Росписи храмов аджанты. Империя маурьев

Адрес: Индия
Постройка: со II века до н. э. по V век н. э.
Количество пещер: 29 шт.
Координаты: 20°33"12.4"N 75°41"58.6"E

Содержание:

Описание

Весной 1819-го года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры.

Пещеры Аджанты с высоты птичьего полёта

Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды. Спустя несколько минут, когда прошло первое волнение, англичане, забыв об охоте, решили осмотреться и более детально изучить эту местность. Увиденное еще больше их заинтересовало: их взорам открылись множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе 19-го века, когда случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалеку от селения Аджанта.

На скалистом утесе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер, протяженностью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами еще во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен. Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Общий вид на пещеры

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько ученых были отправлены на исследование пещер Аджанты, которые, впрочем, так же не уделили должного внимания к этой археологической находке. В 1843-м году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты , дата строительства которых уходит своими корнями в глубочайшую древность.

То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 – храмами. В них, на удивление, прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и для зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые ученные называют не иначе, как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определенное представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных. В подземных залах нет ни одного пустующего уголка, отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чем-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими. Роспись, созданная монахами в далекие времена, словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что все в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на картинах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды: от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни.

Все это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844-м году прибыл в пещеры Аджанты. Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя все время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев . Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866-м году часть копий основных фресок были собраны для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона , случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи с пещерами, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла еще одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен, как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнем, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учеными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясен искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии ». Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983-м году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры.

Но, все же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остается масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые все еще хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор ученые не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены еще до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности . Самые древние из них расположены посередине горного массива, это, так называемые, пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было еще не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества. В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу, как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстает скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану. К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже, несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии, в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако, и часть увиденного за время экскурсии буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса, оставит самые яркие воспоминания.

Аджанта (Индия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Индию
  • Горящие туры в Индию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Индия - это удивительная страна, которая хранит на своих просторах множество уникальных достопримечательностей, равных которым нет больше нигде в мире. Говоря об Индии, прежде всего, стоит упоминать о ее колоссальном духовном наследии, составить полное представление о котором можно, побывав всего в одном месте.

Речь идет об уникальном буддистском храмовом комплексе Аджанта - это рукотворный пещерный монастырь, состоящий из двадцати девяти храмов и прилегающим к ним кельям монахов-отшельников. Он находится в самом сердце страны, но при этом даже в наше время является труднодоступным, ведь до ближайшего населенного пункта отсюда нужно пройти более десяти километров, а с цивилизацией Аджанту разделяет почти сто десять километров. Но те, кто рискнет преодолеть такое расстояние, будет щедро вознагражден.

Как добраться

Дорога до Аджанты нелегкая и займет у вас достаточно много времени, но не отказывайтесь от поездки, а просто будьте готовы к небольшим трудностям на пути к прекрасному. Есть прямой поезд от Дели до Аурангабада, также до этого города можно добраться поездом из Мумбаи, а потом уже рейсовым автобусом или даже посредством рикши доехать непосредственно до Аджанты. Поездом можно также доехать и до городов Джалгаона или Бхусавала, которые также имеют с Аджантой автобусное сообщение. Но в любом случае нужно помнить, что по понедельникам этот комплекс закрыт для посещений.

Если вы планируете провести в Аджанте несколько дней, то лучше всего останавливаться в Аурангабаде, а для передвижений нанимать автомобиль, предприятие это вовсе не затратное, особенно если вы путешествуете небольшой компанией. Там же можно заказать экскурсию или даже персонального гида.

Поиск авиабилетов в город Мумбай (ближайший а/п к Махараштре)

Немного истории

Считается, что начало возведения монастыря было положено еще во 2 веке до нашей эры, но активнее всего строительные и отделочные работы велись в 3-7 столетиях нашей эры, когда Индией правила могущественная династия Гуптов, в последствии этот период назвали «золотым» в истории государства. Но уже к 13 веку буддизм в Индии утратил свои позиции, а соответственно и интерес к монастырю ослабел, монахи перестали приходить сюда, и на протяжении нескольких веков пещеры Аджанты были заброшены и о них практически никто не знал.

Только в 19 о них снова заговорили после того, как британские колонизаторы во время охоты случайно забрели в эти неприступные места. Уже через сто лет здесь провели масштабную реконструкции и включили этот исторический объект в список культурных ценностей не только Индии, но и ЮНЕСКО.

Если бы не неприступность монастыря, вряд ли он сохранил бы свое величие до наших дней, ведь долгое время в стране происходили разрушения буддийских храмов фанатиками. Но свои коррективы внесло неумолимое время, из-за чего только в тринадцати храмах осталась уникальная роспись, которой украшен каждый сантиметр внутри залов.

Пещерный монастырский комплекс

Стоя на краю каньона, в котором расположены пещеры, нельзя отказать себе в удовольствии хотя бы несколько минут созерцать это совместное величественное творение природы и человека. Глядя на масштабы монастыря (он простирается более чем на полкилометра в длину, а высота его составляет около двадцати двух метров), сложно представить, как можно было, не имея в своем распоряжении сверхмощной современной техники, воздвигнуть такой монументальный комплекс.

Спустившись на самое ущелье, где в окружении базальтовых скал течет спокойная река Вагхора, снова удивляешься человеческому гению, который смог все так упорядочить - параллельно берегу проложена ровная и просторная дорога, ответвления от которой ведут во все двадцать девять храмов. Вход в каждый пещерный монастырь обрамлен величественными колонами, щедро украшенными необычной резьбой.

Эта роспись представляет особую ценность, так как она досконально иллюстрирует быт того времени. На стенах, потолках и многочисленных колонах в мельчайших подробностях изображены сцены из жизни деревень и городов древней Индии, очень красочно вырисованы дворцы вельмож, то, как они проводили свое время. Помимо этого присутствует огромное количество фресок написанных по религиозным мотивам, а также особое внимание уделяется изображениям эротического характера. Внутри пещеры изображено все многообразие внешнего мира.

Эта живопись послужила основой для дальнейшего развития индийского изобразительного искусства, а ее значение в мировом масштабе просто невозможно переоценить.

Особенно поражает то, что все эти рисунки с множеством мелких довольно реалистичных деталей, причудливой игрой красок и цвета создавались в пещерном полумраке, такое впечатление, что древнем мастерам действительно покровительствовал высший разум.

Проникнуться духом истории помогают живописные настенные полотна, а ощутить в полной мере особую энергетику этого необычного места можно благодаря статуям Будды. Все они высечены из камня, но так искусно, что, кажется, будто бы они воодушевлены, настолько тонко переданы черты и выражения лиц, в которых с легкостью прочитывается каждая эмоция и даже мысль.

Буддистский пещерный монастырь Ajanta расположен в штате Maharashtra (Махараштра), в центральной части Индии. Комплекс состоит из 29 пещер, в 13 из которых сохранились уникальные росписи, покрывающие стены, колонны и потолок. Аджанта входит в список ЮНЕСКО, и является важной туристической достопримечательностью Индии.

История пещерных храмов

Монастырский комплекс создавался на протяжении семи столетий - со II в. до н. э. до V в. Наиболее интенсивное строительство велось в конце этого периода. Монахи жили в монастыре предположительно до XI-XIII вв. К этому времени индийский буддизм уступил свои позиции в стране возрождавшемуся индуизму и активно насаждавшемуся мусульманскими захватчиками исламу. Аджанта оказалась заброшенной и забытой.

Второе открытие пещерного монастыря состоялось в 1819 г. Охотившиеся в джунглях на тигров английские солдаты, раздвинув густые заросли, обнаружили вход в пещеру. Англичане вошли в него, зажгли факелы, и неожиданно оказались в большом расписанном зале с колоннами и каменной буддистской ступой. Затем они обнаружили множество тропинок, ведущих в другие пещеры скалы, имеющей форму подковы.

За следующую четверть века Аджанту посетили несколько учёных и туристических групп.

Серьёзное исследование пещерного комплекса предпринял в 1843 г. британский археолог Джеймс Фергюсон. Он подробно описал пещеры, указал на их научную ценность и необходимость спасения разрушающихся росписей.

Хотя заброшенность и труднодоступность Аджанты способствовали её сохранности, росписи продолжали исчезать под воздействием времени и климата.

После доклада Фергюсона Королевскому Азиатскому обществу, в монастырь в 1844 г. был командирован художник Роберт Гилл. Перед ним поставили задачу тщательно скопировать уникальную наскальную живопись на полотно. Гилл очень добросовестно подошёл к своему делу, которому посвятил два десятилетия жизни. Во время работы до нередко болевшего художника доходили разговоры индусов о проклятии, довлеющем над пещерами, но он не придавал им значения.

По окончании работы он показал свои труды в Хрустальном дворце Лондона. Увы, плоды 20-летней кропотливой работы художника сгорели в крупном пожаре, случившимся в 1866 г. на выставке. Тогда и пришлось ему вспомнить легенду о мести богов потревожившим их людям. Гилл нашёл в себе силы вновь приехать в Аджанту, и начать всё сначала. Вскоре, однако, он умер от неизвестной болезни, и был похоронен недалеко от пещер.

Следующую попытку копирования наскальной живописи предпринял бомбейский искусствовед Джон Гриффитс с учениками. Как ни странно, но на выставке в 1885 г. в Лондоне, где они представили выполненные ими 300 живописных полотен, произошёл пожар, и треть картин была уничтожена.

Единственная успешная попытка вывезти фрагмент фресок без негативных последствий для себя удалась Джеймсу Эдвину Уильямсу в первой половине XIX в. Сейчас эта древняя фреска V в. находится в Бостоне, в экспозиции Музея изящных искусств.

Широкую общественную известность пещерный монастырь получил менее века назад - в 1928 г. Тогда многие газеты опубликовали серию фотоснимков, сделанных итальянскими учёными, исследовавшими древний памятник.

29 пещер Аджанта

Пещерный монастырь простирается более чем на полкилометра в ущелье реке Waghora (Вагхора). От параллельной берегу дороги проложены ответвления в каждую из 29 пещер. Их входы соединены построенной много позже террасой.

Пещеры были пронумерованы Фергюсоном по направлению с востока на запад. Эта последовательность не совпадает с хронологией строительства. Самые древние пещеры находятся в центре комплекса, а получившие первые два номера были обустроены позже других.

Некоторые пещеры (№ 9, 10 и 12) были созданы в более ранний хинаянский период развития буддизма. В это время акцент делался на независимом совершенствовании личности в монашеской общине. Поэтому в них нет статуй Будды. Махаянскому периоду свойственен сложный религиозный культ. В пещерах, датированных этим временем, много картин и статуй Будды, а потолки декорированы растительными орнаментами и изображениями птиц и животных. Этот приём древних живописцев позволял им визуально приподнять высоту.

Сохранившуюся в 13 пещерах настенную и потолочную живопись можно назвать живописной энциклопедией жизни древней Индии. Поскольку Будда - не бог, а учитель человечества, живший среди людей, то в посвящённых ему сюжетах часто изображаются картинки повседневного быта. Много эротических рисунков, которые в Индии никогда не считались антагонистами религиозных сюжетов.

До сих пор непонятно, как древние мастера в полумраке смогли создать такую высокохудожественную роспись. По одной из версий, они направляли внутрь пещеры отражённые полированным листом металла солнечные лучи. Для их дальнейшего распространения вглубь могла быть применена белая ткань. Другой загадкой Аджанты остаётся обнаруживаемая при реставрациях светящаяся краска древних мастеров, сохранявшая свою яркость много веков. Она способна воспринимать свет, накапливать его, а затем излучать в темноте.

Храмы Чайтья

Из 29 пещер 5 были отведены под молитвенные храмы (caitya, чайтья), а оставшиеся 24 (vihara, вихара) - под общежития монахов или святилища Будды. Чайтья представляют собой узкий зал с высоким потолком и множеством колонн по бокам. Солнечный свет поступает через единственное окно над входом.

К чайтья относятся пещеры № 9, 10, 19, 24 и 26. Первые две из них - самые старые. Именно пещеру № 10 первой обнаружили англичане. Она состоит из центрального зала, боковых восьмиугольных столбов и замыкающей пространство каменной ступы. В пещере 19 можно увидеть множество нарядных резных элементов фасада, подковообразное окно, тройную ступу и множество изображений Будды в разных позах. Особенность пещеры 26 - огромная статуя лежащего Будды. Стены покрыты многочисленными высеченными эпизодами его жизни.

Пещеры Вихара

Большинство пещер Аджанты -- Вихара. Они, как правило, имеют квадратный зал с плоским потолком и расположенными по бокам монашескими кельями. В них собирались, трапезничали и отдыхали монахи.

Пещера 1 - самая большая: её высота - 6 м, а ширина - 12. Она считается и самой красивой. В ней находится наиболее известное произведение наскальной живописи Аджанты - изображение Bodhisattva Padmapani (Бодхисаттвы Падмапани) . Потолок пещеры покрывает прекрасная роспись с удивительно точной художественной перспективой.

Пещера 2 не уступает № 1 красотой росписи потолка, а пещера 17 выделяется наилучшей сохранностью фресок. Их основные сюжеты - обыденная жизнь и путешествия царственных особ.

Как добраться до пещер Аджанты

Большинство туристов приезжает в Аджанту из центра штата Махараштра - города Aurangabad. Туда ходят поезда из Дели, Мумбаи, Джалгаона и Бхусавала. Есть в Аурангабаде и аэропорт, в который прилетают самолёты местных авиалиний.

Расстояние от Аурангабада до пещер Аджанты - примерно 100 км. В этом направлении работает автобус Аурангабад - Джалгаон. На нём за 2 часа и 80 INR (индийских рупий) следует доехать до посёлка Fardapur. Рядом с ним есть Т-образный перекрёсток, от которого до пещер - 5 км. Их можно преодолеть на часто курсирующих автобусах, заплатив 5 INR.

Монастырский комплекс открыт с 9 до 17:30. Входной билет для иностранцев стоит 250 INR, ещё 25 INR нужно заплатить за видеосъёмку. Следует учитывать, что по понедельникам пещерный монастырь закрыт.

Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства являются комплекс пещерных храмов Аджанты . Он был создан в эпоху империи Гуптов - последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны.

Комплекс подземных буддийских храмов Аджанты создавался на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Он представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой. В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех - монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него. По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря отдаленности храмового комплекса - это позволило уникальным росписям избежать полного разрушения, которым подвергались древние храмы со стороны религиозных фанатиков. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате только тринадцать из тридцати девяти пещер сохранили фрагменты древней живописи.

Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам. Однако, наряду с изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений показывающих сцены из жизни древней Индии. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказала влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож. В сюжетах росписей Аджанты присутствуют и сцены придворной жизни: принцы - в роскошных апартаментах, окруженные женами и прислужницами, выезжают на войну или охоту, принимают гостей. Эти изображения сегодня позволяют реконструировать городскую архитектуру Индии той поры, в большинстве случаев деревянную: дворцы, дома богатых граждан, ворота - все то, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому в них нашли выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах. Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев живут своей жизнью суетливые маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины, львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов, мир буддийских сказаний и реальный мир "далекой Индии чудесной" - все это с удивительным искусством воплощено на стенах пещерных храмов Аджанты.

Наряду с картинами из жизни Великого Учителя - Будды, наряду с изображениями бодхисатв, буддийских монахов и религиозных символов, в росписях Аджанты присутствуют картины откровенно эротического содержания, с точки зрения европейца - просто непристойные, которые едва ли могли соответствовать потребностям уединенной жизни монахов. Но это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии, и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах. Более того: эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни.

Сцены, изображенные на росписях Аджанты, как правило, сюжетно не связаны между собой. Росписи представляют отдельные циклы, иногда написанные в разные времена, и связь между этими циклами весьма условна. Отдельные эпизоды изображены самым неожиданным образом по отношению друг к другу, разные сцены не отделены друг от друга какими-либо рамками, а незаметно переходят одна в другую.

Исследователи росписей Аджанты неизменно обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии середины I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца. И с поразительным мастерством изображены напуганные разъяренным слоном люди, в панике разбегающиеся и прячущиеся кто куда.

В росписи Аджанты органично вплетаются каменные скульптуры и рельефы. С особенным искусством оформлен центральный вход в один из подземных храмов. Над входом изображены восемь фигур Будды в белых и розовых одеждах на черном фоне. Под ними - восемь изображений счастливых влюбленных пар. Эти изображения облетели весь мир и, вероятно, имеются в любом издании по искуству Древней Индии. В полумраке ниш по обеим сторонам входа стоят монументальные скульптуры богинь священных рек Ганга и Джамны. Одна из богинь стоит на каменной черепахе, другая - на крокодиле. Ниши со скульптурами обрамляет живописное изображение густой листвы.

Роспись потолков пещерных храмов Аджанты призвана уничтожить давление скалы, приподнять пространство над головой. Это достигнуто за счет удивительного разнообразия орнамента, которым расписаны потолки, орнамента, составленного из цветов, листьев, плодов в сочетании с изображениями птиц и животных образующими единый многообразный мир. В некоторых случаях живописцы попытались придать потолкам характер кессонных, с помощью орнамента зрительно увеличивая высоту сводов пещеры.

Сказочно богатые и многообразные росписи Аджанты стали известны всему миру только после 1819 года, когда забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены вновь. В 1920-х годах живопись в пещерах была отреставрирована и с тех пор находится под охраной.

В 321 г. до н. э. в Индии возникло первое объединённое государство - империя Маурьев. Их столицу - Паталипутру (в долине Ганги) - опи­сывали древнегреческие авторы. Го­род окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Боль­шинство архитектурных сооруже­ний были из дерева.

В строительстве и скульптуре ка­мень начали широко применять во времена правления царя Ашоки (268-232 гг. до н. э.), что в первую очередь связано с утверждением буддизма в качестве государствен­ной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в мо­нументальном искусстве, которое принято называть «искусством Ашоки». Это прежде всего мемориальные колонны, на которых высечены ука­зы правителя. Такую колонну нель­зя назвать архитектурным соору­жением в полном смысле слова: она соединяет в себе элементы зодчест­ва и скульптуры.

Колонна, или стамбха, представ­ляет собой хорошо отполирован­ный каменный столб. Стамбхи быва­ют высотой более десяти метров и завершаются капителью со скульп­турными изображениями животных Самая знаменитая из них - Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н. э.). Столб, нёсший эту капитель, по преданию, был поставлен на том месте, где Будда произнёс свою пер­вую проповедь.

Со времени царя Ашоки в архи­тектуре получили распространение буддийские мемориальные и погре­бальные памятники - ступы. Ран­ние ступы в буддизме служили для хранения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Буд­ду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа

Стамбха Ашоки. Середина III в. до н. э.

Индия.

Стамбха Ашоки.

Фрагмент.

Середина III в. до н. э.

Индия.

*Нирвана - психологи­ческое состояние полноты внутреннего бытия, отсутст­вия желаний, совершенной удовлетворенности, абсолют­ной отрешённости от внеш­него мира, освобождения от оков материи, бесконеч­ной цепи рождений и смер­тей (сансары).

**Буддизм - мировая ре­лигия наряду с христианст­вом и исламом. Одним из главных представлений буддизма является видение жизни как страдания. Прео­долеть его и познать истину можно, пройдя путь спасе­ния. Высшей целью в буд­дизме является нирвана - просветление, освобождение человека от плена земных перерождений и, наконец, соединение с космическим порядком - Абсолютом.

с самого начала приобрела полусфе­рическую форму.

Полусфера, символ Неба и бес­конечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы - ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти.

Одна из самых древних сохра­нившихся ступ, сооружённых при Маурьях, - ступа в Санчи (около 250 г. до н. э.). Позже она была пере­строена и чуть увеличена в размерах. Полусферический купол ступы поко­ится на круглом основании с терра­сой, служившей для ритуального об­хода. С южной стороны к террасе ведут лестницы. Купол ступы над­строен каменным кубом с квадрат­ной оградой, форма которой повто­ряет очертания алтарей эпохи вед и может считаться символом Земли или горы Меру. Ступу окружает мас­сивная ограда. По четырём сторонам света в ней сделаны ворота - тораны, украшенные рельефом.

Ранняя ступа была воздвигнута также в Бхархуте. До нашего време­ни дошла ограда с воротами. Само сооружение времён царя Ашоки не сохранилось. На рельефах столбов ограды предстают древнейшие бо­жества в облике человека: якши и якшини - духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. Поскольку якшини про­изошли от богинь растительного царства, иногда их изображали духами дерева. В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, по их роль значительна, так как они являлись в широком смысле охранителями учения, а в более уз­ком - святого места, буддийского сооружения от злых духов, поэтому их часто изображали попарно на ог­радах и воротах ступы, а также дру­гих культовых построек.

Ещё один вид буддийской архи­тектуры - пещерные храмы. Пеще­ра Ломас Риши в Бодх-Гаи - оваль­ное святилище и прямоугольный зал - была высечена при Ашоке

(около 250 г. до н. э.). Стены храма тщательно отполированы. Его фасад и план послужили образцами для более поздних культовых построек I в. н. э.

Монументальная скульптура из камня - вид искусства, который получил при Маурьях широкое рас­пространение. В скульптуре ранне­го буддизма изображения Будды в облике человека не встречались.

Рельеф колонны ступы в Бхархуте. III в. до н. э.

Индия.

Львиная капитель стамбхи в Сарнатхе. Середина III в. до н. э.

Археологический музей, Сарнатх. Индия.

Ступа. Ill- - I вв. до н. э.

Индия.

Будда и его учение представали в об­разах священного дерева Бо (под ним Учитель достиг просветления), трона Будды и Колеса Закона, изо­бражения ступы или отпечатка сто­пы великого проповедника. Эти изображения символизировали раз­личные этапы жизненного пути Учителя: рождение, распростране­ние учения, достижение нирваны. Стиль этих изображений обобщён­но-декоративный и чрезвычайно напоминает резьбу по дереву или слоновой кости.

При Маурьях создавались статуи, и сегодня поражающие монумен­тальностью образа, законченностью и совершенством форм. Такова скульптура якшини из Дидарганджа (около III в. до н. э.). Богиня в образе молодой женщины стоит держа в руках опахало. У неё пышные, тяжё­лые формы (широкие бёдра, чуть выступающий живот, большая грудь). Превосходная полировка придаёт статус завершённость, а крупные формы якшини удивительно сочета­ются с мельчайшими деталями её одежд и украшений.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook