Крестьянские дома XIX века на Русском Севере. По каким правилам жили, что ели и как разговаривали в богатых и бедных семьях В мастерской у М.А.Зичи

Мы решили выяснить, как же люди согревали дома в 19 веке. В деревне все понятно - есть лес, и есть печка, в ней и кашку сварить можно, и бок зимой согреть.

А представьте тогдашнюю столицу Санкт-Петербург. Как там согревали пяти, шести, семи этажные каменные дома? О том какие системы придумали строители мы сейчас подробненько расскажем. К слову грели не особо сильно, всего лишь до 14,4 - 16 градусов, в спальнях было прохладнее. Современная норма - 21. Вот оно глобальное потепление. В Англии спальни не топили вообще. Чтобы уснуть и не будить весь дом стуком зубов от холода, брали с собой грелку. Пока она остывала удавалось нормально заснуть.


Чем топили? Лондон отапливали углем, но в России эта система не прижилась, наш уголь спросом не пользовался, а английского было мало - в год в Санкт-Петербург приходили всего 5-6 кораблей, груженых углем. Использовать его было нерационально дорого, но зато можно было сказать гостям: Сударыня, извольте заценить эти булочки по французскому рецепту с индийской корицей и тепло по английскому образцу. Большинство топило дома дровами. Дерево привозили на баржах из Эстонии и Финляндии, или по Неве из Пригорода и Карелии. Разгрузкой занимались прямо на набережных колоритные в своей бедноте крестьяне: ободранные, в лаптях, в заплатах, осунувшиеся, уставшие. Их даже лишили последней радости - петь во время работы. Обычно песнопения скрашивали тяжелую монотонную работу, но в Петербурге за тишиной строго следила полиция.

Фото разгрузки дров около Михайловского замка.

А теперь загадка - для чего нужны были дворы-колодцы?

А. Чтобы молодым студентам, начитавшимся Достоевского, было куда спрыгнуть с крыши посреди полярной ночи?
Б. Чтобы во внутренние окна попадал свет
В. Как в Барселоне, создавать тень во время томящего летнего зноя.
Г. Для чего-то полезного и хозяйственных нужд.

Места в Петербурге было мало, очень мало, много меньше, чем в Москве или любом другом русском городе, а сарай где-то должен быть, и конюшня нужна. Но в дворы рядом с домом портили вид города и нарушали указ о строительстве улиц одним фасадом, поэтому дворы активно использовали для хозяйственных нужд.
Дрова тоже хранили во дворе. (Кстати, сараи строили чаще всего по периметру, а не в центре.) Потом дворники кололи дрова и относили их в каморку на черной лестнице. Все читали про черные лестницы, они вели со двора на кухню, пользовалась ими обычно прислуга, там же находились отхожие места. Когда дрова подсыхали их относили жильцам.

Квартиры в доходных домах Петербурга сдавались с дровами и без дров. Это как сейчас с к/у и без к/у. Без дров дешевле, но с дровами экономнее. Жильцов, больных паранойей, начинал мучить вопрос: если сниму квартиру с дровами, то мне не придется о них заботиться, плюс хозяин берет оптом и дешевле, но он же, гад, будет экономить на качестве дров. Угорю с такими дровами. Если квартира сдавалась без дров, то была вероятность, что комнаты настолько холодные, что их невозможно прогреть сколько не топи. Одни расстройства для нервных граждан.

Печи. В некоторых домах строили из кирпича русскую печь, которую потом по традиции белили.

Существовали утермарковские чугунные печи, которые потом прозвали буржуйками. На них и готовить можно было, и согреться. Но чугунные печи разрешалось ставить только для просушки помещений, постоянно использовать было запрещено. Поэтому, когда приходили проверяющие комиссии, хозяева уверяли, что поставили их совсем недавно и только на чуть-чуть. А что три года вы приходите с проверкой, а печь все на том же месте, так это чистое совпадение. Ой а вам случайно монетка в карман упала - в общем ничего нового для нашей страны.

Камины редко использовали для отопления, зато часто для понтов. В них только 30% шло непосредственно на то, чтобы согреть помещение. Чаще всего ставились печи-голландки. Это длинные вертикальные печи почти во всю высоту стены, облицованные плиткой или изразцами. Они и выглядели лучше, и топились экономнее. Русскую печь топить приходилось каждый день, изразцовую раз в два дня.

Центрального отопления не существовало. Но если начать листать старые газеты, то найдутся сотни упоминаний о центральном отоплении. Так называлось единая система обогрева для всего дома. Таких домов даже в конце 19 века было всего 6%, и только треть из них полностью отказалась от дров, обычно в богатые квартиры проводилось отопление, а мансарды и хозяйственные помещения обогревали по старинке печками. В подвале устанавливали котел, который разогревал воду, а насос пускал ее по трубам - это водяное отопление. Примерно такое же как сейчас. Превращал ее в пар и пускал пар по трубам - это паровое отопление. Просто нагревал воздух - отопление горячим воздухом. Разогретый воздух поднимался по трубам к жильцам и попадал в комнату. Обычно отверстие находилось в углу и прикрывалось решеткой, чтобы в трубу не попал мусор, коты, дети и так далее, а воздух проходил спокойно.

Как вы понимаете, в одиночку такое было не провернуть. Поэтому отовсюду слышалось: Захар! Захар! Прислуги было много и ей тоже полагалось отдельное место. О планировке квартир 19 века мы расскажем в следующих эпизодах.

Оставайтесь с нами!

Подписывайтесь на наш блог и

Таблица: АИЖК

Дореволюционная Москва. 1910 год (Фото: Репродукция Фото ИТАР-ТАСС)

Типы доходных домов

Были сформированы четыре категории домов, которые существенно различались по комфортности и размеру жилья:

  • дома барского типа (например, доходный дом на Б. Ордынке, построенный купцом 1-й гильдии Булычевым, имел 20 квартир);
  • доходные дома для высокооплачиваемых служащих банков, страховых компаний, акционерных обществ и частных предпринимателей (например, семиэтажный дом в Б. Успенском переулке, построенный в 1914 году предпринимателем Заварским на 35 квартир);
  • доходные дома для чиновников и учителей со средними доходами (например, домовладение братьев Орловых, Б. Садовая, 25, семь корпусов, небольшие квартиры); ​
  • дома с коечно-каморочными квартирами , в которых жили люди, прибывшие в Москву на заработки на длительный срок. В подвальных помещениях таких домов обычно располагались ночлежки для самых бедных слоев населения.


Виды Москвы. 1917 год

Паевые фонды арендного жилья

Квартиронаниматели объединялись в товарищества для постройки доходных домов с типовыми квартирами и одинаковым уровнем комфорта.

  • Вступительный взнос пайщика для квартиры до 30 кв. саженей (120 кв. м — средний размер квартиры) — не более 5 тыс. руб.
  • Средняя стоимость квартиры — 10-11 тыс. руб.
  • После завершения строительства с привлечением вступительных взносов и дополнительных кредитов дом закладывался в городском кредитном обществе
  • Городское кредитное общество давало ссуду до 75% оценочной стоимости с погашением в течение 37 лет
  • Процентная ставка — 4,5% годовых
  • Пайщик, получивший квартиру, ежемесячно платил за обслуживание дома по смете: уплата долга с процентами, налоги, страховые премии и прочие платежи
  • Вложенные средства приносили пайщику 10% годового дохода
  • Устав товарищества предусматривал строительство складов и магазинов на первых этажах и в подвалах для получения дохода

Доходные дома в России

Доходные дома в Петербурге появились еще в XVIII веке. Целенаправленное строительство доходных домов в городе началось с середины XIX века. В XIX веке на долю доходных домов пришлось примерно 80% построек Петербурга.


Обитатели дома с коечно-каморочными квартирами, построенного купцом Н. А. Бугровым в Нижнем Новгороде. 1899 год (Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС)

В Ростове-на-Дону на данный момент к архитектурному наследию относятся около 50 доходных домов.

Сегодня рынок аренды и найма жилья на 90% находится в «тени». Квартиры сдаются по устной договоренности между собственником и арендатором, без официального договора. В большинстве случаев нет гарантий, что человека внезапно не выселят из снимаемых метров (квартир), только потому что так захотелось у арендодателя неожиданно поменялись планы. Хозяин же постоянно волнуется, что в его квартире может произойти, например, пьяный дебош с последствиями в виде разбитых стекол и сожженной мебели. В 2016 году АИЖК взялось реформировать этот непрозрачный рынок. Первым проектом программы развития цивилизованного формата аренды стал многофункциональный комплекс на Ходынском поле в Москве, на базе которого появится первый арендный дом на 283 апартамента. К заселению такое жилье будет готово в июне 2017 года. Портфель арендных проектов АИЖК также включает дом с апартаментами в районе Кутузовского проспекта (заселение в третьем квартале 2019 года) и квартиры в ЖК на юго-востоке Москвы (заселение — третий квартал 2020 года). Текущий общий объем портфеля — 70 тысяч кв. м.

Первые доходные дома в Петербурге появились еще в XVIII веке. Таких зданий в городе на Неве было несколько сотен - больше всего в России. Сами хозяева занимали небольшое помещение, а остальные квартиры сдавали жильцам или частным торговцам. С каждым из подобных домов в Петербурге связана своя необычная история. сайт выбрал десять самых интересных доходных домов Петербурга.

Дом Розенштейна

Большой пр. П.С., 75

В XIX веке участок земли на Большом проспекте принадлежал разным хозяевам. В течение нескольких десятилетий здесь размещался велодром, а потом каток, на льду которого состоялся первый в России матч по хоккею с мячом. В 1912 году архитектор Розенштейн начал строить на этом месте собственный доходный дом.

Дом Розенштейна похож на лондонский Биг Бен. Фото: АиФ / Яна Хватова

В проектировании ему помогал архитектор Белогруд. Последний увлекался архитектурой Средневековья, поэтому здание получилось похожим на лондонский Биг Бен. В квартирах для жильцов были установлены газовые плиты, утопленные в пол ванны, встроенные шкафы и калориферы для сушки полотенец.

В доме жили писатель Леонид Андреев и певец Алексей Давыдов. Примечательно, что до революции закладной на дом владел дед Андрея Миронова. После революции в здании располагались разные кинотеатры, а восемь лет назад в доме разместился театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова».

Дом Басина

Пл. Островского, 5

Этот дом рядом с Александринским театром был построен во второй половине XIX века. Здание было выполнено в непривычном в то время, но модном «русском» стиле с большим количеством резных деталей, что вызвало в обществе много осуждения и споров.

Дом Басина понравился будущему императору. Фото: АиФ / Яна Хватова

Пересуды закончились, лишь когда будущий император Александр III, увидев построенный дом, решил тоже следовать национальным российским традициям. Он первым из Романовых отпустил бороду и переодел армию в сапоги и широкие шаровары. В настоящее время в квартирах дома Басина живут представители творческой элиты Петербурга.

Дом Мурузи

Литейный пр., 24

Семейство Мурузи потратило на строительство огромного дома все свои деньги. Размеры здания впечатляли: в нем было 28 ванных комнат, а в бельэтаже располагалась 26-комнатная квартира. В доме было отопление, водопровод и паровая прачечная. В разное время здесь жили сын Пушкина Александр, Николай Лесков, Максим Горький, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Александр Блок. В доме проходили литературные встречи.

В доме Мурузи было 28 ванных комнат. Фото: АиФ / Яна Хватова

После Великой Отечественной войны одну из коммунальных квартир дома занимал Иосиф Бродский с родителями. Дом окончательно расселили всего четыре года назад. Сейчас в здании находится музей.

Дом Раскольникова

Столярный пер., 5

В этом доме начинается действие романа Достоевского «Преступление и наказание». Здесь, в мансарде на пятом этаже, жил главный герой произведения - Родион Раскольников. В процессе капитального ремонта один здание стало четырехэтажным, но комната Раскольникова на мансарде сохранилась.

Из этого дома Раскольников пошел на убийство старухи-процентщицы. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями», - описывал помещение Достоевский. В настоящее время дом является главной достопримечательностью для почитателей творчества писателя, чердачное помещение закрыто, а попасть в него - настоящее приключение и большая удача.

Дом Бадаева

Ул. Восстания, 19

Дом был построен по заказу Пантелеймона Бадаева, старосты домовой церкви при Петербургской духовной семинарии на обводном канале. Здание более известно под названием «дом печального ангела». Барельеф в виде крылатой женской фигуры украшает один из углов здания.

О самоубийстве дочери Бадаева напоминает печальный ангел. Фото: АиФ / Яна Хватова

Согласно легенде, у Бадаева была дочь, которая выбросилась из окна. В ее память Бадаев и приказал создать барельеф. В этом доме жили только состоятельные люди. Всех гостей встречали швейцары, а в парадных топились камины. Дом был расселен в 60-х годах XX столетия.

Толстовский дом

Наб. Фонтанки, 54

Владелец дома, граф Михаил Толстой, приходился пятироюдным братом Льва Николаевича. В доме жили известные творческие люди города - писатели Александр Куприн, Аркадий Аверченко, балерина Ирина Колпакова и музыкант Эдуард Хиль.

В Толстовском доме есть мистическая квартира с плохой энергетикой. Фото: АиФ / Яна Хватова

По легенде, в здании есть одна квартира с плохой энергетикой. Она находится под номером 60. Все жильцы, которые сюда заселялись, становились агрессивными и раздражительными и начинали писать доносы на других жильцов дома. Во времена Сталина из квартиры начали пропадать люди, а потом из домового журнала и вовсе исчезла страница с данными о квартире.

Дом Дернова

Таврическая ул., 35

В угловой части дома, похожей на башню, жил поэт Вячеслав Иванов. Он организовал в «башне» доходного дома литературный салон. Здесь собирались деятели культуры и искусства Петербурга. Их встречи назывались «Ивановскими средами».

В "башне" дома Дернова поэт Иванов проводил литературные вечера. Фото: АиФ / Яна Хватова

Салон посещали Николай Гумилев, Анна Ахматова, Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб и многие другие. В 1912 году Вячеслав Иванов переехал в Москву, и встречи в «башне» прекратились. В настоящее время дом расселен, а «башня» уже несколько лет находится в строительных лесах.

Дом Распутина

Гороховая ул., 64

В квартиру в доходном доме Бабаевой и Тимофеевой Григорий Распутин вселился в 1914 году. В огромную квартиру №20 на третьем этаже он приводил своих многочисленных женщин, здесь же совершал молитвы.

Этот дом стал последним жильем Григория Распутина. Фото: АиФ / Яна Хватова

Именно из этой квартиры Распутин вышел вечером последнего дня своей жизни. Сейчас в квартире находится обычная коммуналка. Сюда можно попасть со двора, через железную дверь. На первом этаже здания открыт салон красоты под названием «Дом Распутина».

Дом Энгельгардта

Невский пр., 30

Особняк на Невском проспекте увековечен в литературе: именно здесь происходят события драмы Лермонтова «Маскарад». Хозяин дома, миллионер Василий Энгельгардт, в самом деле часто устраивал в здании балы-маскарады и музыкальные вечера. Сам барон не проживал в доме. Первый этаж он сдавал под магазины и рестораны, а на трех других этажах находились квартиры.

В доме Энгельгардта проходили балы-маскарады. Фото: АиФ / Яна Хватова

В одной из комнат жил младший брат Пушкина, Лев. Он не платил за жилье, и за год задолжал владельцу дома большую сумму, которую пришлось выплачивать Александру Сергеевичу. В настоящее время в здании находятся станция метро «Невский проспект», малый зал Филармонии и бизнес-центр.

Дом Ростовцева

Невский пр., 45

В середине XIX века здании находилась первая в городе Мариинская женская гимназия. Когда здание выкупил полковник Ростовцев, в здании начали работу фотоателье, пароходное общество, банкирский дом и общество кредита. Остальное пространство дома занимали квартиры.

В доме Ростовцева работала кофейня-кондитерская. Фото: АиФ / Яна Хватова

Позже здание стало принадлежать владельцу сети булочных Филиппову. Он открыл в доме кондитерскую-кофейню. В 50-х годах XX столетия кофейню переделали под первое в городе кафе-автомат. Оборудование вскоре сломалось, и заведение превратилось в обычную столовую, которую жители города прозвали «гастритником». Около десяти лет назад на месте «гастритника» появился «Макдональдс».

"Семенково" - Ансамбль Архитектурно-этнографического музея Вологодской области – памятник Федерального (общероссийского) значения, занимает площадь в 12,7 га. На территории музея располагаются памятники деревянного зодчества середины XIX - начала XX веков, перевезенные из Среднесухонского сектора Вологодской области, который включает в себя Нюксенский, Тарногский, Тотемский районы.
Были в этом музее под открытым небом в прошлые выходные.


Особенность домов заключается в том, что в них под одной крышей соединяются жилые и хозяйственные помещения - хлева, кладовые, сеновал. Решающее влияние на развитие такой архитектурыоказали тя¬желые природно-климатические условия Севера. Суровые зимы со снежными заносами и пронизывающими ветрами, частые вьюги вынуждали людей подолгу отсиживаться в до¬мах, по нескольку дней не выходить на улицу. Отсюда естественное желание обитателей дома все держать под рукой, а главное - иметь возможность ежедневно кормить скотину, доить коров, справлять первоочередные хозяй¬ственные дела.
Наиболее распространены три основных типа: «брус», «кошель» и «глаголь». В доме типа «брус» хозяйствен¬ная часть располагается за жилой, по одной оси с ней, а в доме типа «кошель» пристраивается сбоку. В зависи¬мости от этого изменяется композиция дома: «брус» вытя¬нут в длину и покрыт симметричной двускатной кровлей, а «кошель» почти квадратен в плане, и его крыша асим¬метрична. «Глаголь» считается промежуточной формой между «брусом» и «кошелем» - здесь хозяйственная часть располагается сбоку и позади жилья. Дома этого типа в плане напоминают букву «Г».

Размеры домов, их площадь, обилие жилых и хозяйственных помещений обычно приводят в изум¬ление посетителей музея. Изумление возрастает, когда они узнают, что почти каждый крестьянский дом на Севере в XIX веке, независимо от достатка хозяев, был, по со¬временным понятиям, почти дворцом. Объем крестьянского дома был обу¬словлен не размахом и достатком хозяев, а насущной жизненной необходимостью. Ведь в старину в таких по¬стройках жили огромными патриархальными семьями - по двацать-тридцать человек, от прадедов до правнуков, все вместе!


Амбар - важная часть крестьянской усадьбы: ведь если он сгорит, то пропадет результат годовой работы всей семьи - и обитатели дома будут обречены на голодную смерть. Поэтому эти небольшие постройки очень берегли, ставили на безопасном расстоянии от дома, чтобы в случае пожара в доме огонь не перекинулся на амбар. Правда, ставить его очень далеко от дома тоже опасались: боялись грабителей. Следовало всегда присматривать из окошек за амбарами. Из тех же соображений сохранности на дверях этих хранилищ всегда висели большие замки, которые так и называются - амбарными, а вот двери домов в северных деревнях никогда не запирались.
В двери внизу проделано небольшое отверстие - лаз для кошки, ловившей в амбаре мышей.









Дом В.Н. Копылова
1881 г.
из деревни Коростелево Коробицинского сельского совета Сямженского района.
На доске фриза слива имеется надпись: «1881го: сеi домъ Василiя Копылова».
Размеры дома в осях плана составляют 13 х 28 м.






Дом А.И. Поповой
кон. XIX в.
из деревни Внуково Великодворского сельского совета Тотемского района.
Размеры дома в плане по осям составляют 14,7 х 20,6 м.





Дом У.Е. Пудовой
кон. XIX в.
из деревни Мальчевская Нижне-Уфтюгского сельского совета
Нюксенского района.
Размеры дома в осях плана составляют 9,1 х 25,7 м.




Дом А.И. Уланова
кон. XIX–нач. XX вв.
из деревни заречье Нижне-Уфтюгского сельского совета Нюксенского района.
Размеры в плане основных частей памятника в осях составляют изба – 7,8 х 5,6 м; зимовка – 6,5х 6,6 м; двор с сенями – 9,1х 14,9 м.




Дом В.В. Храпова
кон. XIX в.
из деревни Бор Космаревского сельского совета Нюксенского района.
Размеры дома в осях плана составляют 9,4 х 20,8 м.
Характерная особенность оформления дома - гульбище. Это протяженный балкон-галерея, опо¬ясывающий жилую часть дома. В давние времена гульбище предназначалось для того, чтобы сна¬ружи закрывать ставни окон.




Внутри домов


Вдоль стен, во всю их длину, располагаются широкие лавки, над ними - полки-надлавочницы, служившие местом хранения многих предметов обихода. От надлавочниц к печ¬ному столбу сходятся под прямым углом еще две полки - воронцы. Они условно разделяют избу на три части: прихо¬жую (у дверей), собственно избу и «бабий угол»-возле устья печи.










Чайник как у товарища Сухова





Дачи, виллы и особняки: Фасады и планы каменных и деревянных построек в новых стилях / Под редакцией Вл. Стори. - С.-Петербург: Книгоиздательство М. Г. Стракуна, [б. г.]. - IV, 72 с., ил. - (Дачная архитектура за границей).

От редактора

Предлагаемый вниманию русских читателей сборник иностранных архитектурных проектов, является первой попыткой ознакомить их с мотивами иностранного зодчества. Здесь собраны наиболее типичные проекты немецких и английских архитекторов из различных альбомов, а помещаемый ниже текст, представляет выдержку из объяснительных записок при проектах и вполне знакомит нас с теми требованиями, которые предъявляются к дому-особняку западными европейцами, привыкшими к бо́льшему комфорту и удобствам, чем мы, русские. Хотя не во всем и не всегда можно согласиться с положениями немецких авторов, однако приходится все же признать их глубокую продуманность и приспособленность к требованиям жизни данного народа. Для нас, русских, большинство помещенных здесь планов не пригодно в целом виде. У нас совершенно другие жизненные требования.

Наша общественная разобщенность дает себя знать и в тесном кругу семьи и дом-особняк с проходными комнатами, лишенный спасительного коридора, конечно, не скоро нашел бы у нас покупателя или даже съемщика; поэтому на все помещаемые здесь проекты следует смотреть лишь как на схему, которую можно переработать сообразно индивидуальным требованиям в каждом отдельном случае.

Все помещенные здесь проекты, большей частью относятся к каменным постройкам, хотя могут быть пригодны и для деревянных оштукатуренных. Хотя на первый взгляд и кажется сравнительная дешевизна заграничных построек, на самом же деле, подсчитав, выходит, что кубическая сажень постройки обходится от 90 руб. до 120 руб.

При пользовании масштабом полезно помнить, что и погонный метр равняется почти 1½ аршинам.

Для облегчения пользования настоящими планами, мой архитектурно-строительный кабинет принимает на себя труд по переработке их применительно к требованиям русских клиентов и законоположений.

Вл. Стори.

ТЕМЫ ТАБЛИЦ.

(* План в конце книги)

ТАБЛИЦЫ:

I. Каменный одноэтажный загородный особняк с жилым полуподвалом; крыт, как и большинство остальных, черепицей

III. IV.* Типы каменных особняков. Легко могут быть приспособлены для пансионатов

V.* Камен. одноэт. особняк с мезонином - пригоден особенно для помещичьего дома

VI.* Камен. двухэт. особняк - интересен своим внутрен. расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II эт. Для большинства русских семейств план требует переработки

VIII.* Тоже - но более удобное расположение комнат. Интересна обработка входного крыльца в виде грота

IX. Двухэт. камен. особняк - в стиле английского модерна. В виду своей обширности, план может быть разработан под санаторию или пансионат.

X. Камен. двухэт. жилой дом легко может быть приспособлен в доходный на четыре квартиры. Стиль модернизованный ампир

XI. Каменная вилла с мезонином в стили английского коттеджа для большого семейства, пансиона или санатории

XIV. Небольшой каменный дом на две квартиры с самостоят. входами

XVI. Деревян. оштукатуренный особняк с мезонином. Ограда или бетонная или каменная с деревянной решеткой

XXXV.* XXXVI. Каменные виллы в английском стиле

LV. Небольшой особняк смешанного типа, низ каменный, верх деревянный

LVI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле

LVII.* Загородный особняк. По удобству плана может быть приспособлен под комнатную систему

LVIII. Небольшой охотничий домик

LIX. LX. Различные фасады одной и той же виллы в швейцарском стиле

LXI. Каменный особняк в новом немецком стиле

LXII. Небольшой домик в швейцарском стиле. Может быть каменный или деревянный. Наверху мезонин

LXIII.* Садовый павильон; может быть пригоден и для летней дачи с круговой террасой

LXIV.* Деревянная или смешанного вида вилла; верх полумансардного типа в стиле немецкого модерн; достойна внимания обработка сада

LXV.* Небольшая загородная вилла. Очень удобная распланировка комнат. Помещены два фасада, главный и боковой

LXVI.* Тоже. Мотив небольшой загородной виллы с мезонином. На боковом фасаде (с правой стороны) видна решетка из дранки для вьющихся растений

LXVII. Пример расположения усадьбы на косогоре

LXVIII.* LXIX.* Каменный дом на четыре квартиры в стиле английского коттеджа. Представлены два противоположных фасада. Может быть использован как домик для рабочих на заводе

LXX.* Вилла каменная с мезонином. Может быть бревенчатая

LXXI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле. Внизу только зало-столовая и кухня, наверху три спальни и ванна. Удобен для загородных приездов

LXXII.* Каменный особняк в новом немецком стиле

LXXIII. Каменный особняк в стиле английских коттеджей

LXXIV.* Бревенчатый дом-изба для большого семейства. Годен для сельской школы или пансиона. Имеется большой зал для игр. Может быть приспособлен и под загородный ресторан

LXXV. Мотив загородного полуособняка на две квартиры с мезонином. Каменный или деревянный штукатуренный

LXXVI.* LXXVII. Двухэтажные особняки в ложнорусском стиле; могут быть приспособлены и под доходные дома

LXXVIII.* Небольшая служебная надворная постройка: кучерская, конюшня и сарай

Краткий объяснительный текст*)

*) Извлечение из книги Генель и Чармана.

При постройке дома никогда не следует забывать, что и в самом маленьком домике можно создать уют и красоту, соединить изящество и стиль. Но это возможно только в том случае, если место для постройки будет выбрано также осмотрительно и тщательно, как будет производиться сама постройка и вырабатываться предварительный ее план (проект).

Главнейшие требования, которым должно удовлетворять место будущей постройки следующие:

  1. Высокая сухая местность.
  2. Близость питьевой воды.
  3. Возможность устройства стоков для нечистот.
  4. Удобные дороги.
  5. Близость аптеки, доктора, школы (или удобное сообщение с ней).
  6. Материальная обеспеченность поселенцев, дабы иметь возможность впоследствии разложить повинности на большее количество плательщиков.

Следует избегать:

  1. При гористой местности плывуна-грунта (опасность оползней и сдвигов).
  2. Избегать сырых и болотистых мест.
  3. При близком соседстве больших городов обследовать историю места; не была ли здесь свалка или кладбище.
  4. Избегать при планировке поселка¹) прямых слишком широких улиц, как скучных и однообразных; желательно разбивка улиц криволинейных в виде аллей.
  5. Избегать больших проезжих дорог, как пыльных и слишком шумных.
  6. Избегать фабричных районов.

____________

¹) Существует противоположная теория, указывающая на прямолинейность улиц, как на важный фактор в смысле естественной вентиляции (сквозняк) всего поселка.

Примечание В. С.

Желательно выбирать место на южных склонах, защищенных от северных и северо-восточных ветров с небольшими хотя бы древесными насаждениями (дают тень и защита от ветров).

Дом располагать в северной части усадебного места, дабы оставалась большая площадь солнечная; избегать излишней порубки имеющихся деревьев (см. проекты № 22 и 31).

Во избежание излишних расходов в будущем, необходимо прежде постройки, основательно продумать план, для чего всегда полезнее обращаться к специальному архитектору, т. к. деньги заплаченные за хороший проект всегда сторицею вернутся.

Архитектор должен точно знать все требования строющегося и вполне проникнуться его желаниями и стремлениями и обязанности архитектора вовсе не заканчиваются с представлением архитектурного проекта, а наоборот постройки от начала до конца должны вестись под непосредственным его надзором и руководством, т. к. всегда является масса вопросов, которые не могут быть разрешены иначе, как при совместном на месте обсуждении их владельцем с архитектором; который должен постоянно напоминать клиенту, что всякие изменения и дополнения вызывают и излишние расходы, вначале кажущиеся незначительными. Архитектурный проект не должен быть лишь красивой картинкой, но вполне отвечать также и требованиям жизни.

Архитектору необходимо указать число и назначение комнат в каждом этаже, их взаимное соотношение, назначение подвала, чердака и т. д.

Хотя одноэтажный дом всегда обходится дороже двухэтажного, однако нельзя не указать удобство первого с практической точки зрения. Наконец необходимо иметь в виду общие удобства дома, дабы не обесценивать его в случае продажи или перехода к другому владельцу и, т. к. одним из главных лиц, пользующихся домом - является хозяйка, то и необходимо участие этой последней в обсуждении плана дома.

В хорошем доме на среднюю семью необходимо следующее количество комнат¹):

____________

Приемная - небольшая.

Столовая - большая и малая.

Рабочий кабинет.

Комнаты для игр.

Музыкальная комната.

Комната для танцев (зал).

Зимний сад.

Детская для игры.

Детская для работы.

Спальни в зависимости от числа и возраста детей.

Спальня для родителей.

Ателье (с потолочным светом).

Комната для прислуги.

Комната для обеда и дневного пребывания прислуги.

К спальным комнатам примыкают - туалетные ванные, гардероб, w. c.

Желательно особые умывальные для прислуги.

Бельевая комната и рядом небольшая комната для починки белья.

Лестничная клетка (Diele) должна иметь жилой уютный вид и снабжена прихожей и туалетной.

Между передней и кухней, для избежания чада, должен быть коридорчик.

Кухня из отделений: собственно кухня, судомойня, помещение для мяса, кладовые и буфетная. Серебро же должно храниться в шкафу в столовой.

Хорошо иметь особое помещение для чистки платья и сапог.

В подвале помещение для центрального отопления, угля, керосина; винный погреб с прохладной комнатой для питья и отдыха.

С южной его стороны дворницкая с отдельным выходом.

Затем надо темное помещение с водопроводом, гараж для автомобиля и велосипедов. Необходимо иметь особый черный ход и сени, помимо кухни и вообще стараться, чтобы изолировать чисто хозяйственное помещение от комнат (см. стр. 2, 4, 11 и 78).

«Куда приходит солнце, туда не заглядывает доктор»; поэтому желательно располагать дом по диагонали к меридиану, чтобы все комнаты были светлые; особенно же детские.

Спальни предпочтительно на Восток, т. к. в них к вечеру делается прохладнее.

Следить, чтобы ветром не заносило кухонного чада в дом. При простых отхожих местах устроить вентиляцию в особый канал при кухонном дымоходе.

Устройство центрального отопления необходимо поручать специалисту инженеру заранее, дабы во время постройки оставлять необходимые места для батарей и проч.

Прачечную практично помещать на чердаке.

Высоту комнат англичане обычно делают в 4½ арш.

Избегать слишком больших комнат, как не уютных.

Следует предусмотреть проводку горячей воды на верх; вообще практично делать в комнатах краны холодной и горячей воды; особенно в спальнях.

Большое удобство также представляет внутренний телефон, лифт для подачи кушаний, если кухня внизу. Необходимо устройство w. c. в каждом этаже.

Полезно также пользоваться стенами для устройства в них ниш и шкафов.

Относительно внутренней отделке комнат, то она должна отличаться изящной простотой: потолок лучше всего гладкий штукатуренный белый с цветным бордюром. Стены окрашены масляной краской в мягкие спокойные тона в соответствии с мебелью и наружностью хозяйки.

Террасы, хотя желательны, но удорожают постройку и их могут с успехом заменять комнаты мезонина с большими окнами¹).

____________

¹) Совершенно неправильное мнение. Примечание В. С.

Что же касается внешнего вида дома, то он должен находиться в соответствии с окружающими зданиями и стиль дома не должен выражаться украшениями, а должен выразиться в форме самой постройки.

Необходимо пользоваться местным строительным материалом.

Садовая ограда желательно сплошная, дабы пыль, шум и чужой глаз не проникали в сад (см. пр. № 30).

Садовая мебель лучше всего простых строгих форм белая лакированная, хорошо выделяющаяся на фоне зелени.

Вышеприведенные краткие указания да послужат к поднятию того мещанского строительства, которое свило довольно прочное гнездо в Германии²).

____________

²) Последнее слово вполне можно заменить словом „России“. Примечание В. С.

1. Speicher - кладовая.

2. Schlafzimmer - спальня.

3. Badstube - ванная.

4. Wohnzimmer - жилая комната.

5. Wintergarten - зимний сад.

6. Anrichte - буфетная.

7. Speisezimmer - столовая.

8. Diele - центральная комната с лестницей на верх, обычно в два света.

9. Vorplatz - площадка-коридор.

10. Empfangszimmer - приемная.

11. Halle - см. № 8.

12. Wohndiele-см. № 8, приспособленное под жилье.

13. Offene Veranda - открытая веранда.

14. Geschlossene Veranda - закрытая веранда.

15. Gesellschaftszimmer - гостинная.

16. Wohnraum - жилая комната.

17. Flügel - флигель (особнячек).

18. Toilette - туалетная (уборная).

19. Waschküche - судомойня.

20. Küche - кухня.

21. Gastzimmer - комната для приезжающих.

22. Kinderzimmer - детская.

23. Eiszimmer - ледник.

24. Gutestube - маленькая гостинная.

25. Zimmer - комната.

26. Salon - зало.

27. Schrank - шкаф.

28. Fräulein - гувернантка.

29. Herrenzimmer - комната для молодых людей.

30. Damenzimmer - будуар.

31. Arbeitszimmer - рабочий кабинет.


II.* Каменный двухэтажный особняк, может быть приспособлен и под две самостоятельные квартиры. Очень удобное расположение комнат





VI.* Каменный двухэтажный особняк - интересен своим внутренним расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II этаже. Для большинства русских семейств план требует переработки


VII.* Тип английского коттеджа на небольшую семью. Фасад изящен своей простотой










































XLVIII.* Деревянный штукатуренный полуособняк на две квартиры с самостоятельными входами. Под крышей мезонин

XLIX. Небольшой особняк с мезонином. Бревенчатый штукатуренный или каменный




LII. Особняк смешанного типа: низ каменный; верх фахверный или штукатуренный с деревянными тягами


LIII.* Того же типа дом


Понравилось? Лайкни нас на Facebook