Бланк методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М

Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда". Выбранный вариант отметьте знаком "+"».

Обработка результатов и интерпретация. Под-считывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Методика «Т и Д» 35


Диагностирует состояния тревожности и депрессии. Инструкция. «Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить Ваше самочувствие. Если состояний, указанных в вопросе,

– у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;


Бланк методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона




Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

2

Мне не с кем поговорить

3

Для меня невыносимо быть таким одиноким

4

Мне не хватает общения

5

Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя

6

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне

7

Нет никого, к кому я мог бы обратиться

8

Я сейчас больше ни с кем не близок

9

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

10

Я чувствую себя покинутым

11

Я не способен раскрепощаться и общаться с теми , кто меня окружает

12

Я чувствую себя совершенно одиноким

13

Мои социальные отношения и связи поверхностны

14

Я умираю по компании

15

В действительности никто как следует не знает меня

16

Я чувствую себя изолированным от других

17

Я несчастен, будучи таким отверженным

18

Мне трудно заводить друзей

19

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

20

Люди вокруг меня, но не со мной

– встречаются очень редко – 4 балла;

– бывают временами – 3 балла;

– они бывают часто – 2 балла;

– почти постоянно или всегда – 1 балл».

Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка.

Текст опросника


1. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?

2. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?

3. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?

4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

5. Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?

6. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья ?

7. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

8. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?

9. Ожидание Вас тревожит и нервирует?

10. У Вас бывают кошмарные сновидения?

11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?

12. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?

13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении ?

14. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

15. Вам часто хочется побыть одному?

16. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно?

17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?

18. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?

19. Прежде чем принять решение, Вы долго колеблетесь?

20. У Вас возникает иногда чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?


Таблица 2.14

Номера признаков

Баллы

1

2

3

4

5

2

-1,38

-0,44

1,18

1,31

0,87

4

-1,08

-1,3

-0,6

0,37

1,44

8

-1,6

-1,34

-0,4

-0,6

0,88

9

-1,11

0,0

0,54

1,22

0,47

10

-0,9

-1,32

-0,41

-0,41

1,2

11

-1,19

-0,2

1,04

1,03

0,4

13

-0,78

-1,48

-1,38

0,11

0,48

14

-1,26

-0,93

-0,4

0,34

1,24

17

-1,23

-0,74

0,0

0,37

0,63

19

-1,92

-0,36

0,28

0,56

0,1

Таблица 2.15

Значение диагностических коэффициентов депрессии



Номера признаков

Баллы

1

2

3

4

5

1

-1,58

-1,45

-0,41

0,7

1,46

3

-1,51

1,53

-0,34

0,58

1,4

5

-1,45

-1,26

-1,0

0,0

0,83

6

-1,38

-1,62

-0,22

0,32

0,75

7

-1,3

-1,5

-0,15

0,8

1,22

12

-1,34

-1,34

-0,5

0,3

0,72

15

-1,2

-1,23

-0,36

0,56

-0,2

16

-1,08

-1,08

-1,18

0,0

0,46

18

-1,2

-1,26

-0,37

0,21

0,42

20

-1,08

-0,54

-0,1

0,25

0,32

Обработка полученных данных. Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в табл. 2.14 и 2.15, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

Алгебраическая сумма коэффициентов больше+1,28 свидетельствует о хорошем психическом состоянии . Сумма, меньше -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до +1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до -1,28.

Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действия. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и за здоровье своих близких в общении с людьми проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.

Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии , в снижении фона настроения, сужении и ограничении контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

Предметный статус методики: исследование эмоциональной сферы

Цель диагностирования: определение уровня субъективного ощущения одиночества

Таблица №11 «Первичные результаты исследования»

вариант ответа

Преобразованная

Итоговая

У подэкспертной диагностируется средний уровень выраженности субъективного ощущения одиночества.

Методика диагностики самооценки

Предметный статус методики: исследование личностных черт

Операциональный статус психодиагностической методики: тест

Цель диагностирования: исследование самооценки, реактивной и личностной тревожности

Таблица №12 «Первичные результаты исследования»

вариант ответа

нет, это не так

пожалуй так

совершенно верно

вариант ответа

почти никогда

почти всегда

Показатель ситуационной (реактивной) тревожности равен 63, что свидетельствует о высоком уровне ситуационной тревожности. В поведенческом аспекте это характеризуется: высоким беспокойством, нервозностью, напряжением. Может приводить к нарушения внимания, тонкой координации.

Показатель личностной тревожности равен 55, что свидетельствует о высоком уровне личностной тревожности. В поведенческом аспекте это характеризуется: устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Возможно прямая корелляция с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Шкала одиночества

Цель

Исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депресси­ей, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потреб­ность в нем.

Инструкция

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последова­тельно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вари­ант отметьте знаком«+».

Обработка результатов и интерпретация

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один и «никогда» - на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиноче­ства - 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.

Текст опросника

Утвеождения Часто Иногда Редко Никогда
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
2. Мне не с кем поговорить
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким
4. Мне не хватает общения
5. Я чувствую, будто никто дей­ствительно не понимает себя
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться
8. Я сейчас больше ни с кем не близок
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
10. Я чувствую себя покинутым
11. Я не способен раскрепо­щаться и общаться с теми, кто меня окружает
12. Я чувствую себя совершенно одиноким
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны
14. Я умираю по компании
15. В действительности никто как следует не знает меня
16. Я чувствую себя изолирован­ным от других
17. Я несчастен, будучи таким отверженным
18. Мне трудно заводить друзей
19. Я чувствую себя исключен­ным и изолированным другими
20. Люди вокруг меня, но не со мной

Шкала депрессии

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Тест адаптирован Т.И. Балашовой.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Ис­пытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД = ∑ пр. + ∑ обр

где ∑ пр - сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1,3,4,7,8,9, 10, 13, 15, 19;

∑ обр - сумма цифр, «обратных» зачеркнутым, к высказываниям № 2,5,6, 11, 12, 14, 16, 17, 18,20.

Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ста­вим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 - ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 - ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 - ставим в сумму один балл и т.д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вы­вод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов - субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состоя­ние диагностируется при УД более 70 баллов.

Бланк для ответов

Шкала депрессии

Фамилия__________ Дата _________

Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже пред­ложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависи­мости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

А - никогда или изредка

В - иногда

D - почти всегда или постоянно

Литература

1. Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. - 1994. №3.

2. Анциферова Л.И.. Поздний период жизни человека: ти­пы старения и возможности посту­пательного развития личности // Психологический журнал. - 1996. №6.

3. Ливерхуд Б.. Кризисы жизни - шансы жизни. Раз­витие человека между детством и старостью. - Калуга, 1994.

4. Максимова С. Г. Социально-психологические особен­ности личности позднего времени. - Барнаул, 1998.

5. Массен и др. Развитие личности в среднем возра­сте //Психология личности. Тексты. - М, 1980.

6. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М., 2001.

7. Сапогова ЕЕ Психология развития человека: Учеб. пособие. - М., 2001.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву­зов.-М., 2000.

9. Толстых А.В. Возраст жизни. - М., 1998.

10. Франкл Б. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

11. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М., 1996.

12. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1996.

Учебное издание Дарвиш Олеся Борисовна

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Редактор И.Н. Голубева

Компьютерная верстка О.Н. Емельяновой

Корректор Т Л. Кокорева

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.

Сдано в набор 30.09.02. Подписано в печать 27.02.03.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 16,5.

Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.).

Заказ № Я-520

«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: [email protected]

http://www.vlados.ru

Государственное унитарное предприятие

Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс».

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2.

Утверждения

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

Мне не с кем поговорит

Для меня невыносимо быть таким одиноким

Мне не хватает общения

Я чувствую, будто никто не понимает меня

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне

Нет никого, к кому бы я мог обратиться

Я сейчас больше ни с кем не близок

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

Я чувствую себя покинутым

Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

Я чувствую себя совершенно одиноким

Мои социальные отношения и связи поверхностны

Я умираю от тоски по компании

В действительности никто как следует не знает меня

Я чувствую себя изолированным от других

Я несчастен, будучи таким отверженным

Мне трудно заводить друзей

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.
Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» - на 2, «редко» - на 1 и «никогда» - на 0.
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.

Интерпретация

высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов,

от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества,

от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.

Чувства, которые ассоциируются с одиночеством

Факторный анализ эмоциональных состояний одинокого человека

отчаяние

депрессия

невыносимая скука

самоуничижение

Отчаяние

Нетерпеливость

Ощущение собственной непривлекательности

Подавленность

Никчемность

Беспомощность

Опустошенность

Желание к перемене

Ощущение собственной глупости

Напуганность

Изолированность

Скованность

Застенчивость

Утрата надежды

Жалость к себе

Раздражительность

Незащищенность

Покинутость

Меланхолия

Неспособность взять себя в руки

Отчужденность

Ранимость

Тоска по конкретному человеку

Факторный анализ причин одиночества

свобода от привязанностей

отчужденность

уединенность

вынужденная изоляция

перемена места

Отсутствие супруга

Чувствую себя «белой вороной»

«Прихожу домой в пустой дом»

Привязанность к дому

Пребывание вдали от дома

Отсутствие партнера

Непонимание со стороны других

«Всеми покинут»

Прикован к постели

Новое местоработы или учебы

Разрыв отношений с супругом,
с любимым

Никчемность

Отсутствие средств

Слишком частые переезды или передвижения

Отсутствие близких друзей

Частые разъезды

Факторный анализ реакций на одиночество

печальная пассивность

активное уединение

прожигание денег

социальный контакт

Учусь или работаю

Транжирю деньги

Звоню другу

Делаю покупки

Иду к кому-нибудь в гости

Сижу и размышляю

Слушаю музыку

Ничего не делаю

Делаю зарядку

Переедаю

Принимаю транквилизаторы

Занимаюсь любимым делом

Смотрю телевизор

Хожу в кино

Пью или «отключаюсь»

Читаю
Музицирую

Люди веками пытались избежать одиночества или привыкнуть к нему. Несогласный – проклинал одиночество, смирившийся – не замечал, мудрый – наслаждался. Одиночество существовало, и значит оно необходимо.

Первые психологические исследования одиночества сосредоточивали внимание на личностном самовосприятии этого состояния. Роджерс рассматривал одиночество как отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств. Он считал, что, стремясь к признанию и любви, люди зачастую показывают себя с внешней стороны и поэтому становятся отчужденными от самих себя. Уайтхорн поддержал это мнение: «Некоторое существенное несовпадение между самоощущением «Я» и реакцией на «Я» других порождает и обостряет чувство одиночества; этот процесс может стать порочным кругом одиночества и отчуждения».

Таким образом, Роджерс и Уайтхорн полагают, что одиночество порождается индивидуальным восприятием диссонанса между истинным «Я» и тем, как видят «Я» другие.

Эта идея была проверена немногими исследованиями. Эдди выдвинул гипотезу о том, что одиночество связано с несоответствием между тремя аспектами самовосприятия: самовосприятием личности (актуальное «Я»), идеальным «Я» личности и представлением личности о том, как ее видят другие (отраженное «Я»).

Зачастую низкая самооценка – это некая совокупность мнений и поведения, которая мешает установлению или поддержанию удовлетворительных социальных взаимоотношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимосвязи самоуничижительно. Они более склонны относить неудачи в общении за счет внутренних, самообвиняющих факторов. Люди, невысоко себя оценивающие, ожидают, что другие тоже считают их ненужными. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нем. В целом низкая самооценка зачастую воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного сознания и поведения, которая искажает социальную компетентность, подвергая людей риску одиночества.

Чувствовать себя одиноко можно и наедине с собой, в толпе людей и даже рядом с любимым человеком. Решение проблемы одиночества в том, что надо определить, какого именно общения и с кем не хватает, какой информации и каких впечатлений не достает, и именно этот недостаток восполнять.

Насколько ты одинок?.. Тест на чувство одиночества. Методика субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона.

5 Rating 5.00 (2 Votes)

Опросник предложен Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном.

Цель методики: исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.

Испытуемому предлагается рассмотреть ряд утверждений последовательно и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к его жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда" (табл. 10).

Таблица 10. Опросник "Шкала одиночества"

Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

Мне не С кем поговорить

Для меня невыносимо быть таким одиноким

Мне не хватает общения

Я чувствую, будто никто

действительно

не понимает меня

Я застаю себя

в ожидании, что люди

позвонят или напишут

Нет никого, к кому я мог бы обратиться

Я сейчас больше ни с кем не близок

Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи

Я чувствую себя покинутым

Я неспособен

раскрепощаться

и общаться с теми, кто

меня окружает

Я чувствую себя совершенно одиноким

Мои социальные отношения и связи поверхностны

Я умираю по компании

В действительности никто как следует не знает меня

Я чувствую себя изолированным от других

Я несчастен, будучи таким отверженным

Мне трудно заводить друзей

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка результатов: подсчитываете количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов "часто" умножается на три, "иногда" на два, "редко" - на один и "никогда" - на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества -60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.

Тест "Незаконченные предложения"

Этот тест относится к методикам, изучающим мотивационную сферу и направленность личности (рис. 16). Мотивы - это побуждения, связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить, случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Рис. 16.

Мотивы отличаются друг от друга видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются.

Центральным элементом мотивационной сферы личности является ее направленность. Направленность - это система осознанных целей, которые активно достигаются в процессе деятельности. К. К. Патонов выделяет следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень - это общественная значимость направленности человека, зависящая от того, в какой мере цели деятельности личности соотносятся с общественными идеалами. Это качество направленности связано с моральным обликом и идейностью личности.

Широта направленности связана с разнообразием целей, которые ставит перед собой человек.

Интенсивность направленности определяется степенью оформленности, осознанности и активности, лежащих в основе ее побуждений.

Устойчивость направленности - это ее устойчивость во времени, степень сопротивляемости отвлекающим воздействиям. Устойчивость направленности связана с волевыми свойствами личности.

Действенность - это степень реализации целей направленности в практической деятельности.

Целью теста является исследование направленности индивида, системы его отношений. Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 60 незаконченных предложений, каждое из которых направленно на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и притязаний.

Обработка результатов. Все предложения в соответствии с ключом (табл. 11) разносятся по шкалам, после чего производится качественный анализ каждого предложения. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается в один балл. Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка Если предложение нейтрально, оно оценивается в 0 баллов. Данные отмечаются на бланке, где графически изображается профиль личности.

Таблица 11. Ключ к тесту "Незаконченные предложения"

Понравилось? Лайкни нас на Facebook