после смерти выказывает послушание своему наставнику. Портной Петрович выступает бесом-искусителем, причем применительно к нему автор многократно использует в тексте слово «чорт», давая понять роль портного в истории падения Башмачкина.

Превращение

Пространственные искажения начинаются, когда Башмачкин со страхом вступает на пустынную площадь . Шинель у него отбирают люди исполинского роста с усами, которым присущи «громовые голоса» и «кулак величиною в чиновничью голову». Лишившись своего панциря-шинели, главный герой мутирует в одного из этих потусторонних исполинов: после смерти его привидение становится «гораздо выше ростом», «носит преогромные усы» и грозит «кулаком, какого и у живых не найдёшь». Как и другие таинственные усачи, новоявленное привидение промышляет сдёргиванием шинелей .

Адаптации

  • В 1951 г. Марсель Марсо поставил пантомиму на сюжет «Шинели».
  • Балет «Шинель», над которым перед смертью (1973) работал Г. Г. Окунев .
  • Пьеса «Башмачкин» Олега Богаева
  • Балет «Шинель», композитор Иван Кушнир, либретто Максима Диденко
Экранизации
Год Страна Название Режиссёр В ролях Примечание
1926 СССР СССР Шинель Григорий Козинцев , Леонид Трауберг Андрей Костричкин Чёрно-белый немой фильм, в основе сюжета которого две повести Гоголя : «Невский проспект » и «Шинель»
1952 Италия Италия Il Cappotto / Шинель Альберто Латтуада Ренато Рашель Вольная экранизация повести. Место действия - Северная Италия
1959 СССР СССР Шинель Алексей Баталов Ролан Быков

Примечания

  1. ФЭБ: Комментарии: Гоголь. ПСС. Т. 3. - 1938 (текст)
  2. История всемирной литературы. Том 6. М.: Наука, 1989. С. 369-384.
  3. П. В. Анненков. Литературные воспоминанья. Academia, 1928. Стр. 61-62.
  4. Хорошо знавший Гоголя профессор Шевырев предполагал, что Гоголеву «Шинель» вызвал «Демон » Павлова (1839). Другие повести подобной тематики - «Гражданственный гриб» Булгарина (1833), «Лука Прохорович» (1838) и «Перстень» (1841) Гребёнки , «Записки гробовщика» и «Живой мертвец»
Понравилось? Лайкни нас на Facebook