Александр Иванов. Явление Христа народу (Явление Мессии)

Начнем с того, почему художник называл этот сюжет всемирным. По его мысли, момент, когда Христос явился людям, определил дальнейшую судьбу человечества. Иванов делился с друзьями, что нельзя найти более возвышенный и всеобъемлющий сюжет, чем откровение Мессии, с которого начался день нравственного совершенства людей. И что здесь важно — живописца интересовал именно психологический аспект, а не религиозный. Хотя, конечно, Иванов был очевидным мастером академизма и ждали от него именно шедевра на библейскую тему.

Сын божий появился в тот момент, когда Иоанн Предтеча крестил людей в реке Иордан. За спиной Крестителя — будущие апостолы: Иоанн Богослов, Петр, Андрей Первозванный и сомневающийся Нафанаил.

Иоанн Предтеча указывает на Мессию, которого заметил вдалеке. Пустыня, окружающая одинокую фигуру Христа, придает ей одновременно величие и простоту. И звучит пророчество Иоанна: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфей 3:11).


Эскиз к картине. (Pinterest)


Впечатленные этими словами, люди застыли. Раб, чье лицо вымазано краской, прослезился от чувства надежды на освобождение и спасение. Кто-то с сомнением смотрит на Крестителя, кто-то в страхе и волнении — на Иисуса. Справа спускаются книжники и фарисеи: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7).

Фигура старика, выходящего слева из воды, — аллегория Древнего Израиля. А юноша рядом с ним — аллегория Израиля после пришествия Иисуса.

Контекст

О том, что Иванов работал над полотном все своей жизни, знали все. Мастерская в Италии, где работал художник, полнилась эскизами и этюдами (которые потом выкупил Третьяков, не успевший к продаже самого полотна — Александр II перехватил), а картины все не было.

Художник фанатично продумал все детали. На подготовку ушло три года. Иванов изучил Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил Италию в поисках видов, исходил храмы и синаноги в поисках лиц истинных иудеев. Каждый образ тщательно прорабатывался. Какие-то — составные. Например, Христос собран из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики.


Одной из моделей Иванова был Гоголь. (Pinterest)


Одной из моделей Иванова был. Гоголь! Италия свела двух гениев. И Николай Васильевич, известный своей набожностью, вдохновил художника на образ человека, который выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Вот он, стоит в пол-оборота к Христу.

Когда же работа была закончена, Иванов решился явить своего Христа русскому народу — отправить в Петербург. Выставка, которая состоялась в 1858 году, произвела на общественность впечатление сильное, но неприятное. С одной стороны, те, кто интересовались живописью и следили за творчеством Иванова, ожидали большего. Говорили, что эскизы вышли гораздо сильнее. Зрители не чувствовали значительности, торжественности момента. Их больше впечатлял Креститель, чем Мессия. С другой, — общество было охвачено обсуждением скорой отмены крепостного права, и как-то не досуг были ни Христос, ни его явление.

И никто не обратил внимание на то, какой новаторской по тем временам вышла картина. Будучи примерным последователем академизма, Иванов отказался от традиционного для того времени героизма и сделал акцент на психологизме.

Судьба художника

Александру Иванову, видимо, на роду было написано стать художников. Отец, который тоже был живописцем, отдал сына учиться в Императорскую Академию Художеств, когда мальчику исполнилось 11 лет. За особые успехи его отправили на повышение квалификации в Европу. В Италии он в основном был увлечен религиозными сюжетами. И, как вы понимаете, в один знаменательный для себя день, пришел к мысли о написании картины на всемирный сюжет. Так, вместо отведенных четырех лет за границей Иванов провел там 33 года.


Александр Иванов. (Pinterest)


«Мой труд — большая картина — все более и более понижается в глазах моих, — писал Иванов Герцену. — Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших — так, что перед последними решениями учености литературной основная мысль картины совсем почти теряется».

Удивительная и трагичная история: вскоре после презентации творения своей жизни Александр Иванов скончался от холеры. Сторонники мистических явлений могут, безусловно, приписать это тому, что автор сделал свое дело — автор может уходить. Но не исключено, что здоровье Иванова подорвали стрессы из-за критики современников.

Уже после смерти художника полотно купил император и распорядился построить для нее специальный павильон в Румянцевском музее. В 1920-х, когда полотно попало в Третьяковку, специально для картины был пристроен зал к основному зданию в Лаврушинском переулке.

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857. Третьяковская галерея, Москва.

В Третьяковской галерее сложно пройти мимо «Явления Христа народу» Александра Иванова. Огромное полотно длиной 7,5 м. В отдельном зале.

Но что зрители чувствуют, когда стоят перед этой картиной? Изумление? Да, однозначно. Особенно если видят ее впервые. Как же не удивиться живописным 40 квадратным метрам.

Еще наверняка зритель поражается тому, с каким мастерством художник проработал детали. Насколько реалистичны позы и жесты персонажей.

Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011-2013. , Москва.

Но он вряд ли почувствует то, на что рассчитывал Иванов. 20 лет работы привели не совсем к тому, чего ожидал художник.

Но об этом позже. Сначала о том, что ещё, помимо размеров, делает уникальной.

В чем уникальность «Явления Христа народу»?

Иоанн Креститель указывает людям на приближающегося Христа.

Иванов не просто так выбрал этот фрагмент из Библии для главной картины своей жизни.

Это невероятно важное событие, которое разделило историю христианского мира на «до» и «после».

Отсюда такое желание проработать каждое лицо, каждую эмоцию. Иванов жаждал показать нам реакцию людей в такой момент.

Кто-то испытывает радость и надежду на лучшую жизнь. Ведь иудеи ждали прихода Мессии несколько столетий!

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Дрожащие»).

Кто-то тут же засомневался: а Мессия ли это. И даже если Мессия, сулит ли это им что-то хорошее.

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Апостолы»).

А для некоторых слова Иоанна - удар по самолюбию. Для священников этот Мессия - ненужный конкурент.

Александ Иванов. Явление Христа народу. Деталь (фарисеи).

Каждое лицо выражает конкретные эмоции. В этом, конечно, Иванов превзошёл себя и опередил своё время.

Ведь не этого ожидали от художника. В первой половине XIX века балом правил академизм. Это приглушённые цвета и герои с чётко прописанными ролями. Они испытывают одну, максимум две эмоции. Остальные же персонажи идут фоном, чаще с равнодушными лицами.

А тут целая симфония цвета и эмоций. Что-то от импрессионизма. Когда каждый испытывает свою эмоцию, как будто вне воли художника. И все это подчеркивается невероятным разноцветьем.

Чтобы Вы понимали, насколько Иванов противоречит сам себе в технике, посмотрите на его раннюю работу «Явление Христа Марии Магдалине».

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения. 1834. , Санкт-Петербург.

В этом и состоит уникальность работы. Она олицетворяет эволюцию в русской живописи, которую в одиночку совершил Иванов.

Необычные детали «Явления Христа народу»

В картине за счёт масштаба и многочисленности героев набралось немало загадок. Поделюсь самыми захватывающими.

1. Зеленое лицо раба

Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (раб).

Я долгое время пребывала в заблуждении. Как-то один искусствовед рассказал, что Иванов привез свое «Явление» незаконченным. И зеленое лицо раба в самом центре толпы - это результат этой незавершенности. И я искренне верила в эту версию.

Но сейчас у меня критическое мышление более развито. И мне как-то расхотелось верить в эту версию.

Сами подумайте: Иванов решился везти свою картину из Рима в Петербург с уверенностью, что ее приобретёт император. Даже цену назначил в 15000 рублей.

Разве мог он себе в таком случае позволить не дописать одну из центральных деталей картины?

Кто был в Третьяковке, поймёт, о чем я говорю. Когда Вы стоите перед картиной, взглядом упираетесь прямо в лицо раба.

«Явление Христа народу» А. Иванова в Третьяковской галерее (зал 10). Фото В. Журавлева, 2015.

Так вот я решила поискать, какие ещё версии существуют. И наиболее правдоподобной мне кажется только одна из них.

Во времена Христа лица рабов красили плохо смываемой краской. Это затрудняло их попытки побега.

Либо несчастный терял время, чтобы смыть предательскую краску и его успевали поймать, либо он был легко узнаваем среди свободных граждан.

2. Ошибка в цветах

Все же некоторая незавершенность в картине Иванова есть. Детали, которые не бросались в глаза зрителю, художник и в самом деле не доделал.

Посмотрите на старика слева. Ткань на его бёдрах серого цвета. При этом в воде отражаются красные одежды.

Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (старик).

Такому несоответствию легко найти объяснение. Прежде чем начать писать это огромное полотно, Иванов создал версию гораздо меньших размеров. Она хранится в Русском музее.

Александр Иванов. Явление Христа народу (малый вариант). 1838. Русский музей, Санкт-Петербург.

На картине мы как раз видим на старике ткань красного цвета. Видимо, такого же цвета ткань была перенесена и на большой холст.

3. Необычные верующие в гуще деревьев

Одну любопытную деталь Вы вряд ли увидите, если не знаете о ее существовании.

Александр Иванов. Явление Христа народу (с указателем).

Посмотрите повнимательнее на очень мелкие фигуры в гуще листвы. Они ведут себя несколько иначе, чем люди на переднем плане.

Александр Иванов. Верующие в гуще деревьев (деталь «Явления Христа народу»).

Главные герои картины испытывают разные чувства, но, скорее, удивление, радость или недоверие. А эти люди простерли руки: они полны веры и жажды приблизиться к Христу.

Такое ощущение, что они ещё (или уже) далеко от Христа. Потому что родятся они через 100, 500, 1000 лет после изображённых событий. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа. Они уже знают, что он сделал ради них.

Почему «Явление Христа народу» не оправдало надежд Иванова?

Иванов был мечтателем. При этом его мечты были грандиозны. Он очень хотел, чтобы живопись влияла на людей и делала их духовно богаче.

Эту миссию он и возлагал на «Явление Христа народу».

Когда-то иудеи встретились с Мессией. И их жизнь изменилась навсегда. Художник очень хотел, чтобы зритель прочувствовал все величие момента. Чтобы картина преобразила его духовный мир.

Поэтому он так всецело и так надолго отдался работе. Мечтая, что когда-нибудь полотно будет висеть в огромном храме и поражать прихожан.

Но что же в результате получилось?

Мы видим набор невероятно интересных деталей. Но в совокупности они не создают того впечатления, на которое рассчитывал Иванов.

Может, потому что он шёл от деталей к общему, а не наоборот?

Где-то через 15 лет работы Иванов это уже понял. Этим объясняется его охлаждение к работе. Он увлекся другим проектом, создав множество акварелей с библейскими сюжетами.

Александр Иванов. Акварельный эскиз «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят на распятье». Конец 40-х - начало 50-х XIX века. Третьяковская галерея, Москва.

Эти эскизы - уже даже не импрессионизм. Они ближе к экспрессионизму и говорят об эволюции Иванова.

В какой-то момент ему захотелось двигаться дальше. Он планирует поездку на Восток. Нужны были деньги. И он наконец решается продать картину.

Но его планам не суждено было сбыться. Вернувшись в Россию вместе с картиной, Иванов неожиданно заболел холерой и умер. Даже не дождавшись продажи.

Картину купил Александр II за 13000 рублей, отправив деньги семье художника.

«Явление Христа народу» осталось бы незавершенным в любом случае. Вовсе не смерть художника помешала окончанию работы. Несмотря на то что результат не соответствовал ожиданиям самого Иванова, картина заняла очень важное место в музее и в сердцах людей.

Художник Александр Ива́нов известен в основном одной своей картиной – «Явление Христа народу», хотя он является автором многих других полотен на библейские и антично-мифологические сюжеты.

Бо́льшую часть своей жизни русский художник провел в Италии, где 20 лет работал над этой картиной. О его работе в России узнали из письма Н.В. Гоголя, но в течение многих лет двери мастерской Александра Иванова были закрыты для публики. Много лет он вёл затворнический образ жизни, о котором Н.В. Гоголь писал так: «Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы».
Художник Александр Бенуа также высоко ценил личность художника: «В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества...».

История создания картины

Идея картины возникла у художника ещё в молодости. Он хотел воплотить на полотне историческое значение христианства. Находясь в Италии, А. Иванов начал серьезно изучать религиозную живопись мастеров Возрождения.
Художник подчеркивал, что пишет именно историческую картину, а не просто религиозную. Он хотел представить евангельский сюжет как факт истории.
Реальные события, отражённые в картине, происходили в Палестине. Туда художник не смог попасть, но нашёл недалеко от Рима маленький городок Субиако, расположенный на высокой каменистой горе. Этот город своим обликом был удивительно похож на палестинские города.
Художник делал много набросков для своей будущей картины, сохранились эскизы местности, типажи людей, особенно евреев, которые тщательно изучал А. Иванов, посещая синагоги и другие многолюдные места.
Когда был разрешён доступ в мастерскую художника, картина Иванова произвела настоящую сенсацию: казалось, весь Рим побывал здесь, и отзывы о картине были самыми восторженными. Но когда картину привезли в Петербург, художника ожидало некоторое разочарование: в общем полотно произвело сильное впечатление на общественность, но Академия художеств восприняла работу с некоторой холодностью, и не все современники смогли по достоинству оценить её новаторство.
Александр Иванов умер от холеры в том же году. После его смерти полотно было приобретено императором Александром II и отправлено в Румянцевский музей.
В настоящее время картина находится в Третьяковской галерее в Москве. Это огромное полотно расположено в отдельном зале галереи.

Картина А. Иванова в зале Третьяковской галереи
В Русском музее представлен эскиз меньшего размера и эскизы фигур.

«Человечество на перепутье из физических сил в духовные» (А. Иванов)

Эта мысль художника легла в основу его грандиозного полотна.
На нём изображена сцена из первой главы Евангелия от Иоанна и третьей главы Евангелия от Матфея – крещение народа Иоанном Крестителем.
Художник показывает, как воспринимают происходящее разные группы персонажей картины. Зритель видит особенности каждого образа.

Александр Ива́нов «Явление Христа народу» (1837-1857). Холст, масло. 540 × 750 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Над всем земным – горний, небесный мир. К этому миру принадлежит одинокая фигура Христа, идущего к народу.

Как встретит Его народ? Христос – одновременно и часть гармоничного мира природы, и часть земного мира, наполненного человеческими страстями и страданиями.

В центре картины – фигура Иоанна Крестителя: его лицо вдохновенно, а воздетые руки с верой устремлены к приближающемуся Христу. Вот как сказано об этом в Евангелии от Матфея: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему» (Матф.3:1-5).
Композиция картины состоит из двух планов.

В левой части картины будущие апостолы: юный порывистый рыжеволосый Иоанн Богослов, спокойный и убеждённый в вере Андрей Первозванный, Пётр в раздумье. За спиной Петра – сомневающийся Нафанаил. Он как бы остановился в неуверенности: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Вся его поза выражает сомнение. Почти в центре полотна, слева от Иоанна Богослова, художник изобразил себя в синем плаще и серой шляпе с посохом в руке, смотрящим в сторону Христа.

В правой части картины изображены римские воины на конях и иудейские священники и фарисеи с непроницаемыми или хмурыми лицами – противники Христа. Один человек в ярком коричневом хитоне полуобращён к приближающемуся Христу как будто в порыве отойти от этой группы (считается, что образ этого человека написан с Н.В. Гоголя).
Между этими двумя полюсами – толпа людей. Как в любой толпе, здесь можно увидеть и праздное любопытство, и истинный интерес к происходящему.
Молодые и старые изображены вместе, как символ молодости и старости человечества, которые всегда идут рядом: в левой части картины старик и юноша выходят из воды. Юноша заинтересован словами Крестителя, он спешит выйти на берег; старик, опершись на посох, тоже увлечён проповедью, но пребывает в раздумье.
В центре полотна – группа «хозяин – раб», о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Величие христианства – в пробуждении Божественного начала в униженных душах.

Об авторе картины

С.П. Постников. Портрет А. А. Иванова
Алекса́ндр Андре́евич Ива́нов (1806-1858) – русский художник, представитель академического стиля в живописи.
Он родился в семье художника Андрея Ивановича Иванова, профессора Императорской Академии художеств. А. Иванов поступил в академию возрасте 11 лет. Учился под руководством отца. Совершенствовал своё мастерство в Германии и Италии.
В Италии А. Иванов занимался изучением и копированием художников Возрождения, усердно изучал Новый Завет с целью изобразить явление Мессии народу. Но прежде испытал себя в менее масштабном произведении, создав в 1834-1835 гг. «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Александр Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835). Холст, масло. 242 × 321 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Согласно Евангелию от Иоанна, Мария Магдалина узнаёт воскресшего Христа, который жестом руки останавливает её порыв, говоря ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Иоан.20:17).
Эта картина имела большой успех и в Риме, и в Санкт-Петербурге: в 1836 г. художник удостоился за неё звания академика.
Данный успех прибавил бодрости художнику, и он принялся за главное дело своей жизни – создание огромного полотна «Явление Христа народу» («Явление Мессии»).
Творчество А. Иванова – пример самоотверженного служения искусству.


Иванов Александр Андреевич (1806 - 1858) в самом начале своей творческой карьеры написал несколько полотен на библейскую тематику. А остальные более двадцати лет он посвятил лишь одному полотну, сюжет для которого позаимствовал в Евангелии. Художник искренне рассчитывал, что его грандиозная работа "Явление Христа народу", в которую он вложил пол жизни, произведет фурор среди современников, критиков и потомков. Но, увы, картина потерпела фиаско.


Будучи рожденным в 1806 году в семье живописца Андрея Ивановича Иванова, Александру как бы на роду было написано стать художником. Мальчик, с раннего детства подрастая в атмосфере любви к искусству, уже в одиннадцать лет станет «посторонним» учеником в Императорской Академии художеств, где под руководством отца начнет осваивать азы классической живописи. В процессе учебы были на счету молодого художника и серебряные медали и золотые и поездка в Европу за особые успехи. И вместо планируемых трех лет за границей Иванов прожил на чужбине тридцать три года.


В Италии, ознакомившись с работами великих мастеров эпохи Возрождения, Иванов увлекся религиозными сюжетами и досконально начал изучать Священное Писание, а в особенности Новый Завет. Художника манила идея написать на огромном полотне первое явление Мессии народу. Но изначально, решив испробовать свое мастерство на менее масштабной картине, он напишет в 1834-1835 годах «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», которая будет иметь колоссальный успех в Италии и в России. Академия художеств за это полотно в 1836 году удостоит Иванова звания академика.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/ivanov-0009.jpg" alt="Надгробный памятник А.А. Иванова." title="Надгробный памятник А.А. Иванова." border="0" vspace="5">


Получилось так, что все кто интересовался живописью и наблюдали за творчеством
Иванова - ожидали большего. И поговаривали, что эскизы к картине были намного впечатляющими. Остальные же зрители не прочувствовали значимости и величия момента, так как в то время бурно шло обсуждение грядущей отмены крепостного права и как-то было ни до Христа, ни до его явления. А некоторых больше впечатлил Иоанн Креститель нежели сам Мессия.

На фоне всеобщего непонимания и критических замечаний жизнь художника закончилась трагически вскоре после презентации полотна. Многие склонны были считать, что здоровье мастера подорвали стрессы из-за критики современников. А некоторые мистически настроенные приписывали это тому, что "автор сделал свое дело - автор может уходить". Скончался А.А. Иванов в июне 1858 года от холеры, захоронен в Санкт-Петербурге.

Явление Христа народу" было перенесено в Третьяковскую галерею, где был специально для картины построен выставочный зал.

«Явление Христа народу» (1837 - 1857) - зашифрованное послание современникам

Это полотно - Евангелие на холсте, художник замыслил как масштабное творение и выбрал для него соответствующие размеры: более пяти с половиной метров в высоту и семь - в длину. На таком гигантском полотне мастер задумал "донести до зрителя всю мощь и силу веры в деяния и слова Божьи".

Александр Андреевич с фанатизмом продумал все детали будущей работы, на одну только подготовку к которой ушло три года. Он изучал Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил всю Италию в поисках нужного вида, легшего в основу полотна; посетил множество храмов и синагог разыскивая типажи исконных иудеев для натуры. Мастер написал огромное множество этюдов, эскизов и зарисовок.

На первый взгляд картина впечатляет многолюдностью и многоплановостью композиции, где автором задумано два композиционных центра, вокруг которых развивается сюжет: на первом плане - Иоанн Креститель, на втором - Мессия. И взором, переходя от образа к образу, наблюдаем за происходящим на полотне событием: появление Христа в момент крещения Иоанном Предтечей иудеев, поверивших в Спасителя, в реке Иордан.


Иоанн, за спиной которого видим апостолов Иоанна Богослова, Петра, Андрея Первозванного, увидев Христа, указывает на него движением руки. И многие из присутствующих устремили свои взоры на одинокую фигуру, идущую по пустыне. Спаситель является народу как чудо, которое предрек праведный Иоанн. Чудо которое должно было произвести коренные перемены в жизни человечества.


Полотно наполнено большим количеством образов, противоречиво настроенных к происходящему: одни с верой и восхищением, другие с испугом и ненавистью, третьи с неподдельным интересом. Художник показал ни одного безразличного лица, все подчинены единому порыву.




В центре - богатый, услышав о пришествии Мессии отшатнулся от Христа, и его обрадованный раб, о котором Иванов скажет: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».


Образы юноши и старика внизу картины слева, выходящих из воды, как аллегория Древнего Израиля и Израиля после пришествия Иисуса, как соотношение молодого и зрелого, старого и нового. Это образы непрекращающейся жизни.


Интересны образы фарисеев и книжников, хранящих Закон, от лиц которых сквозит холодом, злобой, завистью пренебрежением и осуждением.


Как было сказано выше, типажи для своего творения живописец собирал годами. Так, для образа одного из героев полотна позировал сам Николай Гоголь, известный своей набожностью. Он то и вдохновил художника на создание образа темноволосого мужчины, ближайшего ко Христу.


В образе мужчины в серой шляпе с посохом, что невдалеке от Иоанна Крестителя, художник запечатлел себя. По давней традиции живописцы часто писали свои образы в картинах такого плана. Иванов также не упустил такого случая и изобразил себя в качестве ученика Иоанна Крестителя, путешествующего вместе с праведником и апостолами по миру.


Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова

Давно известно, что любое творение рук человеческих несет в себе энергетическое биополе, воздействующее на окружающих. Так, исследовав биолокационным методом «Явление Христа народу», ученые заявили, что это произведение несет в себе мощнейшую положительную биоэнергетику, что относится и ко всем остальным работам мастера.

Радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Креститетя - пять, а всех остальных персонажей намного меньше. И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше чем все остальные образы, изображенные на холсте."

Почти через сорок лет гениальный русский художник Константин Маковский напишет свое гигантское полотно на исторический сюжет , которое будет вызывать чувство гордости и патриотизма за простой русский народ.

Множество тайн, связанных с жизнью и творчеством Гоголя, еще предстоит открыть и изучить исследователям, считает Дмитрий Бак, профессор истории русской литературы РГГУ, специалист по литературе 19-20 веков. О некоторых из этих тайн он рассказал в интервью коррепонденту РИА Новости Светлане Вовк в канун 200-летия со дня рождения писателя.

- Дмитрий Петрович, достаточно ли хорошо изучены творчество и жизнь Гоголя? Еще могут быть какие-то громкие открытия?

В основном наследие Гоголя изучено, и в этом большой вклад ученых XIX века. Например, Николая Тихонравова, который прокомментировал все основные произведения писателя. Но остается еще множество тайн, связанных и с жизнью, и с творчеством Гоголя, например, тайна второго тома "Мертвых душ".

Известно, что перед смертью Гоголь сжег рукопись второго тома "Мертвых душ", за исключением нескольких начальных глав. Но это произведение имеет настолько мощную энергетику, настолько понятно, какой замысел оно в себе несло, что можно сказать - оно существует. Этот том, в отличие от первого, должен быть посвящен светлым сторонам жизни России. Возможно, что мы когда-нибудь найдем другие его фрагменты, которые могут лежать в архивах.

Но главная тайна Гоголя даже не сожженная рукопись второго тома. Самое существенное состоит в том, что неисчерпаемы произведения писателя, они "многотолкуемы", потому каждое новое поколение читает их по-своему, открывает неожиданные смыслы.

Например, по понятным причинам, в советское время недостаточное внимание уделялось религиозности самого Гоголя и вероучительным проблемам в его творчестве. И здесь еще непочатый край работы.

- У Гоголя ведь был не только писательский дар, он был многосторонне одаренным человеком.

Да. Помимо писательского дара, Гоголь обладал талантом комического актера, славился своим лицедейством. А еще создал специальный труд о церковных службах - "Размышление о Божественной литургии".

Гоголь всегда очень пристально вглядывался в окружающий мир. Он стремился к доскональной осведомленности обо всем, что упоминалось в его книгах, будь то события исторического прошлого или народные малороссийские легенды. В письмах своим родственникам он все время просил их сообщать ему народные приметы, песни, детали быта.

Точность и конкретность деталей в произведениях Гоголя просто потрясает. "Для него важно все - как называется трава, растущая у порога, названия одежды, утвари и так далее. К "Вечерам на хуторе близ Диканьки" приложен небольшой словарь, где Гоголь объясняет некоторые малороссийские понятия.

- Правда ли, что художник Иванов изобразил Гоголя на известной картине "Явление Мессии"?

Действительно, на знаменитой картине Александра Иванова "Явление Мессии" (или "Явление Христа народу") - в облике одного из персонажей изображен Гоголь. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.

Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы. Художник тонко почувствовал и изобразил на картине гоголевскую "избранность", которую остро переживал и сам писатель.

Гоголя при жизни упрекали в гордыне, в преувеличении своих заслуг и достоинств, и это действительно могло так выглядеть. Основания для этого можно усмотреть даже в его текстах есть: Гоголь в текстах обращается ко всем людям, он понимает, что его слово имеет такой вес, что к нему должны прислушаться все. А ведь на это даже Пушкин не решался - он избегал пафоса, говорил, что поэзия должна быть глуповатой.

Кроме того, Гоголь всерьез рассуждает о том, какой памятник должен быть водружен на его могиле, описывает, как нужно хоронить его: рассказывает, что впадает в летаргические состояния и прямо рекомендует похоронить его только тогда, когда появлятся первые признаки тления. Но все это - чисто внешнее, это вещи, за которыми скрываются глубокая вера и убежденность в своей призванности.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook