Божья матерь одна. Почему икон Пресвятой Богородицы так много? Мировая слава Девы Марии

Почему так много икон Богородицы

Один юноша стал посещать православный храм и спросил отца:
— Почему в церкви так много разных, непохожих одна на другую, икон Божией Матери? Ведь Божия Матерь одна, а Ее икон много и все — разные. Разве такое может быть?
Тогда отец принес старый, уже прилично потертый семейный фотоальбом, и стал вместе с сыном перелистывать его картонные страницы. Он показывал на пожелтевшие и местами потрескавшиеся фотографии и спрашивал сына, кто на них изображен:
— Здесь мама, ей три года, вот, видно по дате.
— А это?
— Это она в первом классе. Вот написано: «Средняя школа № 2».
— А вот?
— Здесь она уже на выпускном вечере.
Отец пропустил несколько листов с фотографиями студенческой поры, потом пошли свадебные и те, где худенькая девушка — уже юная мать с ребенком. Вот она уже заметно изменившаяся, взрослая женщина... Вот уже с сединой в темных и еще густых кудрях.
— Ну, а здесь мама во Владивостоке у тети Лизы в гостях... А это после операции... в позапрошлом году...
— Видишь, сынок, — сказал отец, — мама на всех фотографиях разная и в то же время везде не кто-нибудь, а она. Так и с иконами Пресвятой Богородицы. Матерь Божия одна, но Она являла Себя, Свою помощь людям в разное время и в разных местах. И каждое Ее явление отражалось потом разными людьми в иконах. А с тех икон, принятых к почитанию Церковью, делались копии, списки уже другими людьми. У каждого иконописца была своя манера письма. И нередко считалось, что Дух Святой проявлял благодать Свою на совершенно безыскусных иконах и от них творились чудеса. В одной только книге Евгения Поселянина в конце XIX века описывается более 600 чудотворных икон Богоматери. Но если бы люди фиксировали каждое проявление святой помощи Царицы Небесной в нашей жизни, то таких Ее «фотографий» было бы бессчетное число. И вот почему. В творениях святых отцов мы не раз встречаем упоминание о том, что праведники, сподобившиеся вознесения в райские обители, не находили там Самой Царицы Небесной. «Где же Богоматерь?», — спрашивали они, и неизменно следовал ответ: «Нет Ее здесь. Она спасает на земле грешников».

Не зря мы и именуем Царицу Небесную «Скоропослушницей», «Споручницей грешных», «Радостью всех скорбящих», «Взысканием погибших», «Милующей», «Отрадой или Утешением», «Целительницей», «Одигитрией» («Путеводительницей»).

Как начиналось почитание Богородицы

Еще за шесть веков до Рождества Христова «ветхозаветный евангелист» Исаия так пророчествовал избранному народу Божиему: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7,14).
Еммануил означает — с нами Бог. И это прямо указывает на тайну двух естеств Богочеловека Иисуса Христа.

Однако и после того, как сбылось это пророчество, не только фарисеи и саддукеи, давно уже утратившие Дух Божий и поклонявшиеся букве закона, не поверили ему, но и некоторые из христиан отказывались почитать Деву Марию Богородицей. Возникла даже секта под предводительством еретика патриарха Константинопольского Нестория. Потребовалось несколько веков, прежде чем в 431 году в Эфесе, в храме, воздвигнутом во имя Пресвятой Богородицы, прошел III Вселенский Собор. Он осудил ересь Нестория и утвердил догмат об именовании Девы Марии Богородицей. Церковь устами святого Кирилла Александрийского прорекла на веки вечные: «Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому Святая Дева — Богородица, ибо Она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотию — тот да будет анафема».

Святые отцы утверждают, что Дева Мария родила Богочеловека, Который есть истинный Бог. Утверждено было именовать Деву Марию именно «Богородицей», но не в том смысле, что Она родила Бога, Который предвечен и является Творцом и Спасителем Самой Марии. Но в том, что изначально в Рожденном от Нее заключена вся полнота Божества. В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2,9), — пишет апостол Павел.

«Воистину, что невозможно у человеков, возможно у Бога, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов. — Как из ребра Адама безсеменно Бог создал женщину, так из дщери Адамовой — Приснодевы и Богородицы Марии — заимствовал девственную плоть безсеменно и облекшись в нее, стал Человеком, подобным первозданному Адаму».

Все виды индивидуального православного благочестия берут начало в благочестии богослужебном. Наиболее ясно и полно сформулировано богословское учение и церковное почитание Божией Матери в богослужебных текстах. В них в полной мере проявляются наша православная вера, богопочитание и почитание Божией Матери народом Божиим.

Почитание Богородицы отражено в Божественной Литургии, в чинопоследовании Вечерни, Утрени, Часов, в суточном, седмичном, годовом кругах богослужения. Божией Матери, кроме того, посвящена каждая среда недели.

Церковное почитание Богородицы утверждается и догматом о ее приснодевстве, который засвидетельствован в святом Евангелии апостолами Матфеем и Лукой и внесен в Символ Веры, утвержденный в 325 году Никейским I Вселенским Собором. В третьем члене Символа Веры вместе с догматами о вочеловечении Господа Иисуса Христа мы исповедуем: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». В этой части мы исповедуем, что Христос как Второе Лицо Пресвятой Троицы — вездесущ и поэтому всегда был на небе и на земле, но на земле Он был прежде невидим, бесплотен; что воплощение Христово, принятие Им естества человеческого свершилось содействием Святого Духа, так что Пресвятая Дева Мария, как была Девой до зачатия, так и в зачатии и после рождения Богомладенца оставалась Девой.

Вот как об этом говорит святитель Григорий Нисский, брат одного из трех вселенских учителей Василия Великого: «Невозможно в собственном смысле употреблять слово „зачатие“, потому что слово „девство“ и „плотское зачатие“ несоединимы в Одной и Той же. Но как Сын дан нам без отца (земного), так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось богоприемлемое тело, так и не ощутила рождения. По свидетельству пророчества, без болезней было у Нее рождение: „Прежде нежели наступили боли Ее, разрешилась Сыном“».

О Своем будущем почитании свидетельствует в святом Евангелии и Сама Дева Мария — во время посещения двоюродной сестры Елисаветы, матери пророка Иоанна Крестителя. Елисавета, увидев Деву Марию, вдруг исполнилась Святого Духа, благодать Которого почувствовал и младенец, которого она носила во чреве шестой месяц, и воскликнула: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1,43).

Дева Мария ответила: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1, 46-49).

Сама Богородица приоткрывает в этих словах причину столь сильного почитания Ее среди «всех родов». Смирение и любовь к Богу стали основанием тому величию, которое сотворил Ей Господь. Ибо потом и Сам Он, облекшись во плоть от смиренной, будет вразумлять ко спасению нас, падших: Научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11,29).

«Вся — чертог Духа, вся — близ Бога»
Преподобный Иоанн Дамаскин.

По слову святого Иоанна Дамаскина, «именование Матери Божией содержит в себе всю историю божественного домостроительства в мире».

«Приснодева превыше всех святых, — писал святитель Игнатий (Брянчанинов), — как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слушательницей и исполнительницей учения, возвещанного Богочеловеком. Как заменил Господь Адама Собой, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности... Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и богоугодной жизнью в сосуд Божий».

И сам собой приходит ответ на вопрос, почему никто из людей, рожденных во все времена, не почитается выше Богоматери. Так, например, мы не только не почитаем, но и не знаем имени матери святого праотца Авраама, давшего миру потомство избранного народа Божия. Также ничего не знаем и о матери святого царя и пророка Давида, из рода которого происходила и Сама Дева Мария.
И не должно смущать нас то, что в святом Евангелии не говорится о Ее деяниях в те моменты, когда земная слава Ее Божественного Сына сияла особенно ярко. По Своему глубокому смирению, как объясняют святые отцы, не позволяла Она апостолам описывать Свои подвиги.

Не должно быть смущения и тогда, когда мы читаем в святом Евангелии о том, как Матерь Божия и Его братья по плоти, не сумев пройти к Нему из-за скопления народа, чтобы говорить с Ним, просили передать Ему, что они ожидают Его, а Он ответил: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Лк. 8,21). И кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 50).

Нет здесь ни противоречия, ни умаления Богоматери. Ибо Божия Матерь была единственной из людей, кто с самого детства воспитывался в храме Божием, всегда слушал и исполнял слово Божие. И подобно тому, как Она носила на руках Своих Сына Божиего во время Его земного младенчества, так и Он, воздав Ей должную славу, принял Ее душу на Свои руки в начале Ее небесной жизни. Более того, исполняя закон, данный Им о почитании родителей детьми, Сам Господь Иисус Христос почтил Свою Пренепорочнейшую Матерь Ее воскресением в третий день и вознесением к Себе в Царство Небесное вместе с Ее пречистым телом.

Еще при жизни Пресвятой Богородицы было положено начало и почитанию Ее икон. До нашего времени дошли несколько изображений Ее Пречистого Образа, сделанных евангелистом Лукой. Одним из образов, принадлежащих письму евангелиста, по Преданию, является знаменитая Владимирская икона Божией Матери, сыгравшая великую роль в судьбе России.

Предание сохранило нам и историю нерукотворного образа Пресвятой Богородицы в Лидийском храме. Она связана с проповедью Евангелия апостолами Петром и Иоанном в городе Лиде, где они построили храм во имя Пречистой Девы. Вернувшись в Иерусалим, апостолы просили Божию Матерь освятить храм Своим присутствием.

«Идите и радуйтесь, Я буду с вами там» , — ответила Она.

Придя в Лиду, они обнаружили на одном из внутренних столпов храма неизвестно кем и с величайшим искусством созданный образ Богоматери.

С прибытием в лидийский храм Божией Матери, возрадовавшейся при виде Своего образа и молящихся у него, икона получила благодатную силу.

Молчание — щит Богородицы

Земной путь Божией Матери был путем отрешения от всех земных благ и удовольствий, путем простоты и нестяжательности, добровольных лишений, приносимых в жертву Богу. При этом Она имела всю славу, которую только мог иметь человек во все времена существования человечества. «Если бы меня спросили, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — кто в Поднебесной сильнее и крепче всего?.. — я бы ответил: „Нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, чем Пресвятая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария“. Сильна Она на земле: ибо стерла Она главу невидимого змия и попрала адскую силу. Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают врази. Сильна Она на небе: ибо Бога Всесильного и Крепкого молитвами связывает, умилостивляет к нам. Связывает, говорю, своими молитвами Бога, Которого некогда на земле связывала пеленами, ибо когда Он, прогневанный нашими грехами, хочет нас казнить... Она простирает к Нему умоляющие руки... чтобы не погубил грешников с их беззакониями».

Митрополит Московский Филарет называет жизнь Пресвятой Богородицы беспримерной для прочего человечества, потому что таинство Матери Господней неповторимо и необобщимо, но одновременно и предостерегает нас от мысли, что достоинства Божией Матери неподражаемы. «Пример святости Пресвятой Девы дан нам Евангелием не только для нашего благоговения и удивления, но и для нашего назидания и подражания», — говорил сей мудрый наставник.

Земная жизнь Богородицы, как и жизнь многих христиан того времени, была полна неисчислимых скорбей и печали. И Пресвятая Дева на протяжении всей Своей жизни предпочитала молчаливое страдание.
Молча страдать — вот что было на земле Ее постоянным уделом.
Она молчала, когда в холодную зимнюю ночь Ей негде было приютить Новорожденного Сына и когда лишь домашние животные согревали своим дыханием Царя царствующих в вифлеемском вертепе.
Она молчала, когда в страхе за Своего Божественного Младенца бежала с Ним в далекий Египет от жестокого Ирода, когда попадала в руки разбойников.
Она молчала, когда растила Сына в бедном доме на средства, добытые плотницким трудом старого Иосифа, которых, может быть, и не всегда хватало на пропитание их семейству.
Она молчала, когда Сын оставил Ее и ушел на Свое великое дело проповеди народу слова Божия.
Она молчала, когда Он, Ее Божественный Сын, стоял избитый бичами, оплеванный, в терновом венце, под которым на любимом челе запеклась кровь. Когда Он, падая, подстегиваемый легионерами, нес по улицам Иерусалима Свой Крест.
Она молчала, когда до Ее слуха доносились звуки тяжелого молота, забивающего гвозди в тело Ее Божественного Сына.
Молчала, когда Он, вися на Кресте, оставленный любимыми учениками, переживал муки, вобравшие в себя муки всего человечества, всю горечь наших грехов и тяжесть вины перед Богом всех людей всех времен и народов.
Она смотрела и молчала, готовая в любое мгновение за Его жизнь отдать Свою жизнь, Своей мукой облегчить Его муку... Поддерживаемая лишь мыслью, что страдания Ее Сына — это вольные страдания, о которых Он часто говорил.

Велико значение этих минут в жизни человечества.

В безмолвии открыт был Ее душе новый подвиг — подвиг спасения людей, всех жаждущих веры и томящихся в сомнениях, вечно нуждающихся в помощи и в пощаде. Ее «херувимское служение» Божественному Сыну — а «херувимское» буквально означает «исполненное множества разума» — восполнилось новым служением, без всякой выгоды, ради Божественной любви — всему роду человеческому...

Свято исполняет с тех пор Богородица заветы Божественного Сына, непрерывно и с великим усердием пребывая в трудах по спасению душ наших.

По церковному преданию, Дева Мария смиренно молилась о Савле, будущем апостоле Павле, когда он с фарисейской ожесточенностью гнал христиан и участвовал в их казнях...

Почитание Божией Матери в России

Изначально в писании святых отцов встречаем мы указания только на два удела Богоматери: Иверию и святую гору Афон. Однако уже очень скоро после принятия Православия на Руси положение изменилось.

С великим благоговением и трепетом позволили себе наши предки дерзновенно отнести к числу уделов Пресвятой Богородицы и третий — Русскую землю, нашу Россию, свет веры Христовой в которую проник еще в I веке вместе с апостолом Андреем Первозванным, водрузившим Крест на Киевских горах.

С тех пор как святой апостол основал первую христианскую общину и основал храм в Херсонесе, Россия прошла многовековой путь от раздробленных языческих племен до православного государства со столицей Москвой — третьим Римом.

Принимая в святом Крещении Православие, русский народ получил и всю полноту проявления своей исторической личности во Христе. На протяжении веков наш народ являл собой и являет поныне единую Церковь Христову, тело Христово. Приснодева Мария, будучи Матерью Пречистого Тела Господа Иисуса Христа, является и Матерью Церкви как Тела Христова. А это значит, что Церкви Христовой неизбежно сообщаются черты и свойства Богоматери, в образе Ее служения Своему Сыну Христу.

Русским народом это было удивительно точно восчувствовано и воспринято. В его духовном облике появился ярко выраженный «богородичный характер», который был отмечен многими исследователями русской святости.

Богородичный дух и характер русской души формировались прежде всего под влиянием монашества, которое началось и развилось с возникновением знаменитого Киево-Печерского монастыря, основанного в начале XI века преподобным Антонием Печерским и ставшего образцом для всех будущих монастырей России при Феодосии Печерском, стараниями которого был получен и введен в Лавре студийский монашеский устав (устав преподобного Феодора Студита, написан для Студийского монастыря, подробно описывает обязанности по монастырским должностям и послушаниям — прим. ред.).

Не случайно было появление в Киеве преподобного Антония Печерского. Долгое время подвижник пребывал на святой горе Афон, пока игумену обители не было указано от Бога, чтобы он отпустил Антония в Россию. И вот, как повествует Киево-Печерский патерик, «Антоний... придя в Киев... и взыде на холм и возлюби место то, помолился Богу со слезами, глаголя: „Господи, да будет на месте сем благословение святыя Афонския горы“... и валися тамо, руками же своими прилежно копаша пещеру большу... Тогда прииде к преподобному Антонию в пещеру и преподобный Феодосий... и другие».

И вскоре уже весь народ русский пребывал под молитвенным покровом Пресвятой Богородицы, молитвами своих святых подвижников превратив Русскую землю в Третий удел Божией Матери.

Какой была Пресвятая Богородица

Церковь бережно хранит предания о земном облике Пресвятой Богородицы, в котором современники обращали внимание на сходство Матери и Ее Божественного Сына.

«Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные. (В одном из воспоминаний современников о Божией Матери говорилось также, что у Нее были глаза светло-карие, цвета зрелого табака — ред.). В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать» (Никифор Каллист, «Церковная история»).

«Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты» (святитель Амвросий Медиоланский).

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший из Афин в Иерусалим, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу:

«Свидетельствую Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во Вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на Небесах душой и телом. Она не только жительствует на Небесах, Она царствует на Небесах... Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас». Одну Богоматерь она просит: «Спаси нас» и «Помилуй»!

Современный человек очень часто задается следующим вопросом: почему так много образов Девы Марии, ведь если человек один, то и святыня должна быть одна? Их действительно много – религиоведы говорят, что их число достигает 700. Чтобы разобраться с данным вопросом, нужно углубиться в исторические аспекты православной религии, которые способны осветлить данную проблему.

С давних времен многие государства ощущали свою тесную взаимосвязь с Девой Марией. К примеру, в Грузии святая вела проповедническую деятельность, всегда обещая им собственное покровительство и защиту. В районе горы Афон её считали пророком, поэтому иконописцы воссоздали в её честь множество образов. В европейских странах Богородицу издавна обожествляли, считая женщину одной из наиболее выдающихся святых. Но, конечно же, на Руси Деву Марию почитали особо. Этому свидетельство Десятинная церковь, которую построил князь Владимир. Почему именно она? Потому что святыня была названа в честь Пресвятой Богородицы (во время торжества Успения). С того времени в церковном календаре было утверждено новое светлое событие – Покров Девы Марии. Этим действием официально было признано покровительство святой над всеми православными христианами и русскими землями.

За время существования Руси в честь Матери Божией было придумано около сотни гимнов, а также написано множество икон. Большинство из них обрело мировую славу, так как были чудотворными (способствовали исцелению, вселению веры, счастья, жизненных сил и так далее). Нельзя не отметить в качестве примера Владимирскую икону Девы Марии и святыню под названием «Нерушимая Стена», которые на протяжении веков сопровождали государство, покровительствуя всех россиян. Еще одна очень популярная икона в честь населенного пункта именуется Тихвинской (название пошло от города, где произошло её явление). Она покровительствует всех детей, потому находится в каждом доме. На Руси иконе всегда молились - для людей она служила даже книгой, с помощью которой они обучались религиозным основам. Именно отсюда и пошла традиция, писать различные святыни, в соответствии с тем или иным событием, которое связано с Богородицей.

Есть множество икон, которые связаны с благой вестью – это и день, когда женщине во сне явился ангел, сказав, что она станет первой женщиной, которая выносит дитя Бога. Есть святыни, которые непосредственно связаны с рождением Иисуса Христа, как Спасителя всего человечества. Чтобы целиком осветить фрагменты из жизни Девы Марии, во все века мастера писали иконы в её честь, давая шанс последующим поколениям увидеть святую на изображении. Есть еще яркий пример всепрощения Святой Марии, который удачно выражается в величайшем христианском творении «Нечаянная Радость». Его название – это память об исцелении и нечаянной радости отпущения грехов разбойнику, который искренне раскаялся.

Очень интересно, что иностранцев удивляет обилие разнообразных образов в доме русского христианина. Они считают, что одной иконы в домедостаточно. Может быть, Дева Мария более близка для людей, живших на территории тогдашней Киевской Руси. Наша душа больше нуждается в её покровительстве, а потому сердце христиан более открыто для того, чтобы впустить в него святую. Мы же должны осознавать - икона Девы Марии сама по себе настолько глубока, что оказывается одинаково близкой и доступной как обычной сельской женщине, не обученной грамоте, так и интеллектуалу-богослову, который во всём пытается найти скрытый подтекст. В этом и вся прелесть величайшей святыни.

Если Вам необходима икона Божией матери в серебряном окладе, изготовленная мастерами Даниловского монастыря в подарок или для домашнего иконостаса, вы можете приобрести ее в интернет магазине,

ПОЧЕМУ ТАК МНОГО ИКОН БОГОРОДИЦЫ?

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает 700. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

ОСОБОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример —Владимирская икона Богородицы, которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

Cогласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории - знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы.

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

«И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. — Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

ВЕРНАЯ ЛОЦИЯ

Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. — Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии .

Итак:

В иконографии, получившей название «Знамение» или «Оранта», Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

Вера — иконография, получившая название «Знамение» или «Оранта» . Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Иконография Умиление или Елеуса - «милующая», как ее называют греки - это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля.

СВЕЧА СВЕТОПРИЕМНАЯ

В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Четвертый тип иконографии Богородицы - акафистный - основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь - Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты - ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная.

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила —истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI — XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь.

ПЕРВООБРАЗ

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III — IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

СЛЕДЫ ИСТОРИИ

Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

РУБЛЁВЫ

Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV.

Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

«Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

Екатерина СТЕПАНОВА

Один юноша стал посещать православный храм и спросил отца:


– Почему в церкви так много разных, непохожих одна на другую, икон Божией Матери? Ведь Божия Матерь одна, а Ее икон много и все – разные. Разве такое может быть?


Тогда отец принес старый, уже прилично потертый семейный фотоальбом, и стал вместе с сыном перелистывать его картонные страницы. Он показывал на пожелтевшие и местами потрескавшиеся фотографии и спрашивал сына, кто на них изображен:


– Здесь мама, ей три года, вот, видно по дате.


– А это?


– Это она в первом классе. Вот написано: «Средняя школа № 2».


– А вот?


– Здесь она уже на выпускном вечере.


Отец пропустил несколько листов с фотографиями студенческой поры, потом пошли свадебные и те, где худенькая девушка – уже юная мать с ребенком. Вот она уже заметно изменившаяся, взрослая женщина… Вот уже с сединой в темных и еще густых кудрях.


– Ну, а здесь мама во Владивостоке у тети Лизы в гостях… А это после операции… в позапрошлом году…


– Видишь, сынок, – сказал отец, – мама на всех фотографиях разная и в то же время везде не кто-нибудь, а она. Так и с иконами Пресвятой Богородицы. Матерь Божия одна, но Она являла Себя, Свою помощь людям в разное время и в разных местах. И каждое Ее явление отражалось потом разными людьми в иконах.


А с тех икон, принятых к почитанию Церковью, делались копии, списки уже другими людьми. У каждого иконописца была своя манера письма. И нередко считалось, что Дух Святой проявлял благодать Свою на совершенно безыскусных иконах и от них творились чудеса. В одной только книге Евгения Поселянина в конце XIX века описывается более 600 чудотворных икон Богоматери.


Но если бы люди фиксировали каждое проявление святой помощи Царицы Небесной в нашей жизни, то таких Ее «фотографий» было бы бессчетное число. И вот почему.


В творениях святых отцов мы не раз встречаем упоминание о том, что праведники, сподобившиеся вознесения в райские обители, не находили там Самой Царицы Небесной. «Где же Богоматерь?», – спрашивали они, и неизменно следовал ответ: «Нет Ее здесь. Она спасает на земле грешников».

Не зря мы и именуем Царицу Небесную «Скоропослушницей», «Споручницей грешных», «Радостью всех скорбящих», «Взысканием погибших», «Милующей», «Отрадой или Утешением», «Целительницей», «Одигитрией» («Путеводительницей»).

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия - по преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божья Матерь навсегда обещала Грузии своё покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась Терра Марианна - «земля Марии».

Но всё-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная ещё при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввёл в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божьей Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример - Владимирская икона Богородицы, которая сопровождала Россию на протяжении всей её истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишнёвом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды - символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звёзд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы - Бога Сына. Кайма на мафории - знак Её прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали её, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы.

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение.

На большинстве икон Божьей Матери Она изображена с Младенцем . Их отношения , представленные на иконе , можно разделить по трём христианским добродетелям - вера , надежда , любовь - и так запомнить три основные типа иконографии .

Вера - иконография, получившая название Знамение, или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») — с воздетыми к небу руками, на Её груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком - в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда - иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Её лице и всех нас, в левой руке держит свёрнутый свиток - символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица — Та, кто помогает идти по этому пути, - она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь - иконография Умиление, или Елеуса - «милующая», как её называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа с прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Как из этих типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом всё ещё подходит под описание своего типа? С первых греческих икон делались списки - они распространились по всему миру и зажили своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа - ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Её иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божью Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке Иверской - также свидетельство иконоборческих времён, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе Ченстоховской, которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряжённые в обоз с награбленным, встали; разъярённые грабители решили наказать икону и ударили по ней мечом - из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook