Корабль 434. Тяжелый атомный ракетный крейсер таркр «адмирал ушаков

April 13th, 2015

.
Из всех кораблей 3-го поколения ВМФ СССР эсминцы пр. 956 понесли наибольшие небоевые потери. Из заложенных в 1976-1992 г.г. 22 корпусов (планировалось 50) флоту было передано 17 , а до сегодняшнего дня в том или ином состоянии дожили только 10 . Из этих десяти три числятся в боевом составе ВМФ, два находятся в техническом резерве 2-й категории, один - в замороженном ремонте, и четыре - в ожидании утилизации.


Эскадренный миноносец "Быстрый" проекта 956 (схема из книги Ю. Апалькова "Ударные корабли", 2010 ; по клику - 2500 пикс.)


1. " Адмирал Ушаков "

Входит в состав сил постоянной готовности СФ. Самый молодой из эсминцев пр. 956 (21 год) - передан ВМФ 30.12.1993 под наименованием "Бесстрашный", флаг поднят 17.04.1994, переименован 17.04.2004 - в день своего 10-летия . (надо полагать, что после передачи имени, судьба головного ТАРКР пр. 1144 была окончательно решена). 20.06.2000-21.07.2003 корабль прошёл заводской ремонт (ВТГ) на МП "Звёздочка" в Северодвинске, что в те времена воспринималось почти как чудо. После ремонта . "Ушаков" дважды ходил в северо-восточную Атлантику . в составе КАГ . во главе с "Адмиралом Кузнецовым" -
23.09-21.10.2004 . и . 23.08-14.09.2005 . . Есть сведения, что как минимум один раз эсминец прошёл доковый ремонт в 35-м СРЗ.


Наверное, самое свежее фото "Ушакова" (с номером, нанесённым по-новому ), январь 2015 г. (от avsky с forums . airbase . ru )

Корабль по-прежнему активно занимается боевой подготовкой, часто выходит в море (к сожалению, теперь только в Баренцево и Норвежское) - участвовал в учении "Запад-2013", в апреле 2014 г. успешно сдал К-2 (ссылка 1 ), в сентябре - К-3 ( ссылка 2 ), 16-21.03.2015 был задействован во внеплановой проверке боеготовности сил СФ и ЗВО (ссылка 3 ). В 2015 г. эсминцу "предстоит принять участие в ряде учений Северного флота и обеспечить проведение ответственных мероприятий в составе ОСК в Арктической зоне" (ссылка 4 ). Экипаж "Ушакова" на 70% укомплектован контрактниками (05.06.2014 - ссылка 1). Командир корабля - капитан 1-го ранга Олег Гладкий (на 23.01.2015 - ссылка 4).

2. " Быстрый "

Входит в состав сил постоянной готовности ТОФ. Самый "старый" из строевых 956-х (25 лет) - передан ВМФ 30.09.1989, флаг поднят 28.10.1989. Неизменный участник тактических и оперативно-тактических учений Тихоокеанского флота, в частности - 09.08-26.09.2013 ОТУ в северной части Тихого океана (в Охотском и Баренцевом морях, у берегов Камчатки). 14.05-01.06.2014 совершил поход в Шанхай для участия в российско-китайском учении "Морское взаимодействие" (Joint Sea 2014) в Восточно-Китайском море (20-26.05). . Этот поход стал самым дальним для эсминцев пр. 956 после долгого перерыва (со времён второй атлантической БС "Адмирала Ушакова").


"Быстрый" в проливе Босфор-Восточный во время совместного выхода с "Варягом", 08.07.2014 (фото pressa_tof , 2950 пикс. )

15-19.07.2014 "Быстрый" должен был участвовать в морской части российско-индийского учения INDRA -2014 ( ссылка 5 ). 08.07 он вместе с "Варягом" (и, возможно, с "Пересветом") выходил в море (ссылка 6 ) на генеральную репетицию, однако на "Индру" вместо него пошёл "Адмирал Виноградов". В ходе СКШУ "Восток-2014" (19-25.09.2014 ) "Быстрый" в паре с ПБРК "Рубеж" нанёс ракетный удар по надводным целям на удалении до 120 км (ссылка 7 ). . 27-29.10.2014 . эсминец выполнял едва ли не основную свою задачу по предназначению - поддерживал высадку морского десанта на полигоне Клерк (ссылка 8 , ссылка 9 ).

По состоянию на 03.04.2015 "Быстрый" проходил ремонт (ВТГ) в ЦС "Дальзавод" (по крайней мере, с 14.03 - ). Предыдущий визит в ЦСД был всего год назад (16.02?-28.04.2014) - судя по всему, сказывается пресловутая капризность ГЭУ. Командир корабля - капитан 2-го ранга Руслан Петрачков (на 25.07.2014 - ссылка 11 ).

3. " Настойчивый "

Входит в боевой состав БФ в статусе флагманского корабля флота. В серии - самый молодой после "Ушакова" (22 года), передан ВМФ 30.12.1992, флаг поднят 27.03.1993. В июле 2008 г. совершил военно-политический круиз по Балтийскому морю, посетив с визитами Швецию, Финляндию, Данию и Польшу (ссылка 12 ). Перед этим походом (или сразу после него) возникли серьёзные проблемы с ГЭУ, которые "решили", переставив турбины со строевого "Беспокойного" (ссылка 13 ). В начале 2012 г. "Настя" (флотское прозвище) прошла ремонт (ВТГ) в ПСЗ "Янтарь" (04.03 корабль был ещё там).


"Настойчивый" и "Беспокойный" в Балтийске, 08.10.2014 (фото Drakon 64 с forums . airbase . ru, по клику - 3640 пикс. )

04.09.2013 появилась информация о том, что "Настойчивый" в экстренном порядке готовится к походу в Средиземное море , чтобы усилить собой действовавшее там оперативное соединение (ссылка 14 ), однако 12.09 поход был отменён (ссылка 15 ). 20-26.09.2013 эсминец принял участие в СКШУ "Запад-2013", . в последний день которого поддержал высадку морского десанта на полигоне Хмелёвка . ( ) , . 10-20.06.2014 . был задействован в демонстративном учении ЗВО . в противовес учениям НАТО Saber Strike и BALTOPS (

Код НАТО - «Sovremenny class destroyer».

17-й эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч»

История

Заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова 6 мая 1988 года (строительный № 877), спущен на воду 28 декабря 1991 года, экипаж сформирован 31 декабря. Корабль прошёл заводские ходовые испытания с 27 ноября по 25 декабря 1993 года в Балтийске. Принят флотом 30 декабря 1993 года (25 декабря на корабле был поднят военно-морской флаг). 17 апреля 1994 года эсминец вступил в состав Военно-Морского Флота России. На период строительства (с 16 июня 1993) был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтируемых кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на время испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей.

Служба

С 1994 года - в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота. 2 июня 1994 года «Бесстрашный» прибыл в Балтийск для подготовки к межфлотскому переходу, который произошёл с 9 по 16 августа 1994 года. 27 декабря эсминец был введён в состав сил постоянной боевой готовности.

Вмсете с эсминцем «Расторопным» 4 апреля 1995 года принимал участие в проведении зенитной ракетной стрельбы (получил оценку «хорошо»). Под флагом контр-адмирала В. Д. Верегина нанёс визит в Осло (Норвегия) (6 - 9 мая), 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и Главнокомандующего ВМФ. 21 декабря «Бесстрашный» под флагом адмирала И. В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» на боевую службу в Средиземное море; прошёл 4 января следующего года через Гибралтарский пролив, с 29 января по 3 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия); с 17 по 18 февраля совместно с «Адмиралом Кузнецовым» находился с визитом в Ла-Валетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил Президент республики Мальта. 22 марта 1996 года корабль вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14 156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений. В августе-сентябре «Бесстрашный» прошёл докование на судоремонтном заводе № 82 в Росляково.

Для комплексной проверки боеготовности 14 апреля 1997 года эсминец осуществил выход в море, с 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля этого же года он принимал участие в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа «Бесстрашный» выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М (получил общую оценку «хорошо»). 2 сентября стрелял «Москитом», получил оценку «отлично». 16 сентября «Бесстрашный» совершил в составе корабельной группы выход в море, в период с 22 по 26 сентября нанёс визит в Портсмут (Англия); 4 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера «Г. Гасанов». Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 8 октября 1997 года.

1 мая 1998 года эскадренный миноносец «Бесстрашный» был включён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

В 2004 году эсминец «Бесстрашный» сменил название на «Адмирал Ушаков».

Командиры

С 2001 года по 2003 год - капитан 1 ранга Кузнецов Виктор Иванович

С 2004 года по 2005 год - капитан 1 ранга Сидоров Валерий Дмитриевич

С 2005 года по 2007 год - капитан 1 ранга Неклюдов Игорь Владиславович

С 2007 года по 2009 год - капитан 1 ранга Набока Андрей Валерьевич

С ноября 2009 года по март 2016 года - капитан 1 ранга ранга Гладкий Олег Анатольевич

С марта 2016 года - капитан 1 ранга Никитин Игорь Александрович

Бортовые номера

Во время службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров:
-1993 год - № 694;
-1995 год - № 678;
-1996 год - № 434.
-2016 год - № 474

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 6600 т стандартное, 8000 т полное
-Длина: 145,0 м (по КВЛ), 156,5 м (наибольшая)
-Ширина: 16,8 м (по КВЛ), 17,2 м (наибольшая)
-Осадка: 5,96 м, 8,2 м (габаритная)
-Двигатели: 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674,
-Мощность: 100 000 л. с.
-Движитель: 2 пятилопастных винта
-Скорость хода: 18,4 узла экономическая, 32,7 узла (полная), 33,4 узла максимальная
-Дальность плавания: 1 345 миль на 33 узлах, 3 920 миль (на 18 узлах), 4500 миль (с топливом в перегруз)
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж: 296 человек (в том числе 25 офицеров) в мирное время, 344-358 человек (в том числе 31 офицер) в военное время

Код НАТО - «Sovremenny class destroyer».

17-й эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч»

История

Заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова 6 мая 1988 года (строительный № 877), спущен на воду 28 декабря 1991 года, экипаж сформирован 31 декабря. Корабль прошёл заводские ходовые испытания с 27 ноября по 25 декабря 1993 года в Балтийске. Принят флотом 30 декабря 1993 года (25 декабря на корабле был поднят военно-морской флаг). 17 апреля 1994 года эсминец вступил в состав Военно-Морского Флота России. На период строительства (с 16 июня 1993) был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтируемых кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на время испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей.

Служба

С 1994 года - в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота. 2 июня 1994 года «Бесстрашный» прибыл в Балтийск для подготовки к межфлотскому переходу, который произошёл с 9 по 16 августа 1994 года. 27 декабря эсминец был введён в состав сил постоянной боевой готовности.

Вмсете с эсминцем «Расторопным» 4 апреля 1995 года принимал участие в проведении зенитной ракетной стрельбы (получил оценку «хорошо»). Под флагом контр-адмирала В. Д. Верегина нанёс визит в Осло (Норвегия) (6 - 9 мая), 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и Главнокомандующего ВМФ. 21 декабря «Бесстрашный» под флагом адмирала И. В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» на боевую службу в Средиземное море; прошёл 4 января следующего года через Гибралтарский пролив, с 29 января по 3 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия); с 17 по 18 февраля совместно с «Адмиралом Кузнецовым» находился с визитом в Ла-Валетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил Президент республики Мальта. 22 марта 1996 года корабль вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14 156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений. В августе-сентябре «Бесстрашный» прошёл докование на судоремонтном заводе № 82 в Росляково.

Для комплексной проверки боеготовности 14 апреля 1997 года эсминец осуществил выход в море, с 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля этого же года он принимал участие в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа «Бесстрашный» выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М (получил общую оценку «хорошо»). 2 сентября стрелял «Москитом», получил оценку «отлично». 16 сентября «Бесстрашный» совершил в составе корабельной группы выход в море, в период с 22 по 26 сентября нанёс визит в Портсмут (Англия); 4 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера «Г. Гасанов». Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 8 октября 1997 года.

1 мая 1998 года эскадренный миноносец «Бесстрашный» был включён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

В 2004 году эсминец «Бесстрашный» сменил название на «Адмирал Ушаков».

Командиры

С 2001 года по 2003 год - капитан 1 ранга Кузнецов Виктор Иванович

С 2004 года по 2005 год - капитан 1 ранга Сидоров Валерий Дмитриевич

С 2005 года по 2007 год - капитан 1 ранга Неклюдов Игорь Владиславович

С 2007 года по 2009 год - капитан 1 ранга Набока Андрей Валерьевич

С ноября 2009 года по март 2016 года - капитан 1 ранга ранга Гладкий Олег Анатольевич

С марта 2016 года - капитан 1 ранга Никитин Игорь Александрович

Бортовые номера

Во время службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров:
-1993 год - № 694;
-1995 год - № 678;
-1996 год - № 434.
-2016 год - № 474

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 6600 т стандартное, 8000 т полное
-Длина: 145,0 м (по КВЛ), 156,5 м (наибольшая)
-Ширина: 16,8 м (по КВЛ), 17,2 м (наибольшая)
-Осадка: 5,96 м, 8,2 м (габаритная)
-Двигатели: 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674,
-Мощность: 100 000 л. с.
-Движитель: 2 пятилопастных винта
-Скорость хода: 18,4 узла экономическая, 32,7 узла (полная), 33,4 узла максимальная
-Дальность плавания: 1 345 миль на 33 узлах, 3 920 миль (на 18 узлах), 4500 миль (с топливом в перегруз)
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж: 296 человек (в том числе 25 офицеров) в мирное время, 344-358 человек (в том числе 31 офицер) в военное время

(обзор)

За всё время существования русского флота имя Ушакова носило всего четыре корабля. Постараемся коротко рассказать о боевом пути каждого из них. Впрочем, последний, эскадренный миноносец благополучно находится в составе флота, и будем надеяться, что он будет оставаться там как можно дольше.

Броненосец береговой обороны

Броненосец "Адмирал Ушаков"

wikipedia.org

Цифры

Водоизмещение нормальное: 4648 т

Длина: 86,4 м

Ширина: 15,9 м

Осадка: 6 м

Скорость: 16 уз.

Экипаж: 422 человека

Энергетическая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения мощностью по 2500 л. с. и 4 двухконечных цилиндрических котла.

Вооружение: 4х254-мм, 4х120-мм, 6х47-мм, 6х37-мм пятиствольных и двенадцати 37-мм одноствольных орудий, а также 2х64-мм десантных пушки системы Барановского

«Адмирал Ушаков» строился на Балтийском заводе. Имя кораблю по традиции выбрал сам Александр III. Броненосец стал первым судном, названным в честь этого флотоводца.

Корабль заложили 22 октября 1892 года. Броненосец был спущен на воду 27 октября следующего года, но работы на судне всё ещё продолжались: на нем ещё не было машин и котлов, брони и вооружения. Ходовые испытания провели только в сентябре 1895 г. Корабль вошел в состав Балтийского флота .

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. было решено послать «Адмирал Ушаков» в составе эскадры Небогатова, которая посылалась в помощь вице-адмиралу Рожественскому .

Следует сказать несколько слов о последнем командире «Ушакова», капитане 1 ранга Владимире Николаевиче Миклухе. Старшим его братом был знаменитый путешественник Миклухо-Маклай. И Дмитриев, и Новиков-Прибой отмечают, что Миклуха был известен как человек с тяжелым характером. Но это первое впечатление было не совсем верным. Миклуха не отличался особой вежливостью, но был хорошим командиром и умел заботиться о подчиненных .

Перед плаванием Миклуха должен был перейти на другой корабль. Он остался на «Ушакове» лишь благодаря своим настоятельным просьбам .

Капитан 1 ранга В. Н. Миклуха
wikipedia.org

«Адмирал Ушаков» вышел в путь из Либавы 2 февраля 1905 года в составе эскадры контр-адмирала Н. И. Небогатова (её ещё называли «Третьей»). В нее были включены суда, которые считались до этого непригодными для боевых действий, но под давлением общественности их было решено отправить в помощь эскадре Рожественского .

Впрочем, Н. Н. Дмитриев, который служил на «Ушакове», категорически не соглашается с этим мнением, считая, что небогатовская эскадра вполне бы пригодилась при другой обстановке .

Несмотря на все негативные отзывы о 3-й эскадре, никто не мог оспорить того, что с поставленными целями она вполне справилась: «До соединения с эскадрой Рожественского она сделала путь скорее, чем остальные, а именно в 39 дней, пришла в хорошем виде, по дороге научилась ходить без огней, благодаря чему в Цусимском бою очень мало пострадала от минных атак» .

Дмитриев, отзываясь об «Ушакове» и небогатовской эскадре, отмечает, что в пути корабль был перегружен углем так, что броня уходила под воду, что практика в стрельбе была явно недостаточна .

Встреча небогатовцев со 2-й Тихоокеанской эскадрой произошла 26 апреля. Далее они шли вместе - навстречу Цусиме .

Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Адмирал Ушаков» находился в конце строя кильватера, в который выстроил свои корабли Рожественский .

Вообще, как отмечает Дмитриев, очевидец и участник событий, «Ушаков» из-за своего места в строю поздно вступил в бой. «Хотя все пушки продолжали быть заряжены и была полная готовность ежеминутно начать бой, но всё же команда до 2 часов дня, то есть до столкновения с главными силами японцев, имела отдых» .

Первые повреждения «Адмирал Ушаков» получил после 4 часов дня, когда проходил мимо «Александра III», который сильно накренился из-за полученных повреждений. Именно тогда в броненосец попали первые два снаряда. После первого попадания вся носовая часть жилых помещений была залита водою. Другой снаряд уничтожил кубрик .

С наступлением темноты начались сильные атаки японских миноносцев, но «Ушаков» от них почти не пострадал благодаря предусмотрительности своего командира, который запретил включать прожектора и стрелять .

Вместе с другими судами («Николай», «Апраксин», «Сенявин», «Сисой», «Наварин», «Нахимов») он продолжал идти на север, надеясь прорваться во Владивосток .

Однако этот план так и не удалось реализовать. Утром с «Ушакова» увидели вражеские суда, нагонявшие небогатовскую эскадру, от которой броненосец заметно отстал .

Весь день «Ушаков» делал попытки уйти от вражеских судов, которые можно было различить вдалеке, но все усилия были тщетны. Броненосец попал в ловушку, расставленную японцами .

Около 3 часов дня с «Ушакова» увидели японскую эскадру. Вскоре от нее отделились крейсера «Ивате» и «Якумо». Миклуха приказал открыть огонь первыми. Но стрельба по «Ивате» с большого расстояния оказалась совершенно бесполезной .

Японцы, которые могли стрелять на расстояние до 75 кабельтовых, держались на удобном для себя расстоянии и беспрепятственно расстреливали броненосец. Вскоре «Ушаков» стал крениться на правый борт. Стрельба стала невозможна. Тогда командир приказал открыть кингстоны, не желая сдавать свой корабль.

Это отчаянное сопротивление так разозлило врагов, что даже когда «ушаковцы» покинули броненосец, японские корабли все равно вели по нему пальбу, а когда он ушел под воду, стреляли по людям в воде .

В. Н. Миклуха погиб в море. Японские газеты утверждали, что он сам отказался сесть в шлюпку, попросив спасти матроса .

Такова была героическая судьба первого судна с ушаковским именем.

Цифры

Полное водоизмещение: 16 340 т

Наибольшая длина: 209,9 м

Наибольшая ширина: 21,9 м

Осадка средняя: 7,2 м

Максимальная скорость: 33,1

Экипаж: 1270

Энергетическая установка: 6 вертикальных паровых котлов треугольного типа КВ-68 и 2 турбозубчатых агрегата типа ТВ-7; Мощность на полном ходу 124 100 л. с., на заднем — 27 000 л. с.

Вооружение: артиллерийское главного калибра 4х3-152-мм, универсального калибра 6х2-100-мм, зенитного калибра 16х2-37-мм; торпедное 2х5-533-мм; минное 68-КБ-3 или 70 минных защитников ГМЗ

Легкий крейсер «Адмирал Ушаков» стал первым советским судном с таким названием. Это объясняется вновь вспыхнувшим во время Великой Отечественной войны интересом к личности адмирала. Так что при первой же возможности его имя было присвоено новому судну.

9 ноября 1950 года ещё не созданный «Ушаков» был зачислен в списки кораблей ВМФ. Его закладка произошла в Ленинграде 6 февраля следующего года.

29 июня 1952 года крейсер спустили на воду, правда, подписание приемного акта произошло лишь 8 сентября 1953-го. Капитан 1 ранга Ю. А. Юлинец стал первым командиром «Ушакова».Через десять дней на судне впервые был поднят флаг ВМФ. Корабль вошел в состав Северного флота.

Вскоре последовало и первое серьезное задание: «Ушаков» с отрядом был послан в Стокгольм.

В 1956 году совершенно новый корабль едва не был уничтожен: его хотели использовать для ядерных испытаний на Новой Земле. Его спасло лишь вмешательство адмирала С. Г. Горшкова .

В 1957 году на судне была сооружена вертолетная площадка, первая на флоте. Ее испытания были успешны, поэтому такие площадки стали делать на заводах. Примерно в это же время на «Ушакове» установили САП «Краб-11» и «Краб-12» .

Во время Карибского кризиса легкий крейсер планировалось отправить на Кубу, но это не понадобилось.

Осенью 1963 года «Адмирала Ушакова» перевели на Черноморский флот, туда, где когда-то прославился его великий тезка. Однако крейсер там ждала не слава, а консервация. Происходило сокращение вооружения, и судно попало под него.

«Ушаков» вернулся в строй лишь 15 апреля 1971 года. Уже в следующем году он нес боевую службу в Средиземном море.

Когда осенью 1973 года обострился арабо-израильский конфликт, с «Ушакова» планировалось высадить десант в Порт-Саиде, чтобы поддержать египетскую сторону. Однако, к счастью, этот план был отменен. В том же году корабль крейсировал у острова Корфу.

В 1980 году «Ушаков» вновь совершал плавание в Средиземном море. Последний выход на боевую службу легкого крейсера был в 1982 году.

В феврале следующего года судно вновь законсервировали, а в 1987 г. и вовсе исключили из состава военно-морского флота. В 1992 году, уже после распада СССР, «Ушакова» продали на металл в Индию. Так окончился путь этого корабля .

Тяжелый атомный ракетный крейсер пр.1144 «Орлан»

Легкий крейсер "Адмирал Ушаков"(1981)
wikipedia.org

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" ("Адмирал Ушаков")

wikipedia.org

Цифры

Стандартное водоизмещение: 24100 т

Максимальная длина: 251 м

Максимальная ширина: 28, 5 м

Осадка средняя: 10,3 м

Экипаж: 759 человек

Энергетическая установка: Атомная паропроизводящая установка с двумя водно-водяными реакторами тепловой мощностью по 300 МВт и паротурбинная установка с двумя ГТЗа мощностью по 70000 л.с.; 2 автоматизированных паровых котла КВГ-2.

Вооружение: противокорабельное ракетное - 20 наклонных ПУ сверхзвуковых ПКР 3М45 комплекса П-700 "Гранит"; противолодочное - 1х2 ПУ ПЛРК "Метель" (10 ракето-торпед) 2х5 533-мм ТА (10 торпед); средства ПВО - 12х8 ВПУ ЗРК С-300Ф "Форт" (96 ЗУР 5В55РМ) 2х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК "Оса-М" (40 ЗУР 9М33) 8х6 30-мм АК-630М (48000 выстрелов); артиллерия - 2х1 100-мм АК-100 (1200 выстрелов); реактивно-бомбовое - 1х12 213-мм РБУ-6000 (72 РГБ) 2х6 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ); авиационное - 3 вертолета Ка-27ПЛ и/или Ка-25РТ.

Тяжелый атомный крейсер получил имя Ушакова лишь в 1992 году, спустя много лет службы. Изначально он назывался «Киров» .

«Киров» был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе 26 марта 1973 года. 27 декабря 1977 года атомный крейсер спустили на воду, но в состав Северного флота его включили только в 1980 г .

За время службы атомный крейсер дважды помогал тем, кто терпел бедствие в море. Он помогал спасать экипажи подлодок «К-219» и «Комсомолец».

Но на атомном крейсере произошла серьезная авария. «Когда «Адмирал Ушаков» находился на боевой службе в Средиземном море, в атомной энергетической установке произошла течь теплоносителя первого контура» , - так описывает характер повреждения . К счастью, никто при этом не пострадал, но корабль вскоре вывели в резерв, а в 1999 году и вовсе решили списать.

Но в дело вмешались ветераны и В. Н. Лопатин, депутат Государственной думы. Благодаря его влиянию удалось добиться постановлений в Думе и Совете Федерации согласно которым корабль должны были восстановить и модернизировать.

Однако для осуществления этого проекта требовалось около 2 миллиардов рублей. Собрать эти средства не удалось, и в 2014 году встал вопрос об его утилизации. Окончательное решение уничтожить корабль было принято в следующем году .

СМИ писали, что «по оценке военного ведомства, модернизация корабля обошлась бы бюджету слишком дорого, потому что на крейсере установлено устаревшее несерийное оборудование. Кроме того, в 2015 году «Кирову» исполняется 35 лет с момента постройки» .

В 2016 году с корабля выгружали отработавшее ядерное топливо. Его окончательное уничтожение, к несчастью, лишь вопрос времени .

Эскадренный миноносец пр.

Эскадренный миноносец "Адмирал Ушаков" (2011)

wikipedia.org

Цифры

Полное водоизмещение: 7940 т

Максимальная длина: 156,5 м

Максимальная ширина: 17,2 м

Осадка: 5,96 м

Максимальная скорость: 32 уз.

Экипаж: 296 человек

Энергетическая установка: 2 паровые турбины ГТЗА-647 по 50000 л.с., 2 винта фиксированного шага

Вооружение: 2 спаренные артиллерийские установки АК-130/54, 4 30 мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630, 2 счетверенные пусковые установки противокорабельных крылатых ракет П-270 "Москит", 2 шестиствольные реактивные бомбометные установки РБУ-1000, 2 установки зенитно-ракетного комплекса "Штиль", 2 сдвоенных 533 мм торпедных аппарата, 1 вертолет Ка-27.

Об эскадренном миноносце «Бесстрашный», который был переименован в «Адмирал Ушаков» в 2004 году, можно сказать немногое. Это боевой корабль, который и сейчас несет службу .

Миноносец заложили 6 мая 1988 года, спуск на воду произошел 28 декабря 1991 (сегодня будет 25 лет). До 1994 года судно относилось к Балтийскому флоту, после - «Бесстрашный» был переведен на Северный флот.

Павлов пишет, что корабль «летом 1998 во время выхода в море из-за остановки КТУ в шторм едва не выброшен на скалы» .

Примечания

http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap3.html

Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосец «Адмирал Ушаков» [Электронный ресурс]. URL: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap5.html (дата обращения: 27. 12. 2016).

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 4 - 5, 31, 71 - 72; Новиков-Прибой А. С. Цусима - Одесса: Маяк, 1989 - с. 479 - 482.

Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосец «Адмирал Ушаков» [Электронный ресурс]. URL: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap5.html (дата обращения: 27. 12. 2016).

История русской армии и флота: В 15 тт. Т. 15. Сборник. - М., 1913 - с. 113; Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосец «Адмирал Ушаков» [Электронный ресурс]. URL: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap5.html (дата обращения: 27. 12. 2016).

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 12 - 13.

История русско-японской войны: В 6 т. Т. 5 / Под ред. М. Е. Бархатова и В. В. Функе. - СПб, 1909 - с. 1039.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с.15, 18.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 33.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 43.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 53.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 45, 55 - 56.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 61.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 60 - 62.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 64 - 65.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 68 - 70.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 69 - 71.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 72 - 79.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 81.

Заблоцкий В. П. Крейсера "холодной войны". - М.: Яуза, 2008 - с. 144 - 145.

Овчинников В. Д. Имя Ушакова на борту: (История кораблей, носящих имя адмирала Ф.Ф. Ушакова). - Саранск: Типография "Красный Октябрь", 2000 - с. 34; Заблоцкий В. П. Крейсера "холодной войны". - М.: Яуза, 2008 - с. 146.

Заблоцкий В. П. Крейсера "холодной войны". - М.: Яуза, 2008 - с. 146 - 155.

Пономарев Б. Заказ 800: Хроники атомного крейсера «Киров» // Для тех, кто служил на ТАРКР «Киров» [Электронный ресурс]. URL: http://kreiserkirov.ru/zakaz800/VI.htm (дата обращения: 27. 12. 2016).

Тяжелые атомные ракетные крейсера (ТАРКР) типа "Киров" пр.1144/11442 "Орлан" (СССР/Россия) // Портал «Современная армия». - 2012. - 4 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.modernarmy.ru/article/142 (дата обращения: 27. 12. 2016).

Овчинников В. Д. Имя Ушакова на борту: (История кораблей, носящих имя адмирала Ф.Ф. Ушакова). - Саранск: Типография "Красный Октябрь", 2000 - с. 36 - 37.

Овчинников В. Д. Имя Ушакова на борту: (История кораблей, носящих имя адмирала Ф.Ф. Ушакова). - Саранск: Типография "Красный Октябрь", 2000 - с. 36 - 37; Власти решили утилизировать атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» // ТАСС. - 2014. - 10 июня [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/spb-news/1250370 (дата обращения: 27. 12. 2016).

Атомный крейсер «Киров» отправится в распил // Новости@Mail.ru . - 2015. - 7 августа [Электронный ресурс]. URL: https://news.mail.ru/politics/22908245/?frommail=1 (дата обращения: 27. 12. 2016).

«Звездочка» выгрузит ядерное топливо со списанного крейсера «Киров» на средства Италии // ТАСС. - 2016. - 18 марта [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/2751988 (дата обращения: 27. 12. 2016).

Имя на борту. «Адмирал Ушаков». Часть третья. Последний эсминец СССР [Электронный ресурс]. URL: http://maxpark.com/community/5548/content/2217555 (дата обращения: 27. 12. 2016).

Павлов А. С. Эсминцы первого ранга. - Якутск, 2000 - с. 37.

Список литературы для разделов «Цифры»

Броненосец береговой обороны

1. Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосец «Адмирал Ушаков» [Электронный ресурс]. URL: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap3.html (дата обращения: 27. 12. 2016).

2. «Адмирал Ушаков» - русский броненосец // Портал «Военная техника» [Электронный ресурс]. URL:http://kollektsiya.ru/voennie-korabli/332-bronenosets-admiral-ushakov (дата обращения: 27. 12. 2016).

Легкий крейсер проекта 68-бис

1. Заблоцкий В. П. Крейсера "холодной войны". - М.: Яуза, 2008 - с. 8, 51.

Тяжелый атомный ракетный крейсер

1. Тяжелые атомные ракетные крейсера (ТАРКР) типа "Киров" пр.1144/11442 "Орлан" (СССР/Россия) // Портал «Современная армия». - 2012. - 4 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.modernarmy.ru/article/142 (дата обращения: 27. 12. 2016).

Эскадренный миноносец

1. «Адмирал Ушаков» // Портал «FLot.com» [Электронный ресурс]. URL: http://flot.com/nowadays/strength/ushakovdestroyer.htm (дата обращения: 27. 12. 2016).

Первый крейсер проекта 1144 Орлан (Киров) «Адмирал Ушаков» / Фото: upload.wikimedia.org

Один из крупнейших боевых кораблей отечественного надводного флота - тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) "Адмирал Ушаков", простаивавший с 1990 года в ожидании ремонта, будет утилизирован на оборонной судоверфи "Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске. Об этом сегодня корр. ИТАР-ТАСС сообщил сотрудник пресс-службы завода Евгений Гладышев.

"Принципиальное решение об утилизации корабля принято, госкорпорации Росатом дано поручение включить ТАРК в план утилизации, - сказал он. - В бюджете на 2015 год предусмотрены средства на финансирование разработки проекта утилизации "Адмирала Ушакова".

Представитель судоверфи также уточнил, что в настоящее время крейсер находится у причала предприятия, его реакторы заглушены, вся забортная арматура загерметизирована, живучесть корабля поддерживает сокращенный экипаж Северного флота.


Владимир Никитин / Фото: ria.ru

Ранее гендиректор "Звездочки" Владимир Никитин рассказал, что корабль пришел на верфь в 1997 году, как тогда предполагалось, в ремонт. Денег на эти работы в те времена не нашлось и крейсер до сих пор стоит в холодном отстое. Корабль выведен из боевого состава ВМФ. С 1980 года из его реакторов не выгружалось ядерное топливо.

"Можно говорить о том, что сейчас от этого корабля исходит определенная угроза для Северодвинска и его жителей. Сроки докования крейсера и ремонта корпуса давно прошли, поэтому сегодня содержать его на плаву у набережной не только затратно, но и небезопасно", - считает В. Никитин.

К тому же крейсер занимает причальное место, которых заводу при сегодняшней загрузке не хватает. В свое время прорабатывались международные проекты по утилизации крейсера в рамках программы "Глобального партнерства", принятой на саммите стран "большой восьмерки" в 2002 году, но в силу ряда причин они не были реализованы. По экспертным оценкам, утилизация ТАКР обойдется примерно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной подлодки, поскольку технологии и опыта утилизации подобных судов в России еще нет.

Техническая справка

Крейсера проекта 1144 «Орлан» — серия из четырёх высокоавтономных тяжёлых атомных ракетных крейсеров, построенных на Балтийском Заводе в СССР с 1973 по 1989 годы, единственные в составе российского ВМФ надводные корабли с ядерной энергетической установкой. Главный конструктор проекта кораблей - Б. И. Купенский. По классификации НАТО проект обозначается как англ. Kirov-class battlecruiser, то есть «линейный крейсер», в силу его исключительных размеров и вооружённости. Главным конструктором проекта был В. Е. Юхнин.

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Ушаков" / Фото: www.warships.ru

По состоянию на 2012 год только один из четырёх построенных крейсеров, ТАРКР «Пётр Великий», находится в строю. С 1977 по 1996 год по проекту 1144 на Балтийском заводе были построены четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера. Эти корабли имели на вооружении практически все виды боевых и технических средств, созданных для военных надводных кораблей.

26 марта 1973 года на Балтийском Заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 - тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Киров» (с 1992 года - «Адмирал Ушаков»). Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.

ТАРК "Адмирал Ушаков" / Фото: wikimapia.org

Носовая часть ТАРК / Фото: upload.wikimedia.org

31 октября 1984 года вступил в строй второй корабль серии - ТАРК «Фрунзе» (с 1992 года - «Адмирал Лазарев»).

30 декабря 1988 года Балтийский Завод передал флоту ТАРК «Калинин» (с 1992 года - «Адмирал Нахимов»).

В 1986 году завод приступил к строительству последнего корабля серии - ТАРК «Пётр Великий» (изначально именовался «Куйбышев», потом - «Юрий Андропов»). Его строительство завершилось в 1996 году после чего крейсер ушёл на ходовые испытания, которые в соответствии с планом проводились в суровых условиях заполярья. В 1998 годуатомный крейсер был передан флоту.

На данный момент ТАРК «Пётр Великий» является самым мощным ударным военным кораблем не только в военно-морском флоте России, но и во всём мире.

На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 6-30 человек в каждом), 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной почти в 20 километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6×2,5 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная.

Энергетическая установка крейсера проекта 1144 могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением в 100-150 тыс. жителей. Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900, имеет существенные отличия. Самое главное - в топливных сборках (изготовитель - машиностроительный завод в г. Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах,

В качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идет в турбины в виде пара.

На каждом борте крейсеров проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит».

Крейсера проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными неавианесущими кораблями, построенными после Второй мировой.

Основные характеристики:

  • Водоизмещение,т - 25 860
  • Длина, м - 250,1
  • Ширина, м - 28,5
  • Осадка, м - 10,3
  • Двигатели - атомная энергоустановка
  • Мощность, л.с. - 163 000
  • Скорость хода, узел - 31
  • Автономность плавания, суток - 60
  • Экипаж, чел - 759

Вооружение:

  • артиллерия - 2 × 100-мм артиллерийских установки АК-100 или 1 × 130-мм АК-130
  • зенитная артиллерия - 8 × ЗУАК-630, или 6 × ЗРАК «Кортик
  • ракетное вооружение - 20 ПУ ПКР П-700 Гранит 2 × 2 «Оса-М» (40 ракет) или 8 × 8 «Кинжал» (64 ракеты) 1-С-ЗООФ, 1-С-ЗООФМ.
  • противолодочное вооружение - ПЛУР «Метель» или ПЛУР «Водопад»,РБУ-6000 «Смерч-3» или РБУ-12000 «Удав».
Понравилось? Лайкни нас на Facebook