Кафка биография интересные факты. Биография и удивительное творчество франца кафки

ФРАНЦ КАФКА
(1883-1924)

Чтоб лучше осознать сущность произведения Кафки «Перевоплощение», нужно отлично знать актуальный путь самого создателя. Только детализированное осознание биографии Франца Кафки позволит лучше осознать раскрытия судьбы «маленького человека» в обществе через произведение «Перевоплощение». Часто фантастичность произведения отвлекает неопытных читателей от сущности произведения, но для тех, кто вправду почитает философские глубины творчества Кафки, это произведение будет достаточно увлекательный и менторский. Но до того как разглядеть само произведение, его особенности, необходимо обратиться к биографии Ф. Кафки.

Кафка — австрийский писатель, пражанин. Домик, где он родился в 1883 году, находится в одном из узеньких переулков, ведущих к громадине собора Святого Витта. Связь писателя с городом — магический и полный противоречий. Любовь-ненависть сравнима разве с той, что он испытывал к отцу-буржуа, то выбился из бедности и так и не сообразил собственного превосходного отпрыска.
Кое-где меж простецким мудростью Ярослава Гашека, что породила Швейка, и катастрофической фантазией Франца Кафки, создателя Грегора — героя новеллы «Перевоплощение»,- заключается ментальность пражан, которые пережили и столетия под Германией и Австрией, и годы фашистской оккупации, и десятилетия в объятиях «старшего брата».

В нынешней свободной, бурно растущей, неусыпной Праге, что завлекает туристов со всего мира, Франц Кафка стал одной из культовых фигур. Он находится и на книжных прилавках, и в трудах институтских ученых, и на сувенирных майках, которыми бойко ведут торговлю на Вацлавской площади. Тут он конкурирует а президентом Гавелом и бравым бойцом Швейком.

Стоит увидеть, что не только лишь большевики, прямо за Маяковским, воплотили имена собственных наркомов, артистов, писателей в пароходы и строчки. Если не лайнер, то экспресс назван именованием ангора «Перевоплощение». Кстати, и в столице Баварии есть улица Кафки.

Творчество и имя Франца Кафки достаточно популярны на Западе. В почти всех произведениях заграничных писателей просто выявить мотивы и образы, которые навеяны конкретно творчеством Кафки,- она повлияла не только лишь на живописцев, которые принадлежали литературному авангарду. Кафка принадлежит к числу тех писателей, осознать и объяснить которых не так просто.
Франц Кафка родился в семье пражского еврея, оптового торговца галантерейными продуктами, в Праге (1883 г.) Благоустройство семьи равномерно рос, но дела из нутри семьи остались при всем этом в мире темного мещанства, где все интересы сосредоточились на «деле», где мама бессловесная, а отец хвастает тем унижением и невзгодами, которых он подвергся для того, чтоб выбиться в люди. И в этом черном и затхлом мире родился и рос писатель не только лишь хрупкий и слабенький на физическом уровне, да и чувствителен ко всякому проявлению несправедливости, неуважения, грубости и корысти. Писатель в 1901 году поступает в Пражский институт, поначалу изучает химию и германистику, потом юриспруденцию. После окончания института работает в суде, страховом бюро где работает практически до конца жизни.

Произведения Кафки достаточно образные, метафорические. Его маленькое сочинение «Перевоплощение», романы «Процесс», «Замок» — это все преломленная в очах поэта окружающая действительность, тогдашнее общество.

При жизни Ф. Кафки узрели свет такие книжки: «Созерцание» (1913), «Кочегар» (1913), «Перевоплощение» (1915), «Приговор» (1916), «Сельский доктор» (1919), «Голодар» (1924).

Главные произведения были изданы после погибели писателя. Посреди их «Процесс» (1925), «Замок» (1926), «Америка» (1927).

Произведения Кафки перевоплотился в умственные бестселлеры. Есть различные предпосылки таковой популярности: наглядность подтверждений старой сентенции, что навязывается: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать прошедшим»,- все-же навряд ли разъясняет все и до конца. Как не пробовали представить Кафку творцом бреда, что воцарился в мире, такое чтение является только одной из граней его творческой особенности: значимой, но не определяющей. Из дневников это видно сходу.

Дневники в общем много чего корректируют в сложившихся представлениях» которые собственной стойкостью превратили Кафку если не знак, то на важное имя с определенным набором нотаций. Чувствуя, что записи, которые делались Кафкой только себе, время очень не отвечают суждением о нем, что стали безусловными для массового сознания, душеприказчик и 1-ый биограф писателя Макс Брод не торопился с их публикацией. 1-ая сборка появилась только через 10 лет после того, как были написаны два именитых романа, а прямо за этим и «Америка».

Кафка в жизни казался неуверенным внутри себя, измученным сомнениями относительно собственной литературной и людской состоятельности. Какие чувства испытал бы Кафка, если б ему довелось дожить до дней запоздалой славы? Вероятнее всего кошмар — дневники, в каких он откровенен, как нигде больше, делают такое предположение практически бесспорным. Ведь о Кафке всегда задумываются как о явлении, и даже не столько литературное, сколько соц, потому всераспространенным становится словечко «кафкианский» — определение, трактует нелепость, сходу к знанию, так как кому-то это понятно из собственного грустного опыта,- и книжки этого пражского изгоя начинают восприниматься как некоторый белетризованое пособие для того, кто изучает механику полного либо бюрократического всесилия катастрофического алогизма, повседневности.

Но он не желал быть «явлением». Наименее всего он понимал себя как репрезентативную фигуру, так как так никогда и не ощущал настоящей причастности к тому, чем жили, к чему стремились другие. Расхождение с ними, болезненные незримые барьеры — вот предмет более мучительных раздумий, которыми переполняются дневники в протяжении 13-ти лет, что Кафка их вел, перевернув последнюю страничку в июне 1923-го, наименее чем в месяц до погибели.

Эти рассуждения практически постоянно носят форму горьковатых упреков себе. «Я разделен от всех вещей пустым местом, через границы которого я даже и не стремлюсь пробиться»,- что-то в таком духе повторяется вновь и вновь. Понятно, как тяжело переживал Кафка собственный сердечный паралич, как он в большинстве случаев именует это равнодушие, что не оставляет «даже щелки для сомнения либо веры, для любовной омерзения либо для отваги либо ужаса перед кое-чем определенным».

Последнее уточнение в высшей степени принципиальное: равнодушие не была нечувствительностью. Она была только следствием особенного психического состояния, что не позволял Кафке ощущать как что-то суровое и принципиальное для него все то, что не достаточно определенность и значимость в очах среды. Идет ли речь о карьере, о брачные перспективы («если я доживу до сорока лет, то, наверняка, женюсь со старенькой телкой заблаговременно, не прикрытой верхней губой зубами»), даже о мировой войне, что началась — он задумывается по-своему, отлично понимая, что этой личностью мысли и чувства только возрастает его нескончаемое одиночество и что здесь ничего не поправить. «Какой умопомрачительный мир теснится в моей голове! Но как мне освободиться от него и высвободить его, не разорвав?»

Творчество Кафки много раз пробовали объяснить конкретно как такое освобождение, так как в том же аккаунте 1913 года сказано, что избавиться от химер, которые обуяли сознанием, очень нужно «для того я и живу на свете». Но если и взаправду проза была для Кафки попыткой подобного «вытеснения», следствием была беда, ведь читателям дневников это видно очень верно — никакой сублимации не вышло: комплексы, раздражение, ужасы только усиливались в Кафки с каждым прожитым годом, и тональность записей делалась только более драматичной. Хотя капитуляции не было. Просто с каждым годом Кафка все больше убеждался в том, что при всей собственной людской сущностью он, на фоне окружающего, другой, что он существует вроде бы в другом измерении, в другой системе понятий. И что это, фактически, есть магистральный сюжет его жизни — означает, его прозы тоже.

Он вправду другой во всем, прямо до мелочей, другими словами, если приглядеться, его ничто не сближает и не роднит хотя бы с теми, кто сыграл вправду огромную роль в его судьбе, как тот же Брод, Фелица Бауэр, чешская журналистка Милена Есенска, с которыми было двое помолвки, оба разорваны. Томная ситуация, что повсевременно вызывает у Кафки приступы омерзения к для себя либо неодолимое чувство полной безнадежности. Он пробует биться с собой, пробует взять себя в руки, но такие настроения завладевают им так очень, что от их уже нет защиты. Тогда и возникают записи, которые молвят сами за себя, как вот этот, относительно октября 1921-го: «Все — иллюзия: семья, служба, друзья, улица; все — фантазия, более-менее близкая, и супруга — фантазия; блежайшая же правда исключительно в том, что ты бьешься головой о стенку камеры, в какой нет ни окон, ни дверей».

О Кафке пишут как о аналитика отчуждения, что сказалось на всем нраве человечьих отношений в тогдашнем жизни, как о писателе, наделенного особенным даром изображения различных соц деформаций, как о «пессимистического конформиста», которого почему-либо противопоставили ужасным фантомам, что сделались более реальными, чем видимая возможность, как о прозаике, который всегда ощущал грань меж умопомрачительным и тем, что познается. Все справедливо, и, но, не исчезает чувство, что отдельного, пусть и очень существенное, принимается за сущность. Пока не произнесено ключевое слово, интерпретации, даже самые изобретательные, что опираются на испытанные факты, все равно будут смотреться недостающими. Либо по последней мере, упускают нечто первостатейное принципиальное.

Слово произнес сам Кафка, при этом много раз: это слово — одиночество, и что такое абсолютное, «что его может именовать только российский» В его дневниках оно нередко заменяется синонимами, и Кафка гласит про вновь пережитый им нестерпимое состояние, когда становится томным хоть какое общение, об освоении собственной обреченности на несчастье, о том, что везде и всегда он себя ощущает чужим. Но, на самом деле, описывается все та же незримая камера без окон и дверей, все то же «головой о стенку», что становится уже не актуальной, а метафизической реальностью. Она припоминает о для себя и в грозовые минутки, в обстоятельствах, а ежедневник ее фиксирует с беспримерной полнотой показания.

Бывали годы, когда Кафка делал только обрывочные записи, а 1918-й отсутствует в общем (как типично! Ведь это был год окончания войны, крушения Австро-Венгрии, германской революции — столько событий, но они как будто не задели Кафки. У него собственный отсчет времени, который сам по для себя не способен ни ослабить, ни усилить за длительное время до всех исторических встрясок знакомое ему чувство, что жизнь, по последней мере, его фактически, трагедия,- чувство «сплошной несостоятельности»). Он мог навечно убрать со стола свои тетради, но все равно знал, что дневника не оставит: «Я должен сохранить себя тут, ведь только тут это и удается мне».

Но, кажется, исключительно в дневниках, в свободном коллажи набросков, фрагментов, по жарким следам записанных снов, литературных и театральных воспоминаний, перемежающиеся горьковатыми размышлениями о собственном реальном и будущем,- исключительно в книжке, которой никогда не судьба было стать книжкой, так завершено и достоверно воплотился образ Кафки. Именно поэтому, зная, как много значили для литературы романы и новеллы, все-же самым значимым текстом Кафки, наверняка, вправду стоит именовать дневники, где любая страничка заполнена кое-чем нужным и восхищает дополняет рассказ о писателе, чья жизнь тоже была произведением, составил такую важную повествование в истории современности.

Довольно обширно известным литературным произведением Ф. Кафки есть его дневники, которые никак не должны попасть в руки сторонних читателей. Но судьба распорядилась так, что они остались после погибели писателя.
Из всей кучи дневников он не достаточно поддается чтению. Но чем меньше вникаешь в ежедневник Кафки, тем лучше понимаешь, что это конкретно его ежедневник. Встревоженная идея отчаливает в Австро-Венгрии, подданным которой и был еврей Франц Кафка. Сама эта смесь может настораживать! Кафка, невзирая на то, что чехи считали его за немца, так как писал он конкретно на этом языке, немцы за чеха,- конфликтовал со своим народом. В этом наибольшая катастрофа. Человек с прирожденными государственными чертами, с достоинством, но без пристанища родины. Уже 2-ая причина «ужасных» кафкианских дневников — семья. Отец, который с ремесленника семьи влиятельным фабрикантом, заставлял отпрыска идти за ним. Тут, в дневнике, появляется раздвоенность в употреблении слова «труд». Самым основным Кафка считал свое письмо. Но любовь к папе, ужас причинить ему боль (как и мамы, как и возлюбленной девице), вызывает еще больший трагизм. В первом случае, с папой, он не может не слушаться клича крови, в другом — не имеет права предать собственное дарование, а позже уже нанести боль Милене. Все его жизнь держалась на ужасных разрывах: с возлюбленными, с родными, с близкими. И в этом смысле ежедневник Кафки — конкретно ежедневник, так как он интимный и непонятный. Тут прямо прочитывается разговор с тем невидимым, что дает ему таинственные сны. Он не колеблется в их порочности. Но эта порочность спроектирована лишь на него, запертая в самом Кафке. Он болезненно чувствует вокруг себя вакуум, пустоту жизни. Он прибегает к гигантской пробы выстроить свою мастерскую, которая завершается поражением. И он сам ее признает в завещаниях, оговорив, что все его произведения будут по погибели уничтожены. Кафка сообразил, что он является только орудием в руках Господа Бога. Но упорно, как тот жук, пробовал выкарабкаться, вылезти из человечьих привычек: на страничках он перечисляет скучноватые пьесы чужих создателей, чужие рассказы, бытовые сцены, спутаны вкупе с его новыми произведениями. От дневника, от его страничек часто-густо веет пустотами, скучноватыми монологами собственных болячек.

Впереди еще большая бойня. 1-ая масштабная мясорубка. Впереди дело Дрейфуса. Еврейство начинает выходить на мировую арену более уверенно, евреи занимают высочайшие чиновничьи посты, но остается нерешенной неувязка «гетто»: если ты живешь в христианском государстве, ты по последней мере должен осознавать, по каким принципам развивается общество. Еврей Франц Кафка пробовал рассечь, понять общество с чужой для него культурой. Он не был изгоем в еврейских семьях, как Шолом-Алейхем. Кафка, чтоб избежать проклятия, заходит в сны, живет снами. Серебряные огромные зеркала, где время от времени писатель с страхом лицезреет морду Сатаны. Его колебания меж верой в Бога и чисто прикладной верой в искусство. Для Кафки ночь — время сладкий ужас, в каком он может уединиться; то кошмар ужасов: перед писателем пустые листы бумаги, мука, боль. Но это не муки творчества. Это быстрее муки визионерства. Его пророческие видения очень мелочные, чтоб претендовать на петлю пророка. «Предсказание» Кафки в том, что он сконцентрировался лишь для себя. Удивительно, что его туманные королевства, замки через несколько 10-ов лет зарастут зловонным тряпьем тоталитарных режимов. Его сомнения, колебания напоминают ходу священника перед службой. Чистку. Омовение. Проповедь. Но нередко Кафка опасается проповедовать — в этом его преимущество, а не ошибка, как считают многие его исследователей. Его писания — это созерцание мессы небольшим еврейским мальчуганом, который пробует осознать, что в том другом, христианском, мире происходит.

Умер величавый австрийский писатель в 1924 году. Похоронен в Праге. Творчество его и на сей день остается животрепещущей, увлекательной и не открытой сполна. Каждый читатель находит в его произведениях что-то свое. Принципиальное, неповторимое…

Биография Франца Кафки не насыщена событиями, которые привлекают внимание литераторов нынешнего поколения. Великий писатель прожил довольно однообразную и недолгую жизнь. При этом Франц был фигурой странной и загадочной, а многие тайны, присущие этому мастеру пера, будоражат умы читателей и по сей день. Хотя книги Кафки – великое литературное наследие, при жизни писатель не получил признания и славы и не узнал, что такое настоящий триумф.

Незадолго до своей смерти Франц завещал лучшему другу – журналисту Максу Броду – сжечь рукописи, но Брод, зная, что в дальнейшем каждое слово Кафки будет цениться на вес золота, ослушался последней воли приятеля. Благодаря Максу творения Франца увидели свет и оказали колоссальное влияние на литературу XX века. Произведения Кафки, такие как «Лабиринт», «Америка», «Ангелы не летают», «Замок» и т.д., обязательны для прочтения в высших учебных заведениях.

Детство и юность

Будущий писатель родился первенцем 3 июля 1883 года в крупном экономическом и культурном центре многонациональной Австро-Венгерской империи – городе Праге (ныне Чехия). В то время империю населяли евреи, чехи и немцы, которые, живя бок о бок, не могли мирно сосуществовать друг с другом, поэтому в городах царило подавленное настроение и иногда прослеживались антисемитские явления. Кафку не волновали политические вопросы и межнациональные распри, но будущий писатель чувствовал себя выброшенным на обочину жизни: социальные явления и зарождающаяся ксенофобия оставили отпечаток на его характере и сознании.


Также на личность Франца повлияло воспитание родителей: будучи ребенком, он не получал любви отца и чувствовал себя обузой в доме. Франц рос и воспитывался в небольшом квартале Йозефов в немецкоязычной семье еврейского происхождения. Отец писателя – Герман Кафка – был коммерсантом средней руки, в розницу торговал одеждой и прочими галантерейными товарами. Мать писателя Юлия Кафка происходила из знатного рода процветающего пивовара Якоба Леви и была высокообразованной барышней.


Также у Франца имелись три сестры (два младших брата умерли в раннем детстве, не достигнув двухлетнего возраста). Пока глава семейства пропадал в суконной лавке, а Юлия следила за девочками, юный Кафка был предоставлен самому себе. Тогда, чтобы разбавить серое полотно жизни яркими красками, Франц начал придумывать небольшие рассказы, которые, впрочем, никого не интересовали. Глава семейства повлиял на формирование литературных строк и на характер будущего писателя. По сравнению с двухметровым мужчиной, который к тому же имел басистый голос, Франц ощущал себя плебеем. Это чувство физической неполноценности преследовало Кафку на протяжении всей жизни.


Кафка-старший видел в отпрыске наследника бизнеса, но замкнутый, стеснительный мальчик не соответствовал требованиям отца. Герман использовал суровые методы воспитания. В написанном родителю письме, которое не дошло до адресата, Франц вспоминал, как ночью был выставлен на холодный и темный балкон из-за того, что просил воды. Эта детская обида вызвала в писателе чувство несправедливости:

«Спустя годы я все еще страдал от мучительного представления, как огромный мужчина, мой отец, высшая инстанция, почти без всякой причины – ночью может подойти ко мне, вытащить из постели и вынести на балкон, – вот, значит, каким ничтожеством я был для него», – делился воспоминаниями Кафка.

С 1889 по 1893 годы будущий писатель учился в начальной школе, затем поступил в гимназию. Будучи студентом, молодой человек участвовал в университетской самодеятельности и организовывал театральные спектакли. После получения аттестата зрелости Франца приняли в Карлов университет на юридический факультет. В 1906 году Кафка получил докторскую степень по праву. Руководителем научной работы литератора выступал сам Альфред Вебер – немецкий социолог и экономист.

Литература

Франц Кафка считал литературную деятельность главной целью в жизни, хотя и считался высокопоставленным чиновником в страховом ведомстве. По причине болезни Кафка вышел на пенсию раньше положенного времени. Автор «Процесса» был трудолюбивым работником и высоко ценился у начальства, однако Франц ненавидел эту должность и нелестно отзывался о руководителях и подчиненных. Писал Кафка для себя и считал, что литература оправдывает его существование и помогает ускользнуть от суровых реалий бытия. Франц не спешил опубликовывать произведения, потому что чувствовал себя бездарностью.


Все его рукописи бережно собирал Макс Брод, с которым писатель познакомился на собрании студенческого клуба, посвященного . Брод настаивал, чтобы Кафка напечатал свои рассказы, и в итоге творец сдался: в 1913 году выходит сборник «Созерцание». Критики отзывались о Кафке как о новаторе, но самокритичный мастер пера был недоволен собственным творчеством, которое считал необходимым элементом бытия. Также при жизни Франца читатели познакомились только с незначительной частью его трудов: многие значимые романы и рассказы Кафки увидели свет только после его смерти.


Осенью 1910 года Кафка вместе с Бродом отправился в Париж. Но уже через 9 дней из-за острых болей в животе писатель покинул страну сезанна и пармезана. В то время Франц и начинает свой первый роман «Пропавший без вести», который позже был переименован в «Америку». Большинство своих творений Кафка писал на немецком языке. Если обратиться к оригиналам, то практически везде присутствует чиновничий язык без претенциозных оборотов и прочих литературных изысков. Но эта серость и тривиальность сочетается с абсурдом и загадочной необычностью. Большая часть работ мастера пропитана от корки до корки страхом перед внешним миром и высшим судом.


Это чувство тревоги и отчаяния передается и читателю. Но также Франц был тонким психологом, точнее, этот талантливый человек скрупулезно описывал реальность этого мира без сентиментальных прикрас, но с безупречными метафорическими оборотами. Стоит вспомнить повесть «Превращение», по которой в 2002 году снят российский фильм с в главной роли.


Евгений Миронов в фильме по книге Франца Кафки "Превращение"

Сюжет повести вращается вокруг Грегора Замза, типичного молодого человека, который работает коммивояжером и финансово помогает своей сестре и родителям. Но случилось непоправимое: одним прекрасным утром Грегор превратился в огромное насекомое. Таким образом, протагонист стал изгоем, от которого отвернулись родные и близкие: они не обращали внимания на прекрасный внутренний мир героя, их волновала ужасная внешность страшного существа и непосильные муки, на которые он их несознательно обрек (например, не мог зарабатывать деньги, самостоятельно убираться в комнате и пугал гостей).


Иллюстрация к роману Франца Кафки "Замок"

Но во время подготовки к публикации (которая так и не осуществилась из-за разногласий с редактором) Кафка поставил ультиматум. Писатель настоял, чтобы на обложке книги не было иллюстраций с насекомым. Отсюда существует множество трактовок этого рассказа - от физического недуга до душевных расстройств. Причем события до метаморфозы Кафка, следуя собственной манере, не раскрывает, а ставит читателя перед фактом.


Иллюстрация к роману Франца Кафки "Процесс"

Роман «Процесс» – еще одно значимое произведение литератора, опубликованное посмертно. Примечательно, что это творение создавалось в момент, когда писатель расторг помолвку с Фелицией Бауэр и ощущал себя в качестве обвиняемого, который всем должен. А последний разговор с возлюбленной и ее сестрой Франц сравнивал с трибуналом. Это произведение с нелинейным повествованием можно считать неоконченным.


В действительности первоначально Кафка трудился над рукописью непрерывно и заносил короткие фрагменты «Процесса» в тетрадь, куда записывал и другие повести. Из этой тетради Франц нередко вырывал листы, поэтому восстановить фабулу романа было практически невозможно. К тому же в 1914 году Кафка признался, что его посетил творческий кризис, поэтому работа над книгой приостановилась. Главный герой «Процесса» – Йозеф К. (примечательно, что вместо полноценного имени автор дарит своим героям инициалы) – просыпается с утра и узнает, что арестован. Однако истинная причина задержания неизвестна, этот факт и обрекает героя на страдания и муки.

Личная жизнь

Франц Кафка относился придирчиво к собственной внешности. Например, перед уходом в университет молодой писатель мог стоять перед зеркалом часами, скрупулезно рассматривая лицо и причесывая волосы. Чтобы не быть «униженным и оскорбленным», Франц, который вечно считал себя белой вороной, одевался по последним тенденциям моды. На современников Кафка производил впечатление порядочного, интеллигентного и спокойного человека. Также известно, что хрупкий здоровьем худощавый литератор поддерживал себя в форме и, будучи студентом, увлекался спортом.


А вот отношения с женщинами у него не ладились, хотя Кафка не был обделен вниманием милых дам. Дело в том, что писатель долгое время оставался в неведении относительно интимной близости с девушками, пока его приятели силком не привели в местный «лупанарий» – квартал красных фонарей. Познав плотские утехи, Франц вместо положенного восторга испытал только отвращение.


Писатель придерживался линии поведения аскета и, подобно , сбегал из-под венца, будто боясь серьезных отношений и семейных обязательств. Например, с фрейлейн Фелицией Бауэр мастер пера расторгал помолвку два раза. Кафка часто описывал эту девушку в своих письмах и дневниках, но тот образ, который предстает в головах читателей, не соответствует действительности. Помимо прочего, именитый писатель имел амурные отношения с журналисткой и переводчицей Миленой Есенской.

Смерть

Кафку постоянно мучили хронические заболевания, но неизвестно, были ли они психосоматического характера. Франц страдал непроходимостью кишечника, частыми головными болями и недосыпами. Но писатель не опускал руки, а пытался справиться с недугами при помощи здорового образа жизни: Кафка придерживался сбалансированной диеты, старался не употреблять мясо, занимался спортом и пил парное молоко. Однако все попытки привести в надлежащий вид свое физическое состояние оказались тщетны.


В августе 1917 года врачи диагностировали у Франца Кафки страшную болезнь – туберкулез. В 1923 году мастер пера покинул родину (уехал в Берлин) вместе с некой Дорой Диамант и хотел сконцентрироваться на писательстве. Но в то время здоровье Кафки только усугубилось: боль в глотке стала непереносимой, и писатель не мог принимать пищу. Летом 1924 года великий автор произведений умер в госпитале.


Памятник "Голова Франца Кафки" в Праге

Не исключено, что причиной смерти оказалось истощение. Могила Франца расположена на Новом еврейском кладбище: тело Кафки перевезли из Германии в Прагу. В память о писателе снят не один документальный фильм, установлены памятники (например, голова Франца Кафки в Праге), а также возведен музей. Также творчество Кафки оказало ощутимое влияние на писателей последующих лет.

Цитаты

  • Я пишу иначе, чем говорю, говорю иначе, чем думаю, думаю иначе, чем должен думать, и так до самых темных глубин.
  • Угнетать ближнего куда легче, если ничего не знаешь о нем. Совесть тогда не мучает...
  • Так как хуже уже быть не могло, стало лучше.
  • Оставь мне мои книги. Это все, что у меня есть.
  • Форма не есть выражение содержания, а лишь приманка, ворота и путь к содержанию. Возымеет оно действие - тогда откроется скрытый задний план.

Библиография

  • 1912 - «Приговор»
  • 1912 - «Превращение»
  • 1913 - «Созерцание»
  • 1914 - «В исправительной колонии»
  • 1915 - «Процесс»
  • 1915 - «Кары»
  • 1916 - «Америка»
  • 1919 - «Сельский врач»
  • 1922 - «Замок»
  • 1924 - «Голодарь»

(1883-1924) австрийский писатель

Вероятно, это самая странная фигура в европейской литературе XX столетия. Еврей по происхождению, пражанин по месту рождения и жительства, немецкий писатель по языку и австрийский - по культурной традиции, Франц Кафка испытал равнодушие к своему творчеству при жизни и уже не застал то время, когда произошла его канонизация. Правда, и то, и другое несколько преувеличено. Его заметили и ценили такие известные писатели, как Г. Гессе, Т. Манн, Б. Брехт и другие.

Три незавершенных романа Франца Кафки стали доступны читателям уже после его смерти. Роман «Процесс» был опубликован в 1925 году, «Замок» - в 1926 и «Америка» - в 1927 году. Ныне его наследие - десять объемистых томов.

Биография этого человека удивительно небогата событиями, по крайней мере событиями внешними. Франц Кафка родился в семье пражского оптового торговца галантерейными товарами, еврея по национальности. Благосостояние постепенно росло, но понятия и отношения внутри семьи оставались прежними, мещанскими. Все интересы были сосредоточены на своем деле. Мать была бессловесна, а отец непрерывно хвастался теми унижениями и бедами, какие он претерпел до того, как выбился в люди, не то что дети, получившие все незаслуженно, даром. О характере взаимоотношений в семье можно судить хотя бы по такому факту. Когда Франц в 1919 году написал «Письмо отцу», он сам не осмелился отдать его адресату и попросил об этом мать. Но и она побоялась это сделать и вернула письмо сыну с несколькими утешительными словами.

Мещанская семья для каждого будущего художника, который еще в юности ощущает себя чужим человеком в этой среде, является первым барьером, который он должен преодолеть. Кафка этого сделать не смог. Он так и не научился сопротивляться чуждой ему среде.

Франц окончил немецкую гимназию в Праге. Затем в 1901-1905 годах изучал в университете юриспруденцию и слушал лекции по истории искусств и германистике. В 1906- 1907 годах Кафка прошел стажировку в адвокатской конторе и пражском городском суде. С октября 1907 года служил в частном страховом обществе, а в 1908 году совершенствовался по этой специальности при Пражской коммерческой академии. Хотя Франц Кафка имел докторскую степень, но занимал скромные и низкооплачиваемые должности, а с 1917 года вообще не мог работать в полную силу, поскольку заболел туберкулезом.

Кафка принял решение расторгнугь вторую помолвку с Фелицией Бауэр, уволиться со службы и переехать в деревню к своей сестре Оттле. В одном из писем этого периода он так передает свое мятущееся состояние:

«Втайне я считаю, что моя болезнь вовсе не туберкулез, а общее мое банкротство. Я думал, что можно будет еще держаться, но держаться больше нельзя. Кровь исходит не из легких, а из раны, нанесенной обычным или решающим ударом одного из борцов. Этот борец получил теперь поддержку - туберкулез, поддержку столь огромную, какую находит, скажем, ребенок в складках материнской юбки. Чего теперь хочет другой? Разве борьба не достигла блистательного конца? Это туберкулез, и это конец ».

Франц Кафка очень болезненно относился к тому, с чем ему постоянно приходилось сталкиваться в жизни, - несправедливости, унижению человека. Он был предан подлинному творчеству и преклонялся перед Гете, Толстым, считал себя учеником Клейста, поклонником Стриндберга, был восторженным почитателем русской классики, не только Толстого, но и Достоевского, Чехова, Гоголя, о чем писал в своих дневниках.

Но вместе с тем Кафка как бы «вторым зрением» видел себя со стороны и ощущал свою непохожесть на всех как уродство, свою «чуждость» воспринимал как грех и проклятие.

Франца Кафка мучили проблемы, которые были характерны для Европы начала века, его творчество непосредственно связано только с одним, пусть и весьма влиятельным направлением литературы XX столетия - модернистским.

Все, что Кафка написал, - его литературные замыслы, фрагменты, незаконченные рассказы, сны, которые зачастую мало чем отличались от его новелл, и наброски новелл, подобные снам, размышления о жизни, о литературе и искусстве, о прочитанных книгах и увиденных спектаклях, мысли о писателях, художниках, актерах - все это представляет собой полную картину его «фантастической внутренней жизни». Франц Кафка ощущал безграничное одиночество, столь мучительное и вместе с тем желанное. Его непрерывно терзали страхи - перед жизнью, перед несвободой, но и перед свободой тоже. Франц Кафка боялся что-либо изменить в своей жизни и в то же время тяготился ее привычным укладом. Писатель с такой пронзительностью раскрывал непрестанную борьбу с самим собой и с окружающей действительностью, что многое в его романах и новеллах, что, на первый взгляд, кажется плодом причудливой, иной раз больной фантазии, получает объяснение, обнаруживает свою реалистическую подоплеку, раскрывается как чисто автобиографическое.

«У него нет ни малейшего убежища, приюта. Поэтому он предоставлен на произвол всему тому, от чего мы защищены. Он как нагой среди одетых», - писала подруга Кафки, чешская журналистка Милена Есенская.

Кафка боготворил творчество Бальзака. Однажды он написал о нем: «На трости Бальзака было начертано: «Я ломаю все преграды». На моей: «Все преграды ломают меня». Общее у нас - это словечко «все».

В настоящее время о творчестве Кафки написано больше, чем о творчестве любого другого писателя XX века. Это чаще всего объясняется тем, что Кафка считается писателем-пророком. Он каким-то непостижимым образом сумел угадать и еще в начале века написал о том, что произойдет в последующие десятилетия. Тогда сюжеты его произведений казались чисто абстрактными и выдуманными, но какое-то время спустя исполнилось многое из того, что он писал, и даже в более трагической форме. Так, печи Освенцима превзошли самые изощренные пытки, описанные им в новелле «В штрафной колонии» (1914).

Точно такой же, казалось бы, абстрактный и немыслимый в своей абсурдности судебный процесс, который Франц Кафка изобразил в своем романе «Процесс», когда к смерти приговорили невиновного человека, много раз потом повторялся и повторяется до сих пор во всех странах мира.

В другом своем романе - «Америка» - Франц Кафка довольно точно предсказал дальнейшее развитие технической цивилизации со всеми ее плюсами и минусами, при котором человек остается одиноким в механизированном мире. И последний роман Кафки «Замок» тоже дает достаточно точную - при всей гротескности изображения - картину всевластия бюрократического аппарата, который на деле подменяет любую демократию.

В 1922 году Кафка был вынужден уйти на пенсию. В 1923 году он осуществил давно задуманное «бегство» в Берлин, где намеревался жить в качестве свободного литератора. Но его здоровье снова резко ухудшилось, и он был вынужден вернуться в Прагу. Умер же он в предместье Вены в 1924 году. Похоронили писателя в центре Праги на еврейском кладбище.

Выражая последнюю волю своему другу и душеприказчику Максу Броду, Кафка неоднократно повторял, что, кроме пяти опубликованных книг и подготовленной к печати новой новеллы, «все без исключения» должно быть сожжено. Сейчас бессмысленно обсуждать, хорошо или плохо поступил М. Брод, который все-таки нарушил волю друга и издал все его рукописное наследие. Дело сделано: все, что было написано Францом Кафкой, издано, и читатели имеют возможность сами судить о творчестве этого неординарного писателя, читая и перечитывая его произведения.

КА́ФКА Франц (Аншел; Franz Kafka ; 1883, Прага, - 1924, Кирлинг, близ Вены, похоронен в Праге), австрийский писатель.

Родился в немецкоязычной еврейской семье купца-галантерейщика. В 1906 г. окончил юридический факультет Пражского университета. В 1908–19 гг. (формально до 1922 г.) служил в страховом обществе. В печати выступил в 1908 г. Осознав себя профессиональным литератором, сблизился с так называемым Пражским кружком писателей-экспрессионистов (О. Баум, 1883–1941; М. Брод ; Ф. Вельч ; Ф. Верфель ; П. Леппин, 1878–1945; Л. Перуц, 1884–1957; В. Хаас, 1891–1973; Ф. Яновиц, 1892–1917, и др.), в основном - немецкоязычных евреев.

Хотя при жизни Кафки лишь немногие его рассказы публиковались в журналах и выходили отдельными изданиями («Наблюдение», 1913; «Приговор» и «Кочегар», 1913; «Превращение», 1916; «Сельский врач», 1919; «Голодарь», 1924), он уже в 1915 г. получил одну из значительных литературных премий Германии - имени Т. Фонтане. Умирая, Кафка завещал сжечь свои рукописи и не переиздавать опубликованные произведения. Однако М. Брод, друг и душеприказчик Кафки, понимая выдающееся значение его творчества, издал в 1925–26 гг. романы «Процесс», «Замок», «Америка» (два последних не окончены), в 1931 г. - сборник неизданных рассказов «На строительстве китайской стены», в 1935 г. - собрание сочинений (включая дневники), в 1958 г. - письма.

Главная тема Кафки - беспредельное одиночество и беззащитность человека перед лицом враждебных и непостижимых для него могущественных сил. Для повествовательной манеры Кафки характерно правдоподобие деталей, эпизодов, мыслей и поведения отдельных людей, предстающих в необычайных, абсурдных обстоятельствах и столкновениях. Несколько архаичный язык, строгий стиль «деловой» прозы, поражающей в то же время мелодичностью, служит для изображения кошмарных, фантастических ситуаций. Спокойное, сдержанное описание невероятных событий создает особое внутреннее ощущение напряженности повествования. В образах и коллизиях произведений Кафки воплощена трагическая обреченность «маленького» человека в столкновении с кошмарным алогизмом жизни. Герои Кафки лишены индивидуальности и выступают как воплощение неких абстрактных идей. Они действуют в среде, которая, несмотря на точно подмеченные автором детали семейного быта среднего класса имперской Австро-Венгрии, а также общие черты ее государственной системы, свободна от конкретности и приобретает свойства внеисторического художественного времени притчи. Своеобразная философская проза Кафки, сочетающая символику отвлеченных образов, фантастику и гротеск с мнимой объективностью нарочито протокольного повествования, а глубокий подтекст и внутренние монологи, усиленные элементами психоанализа, с условностью ситуации, приемы новеллизации романа и порой расширение притчи (параболы) до его масштабов, существенно обогатила поэтику 20 в.

Написанный под воздействием Ч. Диккенса первый роман Кафки о юноше-эмигранте в чуждом ему мире - «Пропавший без вести» (1912; назван М. Бродом при публикации «Америка») - отличается детализированным описанием внешнего колорита американского образа жизни, знакомого автору лишь по рассказам друзей и по книгам. Однако уже в этом романе повествовательное бытописание смешано с сомнамбулическим, фантастическим началом, которое, как и всюду у Кафки, приобретает черты обыденности. Художественно более зрелый и более напряженный по настроению роман «Процесс» (1914) - рассказ о банковском служащем Йозефе К., который внезапно узнает, что подлежит суду и должен ждать приговора. Бесплодны его попытки выяснить свою вину, защитить себя или хотя бы узнать, кто его судьи, - он осужден и казнен. В «Замке» (1914–22) атмосфера повествования еще более мрачная. Действие сводится к тщетным усилиям пришельца, некоего землемера К., попасть в замок, олицетворяющий высшую силу.

Усложненное, во многом зашифрованное творчество Кафки некоторые исследователи объясняют его биографией, находя ключ к пониманию его личности и произведений в его дневниках и письмах. Представители этой психоаналитической школы видят в произведениях Кафки лишь отражение его личной судьбы, а главное - длившийся всю жизнь конфликт с деспотичным отцом, тягостное положение Кафки в семье, у которой он не находил понимания и поддержки. Сам Кафка в своем не предназначенном для печати «Письме к отцу» (1919) утверждал: «В моих писаниях речь шла о тебе, я излагал там свои жалобы, которые не мог излить на твоей груди». Это письмо, являющееся блестящим образцом психоанализа, в котором Кафка защищал свое право следовать призванию, стало значительным явлением мировой литературы. Считая единственно возможным для себя способом существования литературное творчество, Кафка тяготился также и службой в конторе по страхованию от несчастных случаев. В течение многих лет он страдал бессонницей и мигренью, а в 1917 г. у него обнаружили туберкулез (последние годы жизни Кафка провел в санаториях и пансионах). Невозможность для Кафки совместить поглощенность творчеством с высоким представлением о долге семьянина, неуверенность в себе, боязнь ответственности, провала, насмешек отца были главными причинами расторжения его помолвок с Фелицией Бауэр и Юлией Ворицек. Не закончилась браком и его большая любовь к Милене Есенской-Поллак, первой переводчице его произведений на чешский язык.

Опираясь на факты неяркой биографии Кафки, психоаналитики рассматривают его произведения лишь как «романизированную автобиографию». Таким образом, фатальное одиночество его героев, обусловленное, например, трагической метаморфозой человека в огромное насекомое в «Превращении» или положением обвиняемого в «Процессе», чужака в «Замке», неприкаянного эмигранта в «Америке», отражали всего лишь беспредельное одиночество Кафки в семье. Знаменитая притча «У врат закона» (включенная в «Процесс») трактуется как отражение детских воспоминаний Кафки, изгнанного ночью отцом и стоящего перед запертой дверью; «Процесс» якобы отражает чувство вины, заставившее Кафку расторгнуть брачные обязательства, или является наказанием за безлюбие как за нарушение нравственного закона; «Приговор» и «Превращение» - ответ на столкновение Кафки с отцом, признание своей виновности в отчуждении от семьи и т. д. Однако при этом подходе остаются в стороне даже такие моменты, как интерес Кафки к социальным проблемам (он составил проект «коммуны» - сообщества свободных тружеников); его преемственная связь с Э. Т. А. Гофманом, Н. Гоголем, Ф. Достоевским , С. Кьеркегором (предварившим идею Кафки об абсолютной беспомощности человека), с многовековой традицией еврейской притчи, с местом в текущем литературном процессе и т. д. На неполноту биографическо-фрейдистского подхода к трактовке творчества Кафки указывали представители социологической школы, отмечая, что символический мир Кафки разительно напоминает современность. Творчество Кафки толкуется ими как отражение в фантастической форме реальных социальных противоречий, как символизация трагического одиночества человека в неустроенном мире. Некоторые видят в Кафке провидца, как бы предсказавшего (особенно в рассказе «В исправительной колонии»; написан в 1914 г., опубликован в 1919 г.) фашистский кошмар, что отметил уже в 1930-х гг. Б. Брехт (все сестры Кафки, как и М. Есенская, погибли в нацистских концлагерях). В этой связи интересна и оценка Кафки массовых революционных движений (речь шла о революции в России), результаты которых, по его мысли, будут сведены на нет «господством новой бюрократии и появлением нового Наполеона Бонапарта».

Большинство интерпретаторов усматривают в произведениях Кафки символическое изображение религиозной ситуации современного человека. Однако эти интерпретации колеблются от присвоения Кафке экзистенциалистского нигилизма до приписывания ему веры в Божественное спасение. Представители, например, так называемой мифологической школы считают, что мифологизация житейской прозы с ее алогичностью и несоответствию здравому рассудку доводится до необычайной последовательности в творчестве Кафки, где фон образует «травестия иудаистского мифа» (в смысле библейских и талмудических /см. Талмуд / сказаний). Существует точка зрения, согласно которой отчуждение героев Кафки от своей среды, приобретающее в его глазах значение универсального закона, символически отражает изоляцию еврея в мире. Герои же Кафки - это евреи галута с их философией страха, безысходности и неустроенности, предчувствием грядущих катаклизмов, а его творчество выражает мироощущение представителя религиозного и социального гетто , усугубленное чувством немецко-еврейского изгоя в славянской Праге. М. Брод считает, что у Кафки речь идет в основном не о человеке и обществе, а о человеке и Боге, а «Процесс» и «Закон» - это две ипостаси Бога в иудаизме: Правосудие (миддат х а-дин) и Милосердие (миддат х а-рахамим) . М. Брод также считал, что в контроверзах (внутреннем противоборстве) героев Кафки сказалось влияние еврейской религиозной литературы (в первую очередь Талмуда). По концепции исследователей, рассматривающих творчество Кафки в свете его еврейства, он видит путь к спасению для себя и своих героев в постоянном стремлении к совершенствованию, которое приближает к Правде, Закону, Богу. Сознание величия еврейской традиции и отчаяние перед невозможностью найти в ней точку опоры Кафка выразил в повести «Исследования одной собаки» (русский перевод - журнал «Менора», №5, 1974, Иер.): «Предо мной восстали грозные видения наших праотцев... я склоняюсь перед их знанием, которое они черпали из источников, уже позабытых нами».

По Кафке, «литературное творчество - всегда только экспедиция в поисках Правды». Обретая Правду, его герой найдет путь к сообществу людей. Кафка писал о «счастье быть вместе с людьми».

Герои Кафки терпят крах в попытках прорваться через одиночество: землемер К. остается чужим в деревне, где он нашел непрочный приют. Однако замок - некая высшая цель, которая все же существует. Поселянин из притчи «У врат Закона» осужден умереть в ожидании разрешения войти в них, но перед смертью видит мерцающий вдали свет. В притче «Как строилась китайская стена» все новые и новые поколения возводят стену, но в самом стремлении строить заключена надежда: «пока не перестают подниматься, не кончаются ступени». В последней новелле Кафки «Певица Жозефина, или Мышиный народ» (прототипом образа Жозефины была обучавшая Кафку ивриту уроженка Эрец-Исраэль Пуа Бен-Тувим-Митчел), где в трудолюбивом, стойком мышином народе легко угадывается еврейский народ, - мудрая мышь говорит: «Мы ни перед кем не капитулируем безоговорочно... народ продолжает идти своим путем». Таким образом, несмотря на острое ощущение трагизма жизни, эта маячащая перед героями надежда не дает права считать Кафку безысходным пессимистом. Он писал: «Человек не может жить без веры в нечто неразрушаемое в себе». Это неразрушаемое - его внутренний мир. Кафка - поэт сочувствия и сострадания. Осуждая эгоизм и сочувствуя страждущему человеку, он заявлял: «Мы должны взять на себя все страдания, окружающие нас».

Судьбы еврейства всегда волновали Кафку. Формальный, сухой подход отца к религии, бездушная, автоматическая обрядность, соблюдавшаяся лишь по праздникам, оттолкнули Кафку от традиционного иудаизма. Подобно большинству ассимилированных пражских евреев, Кафка в юности лишь смутно осознавал свое еврейство. Хотя его друзья М. Брод и Г. Бергман познакомили его с идеями сионизма , а в 1909–11 гг. он слушал в пражском студенческом клубе «Бар-Кохба» лекции о еврействе М. Бубера (оказавшего влияние на него и др. пражских экспрессионистов), однако толчком к пробуждению интереса к жизни еврейства, в особенности восточноевропейского, послужили гастроли еврейской труппы из Галиции (1911) и дружба с актером Ицхаком Лёви, познакомившим Кафку с проблемами еврейской литературной жизни Варшавы тех лет. Кафка с увлечением читал историю литературы на идиш , выступил с докладом о языке идиш, занимался ивритом, изучал Тору . И. М. Лангер , обучавший Кафку ивриту, познакомил его с хасидизмом . В конце жизни Кафка становится близок к идеям сионизма и принимает участие в работе Еврейского народного дома (Берлин), лелеет мечту о переселении в Эрец-Исраэль с подругой последнего года жизни, Дорой Димант, однако считает себя недостаточно очищенным духовно и подготовленным к такому шагу. Характерно, что свои ранние произведения Кафка публиковал в ассимиляторском журнале «Богемия», а последние - в берлинском сионистском издательстве «Ди шмиде». При жизни и в первое десятилетие после смерти Кафки с его творчеством был знаком лишь узкий круг ценителей. Но с приходом нацизма к власти в Германии, в годы Второй мировой войны и особенно после нее творчество Кафки приобрело международную известность. Влияние творческого метода Кафки, характерного для модернистской литературы 20 в., в разной мере испытали Т. Манн

Эпитет «кафкианские» вошел во многие языки мира для обозначения ситуаций и чувств человека, попавшего в лабиринт гротескных кошмаров жизни.

В этой краткой биографии Франца Кафки. которую вы найдете ниже, мы постарались собрать основные вехи жизни и творчества данного писателя.

Общие сведения и суть творчества Кафки

Кафка Франц (1883-1924) - австрийский писатель-модернист. Автор произведений: «Превращение» (1915), «Приговор» (1913), «Сельский врач» (1919), «Художник голода» (1924), «Процесс» (изд. 1925), «Замок» (изд. 1926). Художественный мир Кафки и его биография неразрывно связаны. Главной целью его произведений стала проблема одиночества, отчуждения человека, которая никому не нужна в этом мире. В этом автор убедился на примере собственной жизни. «У меня нет интереса к литературе, - писал Кафка, - литература - это я сам».

Воссоздав себя самого на страницах художественных произведений, Кафка нашел «болевую точку человечества», предвидел будущие катастрофы, вызванные тоталитарными режимами. Биография Франца Кафки примечательна тем, что его творчество содержит признаки разных стилей и направлений: романтизма, реализма, натурализма, сюрреализма, авангардизма. Жизненные конфликты являются определяющими в творчестве Кафки.

Детство, семья и друзья

Биография Франца Кафки интересна и наполнена творческими успехами. Будущий писатель родился в австрийской Праге в семье галантерейщика. Родители не понимали сына, и с сестрами отношения не сложились. «В своей семье я больше чужой, чем самый чужой», - пишет Кафка в «Дневниках». Особенно сложными были его отношения с отцом, о чем позже писатель напишет в «Письме к отцу» (1919). Авторитарность, сильная воля, моральное давление отца подавляли Кафку с раннего детства. Учился Кафка в школе, гимназии, а затем в Пражском университете. Годы обучения не изменили его пессимистических взглядов на жизнь. Между ним и сверстниками всегда была «стеклянная стена», о чем писал его одноклассник Эмиль Утиц. Единственным другом на всю жизнь стал для него Макс Брод, университетский товарищ от 1902 г. Именно его Кафка назначит перед смертью исполнителем своего завещания и поручит сжечь все свои произведения. Макс Брод не выполнит распоряжение своего друга и сделает его имя известным всему миру.

Проблема с браком также стала для Кафки непреодолимой. Женщины всегда благосклонно относились к Францу, и он мечтал создать семью. Были невесты, была даже помолвка, но на брак Кафка так и не решился.

Еще одной проблемой для писателя была его работа, которую он ненавидел. После университета, получив степень доктора юридических наук, Кафка служит 13 лет в страховых компаниях, тщательно выполняет обязанности. Любит литературу, но не считает себя писателем. Он пишет для себя и называет это занятие «борьбой за самосохранение».

Оценка творчества в биографии Франца Кафки

Герои произведений Кафки такие же беззащитные, одинокие, умные и одновременно беспомощные, чем обречены на гибель. Так, в новелле «Приговор» рассказывается о проблемах молодого коммерсанта с собственным отцом. Художественный мир Кафки сложный, трагический, символический. Герои его произведений не могут найти выход из жизненных ситуаций в кошмарном, абсурдном, жестоком мире. Стиль Кафки можно назвать аскетичным - без лишних художественных средств и эмоциональных возбуждений. Французский филолог Г. Барт этот стиль характеризовал, как «нулевой градус письма».

Язык сочинений, по словам Н. Брода, простая, холодная, темная, «а глубоко внутри не перестает гореть пламя». Своеобразным символом собственной жизни и творчества Кафки может служить его повесть «Перевоплощение», в которой ведущей является мысль о бессилии «маленького человека» перед жизнью, о ее обреченностью на одиночество и смерть.

Если вы уже ознакомились с биографией Франца Кафки, вы можете поставить свою оценку данному писателю вверху страницы. К тому же, помимо биографии Франца Кафки, предлагаем вам посетить раздел Биографии , чтобы прочитать о других популярных и известных писателях.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook